Авторский блог Максим Хрусталев 10:42 14 февраля 2014

«Святой Валентин» - как прикрытие языческого срама

«День всех влюбленных» (он же — День святого Валентина) — один из наглядных примеров того, как российскому народу (и особенно молодежи) пытаются навязать совершенно чуждые праздники.

Т. н. «День всех влюбленных» (он же — День святого Валентина) — один из наглядных примеров того, как российскому народу (и особенно молодежи) пытаются навязать совершенно чуждые праздники. И, к сожалению, навязывают: празднование 14 февраля «Валентинова дня» стало в «демократической» России практически традицией, активно поддерживаемой и раскручиваемой СМИ и представителями шоу-бизнеса. Собственно, с днем памяти католического святого вся эта пошлятина с обменом «валентинками», шоколадками, парфюмерными и ювелирными изделиями не имеет ничего общего. Скорее это — уж истинный праздник для ретейлеров и прочих торговых организаций. Морально-духовная начинка свежевыпеченного для России праздника тоже весьма сомнительна: скорее она проповедует легкую влюбленность и секс без обязательств. С учетом и без того расшатанных моральных основ нашего общества, такой праздник не укрепляет их, а скорее романтизирует и популяризирует легковесность межполовых отношений.

Католическую природу праздника, чуждую для православной России, в этой связи можно было бы даже не упоминать. Если только не забывать, что и католическая церковь к этому празднику относится весьма скептически. Более того, до сих пор нет ясности в вопросе, о каком именно святом Валентине идет речь. Ведь святой Валентин — это имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Сведения об их жизни крайне скудны, вследствие чего невозможно даже достоверно установить, были ли они действительно разными лицами, или речь идёт о разных житиях одного и того же святого. Мартирологи упоминают римского священника Валентина, обезглавленного около 269 г. н. э., предположительно — за отказ отречься от Христа перед императором Клавдием, а также Валентина — епископа Интерамны (современный итальянский город Терни), известного чудесными исцелениями и казненного за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается еще и мученик с тем же именем, пострадавший в римской провинции Африка... В общем, полная путаница.

В позднем средневековье во Франции и Англии житие святого Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюбленных пар. Согласно им, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорен к смерти. В православии, кстати, память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 июля по юлианскому календарю) — память Валентина Римлянина, священномученика, пресвитера, а 30 июля (12 августа по юлианскому календарю) — память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

Что касается католиков, то при канонизации двух святых в 469 г. Папа Римский Галасий объявил Днем святого Валентина именно 14 февраля: в этот день, начиная с V в., католическая церковь праздновала память и Валентина Римлянина, и Валентина — епископа Интерамны. Однако существуют очень весомые основания подозревать, что римский первосвященник, устанавливая дату праздника, таким образом просто попытался днем памяти христианского мученика прикрыть день языческих Луперкалий.

Луперкалиями, напомним, в Древнем Риме назывались ежегодные эротические празднества в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна, покровителя стад (Луперк — одно из его прозвищ), которые проводились с 13 по 15 февраля. Главными действующими лицами этой вакханалии были голые мужчины, хлеставшие женщин ремнями из кожи козла. Женщины охотно подставляли себя под удары, считая, что этот, выражаясь современным языком, садомазохизм дарует им плодовитость и легкие роды. В конце празднеств женщины тоже раздевались догола. Луперкалии стали так популярны (в них участвовали и члены знатных семейств), что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Поэтому, в тщетных попытках отменить эти языческие оргии, Геласий, как предполагают, и надумал «христианизировать» праздник, назвав его в честь мученика Валентина. Прикрыть, так сказать, срам.

Впрочем, католическая церковь, возможно, сознавая всю сомнительную основу этого «праздника», старалась его особо не пропагандировать, а с 1969 года вообще отнесла его к разряду «факультативных»: святой Валентин был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В данный момент память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий. 14 же февраля католическая церковь теперь — внимание! — официально чествует славянских просветителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, несмотря на то, что при жизни создателям славянской азбуки пришлось хлебнуть лиха от римских священнослужителей.
Так с какой же стати многие люди в нашей исторически православной стране, подобно участникам древнеримских Луперкалий, охвачены «стадным» ажиотажем, в данном случае — ажиотажем «Валентинова дня»? Вся несуразность празднования русскими людьми так называемого «Дня святого Валентина» тем более наглядна, что у нашего народа уже не одно столетие есть собственный праздник святых Петра и Февронии — подлинный День семьи, любви и верности.

В отличие от распропагандированного «Валентинова дня», прославляющего «влюбленность без обязательств», православный праздник прославляет семью. Супружеская пара благоверных святых Петра и Февронии Муромских есть достойный для многих поколений пример того, как супружеская любовь и верность способны преодолевать все житейские преграды.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить Феврония, крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле, дочь «древолазца», бортника, добывавшего дикий мед, Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась. Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж .

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что они вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв под именами Давида и Евфросинии в разных монастырях монашеский постриг, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по юлианскому календарю) 1228 года.

Так как погребение в одном гробе было несовместимо с монашеским званием, тела усопших положили в разных обителях, но на следующий день они чудесным образом снова оказались вместе. Больше их воле, точнее — воле Бога, благословившего их любовь, не противились.

Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне же мощи святых находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Вплоть до 1917 года День Петра и Февронии, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о ниспослании им любви, а люди постарше — семейного согласия. Также день Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака. В 2008 году праздник был возрожден в России, получив официальный правительственный статус. Как и в старину, День Петра и Февронии отмечается 8 июля (25 июня по юлианскому календарю) — в день церковного почитания святых.

1.0x