Царские почести
Авторский блог Александр Проханов 10:26 20 октября 2016

Царские почести

сегодня Россия нуждается в порыве, в творчестве, в научных открытиях и художественных дерзаниях, в великом обновлении
37

В Орле установили памятник Ивану Грозному. Величавый царь на коне, воздевший к небу православный крест, сжимающий в руке обнажённый меч. На открытии — тысячи людей. Ликующие толпы, народные песни, казачьи строевые, цветы, золотые погоны. Выступления профессоров-историков, художников, манифестальная речь губернатора. Старец Илия, духовник патриарха, освящает памятник, кропит его святой водой. Центральные телеканалы, газеты. Яростные споры, восторженные возгласы, проклятья.

Почему сейчас воздвигнут этот памятник, в чём его своевременность? Почему из далёкой древности, из XVI века, прискакал на коне Грозный-царь?

Наша страна в последнее время пережила чудовищные потрясения. Пало государство, от страны ударами топора отсекли цветущие земли, от великой многонациональной империи отторгли народы. Тогда, в старину, царь Иван Грозный крепил великие пространства, соединил народы в державное царство, простёр его на Восток вплоть до Тихого океана. Ещё недавно Россия ломалась от трещин: своенравные президентики, кичливые губернаторы откалывали от России Кавказ, Татарстан, Башкирию, Якутию. Урал стал печатать собственные деньги. Заговорили о Сибирской, о Дальневосточной республиках. Царь Иван Васильевич Грозный своей жёсткой беспощадной дланью искоренял смуту. Укрощал своевольных бояр. Вгонял топор в их хрустящие шеи. Не дал уйти в Ливонию вероломному Новгороду. Укротил своенравную Тверь. Сберёг единство страны.

После краха красной империи у России больше не было государства, её лишили независимости. Здесь правили бал чужеземцы. Из России вывозили богатства, военные секреты, учёных. Россия, как беспомощная невольница, была выставлена на мировые торги.

Царь Иван Грозный разгромил Казанское ханство, подавил воинственных астраханцев, шагнул в Сибирь и добился полной суверенности Родины, снял с неё бремя великих унижений.

Нынешняя Россия только-только остыла от смут. Общество с трудом собралось из осколков. Стремится нащупать объединяющий всех образ будущего. При царе Иване Васильевиче Россия обрела свою полноту и целостность, открыла русскому народу смысл его существования в истории. Он воздвиг в центре Москвы дивный храм Василия Блаженного как образ русского рая, как каменную икону, которой мы молимся и по сей день.

Сегодня Россия нуждается в порыве, в творчестве, в научных открытиях и художественных дерзаниях, в великом обновлении. Царь Иван Васильевич открыл первую на Руси типографию и издал первую печатную книгу. Он положил начало земским соборам, которые по замыслу его должны были ограничить беспредельную самодержавную власть. Он создал новую элиту — сословие дворян, сменивших у престола инертных и самодовольных бояр, создал ту элиту, что давала выход накопившейся в народе энергии, обеспечивала России рывок в грядущее.

Открытие орловского памятника породило бурю идеологических схваток. Вокруг личности Грозного-царя возникли вихри идей и взглядов, противоборствующие концепты истории. Это значит, что мы — живое общество, растущее и дерзающее. В нашем обществе сошлись в бескровной борьбе патриоты-державники и либералы-западники. После краха советской эры либералы нераздельно господствовали во всех сферах российской жизни. Они господствовали в политике и экономике, культуре и исторической науке, создавали свой новый миф о России — страны без величия, без собственного неба и Бога, трактуя русскую историю как непрерывный тупик, а русских царей и вождей — как череду беспощадных палачей и безумцев.

Ещё 10 лет назад установка такого памятника, какой сегодня воздвигнут в Орле, была невозможна. Имя Грозного, ненавидимого в либеральных кругах, было оклеветано, превращено иностранными историографами в исчадие ада. Сегодня либерализм отступает. Открывается всё больше пространства для державных политиков, историков и философов. Державное строительство вновь воздвигает на пепелище великое государство Российское. Сегодня оно, вернув себе историческую волю, воссоединилось с Крымом, восстановив оборонные заводы, сражаясь за свои интересы на далёком сирийском фронте, оно ищет своё предначертание в самой давней своей истории: у стен Херсонеса, где состоялось крещение Руси при князе Владимире, под сводами Кремля, где в Грановитой палате изображён Грозный царь с золотым нимбом вокруг головы, у подножия Медного всадника и у Мамаева кургана в Сталинграде. Бог наградил нас великими пространствами. Объединил нас в стоязыкое государство. Даровал нам великую историю, рассказывающую, как наш народ через все пожары, все испытания и муки несёт драгоценную лампаду божественной справедливости, не даёт ей угаснуть, готов одарить этим благодатным огнём всё человечество.

Рис. Геннадия Животова

Загрузка...

21 августа 2019
160
3 сентября 2019
75
Комментарии Написать свой комментарий
20 октября 2016 в 11:57

В клубке и колобке противоречий,
В отстое стойких дум и передряг.
В истерике оплаченных предтечей,
Куда девался мой простецкий бряк?!
Ну я не помпа пузырей баталий,
Но где же, не се па, мой прошлый...

Не в рифму: моя - твоя коментарыва, каны, хдэ, минэний Тальберг-ука, Волков-ука, Перепелкин-ака?... (ука - младший брат по возрасту, ака - старший).
Нихраматный татарын ТТ.
P.S. Хайрон ман буган ман, удывлалса, да...

20 октября 2016 в 17:30

Не буйсе, все спирально идет и опять придешь к себе) нам от себя не уйти

20 октября 2016 в 12:19

Без прорыва,у России будущего нет! Надо ,чтобы это поняли генераторы наших порывов-наши прекрасные женщины!
Пока их идеал-преуспевающий торгаш! Наши дамы наверстывают то,что их предшественницам( по их мнению) не додали. Нашим дамам -здесь и сейчас нужно всё,что предлагает Западный мир!
Бедный романтик её не устроит никак! Порыв всегда романтичен,но часто -удел людей неимущих! Если нельзя романтика сделать обеспеченным-надо всем нам сделать его популярным, а сам романтизм-модным!

20 октября 2016 в 17:49

Валерий, Дамы, скажем так, не первой свежести и не самой привлекательной внешности вполне согласны на бедных романтиков. Но если вы, конечно, предпочитает молодых и красивых, то - по совету Д. А. Медведева - вам следует идти в бизнес.

20 октября 2016 в 12:21

Так почему именно сегодня воздвигли памятник Иоанну Грозному? Не совсем понятно из статьи. Неужели те, кто поставили этот памятник, надеются на то, что Грозный царь снова соберет Россию во едино? Так ведь он только памятник!
Знаменитый фильм "Иван Грозный" вышел на экраны в 40-е годы, это когда Россия уже стала мощным СССР. Тогда в возвеличивание этого образа видимо виделся другой смысл. Сталин, наверное, показывал, что мы достойные потомки строителей государства.
Сейчас этот памятник - крик отчаяния, как мне кажется.

20 октября 2016 в 13:32

С незапамятных времён, ещё с родо-племенных отношений, образовалось два сословия – сословие бояр, людей приближённых к власти с их прихвостьем, и остальных людей, простого народа, простонародья. В советские времена боярским сословием являлась партноменклатура, в нынешние, антисоветские, времена к боярскому сословию можно отнести нынешние властные структуры с их прихвостьем, дьяками, подьячими, писарями, дворней и т.д., а так-же крупную буржуазию и наследников боярского сословия. К этому сословию можно отнести и церковную иерархию с её прихвостьем. Можно чётко увидеть, что правители, жестоко боровшиеся с боярским сословием,, Иван Грозный, Сталин, подвергаются историческим репрессиям со стороны буржуазного сословия и его прихвостья, а со стороны народа пользуются, наоборот, признанием, за заслуги в государственном строительстве. Из чего можно сделать неутешительный вывод – простонародье более государственники, чем боярское сословие и его прихвостье. Втрудную минуту, без жёсткого правителя, это боярское сословие может натворить бед. Если уж никак нельзя обойтись без этого смутного сословия, то, хотя бы, завести опричнину, для надзора за смутой с их суровым кличем – «Слово и дело».

20 октября 2016 в 14:26

Установили памятники Царю Иоанну - хорошо. Дальше нужно добиться возвращения Сталинграда и официального увековечивания памяти Иосифа Виссарионовича Сталина (из народной памяти Генералиссимус никуда не исчезал).

20 октября 2016 в 15:01

Нераскаянность в грехе Цареубийства(Христоубийства) — это и есть тот Гордиев Узел, который необходимо разрубить мечом всенародного покаяния, чтобы была спасена Россия, чтобы было снято с неё позорное ярмо ига жидовского. И как только это произойдёт, тотчас будет восстановлен Завет Любви Народа с Богом Живым, т.е. будет восстановленно Богоблагословенное Православное Царское Самодержавие, в котором вся сила, вся слава, всё величие и всё благоденствие Святорусского Народа, ибо Народ, в руках которого Щит Божий — неодолим!
Антихрист не только пришёл в мир, но он пришёл в Россию, пришёл в Православную Русскую Церковь, и мы все, увы, — приняли его!
Но не бойся! Происходит то, что должно произойти, ибо злу надлежит прийти в мир. Но горе тем, через кого это зло приходит.
И вот Я говорю во весь голос глаголом Господним:
Горе вам, лжеархиереи, порождения ехиднины;
Горе вам, лжесвященники, презревшие Кровь Царя-Искупителя;
Горе вам, наемники, бросившие Народ Православный на растерзание бешеных волков: - жидов-человекоубийц - сами же живущие на подачки этих грабителей и злодеев;
Горе вам, фарисеи последнего времени, гробы отверстые, духовные мертвецы, смердящие изменой Богу, Православию, Царю-Христу и России;
Выйди из среды их, Народ Мой, ибо не пощажу этих растлителей и осквернителей Правды Божией на Земле, чтобы тебе не быть избиту вместе с ними и ввержену в огнь вечный!
http://www.proza.ru/2016/06/12/512

20 октября 2016 в 16:07

Сергей Песчаный, грех цареубийства - это про Павла I, Николай же отрекся от престола и являлся просто гражданином Романовым. Который разделил с брошенной им страной, с тысячами и тысячами семей трагедию Гражданской войны. Какого покаяния и от кого Вы требуете?

20 октября 2016 в 18:44

Народ в Феврале 1917г. сверг власть Хозяина земли русской и предал Христа-Царя вместе со всем Августейшим семейством на растерзание врагам России.
Не обманывайтесь; дело не в Президенте, не в Патриархе, не в воровской олигархии, не в преступной Демонократии, а в нашей всеобщей нераскаянности в грехе Христоубийства(Цареубийства). Раскаемся - снимет Господь с выи народа Иго Сатанинское;
Не раскаемся - будем вместе с Россией стёрты с лица земли гневом Небес, как враги Бога и Христа Его!

20 октября 2016 в 19:25

Каяться в грехе должны совершившие грех. Вы этот грех совершали?

20 октября 2016 в 19:44

Да Бог с вами, Сергей. Народ, конечно, к февралю 1917 года уже утратил значительную часть монархизма и православности (не без вины самого монарха, как и сейчас постепенно тает вера в "царя Владимира"), но зачем же обвинять народ в том, к чему он не причастен.

20 октября 2016 в 21:49

Серега, что-то не то ты говоришь! О каком раскаянии и перед кем? Русского царя кто убил?! Вы историю изучали по еврейским учебникам? Это было РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО иудеями православного Царя!
И Христос Вааш - чистокровный еврей со своим папой Иеговой!
Прочитайте 1 и 2 главу Бытия Библии там четко написано что Высший Творец создал Человека (Мужчину и Женщину одновременно и живыми) а уж потом во второй главе Иегова создал из грязи Адама потомком которого является Христос!
Нет на русских людях ГРЕХОВ ибо евреи и люди Творца - разные ветви цивилизации...

20 октября 2016 в 16:16

А он ждет раскаяния от Синода, что на третий день выкинул на заадний двор царственный трон и присягнул массонскому заговору. Может не знал Синод, спросим мы Песчанного? Да, зналл, конечно же знал, ответит нам Сергей!

Так может клир подаст нам пример раскаяния за отречение от веры нашей и за то,что присягнув князю мира сего оставил клир в беде народы Российской империи , за что и расчитался, сполна.

20 октября 2016 в 16:25

Пока у руля Владимир Владимирович Путин - дальнейший расцвет России неизбежен. Нужно больше говорить о том, как нам сегодня поддержать нашего президента, а не только рассуждать о событиях давно минувших дней.

20 октября 2016 в 16:28

А она уже расцветает? Депутатами?

21 октября 2016 в 13:54

Да и не только, но если б они поменьше жрали, народу полегче жилось бы!Как то в брюхе дырку пробить этим добрым особям.

20 октября 2016 в 17:24

Единственный выход объединящий все понятия - это сойтись, что это наша история и ставить памятники символы своим героям. Где критерий оценки не знаю. бандеру тоже захотят ставить. И возможно это все равно кого. Все молятся своим богам - вот и дать внутри себя моральное право каждому верить свою веру. И правоту разделить по уму - каждый прав потому, что так думает. А разборки глядишь и у бабушек в подъездах закончатся и возьмутся они и подметут, уберут свой двор и цветов насадят вместе.

20 октября 2016 в 18:33

Памятник Сталину в Сургуте, говорят, убрали - не сомневаюсь, что по воле Кремля.
Все молчат. Памятник Грозному в Орле поставили - не сомневаюсь, что по воле Кремля.
Белые визжат от ужаса, Православные ликуют, сами не знают от чего.
Я красный молчу и предполагаю, что если авторитарный правитель ставит памятник самодержцу, значит хочет увековечить собственное самодержавие с опорой на таких же клятвопреступников.

20 октября 2016 в 18:41

Анатолию Трунову и Эдуарду Волкову. Памятники, особенно, созданные настоящими творцами, это прекрасно. Но гораздо важнее вдуматься, в чем их смысл, какой они нам передают завет предков, какие уроки в них закодированы. Памятники нужны, но реальное возвращение домой, к себе, в свою страну, жизнь собственным умом и в соответствии с собственными идеалами и ценностями, возрождение национального достоинства гораздо важнее. М ы (точнее, власть, от которой по привычке еще ждем чего-то разумного) пока лишь делаем символические шаги, а потом испуганно отпрыгиваем обратно. Путин лично провозглашал в России год истории и в этот самый год университетский курс истории (для основной массы специальностей - не историков) был сокращен до 6-8 пар лекций. Целые поколения уже, имея диплом о высшем образовании, являются исторически безграмотными, неспособными к самостоятельному анализу собственного прошлого, людьми.

20 октября 2016 в 23:40

В поисках все в поисках. История штука интересная, но имеет такое свойство быть разноописуемой одного и того же события разными общностями. История только начала наша анализироваться. Много написано, а обобщение - это дело стратегически важное!

20 октября 2016 в 19:23

Памятник в Орле открыт с целью внести в образ царя Иоанна Васильевича больше негатива.
1. Не в православной традиции изобразить воина с мечом или копьем одновременно благословляющего крестом.
2. Меч у всадника в левой руке, а Царь Грозный был правшой.
3. Да и какие мечи в те времена были можно видеть на памятнике Минину и Пожарскому.
И еще к этому
4. Место для памятника человеку, о котором в обществе не однозначное мнение и ведутся споры выбрано напротив ТЮЗа — детского театра.
5. Русские люди не заказывали установку этого памятника в Орле. Да и на открытие памятника кроме Проханова и Кургиняна с мотоциклистом по кличке Хирург никто не приехал. Присутствовали как всегда делегаты от синагоги - дежурные ряженные казаки со знаменами, «православные» профессиональные активисты и спецслужбисты. Людей больше собиралось на пикеты против установки памятника в Орле, нежели на его открытие.

Из истории. Иоанн Васильевич, исполняя завет Владимира Мономаха и всех опричных русских князей, не впускал иудеев на Русь. С помощью опричнины Иоанн Васильевич раскрывал тайну беззакония и искоренял иудейскую ересь. Вот для них-то он был Грозным, да и до сих пор остается.

24 октября 2016 в 22:53

Ерунда все эти пункты. Поставили памятник русскому царю и точка. Курс понятен - это наша история. Рисовать его иродом, это не в нашей традиции. Царь есть царь - больше батюшка неж поп.

20 октября 2016 в 22:00

Цитата: "...сегодня Россия нуждается в порыве, в творчестве, в научных открытиях и художественных дерзаниях, в великом обновлении"
Ага! Это, все равно, как девушка с перебитыми ногами, нуждается в конкурсе красоты... Россия в-первую очередь нуждается в освобождении от еврейской оккупации! ЦБ РФ необходимо НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ!!! Забрать деньги России у еврейских банкиров! А щас положение таково, как будто мужик работает, а деньги забирает чужой дядька, который командует куда их тратить! Вместо того чтобы поднимать сельское хозяйство разгромленной страны этот "дядька" тратить русские деньги на увеселения! Олимпиады чемпионаты мира, на строительство мостов в еврейский Крым... Чтобы не скучали славяне чужой "дядька" поджигает Украину, ссорит славян, но и этого мало посылает русских умирать в Сирию... Кончится Сирия дядька придумает новые смерти для русских... Идет война уваж. Автор, и она не затихает на минуту!

20 октября 2016 в 22:41

Главное условие дальнейшего успешного развития страны - это руководство В. В. Путина.

20 октября 2016 в 22:56

Спец по экономике и политике, что ли? Хошь соответствовать прозвищу лаптя, чтоль? Приехали туристы гости иносранные, а в России леса да просторы. А олимпиады хай буржуи проводят - мы за экологию.Не стыдно то? Нет. А чего нам лаптям стыдиться, мы в Крым и на ладье приплыть можем. Айййай, видать с украины родом если мост тебя так терзает? Засланый тут и явно хохол, если так акценты раставляешь. Шпионище )))

21 октября 2016 в 11:56

То, что бояре разрешили, скрепя сердце, установить памятник Ивану Грозному, можно понять как уступку бояр инициативе простого народа. А, вот, на Сталина у них такой зуб торчит, такая ненависть, что они аж жрать не могут, когда о нём услышат. Но бояре установили памятник и построили мемориальный центр разрушителю Страны и разграбителю общенародной собственности, виновнику неисчислимых жертв и трагедий целых народов, тому, кто поставил Россию на колени перед США. Бояре, включая и церковь, продемонстрировали своё отношение к судьбе страны и её народа, свою склонность и своё отношение к измене в обстоятельствах смуты, своё презрение к интересам страны и народа. Простой народ, тоже уже не все простаки – половина не против боярских затей, рассчитывают, что не кинут в очередной раз. Ну, а тому народу, что попроще бояре кинули кость – разрешили поставить памятник Ивану Грозному. Грызём вот.

22 октября 2016 в 03:17

Иванов А.В. Каковы памятники – такова и власть
Об авторе:

Иванов Андрей Владимирович, д.ф.н., зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул
С сайта "Движение за возрождение отечественной науки"

И сам памятник в Орле Ивану Грозному, и дискуссии вокруг этого события,  откровенно говоря, глубоко удручили. Ну ладно, губернатор, заискивающий перед  властью; ладно, записные литераторы-государственники и байкеры-государственники, отрабатывающие близость к  щедрой   «державной» руке. Но поддержка темнейшей фигуры отечественной истории со стороны многих деятелей церкви, художественной культуры, науки, армии, тысяч патриотически настроенных простых людей – что  это, как не свидетельство  исторического невежества и  идейного хаоса в головах? 

Например, должны же  уважаемые мной жители славного г. Орла и особенно просвещенные лица, близкие к губернатору,  знать, что система обороны южных границ российского государства, в которую входил и город Орел, была продумана  и  воплощена в жизнь при самом деятельном участии  блестящего русского полководца и безупречно честного человека, подлинного державника,  Михаила Воротынского. Он – автор первого русского устава пограничной (сторожевой) службы, один из героев победного казанского похода и победитель ногайского хана Девлет-Гирея в знаменитой битве при Молоди в 1572 году. И что же? Через год после триумфа воевода на основании ложного доноса был подвергнут пыткам, причем, в них  царь Иван принимал самое деятельное личное участие – выдирал у воеводы волосы из бороды и подсыпал  под бока раскаленные угли.  В результате  Воротынский умер по дороге в тюрьму. Уж если и ставить кому-то персональный воинский памятник в Орле – так это славному русскому воеводе и страстотерпцу.   
Военным людям даже как-то  неудобно напоминать и о таких общеизвестных фактах, что царь Иван лично был трусом, а как полководец — бездарен. Вместо того, чтобы после победы над Казанским ханством сосредоточить усилия по ликвидации изрядно ослабленного ханства Крымского и тем самым обезопасить южные рубежи России (это ему советовали и тот же Михаил Воротынский, и Андрей Курбский, и Алексей Адашев), он предпочел ввязаться в  Ливонскую войну. Соответственно,  казакам, участвовавшим воткрытии памятника, необходимо  напомнить, что в гибели и ногайском  пленении тысяч и тысяч их предков на территории так называемого Дикого поля в  16-18-ом веках – во многом  снова виноват упрямый и своевольный царь Иван, упустивший выгодный исторический момент для сокрушения заклятого врага.  В конце концов Ливонская война была Иваном Грозным проиграна, и московское царство потеряло обширные земли на северо-западе. Причинами поражения стали недееспособность опричных войск, которые были хороши только в грабежах и насилиях над мирным населением (недаром народ называл опричников «кромешниками»), и повальные репрессии против военачальников, которых царь объявлял главными виновниками неудач. Одним из немногих, избежавших смерти, был отъехавший в Литву князь Андрей Курбский, который вместе с  первопечатником Иваном Федоровым, знаменитым бывшим настоятелем Троице-Сергиевой Лавры старцем Артемием, князем К.К. Острожским и другими носителями духа русского нестяжательства, спасавшимися от кровавой тирании царя, сумел в конце 60-ых годов 16-го века организовать  мощное идейное сопротивление католической экспансии иезуитов. 
О князе Курбском, выдающемся полководце и деятельном члене Избранной рады, обеспечившей успехи первого периода царствования царя Ивана, следует  сказать особо. Наши «державники» любят подчеркивать патриотизм Ивана Грозного  на фоне предательства князя, бросившего семью и бежавшего от неминуемой смерти в стан врага – к полякам.   
Однако нашим как-то быстро расплодившимся якобы «государственникам» полезно знать, что истинная борьба за русскую культуру и веру против католической экспансии разворачивалась в то время не при дворе царя Ивана, где было засилье трусливых и заискивающих перед властью  иосифлян  – последователей «певца» неограниченной царской власти Иосифа Волоцкого, а на западе Руси. Именно там наследники нестяжательских традиций  Нила Сорского и Максима Грека продолжили дело бескорыстного служения Богу, социальной правде, свободомыслию и просвещению собственной страны.
Так, именно на западе Руси буквально в течение нескольких лет благодаря энергичным усилиям и крупным денежным вкладам Курбского была организована доставка с Востока оригиналов греческих отцов Церкви, а также их качественный перевод на русский язык. Удалось перевести  Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др. Перевод Иоанна Дамаскина сделал сам Курбский, которому переводческую деятельность завещал его учитель, великий русский святой  Максим Грек.  Сам Курбский  на старости лет изучил латинский язык, чтобы знать позицию оппонентов в оригинале! Мало того, наряду с систематически организованной переводческой деятельностью и полемикой с иезуитами при непосредственном участии и идейном водительстве Курбского  была создана первая национальная православная школа кн. К.К. Острожского. В западных русских землях удалось сделать то, что не могло быть  исполнено в задавленной тиранией Ивана Грозного центральной России, хотя подобная идея была провозглашена еще в положениях знаменитого Стоглавого Собора 1551 года.    
 Были свои домашние православные школы у самого Андрея Курбского в Ковеле и у Артемия в Слуцке при дворе князя Слуцкого. Впоследствии из этих  первых западно-русских православных школ и ученых братств, хранящих дух нестяжательства, через несколько десятилетий вырастет знаменитая Киево-Могилянская духовная академия, призванная, в свою очередь, сыграть ключевую роль в просвещении московской Руси второй половины 17-го века. Оттуда по приглашению царского постельничего Федора Ртищева приедет в Москву к царскому двору Алексея Михайловича знаменитый переводчик и комментатор Епифаний Славинецкий, напрямую восстановивший   традиции православного просветительства Максима Грека. 
Князь Курбский совершил тяжелый жизненный выбор, став князем Ковельским и вынужденным сражаться против русских войск, хотя никакими успешными военными действиями против Отечества не прославился. Зато он внес огромный вклад в сохранение единства русского мира и православной культуры. В каком-то смысле он шел путями Александра Невского, который за три века до него  также  пошел на тяжелый союз с Золотой Ордой ради предотвращения гораздо более опасной – духовной – агрессии Запада. Показательно, что католические круги Польши  князя Курбского ненавидели лютой ненавистью.  Он был изгнанником, но не предателем. Предателем Руси был царь Иван, развернувший опричный террор  против собственного народа; расколовший страну на земщину и опричнину; кощунствующий над монашеским служением во время своих оргий с опричниками в Александровской слободе.  
И уж тем более всем истинным православным и светским русским патриотам необходимо  напомнить, что подлинный патриотизм – это, в первую очередь, деятельное личное противодействие  злу, в том числе и  властному  произволу.   Выдающийся митрополит Филипп (в миру Федор Колычев)  был единственным человеком в России, если не считать князя Курбского и его сторонников, который нашел в себе мужество публично противостоять диктатуре кровавого тирана. В Успенском Соборе Кремля во время службы 22 марта 1568 года, исчерпав все иные способы воздействия на царя, он  бросил в лицо  Ивану  знаменитые слова: «Государь, – убойся суда Божия: на других ты закон налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда: на одной Руси нет ее. Во всем мире можно встречать милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым.  Мы здесь приносим бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская. Ты сам просишь у Бога прощения в грехах своих, прощай же и других, погрешающих пред тобою» (1).    
Чем закончилось противостояние царя и митрополита известно. Дело против непреклонного Филиппа было  сфабриковано к осени 1568 года. Перед этим царь практически полностью вырезал Боярскую думу, не решившуюся осудить митрополита, пользовавшегося всенародным уважением. Был убит, в частности, Михаил Колычев, троюродный брат Филиппа, голову которого в  мешке царь повелел отвезти  ожидавшему суда митрополиту.  Но ни психологическое давление, ни грязная клевета  не сломили Филиппа. Все обвинения разбивались о железные аргументы и спокойное поведение святителя.  Лишь убедившись в безволии клира и, увы, безгласии народа, Филипп объявил о своем отречении от сана. Этого только и нужно было царю. Он коварно упросил святителя провести последнюю службу в Успенском соборе в честь праздника св. Михаила. Во время службы опричники  ворвались в храм. Прервав службу, они зачитали царский  указ о низложении митрополита,  сорвали  с него святительские одежды и выволокли из храма. Унижая Филиппа, они возили его по московским улицам, избивали и всячески оскорбляли. В конце концов он был обречен на вечное заточение в тверском Отрочь монастыре, где через год встретил смерть от руки Малюты Скуратова во время печально памятного карательного похода  Ивана на Новгород. Во время той кровавой резни были преданы насильственной смерти тысячи безвинных новгородцев, включая детей и женщин. Волхов был красен от крови сброшенных туда тел, а опричники плавали на лодках и добивали раненых пиками. 
Всем, славящим самодержца, не стоит также забывать, что массовые казни сопровождали все правление царя Ивана, начиная с 1553 года. Окончательная же перемена в царе случились в 1560 году, когда умерла  любимая жена  Анастасия — его сердечный друг и ангел-хранитель. После этого вокруг Ивана окончательно укоренились темные личности типа Вяземского, Грязнова, Басманова  и Малюты Скуратова-Бельского, потакавшие его властолюбию и самым низменным плотским инстинктам.  При дворе царили пьянство, разврат и насилие. Известно, что любимой формой издевательств Ивана была казнь родственников на глазах друг у друга. Так, князю Владимиру Андреевичу Старицкому было велено отравить всю свою семью, а потом отравиться самому. Федору Басманову, личности, правда, премерзкой, было приказано зарубить собственного отца и т.д. Нет сомнений, что и Курбского с семьей ждала подобная участь.
Напомним также всем ревнителям русской культуры, что Иван IV был ярым англофилом, мечтавшим жениться на особе из английского королевского дома. Английским купцам он обеспечил неслыханные привилегии, а в конце своего царствования, страшась расплаты за преступления, попросил в Англии … политического убежища. Славный пример для державного подражания, не правда ли?
Больше описывать деяния царя Ивана позднего периода  царствования у меня нет никакого желания (2). Очень полезно для всех, обуянных «демоном великодержавной государственности» (меткое выражение выдающегося русского поэта и мыслителя Даниила Андреева),  прочитать  страницы из «Истории государства российского», посвященные правлению Ивана Грозного. Приводимые там истинным, а не квасным,  державником и патриотом  России Н.М. Карамзиным факты, конечно,  частью не полны, частью устарели, но анализ катастрофических для России итогов деятельности царя Ивана и, главное, нравственная оценка его царствования и сегодня поражают своей точностью и взвешенностью. Недаром именно этот раздел труда великого русского историка  больше всего любил и ценил другой великий патриот России Ф.М. Достоевский.
А еще, мне, как философу, хочется  привести оценки правления царя Ивана Грозного, принадлежащие  двум философским  гениям России – А.С. Хомякову и П.А. Флоренскому.  «...Кто прочел со вниманием письма Курбского и низкие оправдания Ивана, – пишет  А.С. Хомяков, – кто вгляделся в самый выбор его жертв, почти всегда из благороднейших и чистейших, ... кто видел, что казни сопровождались расхищением и конфискациями: тому, говорю я, становится ясным характер той бойни, которую борьбой величать смешно. Эта бойня от двух самых простых побуждений – от вражды Иоанна против свободы мнения в высшем сословии и от рассчитанного грабительства. Конечно, при этом взгляде исчезает призрак государственного мужа, почти бестелесного и безбрачного, противника каких-то призрачных боярских прав, вредных отечеству; зато остается живое лицо, замечательно одаренное Богом, но употребившее почти все дары свои на зло; остается правитель, не лишенный правительственной мудрости, но постоянно губивший свою мудрость в своих пороках; остается царь, иногда понимавший красоту, но никогда святость добра; остается человек, в мастерстве софизма не уступавший никакому византийцу, а в кровожадности никакому татарину; человек, не уважавший своей родной земли (что доказывается предпочтением иноземного происхождения славе отеческой), склонный к Западу, куда готов был бежать, людоед со своими подданными и низкий трус пред иноземными врагами: одним словом, остается изверг цельный и, так сказать, художественный» (3).
Еще более кратко и четко высказался отец Павел Флоренский, назвав в своей проповеди 1906 года Ивана Грозного «безбожным царем Иоанном»(4) и вполне солидаризовавшись в подобной оценке с князем Андреем Курбским.
В принципе уже понятно, какому следующему кровавому историческому персонажу наши «державники» задумают поставить памятник. Полезно только напомнить, что практически все, кто льстиво призывал  царя Ивана IV вернуться на московский трон из Александровской слободы, заплатили за постыдное умиротворение тирана собственной и чужими жизнями. Показательна, например, судьба новгородского архиепископа Пимена, который прославился еще и активным участием в  суде над митрополитом Филиппом. Во время новгородской резни, несмотря на все свои прежние «государственные заслуги», Пимен  подвергся неслыханному поруганию  – его в шутовском колпаке по указанию царя  посадили головой к хвосту лошади и в таком виде пустили скакать по полям. В том же году он был осужден на столь же гнусном процессе,  в  котором  недавно участвовал сам, лишен сана и заточен в монастырь, где и скончался через год.
Ну, а возвращаясь к  памятнику в Орле – пусть уж он  стоит, коль скоро его поставили. Потомками он будет восприниматься как  символ  тяжкого и  смутного времени на Руси, в котором отразились и тайные идеалы властной верхушки, и  невежественная покорность подданных.

24 октября 2016 в 17:46

Мадам! Мы за какие-то там последние 70-80 лет начисто раз десять переписывали свою современную историю. Наши потомки о нынешних временах вряд ли получат реальную картину происходивших в эти времена событий. А Вы замахнулись на события почти 300 летней давности. В жуткие времена, которые приписывают Ивану IV, в Европе некий монарх по имени Филипп II-й изощрялся особенно на территории Фландрии в массовых жутких казнях сотен тысяч еретиков. В это же примерно время некий Карл IX в Париже за одну ночь зараз вырезал свыше 30 тысяч гугенотов (протестантов по-нашему или кальвинистов по ихнему). Спустя примерно 70 лет некто по фамилии Кромвель лихо расправился со своим королем путем отсечения головы от туловища и установил в старой доброй Англии фактически деспотию, за что благодарные потомки его труп (пардон, истлевшее тело) даже пытались повесить. Тем не менее, в центре Лондона стоит памятник этому человеку. Во Хфранции (есть такая страна на берегу Ла-Манша) своему императору по фамилии Буонапарте, который замастрячил небольшую войнушку в Европе с огромным количеством погибших, благодарные потомки даже гроб из российского шокшинского малинового кварцита в Доме Инвалидов отчебучили. По сравнению с этими деятелями наш царь Иван Васильевич просто шалун. Кроме того, вряд ли стоит оценивать действия нашего монарха, так не любимого российскими либералами-демократами, с современных позиций. А что касается Филиппа, то нечего было лезть в государевы дела. Тогда были другие времена, абсолютно другие нравы. Кстати, у нас в России сегодня демократическая общественность весьма высоко почитает канонизированного РПЦ страстотерпца Николая II, которому народ в свое время, и совершенно по-праву, дал имя - Кровавый.

24 октября 2016 в 22:57

Сейчас есть много желающих покомментировать таким образом современную политику, ну и? Потомками будет воприниматься просто. Потомкам пофиг. Они в игры играться любят больше. Сказано русский царь и наша история и точка. А поганить комментариями можно скока хош.

22 октября 2016 в 12:14

Цитата из статьи Ивана Ильина

Почему мы верим в Россию?

Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России. Это естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к Родине и нашей веры в нее.

Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Божии дары, что по-прежнему лишь на поверхности омрачненное живет в нем его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут. Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить ее духом, а это значит, что они ее потеряют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими.

24 октября 2016 в 12:59

105 лет назад, 24 октября 1911 года родился Аркадий Райкин.