Сообщество «"Факультет"» 16:50 16 мая 2017

"Церковь – могила Бога!"

почитание верующего народа ("паствы") за неразумных детей, а то и за быдло, невооружённым взглядом видимая удалённость от народа и даже смычка с "власть имущими", с его угнетателями и мучителями, уже немало принесла своих плодов.

Тут следует внести уточнение, что выражение, выведенное в заглавие и взятое из романа А.М. Горького "Мать", касается главным образом церкви официальной, церкви находящейся в услужении "власти предержащей", и предающей тем самым учение самого Христа, распинающей его вторично уже духовным распятием! И если учесть тот факт, что вера коренится в сердцах людей, а не в их разуме, то церковники являются по сути похитителями человеческих сердец, являются велеречивыми сердец уловителями.

Далёк от мысли подводить под одну планку всех священнослужителей, большинство из которых добросовестно, с чистыми сердцами и благородными помыслами несут крест свой. И, кажется, что чем дальше находятся они от высочайшего церковного трона, от больших иерархических чинов, тем спасительнее для них самих.

Но вернёмся к Горькому и его роману. Прочтите этот философско-бытийственный разговор рабочих людей (подчёркиваю – не светил философии, а простых рабочих):

"- Значит, по-твоему, и богом обманули нас? Так. Я тоже думаю, что религия наша – фальшивая.

- Насчет господа – вы бы поосторожнее! Вы – как хотите! - Переведя дыхание, она с силой, еще большей, продолжала: - А мне, старухе, опереться будет не на что в тоске моей, если вы господа бога у меня отнимете!

- Вы нас не поняли, мамаша! - тихо и ласково сказал Павел. - Я говорил, …не о том добром и милостивом боге, в которого вы веруете, а о том, которым попы грозят нам, как палкой, – о боге, именем которого хотят заставить всех людей подчиниться злой воле немногих...

- Вот так, да! - воскликнул Рыбин, стукнув пальцами по столу. - Они и бога подменили нам, они все, что у них в руках, против нас направляют! …В церкви нам пугало показывают... Переменить бога надо, мать, очистить его! В ложь и в клевету одели его, исказили лицо ему, чтобы души нам убить! ...Свято место не должно быть пусто. Там, где бог живет, – место наболевшее. Ежели выпадает он из души, – рана будет в ней – вот! Надо, Павел, веру новую придумать... надо сотворить бога – друга людям! Скажу тебе по-своему, по-кочегарски: бог – подобен огню. Так! Живет он в сердце. Сказано: бог – слово, а слово – дух... Значит – бог в сердце и в разуме, а не в церкви! Церковь – могила бога".

Ну, каково! Забитые тяжким изнуряющим трудом и беспросветной жизнью люди, говоря о главных для каждого материях, проявляют удивительные образцы мышления! Ведь к таким мыслям, оформленным правда в удобоваримую для философской братии фразеологическую оболочку, приходит и выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, которого уже в наше время так любит иногда цитировать сам глава государства.

"Церковь не есть храм, построенный из камня, не есть духовенство, иерархия, не есть общество верующих или приход, состоящий из людей, не есть учреждение, регулируемое правовыми нормами, хотя все это привходит в бытие Церкви. Церковь не имеет внешних признаков и границ, которые выражали бы ее внутреннюю природу и отличали бы ее от всего остального бытия… Церковь не есть видимая вещь, она не принадлежит к миру видимых вещей, она не есть эмпирическая действительность… Церковь есть невидимая вещь, она принадлежит к миру невидимых вещей, обличаемых верою, она сокровенная духовная реальность. …Но извне, чувственно видны лишь камни, лишь ритуал, лишь учреждение, лишь люди, облеченные в церковный чин. А подлинная, бытийственная реальность Церкви сокровенна, мистически пребывает за гранями внешних камней Церкви, иерархии, обрядов, соборов и пр. " (Н.А. Бердяев «Философия свободного духа»).

Таким образом, мысли малограмотных рабочих и мысли выдающегося философа почти буквально совпадают! Т.е. сама образованность ("мудрость мира сего") на неких философских высотах нивелируется и теряет то всеобъемлющее значение, кое мы ей придаём. Она ниспадает с того пьедестала поклонения, какой мы ей воздвигли, ибо "есть безумие перед Богом"! Ибо на этих высотах ценны уже другие качества – это свойственные людям любого сословия и любого уровня знаний начатки мудрости и некоего сердечного, а не разумного, ведения!

Но вернёмся к нашей церкви. Или, вернее, к тому её материализованному официальному состоянию, какое она имеет в наличии. Жёсткая церковная иерархия, свободная своеобразная трактовка многих, если не большинства, положений Библии, в особенности Евангелий, пренебрежение и игнорирование мнений "со стороны", т.е. "варка в собственном соку", на мой взгляд, мягко говоря, не идут ей на пользу. Почитание верующего народа ("паствы") за неразумных детей, а то и за быдло, невооружённым взглядом видимая удалённость от народа и даже смычка с "власть имущими", с угнетателями и мучителями этого народа, уже немало принесли своих плодов. С одной стороны, это осознанное и бессознательное противление такому положению вещей как со стороны верующих, так и людей вне церкви. С другой – вырождение духа внутри церковной среды, и даже угасание веры в самих служителях культа! Именно это, по-видимому, служило причиной антицерковной позиции великого русского писателя Л.Н. Толстого и многих других. И именно это явилось поводом к гонениям и преследованию служителей культа в первые послереволюционные годы в СССР, за что нынешние их наследники предают его анафеме и проклятиям!

""Бедные и неимущие так же необходимы в мире, как богатые и много имущие, подобно тому, как незаметная травка и кустики зелени среди высоких дерев и больших кустарников (...) И как пустынна была бы жизнь, если б не было ни бедных, ни богатых, ни высоких, ни низких, если бы не было разнообразия в жизни. Представьте себе бесплодную необозримую равнину, заросшую зеленой травой: везде одна трава и ничего больше. Остановится ли восхищенный взор ваш на этой картине? Не вернее ли, что, скучая, утомляясь ее однообразием, он станет искать других предметов? А почему? Потому что нет гор и холмов, придающих необычайную прелесть и красоту равнине. Так пустынно было бы в мире, если бы не было разделения на бедных и богатых, связующего людей в единое общество"-

-…читатель может подумать, что наверно эти слова - результат воздействия на какую-нибудь упитанную российскую фигуру воззрений Ницше - Ницше не настоящего, а Ницше дешевого издания и широкого распространения… Но бьюсь об заклад, что вряд ли кто-нибудь почувствует правду и догадается, что слова эти сказаны с церковной кафедры и ни кем-нибудь, а христианским епископом - именно епископом Орловским, преосвященным Иринеем" (В. Эрн "Христианское отношение к собственности" Гл. 2, IV).

Вышеприведённые слова эти писались более века тому назад, но если вы думаете, что в наши дни положение каким-то образом изменилось, то вы ошибаетесь. Ничуть! Сам был свидетелем, как батюшка потурил нищего оборванного человека только за то, что тот попросил у него чуть пищи и несколько рублей денег, добраться до своего города. Потурил из храма (!) со словами: "Здесь тебе не благотворительный фонд"! Это было тем более дико, - ведь столы ломились от приношений прихожан (был день большого праздника)! Как вам самим такая церковь, такие сердобольные её служители – отцы благочинные? И не прав ли тогда старый рабочий-кузнец, произнесший фразу, которая так режет слух: "Церковь – могила Бога!".

1.0x