«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Александр Грибоедов
Жанр фэнтези — один из самых востребованных в наше время. С одной стороны, человеку, зажатому в рамки урбанистической цивилизации, нравится хотя бы на два часа погружаться в дивный сон, где есть короли в латах и большеглазые принцессы в узких средневековых платьях. А ещё — драконы, эльфы, заклятия и проклятия. С другой стороны, хрестоматийно-«взаправдашняя» история для многих скучна и неподъёмна — сериал о Ланкастерах будет смотреть меньше народу, чем сагу о Ланистерах (содержание "Игры престолов" нынче знает даже тот, кто не видел ни одной серии), а проект "Тюдоры" оказался в трендах лишь потому, что авторы сместили акценты в сторону всё того же фэнтези — разве что трёхглавых змеюк туда не напустили. Более того, чистая экранизация легенд и мифологии также малоинтересна — шир-нар-массы жаждут эффектов и спецэффектов (недавно вышел фильм "Тор. Рагнарёк" и уже, исходя из рекламного трейлера, можно судить: очередная мешанина-кровища made in Hollywood). В таких картинах реальны только имена и названия — остальное состряпано ушлыми ремесленниками с Фабрики Грёз. Низкий сорт? Однако же, фэнтази — это современный вариант сказок — разве что для взрослых. Человек XXI столетия — инфантилен, хотя бы в силу того, что ему не надобно рано взрослеть и бежать на поиск мамонта или новых земель. Сапиенс-гаджеты — великовозрастные дети. Им - нам, вам, всем - нужна волшебная байка. Поэтому "выстрелила" франшиза о пиратах Карибского моря, где не только и не столько морские приключения из Галантного века, сколько — монстры, кошмары и тёмные силы, которые «злобно гнетут». Голливуд постоянно работает с чужими «преданьями старины глубокой» - то с германской Эддой, то с кельтским пантеоном, то с небожителями Олимпа. Молодая держава с могучим и — нахальным кинематографом - Америка учит нас-европейцев любить своих богов. Так и "Последнего богатыря" сварганили общим усилием — режиссёр Дмитрий Дьяченко вместе с компанией Disney. Фильм получился добротный, остроумный, красивый и — совершенно нерусский. Перефразируя известную строку, можно добавить: «Там нерусский дух. Там Русью и не пахнет». Вышел крепкий и даже не особо пошлый а-ля рюсс, которым завсегда баловались в Париже, Лондоне и на Бродвее. Это не грех посмотреть и - слегка поаплодировать. Но это нельзя делать нормой и правилом. Здесь всё — от внешности главного героя (типичный бейсболист-красавчик), до основной идеи — беспримесная American Dream.
Как выстроены все USA-блокбастеры? Живёт себе мальчик Джонни — иной раз филистер и скучный разносчик пиццы в Бронксе, но тут — бац! - его назначают Главным Спасателем Галактики, потому как он — сын бывшего Главного Спасателя или же в день его рождения удачно сошлись три звезды, которые этакое творят раз в миллион лет. И всё завертелось: битвы, артефакты, погони, фигуристые богини, крушение городов, прорывы в параллельный мир и дуэль с Мистером Evil на крыше подсвеченного небоскрёба. Яркий путь одиночки. В "Последнем богатыре" всё в точности, разве что главгерой — не такой уж простофиля. На экране - удачливый мистификатор Ваня (Виктор Хориняк), именующий себя ни много ни мало "белым магом Светозаром". Он подвизается в телешоу "Битва магов". (Остроумная пародия на те передачи, которые в чести у пожилых домохозяек и скучающих офисных девиц). Ваня-Светозар — успешен и при этом — бездарен в заявленном качестве. Страдает. Маета — родом из отрочества. Бывший детдомовец, он играет в обществе модную "роль" — изгоняет якобы-демонов, чистит ауру, ставит привороты и лечит пасами рук. Новый Бендер - как в хрестоматийной классике: «На афише было написано: Приехал Жрец (Знаменитый бомбейский брамин-йог) сын Крепыша. Любимец Рабиндраната Тагора. Материализация духов и раздача слонов». Очаровательный шарлатан, которому симпатизируешь буквально с первого кадра. Обманывает жён олигархов, но ни за что не сделает подлостей в отношении матери больного ребёнка. Судя по дизайну квартиры и по наличию домработницы, живёт Светозар богато. И — тухло. Но тут, как всегда в американском кино, врывается диво-непредвиденное. Парень оказывается ...последним богатырём сказочного Белогорья.
Идея попадания в иную реальность — не нова, тем более, что она была довольно раскрученной в советском кинематографе. "Новый Гулливер", "Королевство кривых зеркал", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Пока бьют часы", "Приключения в городе, которого нет", "Тайна железной двери", узбекский "Акмаль, дракон и принцесса", мультфильмы "Ивашка из дворца пионеров" и "Вовка в Тридевятом царстве" - это лишь поверхностно взятый список. Обычно в сказку попадал наш бравый пионер — он устанавливал в тамошнем царстве-государстве справедливый порядок и помогал обездоленным, вставая на сторону «светлых сил». Иногда — перековывался сам (как Вовка или капризная Оля-Яло). В «Последнем богатыре» мы наблюдаем нечто схожее — Ваня должен пройти испытание, доказав себе и миру, что он — годится. А потом его — как ту самую девочку Элли — вернут домой, в родную стихию. Что симптоматично, фабула содержит мораль-перевёртыш: извечно отрицательные Кощей и Баба-Яга обращаются в положительных или, по крайней мере, характерных, многослойных персонажей, тогда как основной Мистер Зло — это зарвавшийся витязь Добрыня. Символично: Добрыня (корень добр) = Зло. Гордыня. И предательство. Типовой стиль-выверт западной культуры, где могут встречаться добрые вурдалаки, порядочные черти, милые чудовища (вроде Шрэка) и, кстати, перед показом "...Богатыря" шла реклама детского мультика "Маленький вампир". Так и здесь — прекраснодушный Кощей совершает подвиг во имя добра. Нам транслируют: нет стопроцентного плюса и тотального минуса. Есть нюансы. Быть может, оно и полезно для современной-то жизни.
Фильм создан по канону, заданному (видимо, надолго!) Питером Джексоном в "Хоббите" и "Властелине колец", а фраза Кощея о "полудохликах" намекает на хоббитов-«полуросликов». Общие виды гор и природы (оператор — Сергей Трофимов) под масштабно-патетичную музыку (композитор Джордж Каллис) подчёркивают это сходство. Имеются, кроме того, отсылки к "Пиратам Карибского моря" - бегство избушки напоминает "угон" здания банка в седьмой части франшизы и вообще такое чувство, что среди персонажей должен быть капитан Джек-Воробей. Всё время кажется, что он откуда-нибудь вынырнет, хлебнёт из бутылки и заявит: «Прекрасно! Вам нужен меч, а мне - "Чёрная жемчужина"! Поэтому — все за мной! Надеюсь, вы — не люди Гектора Барбоссы?» Это, опять-таки, не хорошо и не скверно — это "нормальное" подражание тому, кто сделал чудо. Кто "порвал" прокат, как Тузик — грелку. Эпигонство, если оно качественное, гораздо лучше, чем корявая самобытность — при наличии зависти всё к тому же Голливуду. В Советском Союзе умели ваять своё-прекрасное, а потом — видимо, сдулись. Как же так?— вопрос уже риторический, а посему — дурацкий. Благо, наконец-то выучились подавать красивые драки и сражения — персонажи с мечами уже не возятся, но — лихо прыгают. А меч-то у ведьмы-Варвары — чисто подсмотренный у джежаев (мощный энергетический клинок из саги "Звёздные войны" - Авт.). Стандартный для американского кино саундрек, а помолодевшая Баба-Яга выходит под старый хит группы Baccara «Yes Sir, I Can Boogie».
Вместе с тем, в кадре - годная игра актёров и тут же становится ясно, что группе в целом и каждому по отдельности было интересно работать. Особо хочется отметить Константина Лавроненко в гриме Кощея и Елену Яковлеву в образе Бабы-Яги. Изысканная Екатерина Вилкова преотлично выступила в амплуа «мадам зло» - ей вообще после Миледи хорошо удаются партии, где нужно отрицательное обаяние. Ещё один плюс картины — ненавязчивый юмор. «Я важные вещи из своего мира знаю: физика, химия, автомат Калашникова!» - предлагает Ваня. Он вообще — находчивый парнишка. Так поняв, что Чудо-Юдо — это не что иное, как «женщина средних лет с трудной судьбой» (уморительный Александр Семчев) наш богатырь заводит ей песенку Стаса Михайлова — про любовь и мечту о «принцах на белых Мерседесах». Авторы фильма грубовато высмеяли основной контингент фанаток — неустроенные тётки, денно и нощно готовящие какое-то варево. Злые. Нервные. Бесперспективные. И тут является мужчина, поющий о простом бабьем счастье, точнее — о счастье простой бабы. У сказки —хэппи-энд. Но - очень уж долгий. Затянутый. Ваня бегает между мирами, гоняя туда-сюда в попытках найти суть явлений. Наконец он отыскивает единственно-важное решение. А вот в самом-самом конце происходит нечто из ряда вон выходящее. Сюжет не так уж и прост, как мы до этого предполагали. Последний кадр — сродни "Дозорам" Сергея Лукьяненко, и заодно - даётся намёк, что история не закончена. В голливудском варианте обычно бывает продолжение. Будет ли? Но главный вопрос — из другой плоскости.
Надо ли смотреть этот "вторичный продукт" - хотя, повторюсь, - качественно слепленный? Ответ: безусловно. Один разок. С попкорном. Но! Не искать в а-ля-рюссе и попсе — русскую душу и русскую-народную сказку. Тут нет никакой Руси-былинной. Только — холмы Hollywood-a.