Авторский блог Александр Нагорный 17:47 12 декабря 2017

«Тихий ход» Путина

11 декабря президент РФ посетил с официальными визитами Сирию, Египет и Турцию

11 декабря президент РФ посетил с официальными визитами Сирию, Египет и Турцию.

Первое впечатление от этого блиц-визита, представленного как обычная и чуть ли не рутинная рабочая поездка российского лидера, обманчиво. На самом деле она похожа на пресловутый "тихий ход", выигрывающий всю ближневосточную партию, — особенно на фоне катастрофического для американской стороны заявления Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе туда посольства США.

Разумеется, решение 45-го "хозяина Белого дома" было обусловлено не столько "признанием исторической реальности", сколько неустойчивостью его собственной внутриполитической позиции — тем самым он стремился снять с себя давление значительной части еврейского лобби, до того находившейся на стороне "глубинного государства" и готовившей импичмент действующему президенту.

Но одновременно и успешно сражаться на два фронта сразу мало кому удаётся — и "Большой Дональд" здесь не исключение. Бросив "кусок мяса" своим политическим противникам, он восстановил против себя практически весь исламский мир, отодвинув на второй план даже тщательно разжигаемый американскими политиками и спецслужбами конфликт между суннитами и шиитами. В этот момент Путин и сделал свой "тихий ход", сразу поменявший соотношение сил в важнейшем регионе мира.

В Сирии он вместе с президентом этой страны Башаром Асадом и министром обороны РФ Сергеем Шойгу посетил российскую военную базу Хмеймим, где были обозначены сразу три существенных момента. Первый — военная фаза урегулирования сирийского конфликта победно завершена, значительная часть нашего контингента возвращается на родину. Второй — начинается переход к политической фазе урегулирования этого конфликта, в которой решающую роль будут играть российско-ирано-турецкие договоренности, а любые попытки возобновить масштабные военные действия на территории Сирии будут жёстко пресекаться — в том числе, ударами не только по исполнителям, но и по инициаторам и спонсорам таких попыток. Третий — Россия в Сирии преследует не собственные интересы, а вырабатывает совместно с официальным Дамаском совместную позицию, которую и представляет иным участникам процесса. Это важно, прежде всего, потому, что против правительства Башара Асада была сформирована чрезвычайно мощная коалиция, в которую входили не только США и их союзники по "большой семерке" и НАТО, но и Саудовская Аравия вместе с другими "нефтяными монархиями" Персидского залива, Израиль, а также Турция. Мало было разбить их "прокси-армии" под видом "исламских террористов" и прочих вооруженных структур на поле боя — нужно было лишить всех или большинство этих игроков интереса продолжать "сирийскую игру". Без участия, в том числе — силового, гарантий и поддержки со стороны России это было бы невозможным. Но теперь все (кроме самих США) "друзья Сирии" отказались от участия в военных действиях против официального Дамаска и согласились на политическое урегулирование конфликта через механизм Конгресса народов Сирии (Конгресса национального диалога) — механизм, в котором ведущую роль будут играть трехсторонние договоренности между Москвой, Тегераном и Анкарой.

В Египте замороженные было после известного теракта двусторонние отношения оказались не просто полностью восстановленными, но и получили мощный импульс для дальнейшего развития: имеется в виду не только восстановление туристических потоков и проект АЭС "Дабаа", но и создание российской "промышленной зоны" в районе Суэцкого канала. Насколько эта зона соотносится с весьма вовремя появившимися "утечками" о российской военной базе в Сиди-Баррани, на средиземноморском побережье Египта, сказать сложно, но то, что Владимир Путин и Абдельфаттах Сиси высказали взаимную заинтересованность в быстрейшем урегулировании ливийского конфликта, говорит о многом.

Наконец, на переговорах с президентом Турции Реджепом Эрдоганом были еще раз подтверждены как реализация двух крупных энергетических проектов: газопровода "Турецкий поток" и АЭС "Аккую", — так и приверженность двух стран достигнутым принципам мирного урегулирования в Сирии. Конечно, турецкая сторона всё время пытается уже достигнутые договоренности пересмотреть в свою пользу — в том числе, в сфере военно-технического сотрудничества (судя по всему, речь идёт о поставках и условиях оплаты российских ЗРК) и приоритетных направлений либерализации двусторонних торгово-экономических связей. Но это — далеко не то же самое, что близкий исламским ультрарадикалам и марионеточный по отношению к США политический режим в соседней 70-миллионной стране.

Конечно, теперь США, оказавшись "вне игры" на Ближнем Востоке, могут резко усилить свою антирусскую активность на Украине, Кавказе и в Центральной Азии, но это будет уже совсем другая "игра" и совсем другая "партия".

1.0x