Авторский блог Максим Собеский 17:30 31 января 2014

Три года Тахрира: Фейсбук, джихад и звездно-полосатый

Начавшееся в декабре 2010 года арабское восстание свергло правительства четырех стран, опустошило гражданской войной Сирию и ввергло в хаос Египет. Поначалу все развивалось романтически. Народные массы, теряя погибших в бунте, заставляли уходить сидящие десятилетиями династии чиновников. Итог оказался контрреволюционным: коррупционеры у власти и зловещее знамя нового исламского средневековья.

Начавшееся в декабре 2010 года арабское восстание свергло правительства четырех стран, опустошило гражданской войной Сирию и ввергло в хаос Египет. Поначалу все развивалось романтически. Народные массы, теряя погибших в бунте, заставляли уходить сидящие десятилетиями династии чиновников. Итог оказался контрреволюционным: коррупционеры у власти и зловещее знамя нового исламского средневековья.

Полноценной информации о ситуации на Ближнем Востоке в нашей стране немного. Конечно, есть узкоспециализированные научные и левые ресурсы, в которых пишут о политических лабиринтах и реалиях того мира. Панорама Арабской весны донесена обрывочно, в формате новостей. А понять – как все происходит, хочется.

Мемуары творца египетского Тахрира Ваэля Гонима «Революция 2.0» заполнят пробел. Изданная на русском языке книга с рекламирующим предисловием Юрия Сапрыкина – главред сайта «Афиша», что пишет про проблемы ЛГБТ – вызвала лишь восторженные придыхания про революцию от креативной публики. Синдром «Жан-Жака».

Читать Гонима без набора определенных знаний о геополитике и регионе бесполезно. В реальности «Революция 2.0» – успешный продукт лоббистики исламистов для книжного рынка Европы. Книга написана эзоповым языком. Сверху намазан мед – история о талантливом IT-инженере, сотруднике «Гугл», и социальном упадке Египта Хосни Мубарака.

Для начала штрихи к биографиям тех, кто составил весомую часть Тахрира; раньше выплеснувшихся на улицы Туниса, а сейчас отрезающих головы христианам в Сирии. Автор, Ваэль Гоним, родился, шел 1980 г., в семье среднего класса. Его отец, как и многие, от безденежья отправился работать в Саудовскую Аравию. Как и тысячи молодых египтян, Гоним с головой окунулся в исламизм и летом 1998 г., еще студентом, создал сайт «Islam Way», права на который затем передал религиозным фундаменталистам, обосновавшимся в США.

Египетская интеллигенция социалиста Гамаля Абделя Насера ратовала за национализм, женщины, как и мужчины, носили европейскую одежду – сейчас пришла паранджа и коррупция, воспряли «Братья мусульмане». Впрочем, Гоним лаконичен: «В университете я сталкивался с множеством религиозных групп, с Братьями мусульманами, и участвовал в их деятельности». Далее, по развитию сюжета «Братья» упоминаются лишь как соучастники Тахрира и жертвы МВД; сам Гоним тактично не стал полноправным участником радикального движения.

Американский аналитик Раймонд Сток из «Научно-исследовательского института Внешней политики» уверенно заявляет о годовом членстве юного Гонима в «Братьях мусульманах» и его лояльности им при становлении в сети Тахрира (www.fpri.org/articles/2012/07/donkey-camel-and-facebook-scam-how-muslim-brotherhood-conquered-egypt-and-conned).

Гоним последовательно описывает сгнившую вертикаль власти, практически непреодолимую однопартийность и абсолютное взяточничество (39 млрд. фунтов годовых), начиная от вузов и заканчивая властным чиновничеством: «Обман и мошенничество стали в Египте обыденной практикой, распространились на деловую жизнь и коммерческие сделки, и на выборы».

Анвар Садат и Хосни Мубарак, имитируя выборы, получали 90-99 % голосов, а спецслужбы преследовали оппозицию. Соответственно: «Большинство политической деятельности предпочитало безопасность. Информаторы проникли так глубоко, что египтяне боялись обсуждать политику». Гоним подчеркивает репрессалии «религиозных групп», но, если взять исследование журналиста А. Шимулина «Террор без границ», выяснится – «Братьев мусульман» подавляли, но не до конца, чтобы использовать как козырь в играх с Западом.

Политическое уныние Египта изменил Интернет и давление «международного сообщества»; выборы в 2005 г. дали треть мест в парламенте исламистам. «Египтяне ненавидели НДП и проголосовали за любого, кто противостоит ее монополии», – сообщает автор. Как ясно из текста, либеральные оппозиционеры были лишь мыльным пузырем: «один кандидат пообещал вернуть шурбуш цилиндрический головной убор, который мужчины носили до середины прошлого столетия». Сеть же росла стремительно – с 1.5 миллионов пользователей в 2004 г. до 13.6 миллионов спустя четыре года. Именно всемирная паутина, а не оппозиционные организации, резко подорвал влияние правящей «Национал-демократической партии», а массы мелких движений вдруг заручились публичной, пока виртуальной, поддержкой сотен тысяч.

Все это время Гоним анонимно троллил в сети Мубарака. Карикатуры, шутки. Считает, получалось неплохо: лайкали многие.

Вернемся к биографии: еще не окончив вуз, Гоним женился на белой неофитке ислама из США. В «Революции 2.0» она фигурирует как Илка (некая Джонсон), и сообщается, что уже в Штатах девушка носила строго исламские одеяния. Далее: со второй попытки работа в корпорации «Гугл» региональным менеджером на Ближнем Востоке и в Северной Африке; до этого развитие исламского IT-бизнеса. Жил с семьей он уже не на родине, а в Объединенных арабских эмиратах.

Оставим на время карьерную нирвану Гонима. Пока инженер рос, борьба за власть в Египте обострилась. Любопытно – эскалация произошла при росте экономики в 5-6 годовых процентов. Прогресс съедался диким уровнем рождаемости и разгульным образом жизни городских элит, в то время как 12 миллионов человек не имели своего жилья.

В феврале 2010 г. Ваэль открывает в Фейсбуке страницу Мохаммеда Эль-Барадеи, условного либерала и директора МАГАТЭ. Взаимоотношения между мужчинами нарисованы картинно, якобы проект был инициирован Гонимом без ведома Барадеи. Дипломатично опускается работа первого еще и над сайтом Барадеи. В целом, Гоним на Барадеи обкатал Фейсбук в условиях арабского общества, успешно составил информационную конкуренцию системным СМИ.

Дальше – больше: за сетевым прорывом – революция в режим прямой трансляции. На все ушло полгода. Точка отсчета описывается так: «8 июля я увидел в «ленте» шокирующую картину изуродованного лица человека лет 25, передних зубов нет. Халеда Саида в Александрии забили два сотрудника тайной полиции». Кем бы ни был несчастный, в настоящем его родственники, по информации западных СМИ, на стороне «Братьев мусульман».

В принципе, обыденное преступление силовиков Мубарака, но за дело берется Гоним, и Фейсбук получает стремительно раскрученную до 400 тысяч подписчиков страницу – «Мы все Халед Саид». Цитата: «Для продвижения я применил весь опыт маркетинга; название страницы должно быть кратким; в нем звучало сострадание; я писал от первого лица, от Саида на разговорном египетском языке; неформальность встречала популярность».

Что же собственно произошло в Египте, с подачи бойко жмущего на клавиатуру Гонима? Ответ – вышли на улицы и склеились в консолидированную массу египтяне разных религий, классов и взглядов; 81 % пользователей «Мы все Халед Саид» не достигли 30 лет. Цель одна – Мубарак должен уйти. На первую акцию «Немое стояние», ее московский аналог «Белое кольцо», по оценке «Рейтер» пришло 8 тысяч. Как правило, большинство уже подтягивалось, увидев в Фейсбуке залайканые новости.

«Угодно Аллаху» – оборот Гонима – было и дальше собираться, но теперь преимущественно у мечетей, особенно к пятничным молитвам, что сбило массы поближе к «Братьям мусульманам». Пока об этом мало кто думал. Ваэль атаковал Мубарака все новыми акциями, используя чаще общенациональную повестку, не давая горячим египтянам остыть и уйти с улиц, и успокаивая полицию миротворческой риторикой. Президент, в ответ, бил демонстрантов и не уходил.

Админ «Мы все Халед Саид» недолго анонимен; причастность Гонима случайно узнает египетский оппозиционер: «Ты в Дубаи, вот почему ты такой храбрый, тебя не поймают»; затем Фейсбук блокирует страницу за нарушение правил пользования. После переговоров люди Марка Цукерберга открывают доступ к инструменту революции. Возникает вопрос: почему выгодная исламистам страница разморожена, а Гоним продолжает работу в «Гугле», запрещающем сотрудникам политическую активность? Для справки: обе компании максимально лояльны спецслужбам США; фейсбучная страница «Оккупай Гези», с 200 тысячами участников – турецких граждан, протестующих против исламизма, была забанена.

Наконец, в 2011 г. «Мы все Халед Саид» пошел ва-банк: на 25 января Гоним назначает Тахрир – собраться и не уходить. Общественный настрой был уже взвинчен до предела. «Акцию раскручивали даже страницы юмора», – вспоминает революционер. Хотя число просмотров страницы колебалось между 100 и 500 тысячами, редко собирая 2 тысяч лайков.

В день Икс на площадь Тахрир ударили все вместе: исламисты, – «нам их участие здорово помогло», контролируемые ими профсоюзы, средний класс, студенты, футбольные фанаты, христиане. Через две недели, 11 февраля, «фараон» пал: отключения Интернета не помогали, погибло от 300 до 846 человек, а полицейских убивали с первого дня.

О чем Гоним говорит в полслова? Описание своего ареста тянет на Голливуд. Человек, «родивший» Тахрир, едет из ОАЭ в Египет; когда его – кто бы сомневался? – берут 27 января спецслужбы, админ попадает в их руки с открытой электронной перепиской в Фейсбуке: «8 тысяч писем, списки более 20 тысяч участников демонстрации, и длинный список помощников, которые участвовали в работе».

Оперативники проявляют редкое скудоумие, занимаясь беседами о Госдепе США, патриотизме и необходимости пыток. Ваэль проводит 11 дней с маской на голове, в грязных трусах, и отпускается на Тахрир. Произнести речь победителя, и выпроваживать старика Мубарака с трона, что состоялось не без давления США. «Мы все Халед Саид», тем временем, листают до 2 миллионов египтян, комментарии и «нравится» сыплются десятками тысяч. Нечто!

Гоним подробно описывает полицейское насилие; знакомясь с его литературным трудом, начинаешь испытывать нешуточные симпатии к Тахриру. Но за кадром остается многое, чересчур. Изнасилования женщин, пришедших выразить «нет» Мубарака, погромы, рост влияния фанатиков. Как свидетельствует оппозиционер Мариам Кироллос: «Многие отрицали, что нечто подобное происходит на площади Тахрир, чтобы не испортить репутацию площади Тахрир и революции» (http://rusplt.ru/world/lenshiny-v-egipye.html).

Примечательно: за рубежом на акциях в поддержку Тахрира массово мелькали исламские фанатики. Преступность за дни революции выросла в два раза, ваххабиты жгли музеи, преступники бежали с тюрем. «Братья Мусульмане» вскоре потребовали, ни много, ни мало – диктатуры Корана, в многорелигиозной стране.

Но для пассионариев, «Революция 2.0» – бесценное произведение. Наверное, ее непрочтение удручающе сказалось на русских националистах, методично не воспламеняющих любой народный взрыв. Узнав о силе соцсетей, ультраправые предпочитают покрикивать корявыми агитками с заголовками капслоком «максимальный репост», плодя не массы на улицах, а сетевой спам.

Вывод из действий Гонима: грамотный, гражданский, не экстремистский, маркетинговый проект, непрерывная модерация и контакт с аудиторией. Вопрос о наличии спецназа оппозиции – революционной партии, не отменяется. Здесь Ваэль, оценивая свои плоды, заблуждается: «Вожди революций прошлого – люди харизматичные, а порой гении военного дела. Революция в Египте была другой: по-настоящему стихийное волеизъявление, мудростью толпы». Массы сменили диктатуры: исламистов, потом армейской хунты.

Приглашенный в Гарвард Гоним подчеркнул в беседе с аудиторией: «Главное достижение революции в демократических изменениях, неважно, кто находится у власти: Братья или Барадеи» (http://mondoweiss.net/2012/02/wael-ghonim-at-harvard-a-key-figure-of-the-egyptian-revolution-speaks-truth-to-u-s-power.html). Через полтора года араб заговорит по-иному.

Пока же отличительная черта «Революции 2.0» – написана в 2011 г., – обильные, подчас наивные эмоции: «Мы вскричали от ужаса», «Я не сдержал слез», и бесконечные «Слава Аллаху!». Конечно, несведущему читателю активист покажется немного религиозным, но светским человеком. Однако вызывает тревогу ретуширования в мемуарах межрелигиозного раскола Египта, устроенного «Братьями мусульманами». Гоним всего лишь ссылается на «горстку экстремистов», нападающих на коптов, и жалуется на «превратное» понимание Западом исламских групп. Тех самых, что уже убили сотни тысяч человек в Боснии, Чечне, Косово, Судане, Алжире и других странах. Как и Гоним, они безаппеляционно восклицали «Аллах акбар!».

И вот, плоды Тахрира – «Братья мусульмане» Мухаммеда Мурси у власти с ноября 2011. За полтора года они разворовали бюджет, обвалили экономику, уложили трупами коптов улицы и вновь предали огню музеи. Пока, «Арабская весна» и привет! – «Исламская зима». Наконец, армия, поддержанная Барадеи, свергла фанатиков в июле 2013. И что потом? В первую очередь, интересна реакция НАТО: угрозы эмбарго на поставки вооружения. Раньше эта же санкция была применена против Алжира, сражавшегося с исламскими головорезами в 90-е. США последовательно выражали заинтересованность в смещении Мубарака и воцарении Мурси, и с возмущением приняли его деактивацию. Все-таки понятно, отчего в Египте популярны плакаты «Обама, твоя сучка – наш диктатор». Забавно – в России славен духовным лоялизмом исламизму, и лично Мурси, национал-большевик Эдуард Лимонов.

Если обратиться к крупнейшему американскому оппозиционеру Патрику Бьюкенену, его исследование 2004 г. «Правые и не правые», – выяснится, что леволибералы, самоназвание – неоконсерваторы, фактически – партия власти, и запланировали свержение Мубарака давно. Цитируемый в работе член «Центра политики безопасности США», габаритный идеолог Белого дома Норман Подгорец откровенен: «Режим, который давно заслуживает свержения, – Египет Мубарака». Войны против светского Ирака и Ливии, и поддержка сирийских исламистов планировались неоконами еще с конца Холодной войны.

Социалистка из Туниса Марьем Эли Лукас, интервью «Феминист Индиа»: «Международные СМИ мало сообщали об атаках на левые силы, зато обличали репрессии против фундаменталистских движений. Они не только скармливали миру весьма несбалансированный политический анализ, но и продвигали движения, как "Братья-мусульмане", исключительно как жертв государства, а не как тех, кто совершает грубые нарушения прав граждан» (http://avtonom.org/news/intervyu-s-alzhirskoi-feministkoi-marem-eli-lukas-o-situatsii-s-pravami-zhenshchin-posle-vossta). Ее мнение: итоги «Арабской весны» приватизировали фундаменталисты, ориентирующиеся на саудовский шариат, чуждый Северу Африки. Такие вот дела.

Частый трагизм народного протеста: Тахрир, Болотная, Майдан, – урожай пожинают либо либералы, либо реакционеры. Что, фактически, тождественно для перспектив стран.

После боевого Насера Страна пирамид несется в черную дыру. Политолог Александр Елисеев констатирует: «Либералы жёстко критиковали режим Мубарака за авторитаризм. Однако они закрывают глаза на то, что бюрократический режим возник во времена садатовской либерализации и стал результатом отхода от насеровского социализма - в сторону капитализма» (http://zavtra.ru/content/view/vspomnit-nasera).

К сожалению, бюджетные возможности и перенаселение страны, с 48 миллионами нищих, злых и неразвитых, говорящих ваххабитам «да», в совокупности отвергают с ходу любые попытки быстрых реформ, возвращение к насеризму. Египет обречен? Светский Египет.

После ликвидации Холодной войны мир перешел в фазу перманентного взрыва. Хищный ислам, игры американских неоконов, изменения границ государств. Выживет сильнейший. Пока силу демонстрируют: армия США и фанатики джихада, за перекошенными от ненависти лицами которых, периодически, выступают такие, как Ваэль Гоним. Улыбчивый и одетый по-европейски сотрудник «Гугла», делающий главную работу. А жена Гонима, американка, носит одежду человека второго сорта, как начертано в Коране.

Ваэль Гоним замолчал в Твиттере и Фейсбуке летом 2013 г., когда военные предотвратили закрепление диктатуры президента-исламиста Мухаммеда Мурси, арестовав его. Похвалил на прощанье – то ли разочарование, то ли переосмысление – смещение Мурси, обвинив того в нежелании наказать убийц мучеников Тахрира. Часть же причастных к администрированию «Мы все Халед Саид» требовали бунта во имя ислама (http://www.csmonitor.com/World/Middle-East/2013/0719/In-Egypt-lonely-voices-warn-of-too-much-love-for-the-military). Прозрел ли, Гоним? Может быть, но джин, выпущенный им против безысходности от Мубарака, так и жив в тупике Тахрира. Пахнущий кровью и дымом хаос, на радость серым кардиналам Капитолия.

1.0x