: Блог: Татарский мечтатель
Авторский блог Александр Проханов 12:42 4 апреля 2019

Татарский мечтатель

художник Мехти Исламов о ювелирном деле, национальном искусстве и будущем крымско-татарского народа
12

Александр ПРОХАНОВ.

Мехти Мустафаевич, благодарю, что нашли время встретиться со мной. Я хочу понять мироощущение, миросостояние Крыма, понять, чем сегодня наполнено татарское мышление. После всех треволнений, после скорбей, которые ваш народ перенёс, какая основная идея владеет умами крымских татар? К чему сейчас стремится татарское общество?

Мехти ИСЛАМОВ, заслуженный художник Республики Крым, полный кавалер Ордена Карла Фаберже

Вы правильно заметили, Александр Андреевич, что наш народ перенёс немало — несколько волн массовых переселений. И ведь не случаен тот факт, что на сегодняшний день большая часть крымских татар проживает за пределами Крыма, а не на своей исторической родине. Тяжело пережил народ депортацию 1944 года.

Да и когда мы жили при Украине, то не видели никаких реальных позитивных изменений в своём положении. Есть такое понятие — "самострой". Мы, крымско-татарский народ, были неким самостроем в социуме Украины, если одним словом то наше состояние охарактеризовать. Мы всего добились сами, без помощи или поддержки. А добились, я считаю, немало. Мы воспитали плеяду просветителей: из нашей среды вышли преподаватели, учёные, великолепные художники, люди разных специальностей — профессионалы в своих областях. Этого мы достигли на своей родной земле, в Крыму. Своими силами народ устраивал свой быт, учился, работал. И это в условиях, когда люди жили попросту в полях, в палатках. Такая ситуация в тот период складывалась по причине предательской политики Меджлиса (экстремистская организация, запрещённая в Российской Федерации. — ред.). Его деятели играли на красивых лозунгах с целью "сесть" на гранты, на денежные потоки, присвоить их, а людям "кидать кости", рассказывая о том, что всем тяжело, но все мы движемся к какому-то светлому обществу.

И когда в 2014 году произошли те исторические события, люди не с флагами и цветами, без энтузиазма встретили их по той простой причине, что были очень испуганы. Ведь они были научены горьким опытом, многое видели, немало испытали в своей судьбе, пережили и волнительные ситуации, и бедствия.

Могу сказать: я сразу понял, угадал ту беду, которая может постичь мой народ. Эта беда, как я её определил — моральная стагнация, то есть момент, когда народ, не увидев своего предназначения, будет, так сказать, отсиживаться, ждать что-то где-то от кого-то, не зная сам, чего. И будет отставать от происходящего в Крыму, упустит свой шанс. Этого я боялся больше всего. И те представители крымско-татарского народа, что называли себя лидерами, в действительности ставили своей задачей расшатывать ситуацию, будоражить крымско-татарский народ и приводить к этой стагнации. Они делали всё возможное, чтобы внести смуту в сердца людей. Это главная их задача до сих пор! И что мы видим? Они называли себя патриотами, но оказались беглецами: первыми сбежали, причём сбежали за своими работодателями, за грантами, которые получали. Это — "грантоеды", цель которых — не благополучие народа, а их собственное.

Наша задача здесь, в Крыму, вывести из этой ситуации народ, дать всем понять, что у нас реально появились возможности для развития, причём самого широкого. Исторически мы всегда были связаны с Россией. И именно в российский период мы подарили миру таких выдающихся людей, как Исмаил Гаспринский, например. Именно в российский период среди нашего народа, у нас в Крыму были воспитаны великие просветители, учёные, люди искусства. И этот шанс — развитие — нельзя упускать. У нас один день должен сейчас идти за три, мы должны утроить свои усилия, навёрстывать упущенное время и возможности. На начальном периоде, я считаю, мы много упустили. И это упущение не только крымско-татарского народа, не только жителей Крыма, это упущение всех нас, россиян. Потому что наш народ мог обогатить своими успехами и достижениями всю страну.

Александр ПРОХАНОВ.

Россия после 1991 года переживала примерно то же самое, русский народ оказался разбросанным, у русского народа отняли его пространство, которое он приобретал, отняли лучшие земли…

Мехти ИСЛАМОВ.

Абсолютно согласен с вами. Отняли идеологию, что важно для любого народа.

Александр ПРОХАНОВ.

Да, к тому же стали внушать народу, что он никчёмный! И русский народ после 1991 года словно заснул в каком-то летаргическом сне. И возвращение Крыма разбудило русский народ по-настоящему. То есть в истории народа произошло нечто, что заставило его, как от поцелуя, восстать из хрустального гроба. Русские очнулись, и они сейчас способны к историческому творчеству. А что вы сделали для того, чтобы разбудить свой народ? Что, на ваш взгляд, может послужить пробуждению?

Мехти ИСЛАМОВ.

В первую очередь мы постарались создать Совет крымско-татарского народа при главе Республики Крым — структуру, которая, находясь в непосредственной близости к власти, с одной стороны, и к народу, с другой стороны, стала неким мостом для того, чтобы люди могли доносить свои интересы, чаяния, заботы, вопросы. Чтобы люди были услышаны властью и в то же время доносили вести от власти народу. Чтобы люди понимали, что они не являются тем народом, который не слышат и не хотят слышать, как пытаются это представить наши оппоненты из Киева, те, кто, называя себя лидерами народа, в действительности являются его губителями.

Наш Совет крымско-татарского народа при главе Республики — структура, на мой взгляд, переходная, я надеюсь, что она временная. Потому что крымско-татарский народ не может у себя на исторической родине ограничиться просто наблюдательным советом при главе Республики Крым.

Очень надеюсь, что это переходной период, и мы шагнём дальше…

Александр ПРОХАНОВ.

К автономии?

Мехти ИСЛАМОВ.

Не думаю, что напрямую к автономии, хотя я как крымский татарин, конечно, мечтаю об этом. У нас была автономия в Российской Федерации. Я хочу, чтобы мы не стояли на месте, а шли к доверию между крымско-татарским народом и русским народом, всеми народами России, чтобы доверие только укреплялось. Ведь мы исторически были вместе, бок о бок сражались на Бородинском поле. Мы прошли очень многие испытания жизни вместе. И всё то негативное, что нам преподносили в последнее время, — искусственно создаваемая вражда. Причём те, кто это делал, стоял в стороне, получая дивиденды, а народы наши эти люди пытались сделать врагами. Эту ситуацию надо искоренить и вернуть те основы, на которых мы столетия жили здесь вместе. Чтобы мы имели и культурную автономию.

Александр ПРОХАНОВ.

Для этого должны быть глашатаи, ясновидящие люди, художники, мыслители…

Мехти ИСЛАМОВ.

Думаю, что для этого надо, чтобы русский народ и государство Российское в целом поверило, с одной стороны, в крымско-татарский народ. Крымско-татарский народ заслужил доверие. Ему не надо ни перед кем оправдываться! Я всегда говорю, что мне, как крымскому татарину, не перед кем оправдываться. И в самом начале Крымской весны я говорил некоторым деятелям: зачем вы пытаетесь оправдаться перед Украиной? Перед кем вы должны оправдываться? За что? Что вы такого должны Украине, чтобы вдруг стали какими-то особенными патриотами и чувствовали какую-то вину? Я не хочу оправдываться ни перед кем! Потому что мы — народ, который страдал.

И я мечтаю о том, что мы заслужим доверие в государстве, с одной стороны, и государство заслужит должное доверие в сердцах крымских татар, с другой стороны. Хочу отметить, что для этого государство делает всё, Кремль делает всё необходимое для того, чтобы это доверие вернулось, чтобы народ поверил в добрую волю государства и в его желание помочь крымско-татарскому народу. Для нас это очень важно. И если крымско-татарский народ выйдет из стагнации и обретёт доверие, то он ясно увидит, чётко нарисует, построит для себя тот путь совместного созидания, который поможет сделать Крым лучше. Сможет укрепиться и выработать для себя правильное понимание Отечества: в том цельном понимании, как его видели великие предшественники.

Александр ПРОХАНОВ.

Ваша мысль о пробуждении, прекращении этого дурного сновидения очень глубока.

Мехти ИСЛАМОВ.

Нам надо победить.

Александр ПРОХАНОВ.

И встать на путь творчества.

Мехти ИСЛАМОВ.

Я считаю, что внутренняя проблема крымско-татарского народа, его цель — победить этот миф, победить силы, которые расшатывают лодку с той целью, чтобы она опрокинулась, перевернулась. И чем больше людей утонут, погибнут в этой ситуации, тем больше радости это доставит тем, кто раскачивает лодку. Они таким образом отработают своё задание. А наша задача — этого не допустить.

Александр ПРОХАНОВ.

Мехти Мустафаевич, вы заслуженный художник Республики Крым, полный кавалер ордена Карла Фаберже. А на чём вы специализируетесь?

Мехти ИСЛАМОВ.

Занимаюсь художественной обработкой металла и камня. Воспитал уже не одну плеяду учеников. У меня Ювелирный дом, я делаю ювелирные изделия, произведения класса люкс. Работаю по бронзе, металлу, золоту, серебру… Для меня любой металл — это материал, как для скульптора глина.

Александр ПРОХАНОВ.

А тематика: орнаментализм или что-то другое?

Мехти ИСЛАМОВ.

У меня наработано несколько коллекций. Одна — это аутентичная крымско-татарская коллекция, национальная, наша филигрань. Филигранью я недаром занялся. Она — связующая для нас всех! Ведь на всём пространстве влияния, сначала гуннов, затем — Золотой Орды, потом — Российской империи — существовала одна география, одни народы. Государство называлось по-разному, но все мы всегда были в одном социуме. Кланы правили разные, фамилии разные у правителей, но народ оставался тот же. И для меня лично эти три периода развития нашей истории — связаны. Я абсолютно не согласен с попытками переделать историю. Порой люди создают непонятные "пятна" истории: когда человек находит одно и не может найти другое, теряет связующую нить, у него провал исторический получается. А яма эта образуется, потому что ему рассказывают не так, как было в действительности.

И филигрань для меня, как для художника, как для ювелира, — это тот цемент в декоративно-прикладном искусстве, который связывал нас. Возьмите Золотое кольцо России, например, Кострому, где филигрань костромская. Возьмите Дагестан, другие регионы Северного Кавказа, Среднюю Азию, Крым — филигрань везде! И в технике филиграни мы настолько близки, у нас столько общего! При этом малейший нюанс делает вещь, скажем, уже крымско-татарской, или какая-то особенность — и уже русский стиль, кавказский стиль. При этом техника, повторюсь, одна. И ей более двух с половиной тысяч лет. Она нас связывает веками!

Александр ПРОХАНОВ.

В этом какая-то магия есть?

Мехти ИСЛАМОВ.

Да! Поэтому я свою ювелирную коллекцию на аутентичной крымско-татарской основе стараюсь представлять как можно шире. У меня на сегодняшний день более двух с половиной тысяч произведений. И я стремлюсь делать коллекцию массовой, чтобы она не оставалась лишь в сегменте люкса — только для богатых. Ни в коем случае! Добиваюсь, чтобы она в массмаркетинге могла конкурировать с изделиями из Китая, чтобы наше всё-таки доминировало, чтобы мы наполнили Крым нашим контентом. И наш турист должен, приезжая сюда, брать всё самое качественное, красивое, ювелирные изделия в том числе. И это будет сближать нас.

Сегодня мы сотрудничаем и с Санкт-Петербургом, и с Москвой, и с Дальним Востоком. Я стараюсь наводить контакты и получаю отзывы со всех концов России. Люди благодарят, пишут о прекрасных произведениях, которые они видели, приобрели. Когда я слышу, как люди вдохновлены, благодарны, для меня это очень важно, очень многое значит. Это одно из направлений моей работы.

Второе — это единичные предметы класса люкс: я делал серию, посвящённую Карлу Фаберже, его великолепным произведениям — пасхальным яйцам. Я делал свою коллекцию пасхальных яиц, посвящённую крымским художникам, нашим великим передвижникам, которые как-то связаны с Крымом: приезжали в Крым, писали Крым… Например, памяти Айвазовского сделал несколько предметов. Это было высоко оценено Международным мемориальным фондом Карла Фаберже, чем я горжусь.

Обращу внимание на такой нюанс: бытовало мнение, и оно высказывалось не одним искусствоведом, что концепции пасхальных яиц исчерпаны полностью. И вот мне говорят: "Мы-то считали, что эта концепция закончена, а вы создали абсолютно новую концепцию. Для нас это был просто нонсенс".

Третье направление, в котором я работаю, — это ювелирные произведения с горячей эмалью, ручная работа. Тоже — класса люкс. Но это уже не штучные вещи, а мелкосерийные: до десяти изделий, которые предназначены именно для ношения. То есть предметы искусства в ювелирном деле…

Александр ПРОХАНОВ.

Я думаю, что искусство, магическое искусство, оно имеет тайную силу и способность реализовываться вокруг жизненных пространств. Ты можешь сидеть и пёрышком рисовать орнамент или создавать какие-нибудь таинственные серебряные, золотые узоры, думая о том, чтобы вернуть своему народу пассионарность, чувство духовного пространства, — и это всё будет реализовано, все твои мысли и мечты воплотятся в жизнь. По существу такие художники-мистики, создавая свои произведения искусства, создают огромные миры вокруг себя, захватывающие и свой род, и народ, и, может быть, Вселенную в целом.

Вы сказали о своих орнаментальных магических произведениях, и мне показалось, что через это можно разбудить и народ в целом. Не отдельно взятого покупателя или поклонника, а именно весь народ.

Мехти ИСЛАМОВ.

Несомненно! Каждый из нас должен вносить свою лепту. Я стараюсь это делать как художник именно так, как сказали вы. Потому что это непременно сказывается. Искусство не имеет хронологических границ, так же, как и понятие этноса, в принципе, не имеет какой-то хронологии и рамок: вот сегодня родились, завтра сформировались — всё. Нет. Это процесс постоянный. И один из главных критериев того, что народ развивается, — это его национальное искусство. Национальное искусство характеризует развитие и состояние народа. И я со своей стороны стараюсь сделать всё, что могу, что в моих силах, чтобы наш народ развивался, сохраняя при этом свои традиции. И каждый, кто несёт искусство своему народу, должен понимать степень своей ответственности.

Александр ПРОХАНОВ.

Спасибо вам за прекрасную беседу, Мехти Мустафаевич.

Мехти ИСЛАМОВ.

Спасибо вам, Александр Андреевич! Рад знакомству.

 двойной клик - редактировать галерею

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
4 апреля 2019 в 14:11

Не видят, увы, оба собеседника правильного направления национальной политики, как для русских, так и для крымских татар, ведущее к единению наших народов в постижении великой цели - выхода наших народов на человеческий путь развития.
Не выйдем мы на этот путь, станем нелюдьми и сгинем.
В чем здесь дело? В том, что человечество имеет свой путь (алгоритм) развития. Феодализм, капитализм (социализм), коммунизм.
В 1976 г. капитализм погиб, когда, после отмены золотопаритетности денег, выпуск денег изменился, капиталисты перестали получать выпускаемые незолотопаритетные деньги, превращенную прибавочную стоимость, и исчезли.
Появился коммунистический способ производства, требующий построения коммунизма. Но СССР в коммунизм не пошел и пгиб. Потому что страны и народы, не идущие в следующую формацию неизбежно гибнут. Гибель теперь угрожает и России.
После гибели капитализма и исчезновении капиталистической эксплуатации, в России установилась фглонистическая эксплуатация, когда выпускаемые деньги в России, превращенную прибавочную стоимость, стало присваивать ворье, фглонисты, частные банкиры, незаконно выпускающие себе деньги.
Ликвидировать эту фглонистическую эксплуатации, вывести народ России на человеческий путь развития и войти в коммунихм стало просто. Надо только направить УЖЕ выпускаемые деньги в России в бюджет РФ. Что и так положено делать по закону и совести. Что и будет, уверен, сделано. Надо только объяснить народу, что происходит.

4 апреля 2019 в 16:02

Видно как тяжел нацвопрос в Крыму. Кроме всего еще и вакхабиты не спят. Вспомним еще раз Чингисхана, - Власть опирается на двух ногах, строгости и справедливости. если одна нога короче, власть не удержать.

Будем надеяться, что равновесие будет сохраняться многие века.

4 апреля 2019 в 19:36

Вот и Вы Волков, несете ахинею. Не может быть в этих условиях, условиях непродвижения вперед, в коммунизм, никакого равновесия. Русские и прочие, не понимая, что их эксплуатируют фглонисчты, а не капиталисты, будут обвинять во всех неурядицах крымских татар. Как и наоборот. Только точное знание происходящего, позволит использовать выпускаемые деньги, направляя их в бюджет, для освобождения от эксплуатации и входа в коммунизм, где: "НАС ЖДЕТ ЭРА РАЗВИТИЯ, ЭРА РАСЦВЕТА, ЭРА СПЛОЧЕНИЯ!"
http://zavtra.ru/blogs/nas_zhdet_era_rastcveta_era_splocheniya

4 апреля 2019 в 20:14

Да нет никаких коммунизмов и капитализмов. Это все придуманные описания жизни. Рабами всегда считали тех кто руками пашет и дань платит. Щас ччто изменилось? Только название.

Феодализм, это что за диковинка? Это закон ввели крепостной и... все, а рабы как были так и остались. Что за ерунда и чем эта ерунда отличается от перехода от аграрного производства к промышленному конвееру? Что рабы пропали? Нет не пропали. Ничего не изменилось кроме описаний. И вот ты мне эти описания тычешь как будто некую материальную реальность.

4 апреля 2019 в 20:20

А изделия Мехти очень похоже на индийские. Видимо столько поколений жили этим искусством, что разница может быть только в мелких деталях фантазий автора.

Вот как в Непале перстень делали https://youtu.be/Ux0XJIjCjtE

4 апреля 2019 в 20:42

Эдуард
Волков
Сегодня в 20:14 Оценить комментарий:
Да нет никаких коммунизмов и капитализмов. Это все придуманные описания жизни. Рабами всегда считали тех кто руками пашет и дань платит. Щас ччто изменилось? Только название.
=======================================
Потрясающе. И вот такой Волков считает возможным появляться на публике? Люди гибли миллионами в борьбе за построение социализма, а Волков считает, что и не было никакого социализма.
Каков способ прлизводства, такова и формвция. Сейчас появился коммунистический способ производства, требующий построения коммунизма. И сейчас производительные силы начнут менять производственные отношения в пользу появившпегося коммунистического способа производства, задействуя его работу на все население России, в том числе и на крымских татар, чтобы экспоненциально наращивалось благополучие населния России. В первую очередь, уже выпускаемые деньги в России будут направлены в бюджет РФ.

4 апреля 2019 в 21:44

Люди гибли миллионами в борьбе за построение социализма, а Волков считает, что и не было никакого социализма.

Люди гибли за идею, то есть за словообразования. Оболванивание - это тоже наука называемая политикой. Политиков еще в риме ораторами называли. И то, красиво расскажешь и за тобой пойдут умирать, а твои дети и их потомство потом будут в шоколаде с красивой родовой фамилией.

И что? Так было несколько тысяч лет. А ты тут о смертях за социализм убиваешься. А то, что за эти измы во всем мире люди гибнут тебя не волнует, ты дитя идей, чьих-то идей. Создание иллюзий, это тоже работа как и кормление этими иллюзиями целых народов.

Понять, что торговля и производство родилось вместе с аграрной культурой очень видимо сложно. А поверить, что организация жизни все это время неизменна, еще сложней. Ведь тебя с детства кормят словами ... так рабов и тысячи лет назад кормили словами и они с детства не знали другой жизни. Рабы - это и сейчас товар или дорогой товарище. Глянь у своих капиталистов, они рабочую силу тоже считают капиталом. А это значит, что твои строи - это все пыль виртуальная...

4 апреля 2019 в 21:54

А что, может фирма, это не прототип комуны? Колхоз, это не прототип комунны? Любое государство, это не комуна? Да любое образование, где используется труд чужих разных людей, это комуна. А парламентарная власть, это не принцип комунны?

К чему это демократы ищут тиранов по всему миру и заменяют лидеров на парламентскую власть. Комунисты спрятались в демократии потому как накосячили в истории сначала во Франции, потом в России.

Ты вот пользуешься терминологией власти даже не претендуя на власть. Это глупо. Но так уж работает эта система вешания лапши на уши. Капитал ведь не для рабов и рабочих был написан. Рабочие этого не читают. Это их пастухи должны быть политически грамотными, а крестьянину и лозунга хватит, типа коммунизма или капитализма.

5 апреля 2019 в 00:18

Эдуард
Волков
4 апреля 2019 в 21:44 Оценить комментарий:
Люди гибли миллионами в борьбе за построение социализма, а Волков считает, что и не было никакого социализма.

Люди гибли за идею, то есть за словообразования. Оболванивание - это тоже наука называемая политикой. Политиков еще в риме ораторами называли. И то, красиво расскажешь и за тобой пойдут умирать, а твои дети и их потомство потом будут в шоколаде с красивой родовой фамилией.

И что? Так было несколько тысяч лет. А ты тут о смертях за социализм убиваешься. А то, что за эти измы во всем мире люди гибнут тебя не волнует, ты дитя идей, чьих-то идей. Создание иллюзий, это тоже работа как и кормление этими иллюзиями целых народов.
=================================================
Это же неприглядная бездоказательная болтовня. Это же сплошное голословие. Это же наглый обман. Это же отрицание научно обоснованного формационного человеческого пути.
Луддитов, воевавших с капитализмом, казнили. А что надо сделать с Волковым, воюющим все еще с измами?

5 апреля 2019 в 07:42

Ведь то, что появляются такие Волковы, которым безразлично, кто нас сегодня эксплуатирует и уничтожает, происходит и потому, что авторы Завтра сплошь молчат о конкретике нашей эксплуатации. А ведь это, борьба против эксплуататоров, является мощнейшим стимулом к объединению народов. А авторы молчат, что капитализма нет уже 43 года, что нас уничтожает (эксплуатирует) ворье, фглонисты, присвоив скбе выпуск наших общих денег, присваивая присвоением выпускаемых денег всю прибавочную стоимость (и всю прибыль), нарабатываемую в России.

6 апреля 2019 в 05:14

///Эта беда, как я её определил — моральная стагнация, то есть момент, когда народ, не увидев своего предназначения, будет, так сказать, отсиживаться, ждать что-то где-то от кого-то, не зная сам, чего.///
Так России эта стагнация длится давно и будет далее при этой власти продолжаться.

7 апреля 2019 в 00:13

Надо не только мечтать, не только ругать чужеродную власть, но и что-то предлагать и добиваться чего-то. Я вот криком кричу, предлагая спасти Россию, направив УЖЕ выпускаемые деньги в России в бюджет РФ, но мало кто меня здесь слышит. Странно это.