: Блог: Три поколения
Авторский блог Владимир Бондаренко 14:14 17 мая 2019

Три поколения

Юрий Бондарев, Александр Проханов, Захар Прилепин… 
16

Сегодня есть уникальная возможность вглядеться в лидеров сразу трёх поколений русской литературы.  

Юрий Бондарев, Александр Проханов, Захар Прилепин… 

Несомненные лидеры и всей русской литературы, и своего поколения, при этом каждый — со своим лицом, каждый — неповторим. 

Юрия Бондарева не спутаешь ни с Виктором Астафьевым, ни с Георгием Баклановым, ни с Даниилом Граниным… 

Александр Проханов также не похож ни на кого из лидеров своего поколения: ни на Валентина Распутина и всех славных наших "деревенщиков", ни на Эдуарда Лимонова, ни на Андрея Битова, ни на  Дмитрия Балашова… 

Вот и самый молодой из них, Захар Прилепин, стал знаковым писателем поколения уже XXI века не в силу своей схожести с кем-то и типичности, а скорее — в силу своего характера, несомненного личностного лидерства.  

Все трое, один за другим, при всей своей неповторимости, продолжают главную линию русской литературы — глубинного психологического реализма. Все трое из разных поколений, но каждый — фронтовик. 

Юрий Бондарев — давний герой уже легендарной Великой Отечественной войны. 

Александр Проханов прошёл Афганистан и Чечню, был почти на всех локальных военных конфликтах холодной войны. 

Захар Прилепин тоже успел поучаствовать в нескольких войнах. 

У каждого из них есть своя фронтовая проза. В силу близости своих биографий, они и в жизни оказались близки друг другу — писатели-патриоты, любящие свой народ, своё государство.  Сильнейшие прозаики и при этом — незаурядные личности, несомненная элита русского народа.  

Я хорошо знаком со всеми тремя. Горжусь своей дружбой с ними, но выбрал именно их в качестве лидеров своих поколений не в силу этой дружбы, а потому что, благодаря ей, хорошо знаю каждого из них, знаю их творческие и лидерские качества.  

Уже первые бондаревские военные повести "Батальоны просят огня" (1957), "Последние залпы" (1959) вывели его в лидеры фронтовой прозы, в ряд лучших писателей поколения Великой Отечественной. Не случайно ещё один замечательный писатель-фронтовик Василь Быков так высказался о своём собрате: «Все мы вышли из бондаревских “батальонов”». Но Бондарев не стал замыкаться на военной тематике, он смело шёл вперёд, выходя на самые острые проблемы современности: повесть "Тишина", роман "Горячий снег", и так — до самых последних времён. Недавно Юрию Васильевичу исполнилось 95 лет, но он и сейчас не хочет сдаваться времени. Бондарев — не исторический писатель, не автор эпопей, он весь: с самого начала и до нынешних дней, — летописец современности. 

Впрочем, точно так же, как  и другие мои герои: Александр Проханов и Захар Прилепин. За каждым из них — своя эпоха, свой стиль, свои характерные образы. Может быть, они станут героями моей будущей книги о трёх эпохах: фронтовая проза, далее — "проза сорокалетних" и, наконец, "постимперская" литература третьего тысячелетия… 

Характерно, что все трое абсолютно независимы друг от друга. Ибо, если и говорить об их литературной зависимости, то это зависимость каждого, прежде всего — от своей эпохи, а уж потом — преемственность и зависимость этих эпох друг от друга. Каждый из них — главный летописец именно своего времени. И уже не так важно, какая война где описывается: Вторая мировая, чеченская, афганская или донбасская, — все они увидены глазами наших писателей, наших летописцев. 

Эпоха от военных лет до «оттепели» блестяще представлена Юрием Бондаревым. Весь брежневский и послебрежневский период достался Александру Проханову, а уж теперь слово о времени берёт на себя Захар Прилепин… 

Александр Проханов сегодня — уже живой классик, самый именитый писатель нашего времени. Знаю его больше сорока лет, читал все его книги. Когда-то Александр Солженицын говорил мне о природной метафоричности Проханова, и он был прав. Проханов метафоричен по сути своей, в любом дружеском застолье, в беседах своих он даже более ярок, чем в романах. Прямо записывай всё на магнитофон и вот тебе — парад метафор. 

Авангардный стиль сближал Проханова с поэтами-шестидесятниками, с либеральными вольнодумцами.  

Но, при всём восхищении его природной метафористикой, его авангардной стилистикой, наизаглавный смысл его прозы всегда был в другом — в державности. Переиначивая характеристику Солженицына, я бы сказал о природной державности Александра Проханова.  

И вот третий, самый молодой из этой троицы — Захар Прилепин. Его страшный роман "Патологии" я бы не задумываясь поставил в один ряд с ранней фронтовой прозой Юрия Бондарева и Василя Быкова, Константина Воробьёва и Виктора Астафьева. С этим романом Захар Прилепин сразу вошёл в лидеры своего поколения. На голову опередив всех своих сотоварищей, уже годами публикующихся в толстых журналах. Мне Захар Прилепин видится неким Максимом Горьким современности — даром что земляки-нижегородцы.  

Роман Прилепина "Санькя" может стать для будущих поколений наших соотечественников своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом романа Николая Островского "Как закалялась сталь" — в других условиях, с другими общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Сумеют ли заметить наши власти этот поворот в умонастроениях общества, изменят ли свою линию поведения или заведут общество в тупик, безнадёжный и кровавый, — покажет ближайшее будущее.  

Перед нами — почти целый век русской литературы высшего уровня. Пока они живы, говорить о каком-либо кризисе в нашей словесности не имеет смысла. В самой России меняется политика, меняется идеология, меняется экономика. А литература остаётся неизменной — великой и восхитительной… 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
17 мая 2019 в 15:13

У них у всех, как и у автора, есть еще время, действительно обеспечить себе место в пантеоне самых яростных борцов за счастье человечества, признав публично, что капитализм погиб в 1976 г., когда, после отмены золотопаритетности денег, выпуск денег изменился, капиталисты перестали получать выпускаемые незолотопаритетные деньги, превращенную прибавочную стоимость, и исчезли.
У них у всех, как и у автора, есть еще возможность спасти Россию, публично потребовав направления УЖЕ выпускаемых денег в России в бюджет России.
Но\, конечно, Юрий Бондарев и Александр Проханов, в любрм случае занимают уже место в пантеоне величайших людей нашего народа. Юрий Бондарев за то, что лично победил фашизм, а Александр Проханов за то, что дал возможность на своем сайте оповещения о гибели капитализма.
А вот с Захаром Прилепиным дело здесь пока обстоит не важно. Он все ще занимается нагло голословным обманом народа, что капитализм якобы все еще существует. Пора ему заняться плотнее мировоззренческими вопросами.

17 мая 2019 в 17:58

"Но бедный, бедный мой Евгений…
Увы, его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял..."

Пушкин АС Медный всадник

17 мая 2019 в 18:42

Беда, Вадим, что Вы ничего не можете сказать по существу грандиознейших открытий современности. Например, по существу эмиссионности эксплуатации. Правда, это величайшее открытие сделал еще Маркс, потом это его открытие забыли и пришлось это открывать вновь.
Это, как и многое другое, в первую очередь, не понимание Вами гибели капитализма 43 года назад, не позволяет Вам вообще ничего говорить по существу происходящего. Погиб СССР, погибло множество людей и родолжается их гибель, вот-вот погибнет Россия, не владеющая выпуском своих денег, а Вы, Вадим, ерничаете?

17 мая 2019 в 19:02

Так и знал, я не смеюсь над старым штурманом, который устал и сбился с маршрута, в бесконечных поисках счастья для погибающего человечества.

17 мая 2019 в 19:15

И опять голословно и не по существу обсуждаемого. Когда Вы, Вадим, начнете работать со смыслами. Вопрос ведь прост: есть капитализм или нет его? Так надо и давать ответ на него, если вступаете в дискуссию по капитализму. Поверьте, что Ваш юмор здесь ни к чему.
Если Вам что-то не ясно, то задавайте вопросы. Три года здесь я выслушиваю юморески или оскорбления. И лишь одна Людмила Федорова попыталась отстоять свое понимание существования капитализма по надуманным признакам., а не по науке, не по теории прибавочной стоимости Маркса и не по учению Маркса о развитии человечества. Остальные и на это оказались не способны.
И не передергивайте. Вы смеетесь над гибелью СССР, над гибелью множества людей.

17 мая 2019 в 19:44

женя батькович это тупик(

17 мая 2019 в 21:44

Почему? Не можете даже задать вопросы? Здесь, на сайте Завтра все больше растет количество мировоззренчески грамотных, понимающих, что происходит смена формаций, что в этом все дело. Поймете, уверен, это и Вы, Вадим батькович.
Это же элементарно. Эксплуатация - это присвоение выпускаемых денег, в которые превращается абстрактная прибавочная стоимость. Капиталистическая эксплуатация закончилась после отмены золотопаритетности денег, когда капиталисты утеряли возможность присвоения золотопаритетных выпускаемых денег. Присвоение выпускаемых денег (превращенной прибавочной стоимости), находится сегодня в руках ворья, фглонистов, частных банкиров, незаконно выпускающих себе деньги. Направим УЖЕ выпускаемые деньги в России в бюджет РФ, спасем Россию, избавим народ от эксплуатации и войдем в коммунизм.

19 мая 2019 в 21:43

Вадим
Быков
17 мая 2019 в 19:02 Оценить комментарий:
Так и знал, я не смеюсь над старым штурманом, который устал и сбился с маршрута, в бесконечных поисках счастья для погибающего человечества.
****************************************
+ 100 !!!
Был САНЬКя Прилепин , да весь вышел !
Моё мнение может не совпадать с мнением автора.

18 мая 2019 в 03:44

Зря хвалите так Прилепина, в превосходных степенях, испортите. Сравнение с Горьким в ваших кругах встречаю уже неоднократно, а это значит система - поиск преемников.

Вымпел второго Горького надо заслужить временем, а не быть назначенным. Прилепин пока рядовой писатель, ничем из общего лит. процесса не выделяемый. С приходом к власти буржуазии мы видим некоторые общие тенденции и весь писательский корпус, увы, в них вписан. Горький выпестовал соцреализм , как лучшее выражение русского реализма.

Буржуазия породила жанр нуар-литературы, в русской транскрипции - чернуха. Ему на смену пришел новый романтизм, принявший какие то совсем извращенные, сопливые формы. И на пороге, где то совсем близко новый русский реализм.

18 мая 2019 в 07:07

"Его приподняло и несло; кто-то, хрипя, лез сзади на плечи, упорно, обезумело упираясь кулаками ему в спину, в затылок. Возникло сбоку с пустыми, вылезшими из орбит глазами и перекошенным ртом, сизое и потное лицо парня. В исступлении колотя кулаками, он лез куда-то в сторону и вверх, на головы людей, и Константин, охваченный внезапным бешенством к этому безглазому лицу, готовому все смять, с ненавистью и злой силой ударил его головой в нависший подбородок и еще раз ударил.

Толпа чугунными толчками давила на спину Константина, все плотнее притискивая его к машине, к ее крылу, к подножке, на которой прижалась Ася. Людской вал неистовым напором вырывался к проходу, наваливался сзади на машины, на Константина. А он, напрягая мускулы спины, рук, опершаяся в железную дверцу грузовика, старался удержать всем своим телом натиск толпы, охранить этот уголок подножки с Асей. И видел лишь ее огромные, молящие глаза, раскрытые на половину лица от боли, Он уже не слышал крики и гул толпы, темными кругами шло в голове. «Сколько так будет — секунда? Минута? — туманно мелькнуло в его сознании. — День? Год? Всю жизнь? Я не выдержу так пяти минут… Я не чувствую рук. Что же делать? Что же делать? Я ничего не могу сделать! Неужели я не могу!.. Вот легче, стало легче…»

Сквозь пот, разъедающий глаза, он вдруг заметил под ногами цепляющиеся красные пальчики, они поползли из-под машины, и, как из серого тумана, поднялось грязное, дурное лицо девочки — она захлебывалась слезами, высовывая голову из-под машины, и, царапая пальцем по рубчатой резине колеса, позвала тоненьким, комариным голосом:

— Мама… Мамочка… Я хочу к маме… Я хочу домой…

Константин увидел ее в тот момент, когда толпа, оттиснутая цепью милиционеров, качнулась назад. Он оглянулся. Знал — сейчас толпа, напираемая сзади, снова качнется вперед, забьет трещину, в нее ринутся что-то орущие милиционерам, лезущие сбоку и из-за спины парни с ничего не видящими сизыми лицами. И приплюснут его, и сомнут девочку возле ската грузовика.

Он крикнул пересохшим горлом:

— Под машину! Под машину!

Растягивая в плаче большой рот, икая, она повела на Константина глазами; пуговицы на ее обтрепанном пальтишке были вырваны с мясом, белые нестриженые волосы растрепанно спадали на плечи.

— Мама!.. Мамочка!.. Домой!.. Я хочу домой!..

Отталкиваясь одубевшими руками от железной дверцы, он хотел еще раз крикнуть: «Под машину!», но голоса не было, и в эту минуту краем зрения увидел Асины протянутые руки к девочке, оттолкнулся всеми мускулами от дверцы, сделал шаг к скату, только на миг ощутил под пальцами слабенькую детскую ключицу и почти швырнул девочку к Асе на подножку. Успел заметить, как Ася прижала ее светлую голову к коленям, — дверца машины темной зеленой стеной повернулась перед глазами, он сделал обратный шаг к ней. Но в эту минуту страшным напором толпы его крутануло возле подножки, ударило левым боком о крыло грузовика. Он услышал удар о железо, оно, казалось, вошло в его тело и оглушило, ожгло пронзительной болью. «Неужели? Меня? Меня? Неужели? Меня?.. — огненно скользнуло в его сознании. — Меня? Не может быть! Не может быть!..»

Он почувствовал, что не может поднять руки, и опять услышал жесткий железный хруст. Он хотел подняться на цыпочки, стараясь высвободиться, вдохнуть воздух. Но тотчас его сдавило дышащими, рвущимися возле машины телами, откинуло на радиатор, мотнуло головой на железо. Готовый закричать от боли в боку, он схватился за радиатор, через текущий туман еще пытаясь найти лицо Аси, прикрытые ее руками светлые волосы девочки. Но не увидел их, ужасаясь тому, что он ничего не может сделать, пошевелить пальцем. И он прохрипел, ощущая губами соленое железо радиатора:

— Под машину… Под машину, Ася! С девочкой… Под машину!

Он улавливал воющий, нечеловеческий крик, и как будто в зрачки ему лезло лицо женщины с развалившимися на два крыла черными волосами, ее раздирающий вопль:
— Сам ушел и детей моих унес! А-а!.."

Приведенное описание похорон Сталина из романа Ю.В.Бондарева "Тишина" (1962-1964) - важный вклад автора не только отечественную литературу, но и в историю, ибо эти страницы были мощнейшей профилактикой от возврата советского режима на кровавый путь 1917-1953 гг.

20 мая 2019 в 11:07

Ваш автор описывает ведь не МГБ и Берию, а народ - наш русский народ, в исступлении стремящийся проститься с вождем. Вы же, вслед за автором, ненавидите этот народ. Вы его враг?

20 мая 2019 в 16:41

Ненависть эту я вижу только в цитируемом отрывке.
Пассаж не относится ко всему творчеству автора и тем более не посягает на очернение его боевых заслуг.

19 мая 2019 в 18:49

Тройка, - но не "птица"!, а "лебедь, рак и щука". (((

Ещё немного, ещё чуть-чуть и газету "Завтра" можно будет переименовать во "Вчера".
Всё никак не разберутся ОДНОЗНАЧНО с прошлым, а ведь настоящее даёт к нему поистине золотой ключик - проверните, и понятно, что нет другого будущего у Страны, чтобы не растерять последние цивилизационные связи с постсоветским пространством, кроме социалистического построенного на Ленинско-Сталинском фундаменте. Трубы для образования СССР-2 плохое связующее. Да и качать скоро, по историческим меркам, будет нечего.
А патриоты разных мастей и верований всё с отмычками лезут каждый со своей. Замок сломаете! Скоро выборы в Думу. Из кого будем выбирать, или опять в молчанку-запутянку играть прикажут?

;) Леса тоже скоро не будет: не сгорят, так китайцы вырубят. В мегаполисах его, вообще зелени, всё меньше: реновация совсем загубит, храмами застроят, многоэтажками. Храм - он для души верующего воцерковлённого; зелень в городе, сквер - для души
не воинствующего атеиста, которых гораздо больше и другим это соотношение уже не будет. Опросы обычно показывают то, что нужно строительной мафии.

"Снести, нельзя модернизировать!" "В лесу жить не будете!"; деревья в кадках, город в развязках, дворы в парковках - любовь собяниных: дорого, даже очень дорого и кому-то выгодно: тому для кого квартира в городе - с любовницей перепихнуться и семейный коттедж в лесу, на берегу реки, озера.

19 мая 2019 в 21:49

Виталий
Веселовский
Сегодня в 18:49 Оценить комментарий:
Тройка, - но не "птица"!, а "лебедь, рак и щука". (((

Ещё немного, ещё чуть-чуть и газету "Завтра" можно будет переименовать во "Вчера".
Всё никак не разберутся ОДНОЗНАЧНО с прошлым,
///////////////////////////////////////////////////////////
ЛОГИЧНО !

21 мая 2019 в 07:32

Не перестаю удивляться,как "дозируют" выступления писателя Захара Прилепина наши либеральные СМИ.

Передачу на НТВ "Уроки русского" сделали так,чтобы потрясающие вещи Захар говорил скороговоркой. Для сравнения стоит посмотреть передачу "Тем временем" Архангельского на "Культуре" . Там вольготно либералам. Такая же длинная нудная "размазня" часто бывает и на словесной эквилибристике в передаче "Агора".

Где бы найти специалиста,чтобы передачу на НТВ под названием "Уроки русского" повторять с медленным сурдопереводом. Там такие убийственные для нашего "либерализма" формулировки и разящие фразы.