Цензура в отечественном кино
Авторский блог Александр Широкорад 20:51 12 мая 2018

Цензура в отечественном кино

от царских времён до наших дней
17

В России фраза «Прежде чем научить людей летать, надо научить летать за ними полицейских» вошла в историю. Ее приписывают нескольким министрам и сановникам Николая II.

Большинство читателей убеждено, что царская цензура не пропускала исключительно революционные произведения, да еще разве что богохульные и порнографические. Увы, спектр деятельности цензуры был неограничен. Так, например, в Россию не пропускали часы с изображением высочайших особ. Причем, если портреты были на циферблате, часы беспрепятственно пропускались, а вот ежели на внешней крышке или, не дай бог, на цепочке в виде жетона, часы немедленно конфисковались.

Запрещались и музыкальные произведения. Так, в мае 1896 г. цензура запретила созданный во Франции по поводу заключения военного союза с Россией "Франко-Русский марш". Дело в том, что там присутствовали мелодии "Марсельезы" и "Боже, Царя храни". В ряде случаев цензура отправляла музыкальные сочинения на заключение в "Придворный музыкантский хор".

Летом 1877 г. было запрещено к печати стихотворение Н.А. Щулепникова «Заря Сусанина» на том основании, что хотя оно «не заключает в себе ничего противоцензурного, но, по неудовлетворительности изложения, не соответствует важности предмета».

Осенью 1885 г. были запрещены календари с изображением Александра III и его жены Марии Федоровны. Цензоров возмутило то, что подпись «Цена 5 коп.» была слишком близко к лицам августейшей четы. Пять копеек за царя — «за державу обидно»!

Головной болью для жандармов стало употребление прилагательного «царский» в названиях продуктов питания и мануфактурных изделиях. Так, производство дрожжей "Царских" разрешалось разными производителями в 1891 и 1892 гг., а в 1894 и 1895 гг. запрещалось. Пиво "Царское" запрещалось дважды — в 1894 и в 1895 гг., чай "Императорский" запрещался в 1895 г. дважды.

В конце концов, в 1896 г. вообще запретили использование прилагательного «царский».

В царствование Николая II запрет на картинки и литографии мог быть связан с самой незначительной мелочью. Так, в марте 1896 г. владелец типографии О.И. Лашкевич получил отказ в разрешении печатать портрет Николая II — по причине того, что «неправильно обозначается изображение шитья на гусарском мундире Его Величества». Ему было рекомендовано исправить недочеты с помощью ратуши.

Во многих случаях разъяснения носили более подробный характер, например, рекомендовалось «сделать исправления в форме одежды Государя Императора и Александра Михайловича, а именно: черного цвета, обшлаги мундира красного цвета с белым кантом и золотыми петлицами (по форме Лейб-Гвардейского Преображенского полка) и на портрете Его Императорского Величества следует заменить белый шарф и синий галстук — черными».

В 1896 г. был запрещён портрет Николая II из-за окраски лошади, она должна быть гнедая, а художник спутал окрас.

Еще большие претензии цензура стала предъявлять к первым русским документальным и художественным фильмам. Так, потребовали запретить документальный фильм "Высочайший выход с Красного крыльца", снятый в Москве в августе 1898 г., из-за того, что одна из высочайших особ — престарелая великая княгиня Александра Петровна — «шествует, опираясь на палку», что могло вызвать «нежелательные в публике рассуждения».

В 1908 г. был запрещен фильм, снятый в Ливадии на борту императорской яхты "Штандарт": императорская семья вместо со свитой пробует матросскую пищу, а затем раздается традиционный морской сигнал «к вину». Цензор Н.И. Оприц счел, что у публики эта картина «может возбудить неуместные замечания и дать повод лицам, недоброжелательно настроенным в политическом отношении, к превратным толкованиям (в особенности в той части, где изображается питье матросами “Штандарта” их винных порций».

В октябре 1917 г. грянула революция, но руки до цензуры кинофильмов у новой власти дошли только в июле 1918 г., когда президиум Моссовета издал Постановление «О цензуре над кинематографами».

В отделе кинокомитета был создан «отдел рецензий». К 1 декабря 1918 г. там были отцензурированы 422 ленты. Из них 48 рекомендованы, 307 допущены, а 67 запрещены.

Любопытен перечень мотивов запрещений фильмов:

1. Вследствие присутствия порнографического элемента: "Что посеешь, то и пожнёшь", "Дамы курорта не боятся даже чёрта", "Ревнивая собака", "История одной девушки", "Позор дома Романовых". Все фильмы — бывшего Скобелевского комитета.

2. Вследствие изображения различного рода преступлений, не имеющих внутреннего повода, психологически неправдоподобных и возбуждающих низкие инстинкты человека: "Тёмные души", "Рыцари тёмных ночей", "Шквал", "Так вот тебе, коршун, награда за жизнь воровскую твою". Все фильмы — бывшего Скобелевского комитета.

3. Вследствие тенденциозного и нехудожественного изображения быта и психологии вообще и в частности военной: "Когда родина в опасности", "На ратный подвиг", "На скользом пути", "Знамена победно шумят", "Карьера капитана Воронова", "К народной власти". Все фильмы — бывшего Скобелевского комитета.

4. Вследствие нехудожественности и искажения исторического смысла: "Освобождение крестьян" (фирма Пате), "Пётр Первый" (фирма Пате).

5. Вследствие нехудожественного, грубого и вульгарного комизма: "Ну и влетел", "Целительное питье" (оба — бывшего Скобелевского комитета).

6. Вследствие нехудожественности и оскорбления религиозного чувства: "Царь Иудейский" (фирма Парамонова)».

Сфера цензурного контроля не ограничивалась одним кинопоказом. Еще в декабре 1918 г. Петроградский кинокомитет издал постановление, запрещавшее держать у себя аппараты или делать уличные съемки без особого на то разрешения. Неподчинение каралось конфискацией аппарата и судебной ответственностью.

В июне 1922 г. декретом Совнаркома учреждается Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит.

9 февраля 1923 г. внутри Главлита создано отделение — Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком, ГРК).

«Работой ГРК руководила Коллегия в составе трех членов: председателя, назначаемого Наркомпросом по Главлиту, и двух членов, один из которых назначался Наркомпресом, а другой — Народным комиссариатом внутренних дел. Рабочий аппарат ГРК состоял из двух отделов: театрально-музыкального и отдела кино. Для решения вопросов общего характера при Главреперткоме был учрежден художественно-политический совет в составе 45 представителей партийных, профсоюзных и других организаций с правом совещательного голоса»[1].

В 1926 г. был выпущен циркуляр Главреперткома об изображении Николая II и его окружения в театре и кино:

«Фигура царя отнюдь не должна возбуждать какую бы то ни было симпатию. Он должен изображаться не только “безвольным ребенком” (хотя и туповатым), но в нем должен чувствоваться и проглядывать виновник 9-го января, Ленского расстрела и т.д. — слабохарактерный идиот, но достаточно злой. Совершенно недопустимо изображать царицу как единственную виновницу всех бед, которая будто бы “хуже” и царя, и всей камарильи. Иначе здесь нужно попасть на удочку обывательско-кадетской легенды, будто немка-царица из “патриотических” побуждений работала на сепаратный мир, — а отсюда единственный выход: если бы не “измена”, все было бы благополучно и т.д. <…> Подчеркивать ее немецкое происхождение акцентировкой недопустимо, тем более что ее ломаный русский язык — произвольная фантазия авторов. При трактовке образа Распутина нельзя наделять этого пьяного и развратного авантюриста и взяточника чертами какой-то “народной мудрости”, который при всем своем разврате будто бы все же в каком-то отношении выше окружающих. Дмитрий Павлович, Пуришкевич и Юсупов отнюдь не должны выглядеть “благородными спасителями” родины, “бескорыстными героями”. Дмитрия Павловича надо показать вырожденцем, то есть талантливым защитником интересов дворянства, но безудержным психопатом в то же время»[2].

В том же 1926 г. была даже сформулирована система запретов:

«1. Классовое примиренчество.

2. Пацифизм.

3. Анархо-индивидуализм.

4. Бандитизм и романтика уголовщины.

5. Идеализация хулиганства и босячества.

6. Апология пьянства и наркомании.

7. Бульварщина (дешевая “сенсация”, смакование любовных похождений и авантюра “высшего” общества, опоэтизирование ночных шантанов и т.д.).

8. Мещанство (идеализация “святости” мещанской семьи, уюта, рабства женщины, частной собственности и т.д.).

9. Упадничество, фокстротовщина и психопатология (Эренбурговская Курбатовщина, Есениада и т.д.).

10. Грубая советизация, дающая обратный эффект.

11. Злостное игнорирование и извращение советского быта и культивирование буржуазной салонщины.

12. Кулацко-народническая идеализация старой деревни.

Перечисленное, конечно, не является тем шаблоном, который механически “накладывается” на произведение. Это только руководящие вехи»[3].

К сожалению, в СССР не было «самиздата» в кино. И уже в 1930-х годах никто не смел протаскивать какую-либо явную антисоветчину. Посему цензоры придирались к мелочам. В десятках фильмов вырезали самые интересные и в то же время безобидные с политической точки зрения куски.

Так, в "Бриллиантовой руке" (1969 г.) управдом (Нонна Мордюкова) в разговоре с женой Семена Семеновича произносила фразу: «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает синагогу!» Хотя я не уверен, что эту фразу оставили бы в фильме 2017 года выпуска.

Ну а в горбачевское время в пору борьбы с «зеленым змием» из фильма вырезали карды, где Горбунков (Юрий Никулин) наливает и констатирует: «Врачи рекомендуют».

В комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 г.) вырезали сцену, в которой Иван Грозный жарит котлеты на кухне Шурика — «Не позволю про царя такие сцены снимать!»

По непонятным причинам вырезали ответ царя на вопрос милиционера: «Где живете?» — «Москва. Кремль», и заменили на «в палатах».

На знаменитую фразу Бунши «За чей счет этот банкет, кто оплачивать будет?» Милославский ответил: «Народ, народ, батюшка». Сие цензоры, дабы не вызывать нездоровых ассоциаций, заменили: «Во всяком случае, не мы». В сцене приема шведского посла снова не совпадает артикуляция: цензорам не понравилась реплика «подменного царя» Бунши «Мир, дружба!» (опять нездоровая ассоциация с советскими вождями) и ее заменила на «Гитлер капут!».

Цензура коснулась даже столь политически нейтрального кинофильма, как "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" 1979 г.). В первом варианте Шерлок Холмс спрашивает Ватсона: «Вы давно из Афганистана?» Но пока снимался фильм, советские войска вошли в Афганистан. Посему сцену пришлось переозвучить, и Холмс расплывчато спрашивает про «Восток».

Хрущевская «оттепель» вызвала «девятый вал» цензурных запретов на фильмы, снятые до 1957 г. Так, жертвой хрущевской борьбы с «культом личности» стала кинокомедия "Волга-Волга". В конце 1950-х бобины с фильмом были изъяты из проката. Ну а в 1961 г. выпустили «восстановленную версию».

«Кадры с памятником Сталину у шлюза № 1 в Дубне были заменены на экран с титрами. На пристани “Большая Волга” участники Олимпиады пересаживались на московские теплоходы, а сцену пробега Стрелки по палубе выкинули из фильма полностью из-за того, что на борту соседнего корабля в пол-экрана красовалась надпись “Иосиф Сталин”»[4].

Подобной «кастрации» подверглись десятки картин, включая фильмы Михаила Ромма "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".

В СССР, бесспорно, была жесточайшая цензура. Но все познается в сравнении. Я готов доказать, что цензура в царской России и в нынешней демократической Российской Федерации куда больше, чем в Советском Союзе. Только не надо жульничать, мол, в СССР был «Главлит», а сейчас его нету. Мне плевать, кто лишает меня информации — «Главлит», КГБ, ФСБ или самоцензура редакторов. Какая разница, под каким грифом секретят очевидные вещи — государственная тайна, коммерческая тайна и т.д.

В 1928—1931 гг., то есть в годы «большевистского террора», были выпущены культовые произведения "12 стульев" и "Золотой телёнок". Сейчас они не запрещены, но попробуйте написать подобное. В лучшем случае ваше произведение выйдет с огромными купюрами, а скорее всего его завернет редактор, и не потому, что ему не понравилось, а потому, что он боится — а вдруг на него «наедут» власти или какая-нибудь «общественная шпана».

Кто сейчас пропустит мечту пана Козлевича об использовании "Антилопы" для семейных прогулок — «Слышался бессмысленный смех детей». Да разве можно такое писать! Наши демократические дети не могут бессмысленно смеяться! А историю с отцом Фёдором, охотившимся за стульями тещи Воробьянинова? Попробуйте найдите в современной литературе историю со столь забавным попом!

Я сам пострадал. В книге о начале XIX века я несколько раз подряд повторял «Александр I», а потом для «оживляжа» заменил на «плешивого щеголя». В книжке выражение вырезали. Редактор возмущался: «Да как же можно такое о царе!» У меня невольно вырвалось: «Плешивый щеголь, враг труда, над нами царствовал тогда». Редактор задумался, а потом обрадовался: «Так это ж Пушкин! Вот и ссылочку бы дали. Мы бы пропустили».

Я мог бы привести еще длинный список моих невинных фраз, вычеркнутых редакторами. Так, из книги о XIII веке вычеркивали слово «бабы». Тщетно я доказывал, что в те времена иного термина для обозначения прекрасного пола не было. Современная цензура калечит русский язык, запрещая сотни слов – «поп», «негр», «даун» и т.д.

У нас опять введена цензура на фильмы о Николае II. Нет нужды пересказывать скандал с фильмом Алексея Учителя «Матильда». На сей раз новые цензоры начали жечь автомобили, грозятся сжигать кинотеатры.

Сейчас как в хрущёвские времена, новоявленные цензоры калечат отличные старые фильмы. Так, 2 декабря 2016 г. по «5 каналу» Центрального телевидения показали киноэпопею "Освобождение" (1969—1972), где было вырезано 20 минут! В основном это сцены со Сталиным.

Подвергаются цензуре и новые послеперестроечные фильмы. В том же 2016 г. я по телевизору, не помню, какой канал, смотрел фильм "Барышня-крестьянка" (1995), где вырезали две невинные сцены — Лиза Муромская (актриса Елена Корикова) умываясь, раздевается по пояс, и сцена купания девушек в реке.

Ну а на канале ОТР цензоры более либеральные, там они при показе фильма 16 апреля 2017 г. лишь заретушировали фигуры Лизы и девушек.

Добралась цензура и до мультфильмов. Ну, понятно, что теперь "Ну, погоди!" нельзя раньше 23.00 показывать — там же волк курит!!!

А вот замечательный мультфильм для взрослых (!) "История одного преступления" (1962), снятый режиссером Федором Хитруком по сценарию Михаила Вольпина.

В 1962 г. на VII Международном кинофестивале в Сан-Франциско мультфильм удостоен приза "Золотые Ворота" и на фестивале в Венеции — приза "Серебряный лев". В 1963 г. на IX международный фестиваль кино- и мультипликационных фильмов в Оберхаузене (ФРГ) мультфильм получил Почетный диплом, а в 1964 г. на I Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде — Первую премию по разделу мультфильмов.

Сюжет этой сатирической комедии таков. Законопослушный гражданин и добрейший человек Василий Васильевич Мамин, добросовестно отработав трудовой день и сделавший массу добрых дел, приходит домой, ужинает и ложится спать. И тут начинается свистопляска — то у одних соседей пьянка-гулянка с песнями и плясками, а затем ссора супругов с битьем посуды, то влюбленная парочка начинает перестукиваться по батарее центрального отопления. Бедный Василий Васильевич уже на взводе, уже не может заснуть, уже раздражает даже вода, капающая из крана.

Наконец-то, уже под утро, наступает долгожданная тишина, и наш герой пытается заснуть. Но тут две бабуси-дворничихи под окнами, во дворе, начинают во всю глотку визгливыми голосами о чем-то спорить. И законопослушный тихий Василий Васильевич, не помня себя от гнева, хватает сковородку, в пижаме вылетает на улицу и трескает обеим бабусям сковородкой по головам. Следующий кадр — шумные соседи ведут бедного Василия Васильевича «под белы руки» — теперь он бандит и преступник.

Стоп! Эта та версия мультфильма, которую несчетное количество раз гоняли по телевизору с 1960-х годов и которую я хорошо помню.

Совершенно случайно набрел я в «Ютубе» на этот мультик, решил посмотреть. И что я вижу! Капля падает из крана… Последняя капля. Герой в бешенстве вскакивает с постели… А дальше? А дальше сцена во дворе — шумные соседи держат «под белы руки» Василия Васильевича. При этом у него в руке — сковородка. Откуда сковородка? Что он такого натворил? Молодому поколению, посмотревшему «кастрированный» мультик, ничего непонятно. Ну, вышел человек со сковородкой на улицу. И что? Казнить его за это? Преступление-то где?

Тут классический случай не политической цензуры, а цензуры большого бизнеса. На улицах больших российских городов искусственно создан высочайший уровень шума. Это и рестораны, и забегаловки, включающие мощнейшие звукоусилители, уличные музыканты тоже с мощнейшими электрическими динамиками, промоутеры, орущие рекламу через мегафоны и т.д.

Понятно, это вызывает справедливое возмущение граждан. Обращения в полицию или к городским властям абсолютно бесполезны. И чтобы мультфильм не подсказал доведенным до отчаяния людям простейшее решение проблемы, его «кастрировали».

Несмотря на это, 26 января 2016 г. состоялся ремейк фильма: 59-летний москвич Сергей Галахов, проживавший в районе метро Люблино, убил из охотничьего ружья 25-летнюю промоутера Анну Носову. В ремейке убивец тоже оказался законопослушным, имел высшее образование, не судим и даже не имел приводов в милицию (полицию). Наоборот, он писал жалобы в полицию на промоутеров, которые ежедневно до поздней ночи орали в мегафон под его окнами. А конкретно 3 декабря 2014 г., 21 марта, 7 мая и 14 ноября 2015 г. Сколько можно?

Замечу, что в деревне, откуда приехала Носова, попытка пошуметь под окнами, что с мегафоном, что с громкой музыкой, кончилась бы печально. Выскочили бы мужики и накостыляли хулиганке. Получается, в деревне это можно, а в городе — нельзя? А слюнявым интеллигентам, рассуждающим о цене человеческой жизни, следует обратиться к нашим судьям, которые сотнями оправдывают мужеубийц. А пьяные автоледи, давящие насмерть людей на тротуаре, получают 3 года тюрьмы с отсрочкой в 14 лет!

Итак, у нас демократия, гласность, нет цензуры и еще «сорок бочек арестантов». Жить стало лучше! Жить стало веселей!


[1] Гращенкова И.Н., Фомин В.И. История российской кинематографии (1896—1940). М: Канон+РООИ «Реабилитация», 2016. С. 206—207.

[2] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 752. Л. 43.

[3] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 808. Л. 57—64.

[4] Материалы сайта: https://www.kinopoisk.ru/article/2926482/

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
12 мая 2018 в 22:23

Очень разумная цензура была при советской власти, запрещавшая романтизацию уголовщины, пропаганду меданства, салонщины и тд Великие демократы покромсали "Освобождение "в патологическом страхе перед Сталиным Чувствуют, что он бы их не погладил за их деяния Я заметил, что по телевидению до бесконечности показывают фильмы Озерова "Освобождение" и "Битва за Берлин "но соаершенно не показывают его же фильм "Солдаты свободы" потому конечно что в нем показана роль ккоммунистов. в освобождении Европы от фашизма и Брежнев хорошо изображен, Чубайсы и Кудрины думают, что они одни умные, дают нулевой рост производства

13 мая 2018 в 00:42

Ну, если советская цензура требовала:
"Он [Николай Второй] должен изображаться не только “безвольным ребенком” (хотя и туповатым), но в нем должен чувствоваться и проглядывать виновник 9-го января, Ленского расстрела и т.д.",
то вполне логично, что буржуазная цензура подразумевает: в Сталине должен чувствоваться и проглядывать виновник голода 1932-33, "Большого террора" и т.д.

13 мая 2018 в 03:39

Владимиру Барашкину.
Расстрелы 9 января и на Ленских рудниках следствие политики Николая II, что подтверждает его виновность.
Голод 1932 - 1933 годов есть следствие запущенности политики в сельском хозяйстве тоже времён самодержца, которое Сталиным было исправлено
( лесополосы и т.д. ), что исключило в дальнейшем ( по сей день ) неурожаи и голод.
"Большой террор" - это искоренение пятой колонны, которая готовила страну к сдаче Западным " партнёрам ", что происходит ( подготовка к сдачи ) повторно через 90 лет.
" Только сейчас начинаешь осознавать, насколько дальновидно поступило советское правительство в годы чисток". " Немецкое вступление в Прагу сопровождалось активной поддержкой военных организаций Гелена . То же самое происходило в Норвегии ( Квислинг ), Словакии ( Тисо ), Бельгии
( Де Грелль )... Однако ничего подобного в России мы не видим. " Где русские пособники Гитлера ?" - спрашивают меня часто. " Их расстреляли ",
- отвечаю я". Бывший посол США в СССР Джозеф Дэвис.

13 мая 2018 в 04:18

Касательно "запущенности политики в сельском хозяйстве времён самодержца".

За годы НЭПа сельхозпроизводство превзошло уровень 1913 года (пик в 1929 году), а дальше - жуткий провал, приведший к голоду. Т.е. если "запущенности политики в сельском хозяйстве времён самодержца" и была, то ее исправил НЭП. А после отмены НЭПа - страшный голод, несравнимый с теми, которые были до революции.

Цифры и графики см.
https://ru-historia.livejournal.com/787345.html

Касательно "Большого террора" - большинство его жертв были реабилитированы в советскую эпоху, притом до "перестройки". Или Вы полагаете, что для уничтожения сотен (ну, пусть тысяч) возможных немецких агентов допустимо расстрелять сони тысчя невинных?

13 мая 2018 в 10:17

Извиняюсь, встряну насчёт расстрела сотен тысяч невинных. В данном случае их невиновность определялась "на-глазок" при благосклонном отношении Хрущёва и с ещё бОльшими нарушениями законности. Причём в случае "не расстрела" виновного счёт точно невиновных жертв точно мог пойти на миллионы.

13 мая 2018 в 11:56

Прекрасно!

Значит, Вы должны одобрить возможные расстрелы всей несистемной оппозиции (это десятки тысяч человек) для предотвращения революции и гражданской войны, которые неизбежно повлекут миллионы жертв.

12 мая 2018 в 22:25

Александр Борисович! Прекрасно! Плюс!
Но от Вас я не ожидал. По-моему эта тема никак не Ваша?

13 мая 2018 в 14:08

Эх! С таким богатейшим фактографическим материалом! Чуть-чуть бы автору проговорить прям по своей статье, - хоть и слишком упрощаю, но это для простоты понимания:
1) царская Россия - основа цезуры Мораль и Законы государства, основанные на традициях Морали, Культуры и Права;
2) советская цезура ДО 30-х годов - основа цензуры Социалистическая (!!!) идеология (как высшее проявление Социальности); основана на Новой Морали, новой Идеологии, Культуре и Праве;
3) поздесоветская цезура (с конца 50-х годов) - основа Цензуры Коммунистическая (Узкопартийная идеология); основана на Партийной Диктатуре меньшинства, о Культуре и законности - всё очень спорно;
4) перестройка (примерно до 96-го года) - практическое отсутствие системной цензуры;
5) новейшее время (после 96-го года) - жесткая цензура авторитарного БЕЗЫДЕЙНОГО режима, основана на Деспотизме, Безкультурии, пренебрежении Моральными ценностями и абсолютном произволе в области Права.

Конечно, достаточно спорно, но кто, как не автор способен ИМЕННО это лучше УВИДЕТЬ и ДОНЕСТИ до читателя?

13 мая 2018 в 22:24

Основной инструмент цензуры правящего класса - деньги и "избранные" кадры.
А недолюдям даже фэйсконтроль не осилить.

14 мая 2018 в 05:22

Автору виднее насчет цензуры в кино. Я в "киношных" делах не силен. Знаю, что в советское время было немало "киноляпов". Но сегодня некоторые режиссеры, снимающие фильмы, демонстрируют полное незнание реально жизни. Что не сериал, главные герои колют дрова топорами ("крутые" бизнесмены якобы из народа). Колунами колют дрова, колунами. Даже в Голливуде это знают. В "Великолепной семерке" Рикардо О"Райли (Чарльз Бронсон) колет колуном, а не топором. Про армию и войну такое показывают, что то ли смяться, то ли плакать. "Опытные" вояки сплошь являются к начальникам, а не прибывают, С оружием честь отдают! Современные "героини войны" с такими великолепными волосами на фронте, а некоторые и с маникюром. Хоть бы хронику посмотрели с нашими замечательными девушками-фронтовичками. Я верю снятому В.Меньшовым, К. Шахназаровым, В. Бортко,, Ю. Кара. Но здесь места не хватит, чтобы перечислить тех режиссеров, кому я не верю. Не "дорос" я до их "правды жизни"

14 мая 2018 в 13:52

Тема практически не раскрыта. Несколько хорошо известных примеров и обширный экскурс в историю цензуры вообще - этого недостаточно для такого заголовка. Увы.

Сейчас в России уникальная форма цензуры. С одной стороны я, как писатель, вроде с ней не сталкивался. С другой - она преследует нас бесконечно под видом закона об эктремизме. Сейчас "экстремистом" можно назвать любого. Выступаешь ли ты против преступлений чиновников, критикуешь внешнюю политику, или называешь негра негром. рактически мы приблизились к сталинским временам, только еще не понимаем этого. Но мрачная тень тирана уже маячит на горизонте...