Авторский блог Михаил Данилов 21:46 12 декабря 2016

Целостная картина мира (проект «Мозаика»)

«Целостную картину мира» каждый должен создавать сам, личный опыт дороже, чем репродукция с чужого «шедевра»

К середине 90-х годов эпоха тотального дефицита сменилась эпохой всеобщего изобилия. Пустые витрины магазинов заполнились сотнями новых товаров в красивых упаковках. Информационное изобилие наступило гораздо раньше - в разгар перестройки. На изголодавшихся граждан Советского Союза обрушился ураган новой информации, которая до этого обрывочно доносилась до нас сквозь глушители разными «радио голосами» и редкими творениями «самиздата». Информационная блокада была прорвана.

С развитием сначала ТВ, а потом уже и интернета тотальный дефицит информации превратился в свою полную противоположность — тотальное изобилие абсолютно противоположных мнений. Вот выступает очередной «эксперт»: у зрителей ТВ или пользователей интернета невольно возникает чувство восхищения его эрудицией, остроумием, образностью речи. Он рисует яркую, контрастную, сочную картинку. Настает очередь другого «эксперта» - все повторяется! Только картинка уже другая, такая же яркая и сочная, но другая! Одним словом, как в детском калейдоскопе.

Тех, кто вышел из детского возраста, такие игрушки давно не впечатляют. Хочется иметь перед глазами стабильную, но живую картину мира. В советское время гражданам страны прививалась целостная картина окружающей нас прекрасной действительности. Все бы хорошо, только была она какая-то застывшая и не подававшая признаков жизни, как мертвая царевна. Представляется, что одна из основных причин крушения советского строя заключалась в том, что марксизм-ленинизм задолго до этого из «руководства к действию», «вечно живого и побеждающего учения» превратился в «догму».

Сегодня сложилась принципиально иная ситуация, когда всем гражданам страны невозможно навязать одно «единственно верное» представление об окружающем мире. Вероятно, учитывая это, в целях «эффективного» и экономичного управления выбрана стратегия и тактика «калейдоскопа». А «целостную картину мира» каждый может и должен создавать сам. В зависимости от способностей, образования и личного опыта у одного человека может получиться творение, достойное восхищения, а у другого — наивный детский рисунок. Но в любом случае личный опыт стоит намного дороже, чем репродукция с чужого «шедевра».

Поскольку речь зашла о предмете похожем на живопись, мне вспомнились школьные годы, когда я очень хотел научиться рисовать. Возможности заниматься в художественной школе у меня не было, поэтому уроки мастерства я постигал, читая многотомник «Школа изобразительного искусства». Из всего прочитанного запомнился урок, посвященный азам портретной живописи.

Основная ошибка начинающих состоит в том, что они с самого начала много внимания уделяют деталям, пренебрегая общим планом. В результате при фотографически точном воспроизведении отдельных частей человеческого лица портретного сходства не получается. В лучшем случае перед глазами предстает унылая или злая карикатура. Правильный подход состоит состоит в формировании общих контуров предмета в тонких линиях с постепенной прорисовкой деталей.

Другими словами, подходы к оценкам тех или иных деталей, событий и, вообще, любой информации важнее самих выводов и оценок. Поэтому для начала обсудим общие принципы и подходы к созданию целостной картины окружающего мира.

Когда-то Вадим Кожинов сказал: «За правду надо бороться, а истину добывать тяжким трудом!..» Правда у каждого своя, поэтому за нее надо бороться. А истина одна на всех. В конечном итоге, победу одержит тот, чья правда ближе к истине. Вот почему истину надо добывать во что бы то ни стало, не жалея сил. При этом нужно помнить, что истина не является союзницей тех, кто ведет борьбу за власть.

При оценке любых представлений об окружающем мире, при серьезном отношении к предмету, во весь рост встает проблема оценки их истинности. Как известно, «критерий истины — общественная практика». В свое время мы об этом узнали из учебников по марксистско-ленинской философии. Как бы мы не относились к этому предмету, но задолго до Маркса уже было сказано нечто похожее: «По делам их узнаете их...» То есть, критерий истины — это дела, а не слова и не «доводы чистого разума», сколь бы остроумными, убедительными и авторитетными они не казались.

При разработке такого большого проекта, каким является целостная картина мира, весьма полезной может оказаться теория «неокончательных решений», которая восходит к принципу «неокончательных решений» Д. Габора, как основе для создания искусственного интеллекта. А так как искусственный интеллект до сих пор не создан, то можно свободно развивать эту теорию без опасения изобрести «деревянный велосипед со шпагатной передачей».

Сущность теории «неокончательных решений», в моем понимании, заключается в следующем: все альтернативные решения, факты, утверждения или положения ранжируются по своей значимости или достоверности. По мере поступления новой информации они могут меняться местами. Другими словами мы ничего не принимаем на веру, а только к сведению. Ранжируемые информационные элементы представляют из себя «кусочки смальты», из которых в дальнейшем мы будем складывать мозаичную картину окружающего мира.

При создании такой мозаики так же как при рисовании портрета важен системный подход. Теории систем и системному подходу посвящена масса научных статей и монографий. Но кратко системный подход можно выразить одной фразой: «Все в мире взаимосвязано и все в мире взаимообусловлено». Но при таком общем подходе к проблеме системный подход абсолютно бесполезен, а может быть, даже вреден, потому что не все связи равноценны и значимы. Избыток второстепенных деталей может помешать решению основной задачи. Как отделить главное от второстепенного, существенное от малозначительного.

Здесь нам на помощь приходит один из принципов причинного анализа. Он гласит: «Одно событие не является непосредственной причиной другого, если нет никакого действующего оператора, который мог бы служить основанием для этой связи». Другими словами, если два события коррелируют между собой, то одно из них можно считать причиной другого только тогда, когда существует реальный механизм влияния первого события на второе. По существу, без установления таких механизмов взаимодействия между явлениями картину окружающей нас реальности нельзя считать достоверной.

Рассматриваемые нами механизмы не должны противоречить надежно установленным (подтвержденным экспериментами и общественной практикой) законам природы. Первое место среди всех законов природы я отдаю законам сохранения.

Еще М.В. Ломоносов писал: «..Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Мне представляется, что область действия этого закона существенно заужают, называя его «законом сохранения массы вещества». Ведь Ломоносов писал: «ВСЕ перемены в натуре случающиеся...». Если бы не было законов сохранения наш мир бы выглядел совсем иначе, или вообще не смог бы существовать.

Далее обсудим источники, принципы отбора и сортировки информации. Корреспондент газеты «Известия» С.Н. Кондрашов в своей книге «Американцы в Америке», изданной в 1970 г., писал примерно следующее: «Вот это в Америке плохо, и этого нам не надо. А вот это хорошо, этот опыт я бы перенял и использовал в нашей стране.» То есть, учиться можно и нужно не только у своих единомышленников и союзников, но и у своих противников. В первую очередь, принцип Кондрашова следовало бы применить к историческому прошлому собственной страны. Да и у других стран есть чему поучиться.

Каким источникам и сведениям следует отдать предпочтение? В нашем проекте авторитеты, звания и должности большой роли не играют. Ориентироваться стоит только на саму информацию. Вы можете обратить на нее внимание, если о чем то похожем вы уже думали или читали, или, наоборот, она поразила ваше воображение новизной, или неожиданным ракурсом на предмет обсуждения. Внимания, в первую очередь, заслуживают независимые источники. Если два источника, являясь единомышленниками, перепевают друг друга, или, наоборот, являясь противниками, перебивают друг друга, такие источники нельзя считать независимыми.

Пользуясь геометрической аналогией, можно сказать, что их взгляды на проблему пересекаются или под очень острыми, или под очень тупыми углами. Ориентируясь на их мнение вы не сможете определить точного места того или иного факта в смысловом пространстве окружающего мира. Другое дело, когда существуют два взаимно перпендикулярных взгляда на предмет. Еще лучше, когда их несколько. Тогда их можно рассматривать в качестве «ортогонального базиса».

Не принимаю афоризм: «В споре рождается истина». Мне ближе другой: «Истина познается в сравнении». Больше всего споров и не только споров вызывают различия в религиозных взглядах. Говорят, что индийский гуру Саи Баба, сравнил истинное представление о Боге с драгоценным камнем, а каждая из земных религий отражает одну из его граней. Говоря техническим языком, любая религия — это одна из возможных проекций бесконечно сложного окружающего мира в сознание человека.

Принимая этот постулат, не следует думать, что он оправдывает экуменизм. Рукотворный синтез религиозных представлений будет напоминать нам некоторые течения абстрактной живописи, которые свой стиль трактовали, как изображение трехмерных предметов, видимых с разных ракурсов и даже изнутри, на плоском холсте. По разному можно относиться к таким идеям, но нельзя не отметить, что должного развития и достойного внимания основной массы зрителей они не получили, несмотря на восторженные отзывы узких специалистов от искусства.

В эпоху развитого телевидения и интернета человечество слишком много времени и сил тратит на пустые и злые споры, которые не приближают нас к истине. Мне ближе принципы сотрудничества, выраженные в идее «мозгового штурма»: можно высказывать любые идеи, не опасаясь разгромной критики; критика запрещена; если идея не заслуживает внимания, на нее просто не обращают внимания.

Подведем краткие итоги:

- победу одержит тот, чья правда ближе к истине;

- критерий истины - общественная практика;

- ничего не принимаем на веру, а только к сведению;

- системный подход и причинный анализ;

- помни о законах сохранения;

- анализируй все - бери лучшее;

- истина познается в сравнении;

- не трать время на критику.

1.0x