Авторский блог Евпраксия Макошева 20:23 14 мая 2019

Татьяне Николаевой. Исполнителю, Композитору, Педагогу и Музе

В эти майские дни начала весны родилась Татьяна Петровна Николаева. Ей было бы 95. Если бы в советские времена Рихтер не был назначен лучшим пианистом СССР, все увидели бы, что безусловным лидером в интерпретации баховских произведений была именно Татьяна Николаева.

Посвящается Татьяне Николаевой
Педагогу, Исполнителю, Композитору и Музе


В эти праздничные для всей страны весенние дни в консерватории прошли концерты памяти Татьяны Николаевой, которой исполнилось бы 95. В Рахманиновском зале в день её рождения 4 мая Татьяну Петровну чествовали больше, как композитора, хотя каждый из её сыновей-дочерей и внуков-учеников исполнял и широко известные опусы Листа, Балакирева, Мусоргского, Прокофьева, Баха... Её любимого Баха, нашего божественного Баха.

Татьяна поступила в Московскую ЦМШ, когда ей исполнилось 13 лет, в 1937 году. Конкурс был огромный, 600 человек на 25 мест. Комиссии юная Николаева предложила прослушать свои собственные фортепианные произведения. А их к тому времени было уже немало. Она стала сочинять в возрасте семи лет. Возможно, строгое жюри сделало выбор, учитывая чьи произведения исполняет абитуриентка. Но играла она очень неплохо тоже. Родители её были музыкантами, мама профессиональной пианисткой, ученицей А. Гольденвейзера, как позже и Татьяна, отец - любитель, игравший на виолончели. Они не заставляли девочку заниматься, но их дом был полон творческого народа. Именно это и было определяющим в выборе дальнейшего пути. Её потянуло к Музыке. Невероятно привлекательным показалось не только интерпретаторсво, но и сочинительство.

С годами композиторское творчество стало для Николаевой необходимостью, ее второй, а иногда и первой, музыкальной профессией.
«Это, конечно, очень непросто — делить себя между творчеством и регулярной концертно-исполнительской практикой,— говорила Татьяна Петровна,— Вспоминаю свою молодость, это был непрерывный труд, труд и труд... Летом я в основном сочиняла, зимнее время почти всецело отдавала роялю. Но как же много дало мне это сочетание двух видов деятельности! Уверена, что своими результатами в исполнительстве я в значительной мере обязана именно ему. Сочиняя, начинаешь понимать такие вещи в нашем деле, которые человеку не пишущему понять, пожалуй, не дано. Мне сейчас, по роду моей деятельности, постоянно приходится сталкиваться с исполнительской молодежью. И, знаете ли, послушав иной раз начинающего артиста, я почти безошибочно могу определить — по осмысленности его трактовок — причастен он к сочинению музыки или нет». Татьяна Николаева была победительницей во многих конкурсах, ей посвящали свои произведения композиторы Лятошинский, Голубев, Шебалин, Шостакович. ШОСТАКОВИЧ. Они дружили...
Первой её победой стал конкурс на лучшее исполнение сочинений А. Скрябина. Членом комиссии был тогда и Владимир Софроницкий, перед талантом которого преклонялись. Затем были многие другие победы. Всегда победы.

В концерте памяти Николаевой, состоявшемся 4 мая, играл замечательный молодой и уже знаменитый пианист из плеяды учеников Татьяны Петровны (он ученик Михаила Петухова), обладатель первой премии и золотой медали XV конкурса им. П.И.Чайковского Дмитрий Маслеев. Он исполнил третью сонату Прокофьева.
Дмитрий тоже родился в этот день. В один день с Николаевой. И это совсем не кажется теперь случайным совпадением. Маслеев вышел на сцену последним в этом четырёхчасовом концерте и звук рояля под его руками сразу стал прозрачным, с очень отзывчивыми каждому пальцу нотками и с полной фактурой.
Умение так артикулировать в любом темпе меня подкупает. Артикулировать звуком каждой ноты. Меня это подкупает также, как пение оперного певца, например Атлантова, где каждая нотка бриллиант, где в целостности фразы, завершённой мысли, мы всегда слышим каждое слово, каждый слог. Это особенно бросается в глаза, когда общей массе исполнителей не присуще тщательно рассматривать текст, написанный автором, многие пытаются внести свой личный бурный импрессионизм туда, где были в авторском тексте конкретные ноты. Певцы глухо музыкально жуют на непонятном среднем языке, где слов вообще не нужно, пианисты в технических пассажах глотают педалью россыпь нот и кажется поначалу, что во всём виноват рояль,- клавиши тяжёлые, наверное.
Но нет, выходит на сцену вот такой Дмитрий,- худенький, рафинированный, эстетично бледный, с красивыми, очень тонкими руками и пальцами ,- и рояль тут же становится послушен. С педалью и без, на фортиссимо и пианиссимо. И пальцы вдруг оказываются обманчиво тонкими, а худые руки очень мощными. И нет у рояля выбора. При минимуме внешних движений артиста, Рояль вдруг оказался подчинён, как дикая лошадь отчаянному ездоку. И это было волшебство.
Концерты, посвящённые Татьяне Николаевой, Дмитрий играет с ноября прошлого года, играет сольно, с оркестрами и с другими учениками. Видимо, он будет делать это весь юбилейный год. Никто не заставляет. Можно было бы играть во славу себя. Ведь ГРОМКО о Татьяне Петровне не вспоминали с 2014 года , хотя по ней и игре её учеников тосковал её слушатель.

Николай Курдюмов исполнил Концертный этюд Татьяны Николаевой и "Исламея" Балакирева. В исполнении других учеников также звучали прекрасные и высокотехничные этюды Николаевой, транскрипции к произведениям С. Прокофьева, Н. Паганини...Прозвучали также произведения Михаила Петухова, тоже ученика.

Каждый для себя сам решает, кто, по его мнению, является лучшим интерпретатором Баха. Для меня это всегда была именно Татьяна Николаева. Именно она своим исполнением увлекала, переводила на другой уровень понимания музыки Баха. Там уже не бывает тех партит, прелюдий и фуг, сюит и концертов, которые нравятся выборочно. Там одинаково хороши все опусы, просто все они о разном. Хотя все об Одном. С тех давних пор, благодаря Татьяне Петровне, музыку Баха я и люблю, и ценю, как вершину, как непостижимое божественное совершенство, вечный Символ, приоткрытые ворота, куда есть доступ у избранных, творящих вселенную,- величие мироздания, взаимосвязанность гармонии всех искусств и наук, - всех шахмат, геометрий, философий, физик, математик, совершенства музыки ...

В БЗК 8 мая играл камерный оркестр консерватории под управлением её бессменного на протяжении многих лет руководителя, заслуженного артиста России и Абхазии, главного дирижёра музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Феликса Коробова. Накануне он прилетел из Рима, где работал с режиссёром над концепцией спектакля "Отелло", ближайшей оперной премьеры театра Станиславского.
Камерный оркестр консерватории, нужно сказать, очень вырос профессионально за эти годы под управлением Феликса Павловича. Да и сам он человек неординарный, музыке предан целиком, её из него не вырвать никак и ничем. Пол жизни он провёл в поисках партитур и клавиров талантливых и никому не известных, не исполняемых до него авторов, или исполняемых, но незаслуженно редко, произведений великих композиторов. Он продолжает отыскивать их в личных архивах, библиотеках, несётся, сломя голову, в те города мира, где могут пылиться необходимые ему ноты и рукописи, чтобы прикоснуться к неизвестной прежде редакции забытой симфонии или оперы. Так было с комической не оконченной оперой Шостаковича "Игроки", прозвучавшей недавно на сцене БЗК. Так было с концертами и симфониями замечательных, но нигде и никем не исполняемых современных композиторов.

Так случилось и на этом памятном концерте, где играли и всеми любимые, и очень редко исполняемые произведения И. С. Баха для камерного оркестра и двух-, трёх- и четырёх клавиров.
Татьяна Петровна за свою жизнь переиграла все произведения Баха, написанные им для клавира. А с 1959 года она стала преподавать в Московской консерватории, которую окончила по двум классам,- специального фортепиано у А.Гольденвейера, композиции у В.Шебалина и, позже, у Е.Голубева. В концерте приняли участие ученики Николаевой. Их она вырастила целую плеяду, среди них Н.Луганский, М.Петухов, Т.Пикайзен, Г.Торма, Б.Шагдарон...
В первом отделении солировали Дмитрий Писарев и Михаил Петухов, во втором присоединились М. Евсеева и С. Сенков.
Вечер удался. Торжество великой музыки и пианистическое благородство интерпретаторов очень этому способствовали.
Благородство. Это слово как нельзя лучше подходит к тем традициям русской фортепианной школы, которые были переданы Татьяне Петровне Гольденвейзером и которые она передала всем свои ученикам. Естественность и простота, отсутствие всякого рода внешних "страстей", логичность формы, железный ритм. Но этот ритм не сковывает, а напротив,-- открывает путь внутрь Свободной мелодии, будто непрерывному морскому течению...

На записи Татьяна Николаева исполняет свои Концертные этюды

https://m.youtube.com/watch?v=jPtxQezlQ3c

Николай Луганский играет этюд Татьяны Николаевой на концерте её памяти (90) в 2014 году:
https://m.youtube.com/watch?ebc=ANyPxKqhe11Ek6X9oGaN50bbGj4B71FCe0xYdDasy6uf-FKySyjBS6asn1iXqRZ5y8axPiLRwUj_


Татьяна Николаева играет Баха

https://m.youtube.com/watch?v=exiAL8BjcRs&ebc=ANyPxKohX-


Дмитрий Маслеев:

https://m.youtube.com/watch?v=Ed7W-MRLsRk


Текст подготовила Евпраксия Макошева

http://zavtra.ru/blogs/tat_yane_nikolaevoj_pedagogu_ispolnitel_nitce_kompozitoru_i_muze

1.0x