Авторский блог Илья Титов 01:51 12 сентября 2023

Самострел

Катастрофа в Константиновке – классический пример того, что на английском называется win-win

До эпохи «Нетфликса» телесериалы появлялись на экране постепенно. Дешёвые телеоперетки выходили каждый вечер, сериалы подороже посещали экраны раз в неделю. Причиной тому была необходимость соблюдать неочевидную и зависящую от качества контента грань между перенасыщением зрителя и потерей его внимания. Примером тому может служить прошлая весна. Еженедельные геноциды и страшные военные преступления очень удачно совпадали с пиками волн интереса к украинской тематике и вызывали новые рекорды показаний этих пиков – об этом говорит хотя бы статистика поисковых запросов. Свежи воспоминания, как один за другим раскручивались инфоповоды, запуск каждого нового из которых идеально учитывал время, которое требуется публике, чтобы забыть прошлый. Геноцид в Буче, обстрел роддома в Мариуполе, истории Людмилы Денисовой (ещё помните такую?) – воображению врага, как и готовности большой прессы подхватывать плоды этого воображения, не было предела.

Всё начало меняться 8 апреля 2022-го. Удар по вокзалу Краматорска, нанесённый ракетой «Точка-У», был особенно примечателен тем, что западные журналисты, не работающие на залившихся дежурными обвинениями российской армии гигантов медиарынка, поспособствовали раскрытию правды. Серийные номера обломков ракеты напоминали те, что обнаруживались на обломках «Точек», бивших по Донецку, направление удара с головой выдавало, чьи именно позиции использовались, даже сам факт применения ракеты, не стоящей на вооружении в ВС РФ, вполне красноречиво указывал на то, кто осуществил кровавый жест отречения от номинальных сограждан, бежавших из опасного города. Попытки оправдаться тем, что российская армия не только кровожадна, но и хитра – дескать, ударили специально с нашей стороны, да ещё и нашей ракетой, да ещё и журналистов иностранных подкупили, – делали ситуацию ещё более безнадёжной и доказывали вину украинцев ещё ярче первоначальных доказательств. Поэтому обо всём этом забыли – не было ничего! Только время от времени вспоминали об ударе по Краматорску в списке бесчисленных военных преступлений подлого врага.

Для чего вспоминать события почти полуторалетней давности? Дело в том, что они зарифмовались на минувшей неделе, когда в Киев приехал госсекретарь США Энтони Блинкен. О том, кто такой Тони и что он забыл в матери городов русских, мы поговорим чуть позже, а пока посмотрим на город Константиновка, что недалеко от упомянутого Краматорска.

6 сентября, как раз во время визита главы американской дипломатии, по рынку в Константиновке ударила ракета. 16 погибших людей – довольно неоднозначная оценка итога удара: людьми погибшие были только для сторонних наблюдателей типа нас. Давно хорошо известно отношение украинского государства к жителям восточных областей, в особенности Донецкой. Их согласны были сквозь зубы терпеть, неправдоподобно изображая единство, когда промышленно развитый регион кормил нищую и йододефицитную западную часть, но после начала войны, когда большая часть Донбасса отказалась следовать с остальной страной по европейскому пути, отношение к жителям региона со стороны Киева стало вполне однозначным: те, кто оказался даже на удерживаемых Украиной землях восставших областей, стали считаться недолюдьми. Такое долгое предисловие служит объяснением причин удара по Константиновке: шоу, которое стоит Киеву одной ракеты, должно было стать стартом второго сезона того сериала, что наделал столько шуму прошлой весной. Все составляющие для этого были: трагедия произошла на заполненном людьми рынке примерно в два часа дня, сразу же после удара как по команде (хотя почему «как»?) поднялись блогерские войска Украины, принявшиеся вопить о военном преступлении, вскоре к ним подключились голоса с Запада типа пресс-служб Евросоюза и Белого дома. Солировал в этом хоре президент Зеленский, в чьём первоначальном заявлении содержалось обвинение в ударе именно российской артиллерии. Расчёт был именно на этот синхронный залп из всех орудий пропаганды – это сработало на газеты типа The Sun, чьи читатели иногда забывают сглатывать вытекающую изо рта слюну, но за пределами этой не слишком претенциозной публики нарратив почему-то не прижился. Одной из причин было отсутствие новизны: трудно удивить жадного до зрелищ западного читателя каким-то там ударом по какому-то там рынку, когда в прошлом году его потчевали рассказами об изнасилованных попугаях и съеденных старушках. Но большую роль сыграло и другое. Сразу после удара многочисленные источники, которые трудно было заподозрить в симпатиях к Кремлю, обнаружили, что не всё так однозначно. Самым громким из таких голосов стал Джулиан Рёпке, патентованный русофоб, мерзавец и лжец из немецкой Bild. О его позиции красноречиво свидетельствует прозвище, полученное им за оправдание действий различных бармалеев в ходе сирийской войны, – Джихади Джулиан. Так вот, этот самый гражданин где-то с середины июня сам не свой. Провал контрнаступления, признанный им одним из первых громких голосов западного аналитического сообщества, очень подкосил главного германского болельщика запрещённой в России «Ан-Нусры»: тот принялся причитать и ныть, что всё пропало. Иные, открывшие для себя эту примечательную фигуру лишь летом 2023-го, даже могли бы заподозрить его в работе на Россию. Так или иначе, Джулиан был одним из заметивших отражение летящей ракеты в крыше стоявшего на рынке автомобиля.

Один кадр – предательский контур авиационного боеприпаса AGM-88 HARM, выпущенного с Су-27 со стороны украинских позиций, выдал наспех слепленную ложь с головой. Стоит обратить внимание на опровержение, которое выкатили украинцы. Вернее говоря, на полное отсутствие опровержения. Упомянутое выше заявление Зеленского едва заметно подкорректировали, убрав оттуда упоминание артиллерии, в комментарии к Джихади Джулиану высадили десант инфотарасов с руганью и боевыми картиночками (жалеть единожды пострадавшего за правду лжеца мы не станем), в «Википедии» оперативно написали сначала про российский удар, снабдив это одной ссылкой на «Би-би-си», а потом как бы невзначай упомянули, что ракета могла быть и украинской, сопроводив это четырьмя ссылками. Подключился и «Гугл», который отключил просмотр улиц на своих картах, дабы кто попало не смотрел, с какого направления прилетела ракета и не подвергал сомнению объективную и беспристрастную правду. Вскоре концепция изменилась: даже признающие факт самообстрела всё равно обвиняли Россию, ведь если бы не было российского вторжения, то и ракету никто бы не запустил. Забавно было слышать такое оправдание от страны, где в апреле 2000-го – задолго до любых, даже фантомных, вторжений – ракета «Точка-У» попала в жилой дом, чем вызвала гибель трёх человек и отрицание военного ведомства. В целом уже вечером того же дня, когда важный белый господин улетел, даже в украинском информпространстве утвердилась формулировка о том, что «скорее всего, взорвалась украинская ракета». Вот так – сама взяла и взорвалась. Стихийное бедствие, в котором никто не виноват, так что и говорить не о чем. Не было ничего

Информационный разгон очередного геноцида и повода пригласить Анджелину Джоли и Марка Хэмилла заглох. Но надёжно сидящий на медиаигле потребитель бесконечной новостной истерики забыл об этом в ту же секунду. Причиной тому был упоминавшийся выше Энтони Блинкен. В «Завтра» на протяжении этого года несколько раз в свете дипломатических визитов, причиняемых этим джентльменом, упоминалась странная формула работы американской внешней политики эпохи национал-байденизма. По этой формуле руководитель Госдепартамента Блинкен является главным дипломатом лишь номинально. Да, его посылают на все направления, где нужно посветить лицом и обозначить как присутствие США, так и важность для Вашингтона этого самого направления. Но с поручениями, которые действительно важны для внешнего курса США, Джо Байден отправляет совершенно других людей – главным из них стал директор ЦРУ и дипломат до мозга костей Билл Бёрнс. Его не особо громкие визиты всегда сопровождались обсуждением важных вопросов и наносились в критически важные точки того или иного момента времени – в Эр-Рияд в апреле, в Пекин в мае, в Анкару (вроде бы для встречи с Сергеем Нарышкиным) в ноябре, в тот же Киев в июне. Сейчас же в Киев поехал Энтони Блинкен для выражения чисто символической поддержки. Да, разговоры о передаче дальнобойных ракет и о вот-вот прибывающих «Абрамсах» с урановыми боеприпасами ведутся всё активнее, но связывать их с визитом Блинкена не нужно – приезд в Киев номинально главного вашингтонского дипломата ни ускорил, ни замедлил эти поставки, существующие в иной реальности, нежели политический этикет. Этот самый этикет не чужд самому Блинкену – настоящей комедией стыда был репортаж со встречи главы Госдепа с украинским министром иностранных дел Дмитрием Кулебой. Американцы даже сейчас умеют делать неплохую пропаганду, играть на пиар-струнах и дёргать за ниточки акцентов, рисуя если и не выдающиеся, но хотя бы работающие сценки, – вспомните выступление Байдена в Варшаве и плачущих «польских» детишек африканской и азиатской расы: это был эффективный приём на внутреннем информационном фронте, где все свято уверены, что Восточная Европа напоминает по демографическому составу Детройт. Но здесь за освещение ситуации отвечали явно не американцы, а те же люди, что ударили по своей территории в надежде вызвать жалость высокого гостя из-за океана. Итак, украинцы повели американца в «Макдоналдс». С одной стороны, потому что хотели похвастаться тем, что у них главный американский бренд представлен, в отличие от некоторых. С другой – потому что, преломив с американским гостем американского хрючева, киевский чиновник как бы встал с ним на один уровень. Американский же гость, этот вашингтонский аристократ, пусть и играющий чисто символическую роль наивного дурачка в племени туземцев, к таким ритуалам оказался не готов и выглядел в среде фастфуд-забегаловки чужеродно и растерянно. Политический этикет, с которого начался разговор про эту встречу, позволил Блинкену отстраниться от вовсю позорящегося Кулебы с рассказами о том, как он с похмелья ходил в «Макдоналдс». «Надеюсь, это было не очень часто», – попытался включить дипломата Тони. Остальные мероприятия в Киеве были не столь интересны и не так стыдны: Блинкен дежурно объявил об успехах в контрнаступлении, пообещал новых денег и поставок вооружений, помахал ручкой и улетел. Кажется, будто кровавый спектакль, разыгранный для него, это «военное преступление под ключ» вообще никак не затронуло госсекретаря – то ли из-за несогласованности работы пресс-служб, то ли из-за того, что Константиновка была импровизацией хитрых на выдумку идиотских шоу украинцев, Блинкен никак не прокомментировал удар по рынку.

Катастрофа в Константиновке – классический пример того, что на английском называется win-win: игрок в любом случае остаётся в выигрыше. Да, раскрутить очередное военное преступление кровожадного Мордора не удалось, а лидеры мнений и моральные авторитеты этого хромого на мораль общества в очередной раз выставили себя идиотами и лжецами. Но уже к вечеру все забыли про нестыковки в официальной легенде, а само событие заняло дежурное место в ряду прегрешений «злых оккупантов», которые, подобно любым догмам, не требуют доказательств. «Win» же для игрока, вовсю теряющего фишки на кровавом сукне запорожской степи, был гибелью 16 человек и ранениями 33-х – с учётом того, где и с кем именно произошла трагедия, ни один украинский патриот не загрустил об умерших во имя неудавшейся провокации.

1.0x