Сообщество «Салон» 14:42 5 ноября 2017

Там Русью и не пахнет

"Последний богатырь" - не грех посмотреть и - слегка поаплодировать, но нельзя делать нормой и правилом
6

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Александр Грибоедов

Жанр фэнтези — один из самых востребованных в наше время. С одной стороны, человеку, зажатому в рамки урбанистической цивилизации, нравится хотя бы на два часа погружаться в дивный сон, где есть короли в латах и большеглазые принцессы в узких средневековых платьях. А ещё — драконы, эльфы, заклятия и проклятия. С другой стороны, хрестоматийно-«взаправдашняя» история для многих скучна и неподъёмна — сериал о Ланкастерах будет смотреть меньше народу, чем сагу о Ланистерах (содержание "Игры престолов" нынче знает даже тот, кто не видел ни одной серии), а проект "Тюдоры" оказался в трендах лишь потому, что авторы сместили акценты в сторону всё того же фэнтези — разве что трёхглавых змеюк туда не напустили. Более того, чистая экранизация легенд и мифологии также малоинтересна — шир-нар-массы жаждут эффектов и спецэффектов (недавно вышел фильм "Тор. Рагнарёк" и уже, исходя из рекламного трейлера, можно судить: очередная мешанина-кровища made in Hollywood). В таких картинах реальны только имена и названия — остальное состряпано ушлыми ремесленниками с Фабрики Грёз. Низкий сорт? Однако же, фэнтази — это современный вариант сказок — разве что для взрослых. Человек XXI столетия — инфантилен, хотя бы в силу того, что ему не надобно рано взрослеть и бежать на поиск мамонта или новых земель. Сапиенс-гаджеты — великовозрастные дети. Им - нам, вам, всем - нужна волшебная байка. Поэтому "выстрелила" франшиза о пиратах Карибского моря, где не только и не столько морские приключения из Галантного века, сколько — монстры, кошмары и тёмные силы, которые «злобно гнетут». Голливуд постоянно работает с чужими «преданьями старины глубокой» - то с германской Эддой, то с кельтским пантеоном, то с небожителями Олимпа. Молодая держава с могучим и — нахальным кинематографом - Америка учит нас-европейцев любить своих богов. Так и "Последнего богатыря" сварганили общим усилием — режиссёр Дмитрий Дьяченко вместе с компанией Disney. Фильм получился добротный, остроумный, красивый и — совершенно нерусский. Перефразируя известную строку, можно добавить: «Там нерусский дух. Там Русью и не пахнет». Вышел крепкий и даже не особо пошлый а-ля рюсс, которым завсегда баловались в Париже, Лондоне и на Бродвее. Это не грех посмотреть и - слегка поаплодировать. Но это нельзя делать нормой и правилом. Здесь всё — от внешности главного героя (типичный бейсболист-красавчик), до основной идеи — беспримесная American Dream.

Как выстроены все USA-блокбастеры? Живёт себе мальчик Джонни — иной раз филистер и скучный разносчик пиццы в Бронксе, но тут — бац! - его назначают Главным Спасателем Галактики, потому как он — сын бывшего Главного Спасателя или же в день его рождения удачно сошлись три звезды, которые этакое творят раз в миллион лет. И всё завертелось: битвы, артефакты, погони, фигуристые богини, крушение городов, прорывы в параллельный мир и дуэль с Мистером Evil на крыше подсвеченного небоскрёба. Яркий путь одиночки. В "Последнем богатыре" всё в точности, разве что главгерой — не такой уж простофиля. На экране - удачливый мистификатор Ваня (Виктор Хориняк), именующий себя ни много ни мало "белым магом Светозаром". Он подвизается в телешоу "Битва магов". (Остроумная пародия на те передачи, которые в чести у пожилых домохозяек и скучающих офисных девиц). Ваня-Светозар — успешен и при этом — бездарен в заявленном качестве. Страдает. Маета — родом из отрочества. Бывший детдомовец, он играет в обществе модную "роль" — изгоняет якобы-демонов, чистит ауру, ставит привороты и лечит пасами рук. Новый Бендер - как в хрестоматийной классике: «На афише было написано: Приехал Жрец (Знаменитый бомбейский брамин-йог) сын Крепыша. Любимец Рабиндраната Тагора. Материализация духов и раздача слонов». Очаровательный шарлатан, которому симпатизируешь буквально с первого кадра. Обманывает жён олигархов, но ни за что не сделает подлостей в отношении матери больного ребёнка. Судя по дизайну квартиры и по наличию домработницы, живёт Светозар богато. И — тухло. Но тут, как всегда в американском кино, врывается диво-непредвиденное. Парень оказывается ...последним богатырём сказочного Белогорья.

Идея попадания в иную реальность — не нова, тем более, что она была довольно раскрученной в советском кинематографе. "Новый Гулливер", "Королевство кривых зеркал", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Пока бьют часы", "Приключения в городе, которого нет", "Тайна железной двери", узбекский "Акмаль, дракон и принцесса", мультфильмы "Ивашка из дворца пионеров" и "Вовка в Тридевятом царстве" - это лишь поверхностно взятый список. Обычно в сказку попадал наш бравый пионер — он устанавливал в тамошнем царстве-государстве справедливый порядок и помогал обездоленным, вставая на сторону «светлых сил». Иногда — перековывался сам (как Вовка или капризная Оля-Яло). В «Последнем богатыре» мы наблюдаем нечто схожее — Ваня должен пройти испытание, доказав себе и миру, что он — годится. А потом его — как ту самую девочку Элли — вернут домой, в родную стихию. Что симптоматично, фабула содержит мораль-перевёртыш: извечно отрицательные Кощей и Баба-Яга обращаются в положительных или, по крайней мере, характерных, многослойных персонажей, тогда как основной Мистер Зло — это зарвавшийся витязь Добрыня. Символично: Добрыня (корень добр) = Зло. Гордыня. И предательство. Типовой стиль-выверт западной культуры, где могут встречаться добрые вурдалаки, порядочные черти, милые чудовища (вроде Шрэка) и, кстати, перед показом "...Богатыря" шла реклама детского мультика "Маленький вампир". Так и здесь — прекраснодушный Кощей совершает подвиг во имя добра. Нам транслируют: нет стопроцентного плюса и тотального минуса. Есть нюансы. Быть может, оно и полезно для современной-то жизни.

Фильм создан по канону, заданному (видимо, надолго!) Питером Джексоном в "Хоббите" и "Властелине колец", а фраза Кощея о "полудохликах" намекает на хоббитов-«полуросликов». Общие виды гор и природы (оператор — Сергей Трофимов) под масштабно-патетичную музыку (композитор Джордж Каллис) подчёркивают это сходство. Имеются, кроме того, отсылки к "Пиратам Карибского моря" - бегство избушки напоминает "угон" здания банка в седьмой части франшизы и вообще такое чувство, что среди персонажей должен быть капитан Джек-Воробей. Всё время кажется, что он откуда-нибудь вынырнет, хлебнёт из бутылки и заявит: «Прекрасно! Вам нужен меч, а мне - "Чёрная жемчужина"! Поэтому — все за мной! Надеюсь, вы — не люди Гектора Барбоссы?» Это, опять-таки, не хорошо и не скверно — это "нормальное" подражание тому, кто сделал чудо. Кто "порвал" прокат, как Тузик — грелку. Эпигонство, если оно качественное, гораздо лучше, чем корявая самобытность — при наличии зависти всё к тому же Голливуду. В Советском Союзе умели ваять своё-прекрасное, а потом — видимо, сдулись. Как же так?— вопрос уже риторический, а посему — дурацкий. Благо, наконец-то выучились подавать красивые драки и сражения — персонажи с мечами уже не возятся, но — лихо прыгают. А меч-то у ведьмы-Варвары — чисто подсмотренный у джежаев (мощный энергетический клинок из саги "Звёздные войны" - Авт.). Стандартный для американского кино саундрек, а помолодевшая Баба-Яга выходит под старый хит группы Baccara «Yes Sir, I Can Boogie».

Вместе с тем, в кадре - годная игра актёров и тут же становится ясно, что группе в целом и каждому по отдельности было интересно работать. Особо хочется отметить Константина Лавроненко в гриме Кощея и Елену Яковлеву в образе Бабы-Яги. Изысканная Екатерина Вилкова преотлично выступила в амплуа «мадам зло» - ей вообще после Миледи хорошо удаются партии, где нужно отрицательное обаяние. Ещё один плюс картины — ненавязчивый юмор. «Я важные вещи из своего мира знаю: физика, химия, автомат Калашникова!» - предлагает Ваня. Он вообще — находчивый парнишка. Так поняв, что Чудо-Юдо — это не что иное, как «женщина средних лет с трудной судьбой» (уморительный Александр Семчев) наш богатырь заводит ей песенку Стаса Михайлова — про любовь и мечту о «принцах на белых Мерседесах». Авторы фильма грубовато высмеяли основной контингент фанаток — неустроенные тётки, денно и нощно готовящие какое-то варево. Злые. Нервные. Бесперспективные. И тут является мужчина, поющий о простом бабьем счастье, точнее — о счастье простой бабы. У сказки —хэппи-энд. Но - очень уж долгий. Затянутый. Ваня бегает между мирами, гоняя туда-сюда в попытках найти суть явлений. Наконец он отыскивает единственно-важное решение. А вот в самом-самом конце происходит нечто из ряда вон выходящее. Сюжет не так уж и прост, как мы до этого предполагали. Последний кадр — сродни "Дозорам" Сергея Лукьяненко, и заодно - даётся намёк, что история не закончена. В голливудском варианте обычно бывает продолжение. Будет ли? Но главный вопрос — из другой плоскости.

Надо ли смотреть этот "вторичный продукт" - хотя, повторюсь, - качественно слепленный? Ответ: безусловно. Один разок. С попкорном. Но! Не искать в а-ля-рюссе и попсе — русскую душу и русскую-народную сказку. Тут нет никакой Руси-былинной. Только — холмы Hollywood-a.

Cообщество
«Салон»
0 0 3 811
Cообщество
«Салон»
3 0 7 804
10 ноября 2017
Cообщество
«Салон»
0 0 9 344

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
5 ноября 2017 в 16:04

"Что симптоматично, фабула содержит мораль-перевёртыш: извечно отрицательные Кощей и Баба-Яга обращаются в положительных или, по крайней мере, характерных, многослойных персонажей, тогда как основной Мистер Зло — это зарвавшийся витязь Добрыня. Символично: Добрыня (корень добр) = Зло. "

И это симптоматично потому, что миром реально правят сатанисты. Поэтому они всяческими обеляют себя и порочат положительных героев прошлого. Поэтому они хотят похоронить Ленина и приравнять порождённый ими же фашизм к Божественному Коммунизму. И смешивая всё в одну кучу они говорят, вот теперь в этой куче мы все равны. Хотя равенства реального нет. Так как тот кто обманул и обокрал миллионы, формально сливаясь в единстве со всеми, реально не делится наворованным с теми, кто уже начинает голодать и в Нашем Отечестве.

При этом из трёх богатырей не даром выбран именно Добрыня отрицательным персонажем. Ведь Добрыня, это более менее реальный человек из Нашей общей истории. Так как прототип сказочного Добрыни был воеводой у Крестителя России - князя Владимира. А если учесть что снимался этот фильм в филиале студии дисней, то становится понятно, что они заказали тот сюжет, который мы и увидели.

Вывод; реальная Правда восторжествует только в Новом Мире - Мире Истинного Коммунизма. А так как Мы уже познали что такое Новый Мир, хоть и какую то часть жизни, то и возвращение Его будет теперь для Нас как Доброе завершение Сказки. И возвращение того, что мы когда то по собственной глупости потеряли. И теперь однозначно расточение этого ветхого мира, с его сатаническим капитализмом, Мы будем воспринимать как слом кощеевой иглы или срубанием всех голов с туловища змея горыныча.

5 ноября 2017 в 16:49

Оченно сомневаюсь что это вообще можно смотреть,даже если и один раз с попкорном.

5 ноября 2017 в 18:20

Галина дорогая!
Вы как всегда великолепны в анализе
материала, когда благодатного, когда не очень.
Я доверяю Вам всецело и, конечно, не подумаю, чтобы отвлекаться
на вещи вторичные. Лучше с Вами пообщаться.
Времечка мало остаётся-недавно 80 стукнуло.
Но я полагаю, Ваши читатели смогут теперь кому то,
располагающему большим временем, дать верный совет.

6 ноября 2017 в 14:59

Смотрел!

Да фуфло стопроцентное!

И это кино?

Кино, господа и товарищи, и факт этого "кина" об этом вопиет, вот уже четверть века как издохло.

Это массовая культура. А массовая культура, скажите, какое отношение имеет к искусству. И душе человека.

Да никакого!

Это - бизнес! И только бизнес.

Магии искусства там нет. Эффекты. И грохот "долби"!

9 ноября 2017 в 07:50

Смена курса со сменой власти: гладко на бумаге, но - "Авось" в овраге...

Продолжаю тему работы над ошибками Октября-1917 (на примере нацдемов и Стрелкова):
https://evolution-march.livejournal.com/1690598.html

1. Опять пишут патриоты радужные планы переустройства России - КПРФ, стрелковский К-25, болдыревская "Команда народных лидеров", сулакшинская "Партия нового типа" и т.д. Так же писали и те, кто свергали Николая-2, и те, кто свергали Временное правительство, и те, кто свергали КПСС, и те, кто свергали Януковича - у всех "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". То есть - про русскую иррациональность.

2. У русского народа даже в спокойной ситуации большие проблемы со здравым смыслом - об этом лучше всех написал академик Павлов, поскольку он подходил к этому вопросу как учёный-физиолог, а не гуманитарный демагог:
http://evolution-march.livejournal.com/1588639.html
А в ситуации смуты русские и вовсе слетают с катушек (доказано неоднократно) - хронический умомроссиюнепоймизм входит в стадию обострения. Даже самые разумные планы при этом летят к чёрту - или извращаются до противоположности, или вовсе не исполняются.

3. А все патриоты так или иначе работают именно на смуту. С радикалами всё ясно - стрелковы и болдыревы открыто уже говорят о расчёте на перехват власти у послепутинских либералов:
https://evolution-march.livejournal.com/1687341.html
Но даже и охранители (путинские холуи) помогают приближению смуты - тем, что не мешают гибельному курсу Кремля. Пассивно работают на созревание революционной ситуации. На примере Старикова:
https://evolution-march.livejournal.com/1676612.html

4. Какой тогда смысл спорить до хрипоты о вариантах будущего устройства России - если все эти варианты заведомо не будут реализованы в условиях "великих потрясений"? Не говоря уже о том, что эти споры раскалывают патриотов. Спорить сегодня нужно только об одном - как предотвратить смуту, а не победить в ней. Это главное условие для реализации любых планов. В том числе и плана Глазьева. А план Глазьева как раз и нужен для предотвращения смуты - поскольку именно он в силу своей компромиссности имеет перспективы "здесь и сейчас", а не "авось-потом-как-нибудь" (не говоря уже о том, что он объединяет левых и правых патриотов):
http://evolution-march.livejournal.com/1655184.html

5. Но одного экономического компромисса мало - нужен ещё и политический. То есть - тактика Эволюционного Марша как игра на расколе во власти с помощью массовой улицы:
https://evolution-march.livejournal.com/1674268.html
Только Эволюционный Марш ставит главной задачей создание условий для мирного выбора пути России после победы над либералами (во избежание гражданской войны между патриотами):
https://evolution-march.livejournal.com/1684948.html
А также для здорового Развития выбранного проекта (из корня смуты даже правильная идеология не сможет расти правильно):
https://evolution-march.livejournal.com/1685573.html

6. Чисто русская дурь - на краю пропасти витать мыслями в облаках, споря о вариантах "светлого будущего", вместо того, чтобы сделать хотя бы шаг в сторону создания нормальных условий для реализации этих вариантов.
Уже только одно это доказывает, что патриоты будут вести себя неадекватно во время смуты - наплевав на все свои планы. Если они неадекватны сейчас, то при падении в пропасть - и тем более. А ведь есть ещё русские массы - которых смута также введёт в состояние полного безумия...
На примере Стрелкова - русский народ как потенциальная "обезьяна с автоматом":
https://evolution-march.livejournal.com/1673308.html

Гладки планы на бумаге -
Наплевать всем на овраги,
В коих русская вновь дурь
Зреет для кровавых бурь...

"Предотвратить смуту" против "Победить в смуте" - счёт 6:0 http://evolution-march.livejournal.com/1562500.html

10 ноября 2017 в 21:46

Фильм для ребят-навальнят.