Авторский блог Галина Иванкина 18:42 15 мая 2018

Цвет детской неожиданности

взрослость имеет гораздо больший спектр восторгов и смыслов, чем долгоиграющее пост-детство
13

Захожу я как-то в свою виртуальную почту и нахожу там прочувствованное письмо. Некая моя читательница просила и даже — истерически требовала, чтобы я поддержала народную петицию против осрамившегося (как выяснилось!) певца Киркорова. Меня сей почин фраппировал — до какой же степени надо быть ничем не занятыми! Участвовать в смехотворных акциях? Отвратительное кликушество. Я не испытываю тяги в развлекательной культуре, а потому ответила даме скупо и лапидарно: боритесь с вашими кумирами без меня, господа. Эстрада — не мой формат. Однако же в блогах и социальных сетях этот клип тоже трепали-обсуждали. Пришлось глянуть — из-за чего столь буйно полыхала общественность. Зрителям не понравились хулиганские жесты, которые щедро и смачно раздаривал Филипп Бедросович в своём клипе «Цвет настроения синий». Меня там изумило другое — не помойка-style и не гопота-контент. Пятидесятилетний Филипп Киркоров изображал юного пацанчика, показывающего факи и разгуливающего в компании малолеток. Юношеская незамутнённость и вседозволенность. Цвет детской неожиданности. Танцуй, пока молодой, мальчик. А молодость — вечна! Как в антиутопии Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир!», где царит культ юности, резвости и жизнерадостных тел. Именно — тел. «Мы не даём им дряхлеть. Мы ограждаем их от болезней. Искусственно поддерживаем их внутренне-секреторный баланс на юношеском уровне. Не позволяем магниево-кальциевому показателю упасть ниже цифры, соответствующей тридцати годам. Вливаем им молодую кровь. Постоянно стимулируем у них обмен веществ У них молодость сохраняется почти полностью до шестидесяти лет, а затем хруп! - и конец». Цивилизация, начисто лишённая тяги к созиданию. Это было написано в начале 1930-х годов — как предостережение. Но человечество не всегда прислушивается к мудрецам.

Забавы шустренькой младости — тренд и бренд. По сути, нам предлагается только два возраста — юные лета с их дискотечно-эротическим задором и — собственно, пенсионерское пошаркивание (если доживёшь). Чисто по Хаксли — до 60 одеваемся в молодёжных отделах, после 60 — ползём на кладбище. Неслучайно в странах Европы и в США возник и укоренился феномен под названием «кидалты» (от kid - ребёнок и adult - взрослый) - великовозрастные люди, живущие по детским правилам, но во взрослом социуме. Они по жизни скачут-прыгают, носят смешные футболки с дырявыми джинсами, веселятся, торчат в социальных сетях, иной раз нигде не работают - живут на пособия или пробавляются в специальных благотворительных точках фудшеринга (foodsharing - многие магазины, кафе и даже рестораны предпочитают не выбрасывать еду, которая вот-вот придёт в негодность, а — раздают её всем желающим бесплатно). Кидалт – это человек, пропустивший стадию социализации, поэтому навсегда оставшийся в подростковом возрасте. Почему кидалты выгодны современному обществу? Всё просто. Человек с подростково-юношеским мировоззрением — отличный потребитель всякой ерунды, включая ловлю покемонов. Глуповаты, лишены чётких политических взглядов, социально не проявлены, падки на рекламу — как только у кидалта заводятся деньги, он тут же их спускает на какое-нибудь модно-бестолковое увлечение. Или — на актуальную вещь, которую завтра же выбросит, сменив на что-то новенькое. Эти люди — порождение сытого постиндустриального общества. Сейчас 1) не надо рвать жилы, чтоб заработать на «хлеб насущный», а кроме того 2) сам «хлеб насущный» сделался относительно дешев, как, впрочем, одежда и способы получения информации — в том числе развлекательного характера. Ещё тридцать-сорок лет назад музыку любимой поп-группы надо было приобретать за свой счёт — нынче же всё доступно в социальных сетях и на тематических сайтах.

В России такого рода людей куда меньше, однако, любые тенденции подобны эпидемиям — тем паче в информационно-свободном пространстве. В том клипе мы это и видим — презанятный мальчик Филипп 1967 года рождения тусуется, бухает, эпатирует. Потому что молодость, как выясняется, нужна исключительно для пьянок и гулянок. Но случается и похуже. Социологи задаются вопросом: почему часть молодёжи ринулась в протестное движение? Либералы отвечают: у российских подростков нет будущего и что-то там про Путина (бла-бла-бла). Я бы ответила так: у российских подростков нет большого дела, как нет острой потребности в развитии. Как нет её у немецких или, скажем, английских тинэйджеров.

Такова эпоха! «Юноше, обдумывающему житьё...» вообще не надо его обдумывать. Популярно креативное безделье — монетизация блогов, сдача квартир, продажа перепроданного. Для этого не нужно трудить мозги и напрягать мускулы. Тот, кто жаждет карьерного роста и крупных доходов — тот упрётся. Остальным — не требуется. Ибо! С голоду не помрёт. Без Ютуба не останется. Протанцует, ...пролюбит (sic!) годков до сорока пяти, а следом — пополнит ряды инсультников с диабетиками. Презанятная деталь — всё меньше людей носят в офисе так называемый «английский костюм». Дресс-коды — и те испаряются. Как было сказано в одной статье: пиджак делает старше, «накидывает» лишние годы. Что-то, вроде морщин. Всякий феномен — лишь ответ на цивилизационные запросы. В качестве контрпримера всё чаще приводят СССР, где хомо-советикусы рано становились «чересчур взрослыми», якобы, лишая себя чего-то важного — этакой сексуально-ботоксной чудо-весны, длящейся неприлично долго. Им уже (или — никогда уже) не понять, что взрослость имеет гораздо больший спектр восторгов и смыслов, чем долгоиграющее пост-детство.

В Советском Союзе транслировался курс на зрелость, которая начиналась рано и - поздно заканчивалась. Юность же была яркой, звонкой и - скоротечной. Больше того, из неё всем хотелось побыстрее выпрыгнуть в «большой мир», где совершаются подвиги и делаются открытия. Громко сказано? Так и быть, снижаю градус патетики. Возмужал в ускоренном темпе? Начинается полноценная, самостоятельная жизнь. В этой связи интересна тогдашняя фантастика. Гипотетическое будущее. «Семнадцать лет — перелом жизни. Скоро вы произнесёте традиционные слова: «Вы, старшие, позвавшие меня на путь труда, примите моё умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь, и я пойду за вами». В этой древней формуле между строк заключено очень многое, и сегодня мне следует сказать вам об этом», - рассуждают персонажи Ивана Ефремова. При том, что персонажи «Туманности...» достигли значительных высот в продлении бытия. «Грому Орму не могло быть меньше ста тридцати лет, он был втрое старше Дар Ветра <...> С эры Общего Труда мы стали жить до ста семидесяти лет, а теперь выясняется, что и триста — не предел…» Но при всём том — повторюсь — вступление «на путь труда» у них начинается не в 45 и не в 90, а именно в 17. Впереди — интереснейшая дорога. Ефремовский человек живёт ради познания мира и — творческого созидания, не доступного ребёнку, подростку, юноше. Ему вторит герой «Полдня...» братьев Стругацких: «Если мне надоест быть звездолётчиком, я могу стать биологом, строителем, агрономом… ещё кем-нибудь». Бескрайний ресурс. Но ресурс — для системы, где надобны «умудрённые мужи»; где нужно творить-придумывать-пробовать, а не, простите, юзать гаджет. Ребятки Василия Аксёнова — уже из нашей, не фантастической реальности 1960-х — прощались с «расслабухой» в том же возрасте. Автор культовой молодёжной прозы чётко отграничивает возраст мужания: «Танцуйте, пока вам семнадцать!». В романе «Звёздный билет» все герои приобретают не столько болезненный опыт, сколько трезвое осознание взрослости. Ответственности. Звёздный билет — пропуск во взрослую сферу, где возводятся города и прокладываются железные дороги. Где есть возможность повелевать стихиями. Перекраивать и утверждать. Но для того чтобы главгерой мог сказать: «И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла», этот смысл должен быть оформлен на уровне социально-экономической парадигмы. Быстро наступающая и главное — нескончаемая зрелость нужна для решения вполне конкретных задач. Для нужд производства. Для освоения пространств. Для полёта в Космос.

У всё тех же Стругацких в «Полдне...» есть примечательный монолог: «Отец рассказывал мне, что в его время кое-кто пророчил человечеству вырождение в условиях изобилия. Всё-де будут делать машины, на хлеб с маслом зарабатывать не надо, и люди займутся тунеядством. Человечество, мол, захлестнут трутни. Но дело-то как раз в том, что работать гораздо интереснее, чем отдыхать. Трутнем быть просто скучно». Если отвлечься от жёсткого определения «трутень» и заменить его на родственное «иждивенец», то пазлы мгновенно выкладываются в стройную картину. Кто всегда является иждивенцем? Ребёнок, подросток, часто — студент дневного факультета. Тот, кто не может ничего — пока! - создавать.  Нести бремя выбора. Личность-пунктир. Психология трутня = психологии чада несмышлёного. С учётом той экономики и той морали.

Кстати, Стругацкие оказались правы — быть трутнем реально скучно. Неслучайно так расплодились психологи — они пытаются формулировать смысл бытия для тех, кто гоняет виртуальные танки и «зарабатывает» сдачей бабкиной квартиры, полученной за многолетнюю работу на комбинате. А он гоняет компьютерные Т-34 в том возрасте, когда его деды-прадеды освобождали Европу от фашизма. И — созерцали танки-настоящие. Я не предлагаю любителям «танчиков» срочно пойти воевать — я даю расклад. Кто — ты, а кто — он. Он в 16 лет уже стоял у станка, а ты в 35 всё ещё занят «поисками себя» и недавно погорел на биткоинах. Но виноват ли фанат «Мира танков»? Нет. Потому что во времена его прадедушек и даже в более поздние времена был востребован людской ресурс определённого свойства. У всех этих дитяток мамы — и те инженеры. Бывшие. Ибо для современной конструкции не нужно столько инженеров. И столько слесарей-токарей. Поэтому и взрослеть — незачем. А что артисты? Они во все века поют и выражают лишь то, что хочет (и может понять) достопочтеннейшая публика. В те же советские времена эстрадный артист как бы «рос» вместе со своим изначальным слушателем. В 1960-х Муслим Магомаев и Полад Бюль-Бюль оглы исполняли твисты и лёгкие песенки. Потом — переоделись, забронзовели и начали выдавать что-то более серьёзное. Их аудитории 45 — им тоже 45. Примерно тот же путь прошла Эдита Пьеха, которая, между прочим, всегда выглядела моложаво, но не ...молодёжно. Нынче — не так. Певцы, начинавшие на излёте брежневской эры, демонстрируют всё более провокационные костюмы. Пытаются догнать уходящее время, не желая отставать от юношеского мейнстрима. Цвет настроения — детская неожиданность...  


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
15 мая 2018 в 20:50

Какая пустая копеечная статья. Такое впечатление, что совдеповское жлобство осуждает постсовдеповское.

15 мая 2018 в 21:02

А Вам, Виктор, понятен смысл слово "жлобство"? Похоже, Вы тоже из современных инфантилов...

15 мая 2018 в 21:50

Статья прекрасная по форме и крайне актуальная по содержанию. Дело ведь не в конкретном Ф.Киркорове, а в том, что в больших городах великовозрастный инфантилизм приобретает все большее распространение. С одной стороны, это естественно - все живое экономит энергию, даже лев,"царь зверей", спит чуть ли не круглые сутки. Но до сих пор люди отличались своей неугомонностью - что-то изобретали, строили, сочиняли музыку, стихи и романы, любили, запускали воздушных змеев в небо и ракеты в Космос, с риском для жизни покоряли горы и пустыни, переплывали океаны на надувной лодке... Писатель и философ М. Велер считает людей уникальными энергоизбыточными существами на планете. Однако сейчас, похоже, многие предпочитают "виртуальные" жизнь и приключения - это позволяет сберечь свою энергию... для новых виртуальных развлечений. Хотя "человек играющий" - норма для детского возраста, но никак не для взрослого. Тем более, что планете грозят теперь не только природные катаклизмы, но и вполне рукотворные глобальные катастрофы, вызванные неконтролируемым ростом промышленного производства и загрязнения окружающей среды. В сущности, мы имеем дело с настоящей психиической эпидемией, жертвы которой пытаются напоследок попировать всласть во время надвигающейся чумы. Это позиция улитки, которая ничего не знает об окружающем мире и которой так хорошо в своей раковине...

16 мая 2018 в 05:38

Автор сама демонстрирует блестящий пример инфантилизма: в возрасте почти киркоровском она начинает ссылаться на предназначенные для подростков литературные фантазии Ефремова и Стругацких как на нечто, имеющее отношение к реальной жизни.

16 мая 2018 в 12:20

Не соглашусь.
Наша Галя Иванкина - большая умница.
А Иван Антонович (Ефремов) писал отнюдь не фантастические романчики, а пророчества и предостережения.
Надеюсь читали его "Час быка"?
Что касается Стругацких, то сейчас, по зрелому размышлению, соглашусь, что ребята писали скорее по заказу ЦК КПСС и отнюдь не искренне, но забавно, мне нравилось.
А к реальной жизни относится тот факт, на который и обращает внимание наша Галя, - цитата:
"Социологи задаются вопросом: почему часть молодёжи ринулась в протестное движение? Либералы отвечают: у российских подростков нет будущего и что-то там про Путина (бла-бла-бла). Я бы ответила так: у российских подростков нет большого дела, как нет острой потребности в развитии. Как нет её у немецких или, скажем, английских тинэйджеров."

"...у российских подростков нет большого дела, как нет острой потребности в развитии."
Это факт и с этим надо что-то делать.
На открытии Моста ВВП обрадовал народ:
"Этот мост построили, теперь будем еще строить: мосты, дороги, города, космодромы, ракеты, самолеты, корабли ..... Да мы... с таким народом... все построим и еще много чего построим. Поехали!"

А народу этого надо?
Молодежи этого надо? Напрягаться по 24 часа, оно ему нужно?

17 мая 2018 в 09:16

И какие в "Часе быка" прогнозы? Описанное там тоталитарное общество задолго до написания романа реализовывалось в разных странах. А прогнозы "светлого будущего" - пальцем в небо.

16 мая 2018 в 15:52

В обществе, как в любом живом организме, должны действовать законы направленные на борьбу со всем разлагающим, убивающим, тормозящем развитие, законы поддерживающие здоровье, жизнь, развитие. Задача общества заключается в том, чтобы постоянно отслеживать, какие социальные явления ему вредны, а какие нужно поддерживать для развития – если нужны строители мостов и инженеров, то необходимо стимулировать их материально и морально, а киркоровых, с их детской, непосредственностью и неожиданностью не стимулировать, придавливать налогами. Как я понимаю, состояние здоровья российского общества позволяет ему поддерживать в одинаковой мере и детскую неожиданность и взрослое отношение к делу.

16 мая 2018 в 16:53

Представьте, а я всего за две недели накачал пресс, подкачал руки и спину и сбросил пару килограмм и это всё, без диет и спорта! Я вообще ленивый и не могу сидеть на диетах и заниматься спортом, но недавно вычитал в одном блоге как можно подкачаться и привести тело в порядок сидя дома и ничего не делая, и я решил опробовать ведь цена вопроса копеечная. От результата был в шоке не только я, никто не верил что так можно накачать пресс и сделать тело красивым, теперь и жена захотела опробовать. ]Вот тот блог, где подpобнo вcе опиcано--- http://linkto.eu/mblog

16 мая 2018 в 20:51

И вот еще что подумалось, ведь эти трутни, будут всю жизнь обвинять Путина в том, что им чего-то не хватает: денег, свободы, безвиза, цели в жизни, лайков..., а после 60-ти им не будет хватать пенсии, лекарств, сиделок, домов престарелых, внимания внуков, потому что внуков у них не будет.
И во всем будет виноват Путин!
Между прочим, когда я читаю комментарии некоторых - скорее даже, большинства - наших коллег, то мне видится именно такой кидалт.

Кидалт – это человек, пропустивший стадию социализации, поэтому навсегда оставшийся в подростковом возрасте.

19 мая 2018 в 13:39

А трутнями их сделает среда, в которой им нет места не только после окончания школы, почти не чему не учащей и уж совсем не воспитывающей гражданина. Ну ладно репетиторы поднатаскают, кое-как закончит институт, получит диплом, пусть даже инженера, все равно путь один в торговцы или охранники какой-нибудь "зимней вишни"...

19 мая 2018 в 19:01

"А трутнями их сделает среда,..."
Валерий, самому себе оправдание ищите, или своим знакомым, родственникам?

17 мая 2018 в 08:49

Галя Ивакина, бегите от этих лакеев и шестёрок! Ничему хорошему они вас не научат. Только попадёте в дуру, как в "неравном браке"...щас начнут свои испражнения литературные выкладывать... вам это нужно?

22 мая 2018 в 04:20

Так просто закончилась индустриальная эра, где нужно было много рабочих и инженеров, много пердячего пара и массовые армии.

Инженеры нужны по сей день, но благодаря тому, что нетворческую часть работы можно возложить на компьютер, их нужно намного меньше (хотя и более высокого качества, способных к творчеству, но таких в любом обществе всегда было 5-10% от популяции). А рабочих чем дальше, тем нужно будет меньше.

Недавно видел ролик с многофункциональным металлорежущим станком. Прикинул к реалиям цеха 80-х гг. Получается, эта штука лишает работы с пару десятков обычных рабочих (а один наладчик и пара-тройка ремонтников могут обслуживать штук 20 таких станков). Дальше рабочих понадобится ещё меньше. И при коммунизме, будь он принципиально возможным, было бы то же самое, разве что если бы там отказались от технического прогресса — ради «очищающего страдания», заключённого в тяжёлом физическом труде (и то, едва ли с таким подходом согласились бы коммунисты З.Европы и Америки — этот подход идёт не от Маркса с Лениным, а от изувера и мракобеса Достоевского, и он чужд рационально мыслящим европейцам, там к тяготам и лишениям относятся разумно — либо как к временно вынужденной необходимости, либо как к форме наказания).

Но населения пока что намного больше, чем индустриальных рабочих мест, так что пусть зарабатывают глупыми клипами в стиле Ивана Гая, фиглярством, как тот же Киркоров, монетизацией блогов и прочими безобидными пустяками, лишь бы не пошли воровать и грабить с голодухи. А для пока что не механизированных и не автоматизированных тяжёлых и грязных работ существуют таджикские мигранты и им подобные выходцы из иных задниц мира.

Нет, они не низшая раса, биологически они ничуть не хуже и не лучше европейцев, низших рас вообще не существует, их придумали подонки вроде Гитлера. Просто их авторитеты выбрали нетехнологический путь развития общества, сделали упор на «скрепы» и ритуалы, и рядовые члены этих народов расплачиваются за то, что подчинились этим авторитетам. Отдали предпочтение сомнительной абсолютной самобытности, вместо того, чтобы подобно южным корейцам, лечь под технологически развитые страны и перенять у них передовой способ производства и потребительскую организацию общества, комфортную для рядовых граждан.