Авторский блог Игорь Шумейко 01:28 2 ноября 2018

Темно и далеко

быстродействующий "тест на патриотизм": причастен к "продаже за бесценок" — предатель

18 октября в США — День Аляски. В 1867 г. в этот день в Новоархангельске прошла церемония её принятия у России. А мы в компенсацию получили самый простой, быстродействующий "тест на патриотизм": причастен к "продаже за бесценок" — предатель.

Российского посланника в Северо-Американских Соединённых Штатах (САСШ) барона Стёкля, великого князя Константина Николаевича "выгораживать" — дело долгое. Но то, что в команде "продажников" сегодня на прицеле у "защитников" вроде Зинухова (статья "Преступная сделка" и подобные ей) царь-Освободитель да ещё граф Муравьёв-Амурский, вызывает настоящие горечь и гнев. Да, Муравьёв-Амурский писал Николаю I о необходимости отказа от Аляски за неимением военно-экономических средств защиты её от США. Писал он это в тот момент, когда спасал (и спас) для России весь Дальний Восток.

Но Аляска — не копеечный "тест на патриотизм" (призвал в соцсетях "возвернём!" — и готово), а настоящая 300-летняя трагедия, суровый урок, для усвоения которого требуется трезвый, широкий взгляд.

В чём обман "Политических карт" Российской империи до 1860 г., до Пекинского договора? Без Приамурья, возвращённого Муравьёвым и Приморья, им присоединённого? Справедливо говорили: Россия — не колониальная империя вроде Испании, Португалии, Британии. Зримый образ: вот она, единая, связная, как живое тело, страна, пол-Евразии. Сравните с рисунками Португальской, Голландской колониальных империй: там клочок, сям клочок, тут прибрежная полоска, тут точка города…

Но глянем на физические карты! Дальний Восток, выход к океану через Охотское море, Камчатка, Аляска — отрезаны от России: те самые горы, встретив которые река Лена поворачивала под прямым углом. За Верхоянским хребтом на студёном берегу маячил одинокий Охотск. За Охотским морем — внушительно выглядевший Петропавловск-Камчатский, далее — Аляска. Связь с Россией — единственная горная тропинка через Верхоянский хребет и Джугджур: "санно-вьючная", 1261 км (цифру привожу по проложенной там уже в наши дни трассе). До Охотска доходило то, что можно навьючить на лошадок. Вывезти "рухлядь" (мех) можно. Как там строили флот? Лес местный, инструмент, гвозди, парусину — тащили на себе. Канаты приходилось в Якутске разрезать, якоря — распиливать, из-за чего они, снова спаянные в Охотске, сильно теряли в прочности!

Приобретение, потеря, возврат Приамурья — ключ ещё и к аляскинской теме. Ключевая дата — 1644г.: первая экспедиция России на Амур (Пояркова) и захват маньчжурами Китая. То есть мы от Якутска подошли к Амуру в идеальное время, к тому же между Россией и тогдашним Китаем — гигантский "буфер", тысячи километров. Хабаров успешно осваивает северный берег, маньчжуры — Китай (основывая династию Цин). Но…

Дмитрий Зиновьев (продолжая линию сравнений типа Хорошавин — Березовский), коррупционер, обрушитель страны, присланный из Москвы для награждения Xабарова, пытается его "раскрутить": "Я прислан всю Даурскую землю досмотреть и Xабарова ведать". Пытает, увозит Хабарова "на разбор" в Москву, оставляя на Амуре настоящую "бомбу". Его назначенец собрал против России все дальневосточные народы вплоть до корейцев и был разгромлен на Корчеевской луке в 1658 г. Оставил Приамурье без русских, а главное — привлёк внимание Китая (Маньчжурии) к Амуру. Итог — серия Албазинских войн, Кяхтинский договор 1727 г. Россия остаётся без настоящего выхода к Тихому океану…

Говорящие об Аляске, Дальнем Востоке без учёта реальных коммуникаций Приамурья (само)обманщики, понижающие уровень национальных дискуссий. Не таков был писатель Николай Полевой! В журнале "Северная Пчела" на фоне общеблагостных рассуждений о правлении Дома Романовых, коему тогда близилась очередная полукруглая дата, он дал взвешенный перечень главных приобретений и потерь России за всю эпоху Романовых. Наиболее тяжкой назвал потерю Приамурья по Кяхтинскому договору. Весьма неожиданная оценка — на фоне тогдашней почти идиотической погружённости России в мельчайшие европейские дрязги. В МИДе — одиозный Нессельроде (Козырев первой половины ХIХ века), русскую армию швыряют, как коробку оловянных солдатиков, "поиграть" — помочь евромонархам, вскоре объединившимся против России в Крымской войне. Тупиковый Священный Союз, евродрязги — "наше всё", а тут пишут про какой-то пустынный дикий край! Приамурье?

Но статья Полевого об истинных национальных интересах, о том, что сегодня, 180 лет спустя, вновь "открывают" как "восточный вектор России", привлекла внимание императора Николая I. Он отрывается (в историческом измерении, увы, лишь на секунду!) от "Священного Союза" и прочих антироссийских прожектов старшего брата Александра. Отправляет миссию Путятина в Японию, Китай, даёт свободу действий Муравьёву, Невельскому на Амуре.

Надвигалась Крымская война, и нашим тихоокеанским крепостям, разоряемым пока озорниками, американскими китобоями, предстояло встретить англо-французский военный флот. Дальний Восток держался на честном слове.

Подвиг Невельского, амурские сплавы Муравьёва позволили в самый последний миг добросить в Петропавловск-Камчатский подкрепления, обеспечив сначала уникальную победу, а потом, перед прибытием удвоенного флота союзников, место спасительной эвакуации петропавловского гарнизона. Это бегло — о военных "силовых линиях" меж Аляской и Россией.

Экономические линии… Главный товар, понятно, меха. Мировая точка сбыта мехов тогда — Кантон (ныне Гонконг), южный Китай. И вслед за китобоями к русской Камчатке и Аляске пришли активные британские перекупщики с (пока) предложениями: продавать меха на месте. 80-90% дохода — британцам. Альтернатива: через Охотск, той самой тропой до Якутска, далее на юг караванами до Кяхты — далеко вынесенном на север форпосте китайской торговли. Цена в Кяхте существенно ниже, чем в Гонконге. В современной терминологии: цена CIF-Кяхта была много ниже CIF-Кантон. А сроки! Тогдашний русский маршрут доставки русского меха из Аляски в Китай занимал… два года. Цифра позорная, хуже любого русофобского пасквиля, к тому же меха в двухлетней дороге портились, уценялись…

Единственная альтернатива, со школы зазубренная, — "первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна — Лисянского" (самое поверхностное толкование, увы, для многих единственное)! Но "бизнес-план" был, а именно: доставка аляскинских мехов в Китай морем. Лисянский и эксперт-судостроитель Разумов закупили в Лондоне два "особых подходящих" корабля, "Надежду" и "Неву". Все отечественные и немецкие варианты были отвергнуты: для работы на том маршруте требовалось особое сочетание тоннажа, осадки, вооружения. Аляскинские новинки: чёрно-бурые лисицы, котики, морские бобры (каланы), — имели успех в Кантоне. Впервые на пристойных условиях были проданы китайцам Юрием Федоровичем Лисянским. Встречно были закуплены фарфор, шёлк, чай. Кстати, Россия впервые получила чай и шёлк, выгруженные не из перемётных сум караванов, а, как положено, из трюма корабля.

Но сроки: 4 августа 1803 г. "Надежда" и "Нева" вышли из Кронштадта, 7 августа 1806 г. вернулись… Не совсем былинные, сказочные "тридцать лет и три года", но тоже не совсем подходящие сроки для наступившего XIX века. У конкурентов-англичан Индия была под рукой, а вскоре, после Опиумных войн, и в Китае образовались надёжные базы.

В целом тот бросок к Аляске напоминал название одного романа: "Поздно. Темно. Далеко". В историческом "восточном забеге" лихоимцы поколения Зиновьева дали англосаксам фору: ровно 200 лет от Корчеевского разгрома 1658 г. до Айгуньского договора Муравьёва 1858-го; но и сегодня читать о "делах" наследников Зиновьева, разоряющих Дальний Восток, тревожно.

А политики, на полном серьёзе повторяющие шутку ансамбля "Любэ"?! Именно шутку! Похоже, строка "Екатерина, ты была не права" — стилизация под досужий трёп. Фразу "Царица продала Аляску за бриллиантовое платье" я слышал классе в пятом (впрочем, нынешние демагоги далеко ли ушли?). Увы! Аляска продана "вчистую", откуда многолетние толки об аренде? Тоже: см. Крымская война. На Аляске работала РАК (Русско-Американская компания). Звучание похоже на нынешние СП (cовместные предприятия), но то была 100%-но русская компания, творение великого подвижника Шелехова. "Американская" — место деятельности (как "Британская Ост-Индская компания").

С чем осталась "дойная корова" к началу Крымской войны? Ответ: в тех "арендных" толках! РАК видела: единственный шанс сохранить Русскую Аляску — фиктивная аренда на три года. Юридический статус: собственность уже Американо-русской торговой компании! Звучит похоже, но то уже американская компания, с офисом в Сан-Франциско под контролем правительства США. Договор готовили, но в дело не пустили; оказалось, что можно подобную фиктивную аренду подписать даже с британской Компанией Гудзонова залива — на эти сделки война не влияла. Русским кораблям, вспоминает Отто Линдгольм (русский подданный, капитан китобойного брига "Великий князь Константин"), в те годы приходилось ради спасения подымать американский флаг.

Итак, Аляска "преступно продана за 7,2 млн. долларов". В 1803 г. Наполеон продал Луизиану. Не нынешний штат, а громадину в 2.100.000 км², четверть нынешних США, бассейн Миссисипи. Возделываемая более 100 лет, с городом-портом Нью-Орлеаном (мировым центром хлопко- и работорговли), она была продана за 15 млн. долларов.

Но дотошность нужна была им в подобных делах! Оказывается, американцы за несколько лет до того пытались купить один лишь Нью-Орлеан за 10 млн. То есть Луизиана за вычетом Нью-Орлеана ушла за 5 млн., по центу за акр. В четыре раза дешевле аляскинских льдов.

Но Наполеон не был сумасшедшим: то всё ж был ещё 1803-й, не 1812-й! Он видел свой стратегический вакуум: океан, британский флот. Как сказал Аристотель, "природа не терпит пустоты". Добавим: "Англосаксы тоже". Цена — обратно пропорциональна степени защищённости пункта.

По Аляске главный вопрос Александра II был не "почём?", а "как отстоять?". Его и задал министрам. Получив суровый, но честный ответ "никак", дал добро на сделку.

Иллюстрация: Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года

1.0x