Республика — она по определению своя. Её чужой не бывает. Общее дело. Общий порыв, который случился в четырнадцатом году. И, казалось бы, «всё разрушено, продано, предано». Но нет, не всё. Есть люди, для которых ничто никогда не закончено. Даже когда всё — против. Отозвали прокатное удостоверение у прошлого фильма — ну и ладно. Может, и у этого отзовут — да какая разница? Дело общее, как фильм, который снимался с рук. Потому что все знакомые операторы… Как бы сказать помягче? А, ну да — испугались.
Хрупкая женщина (она, наверное, не согласится с таким определением) берёт камеру и едет снимать фильм про Донбасс. И все лишены иллюзий и понимают, что оттуда можно не вернуться — не из-за злого умысла, а потому что так исторически сложилось. Есть опасность, что фильм не получится, потому что режиссёр — не оператор, а эстетические критерии произведения в какой-то мере важнее этических, и всегда может получиться так, что фильм не удался, а ты должен пожимать руку и говорить вежливые слова.
Не в этом случае! Идёт фильм, в котором — гражданская война и мужчины обустраивают свою жизнь на этой войне. База батальона «Восток» в Ясиноватой, по которой бегает огромный пёс, в «оружейке» идёт чистка пулемётов после стрельб, очень красивая игуана неспешно пьёт воду из блюдца, ополченцы задерживают и изолируют на время нарушителя воинской дисциплины, а на передовой обустраивается долговременная огневая точка, доезжая до которой бойцы подстреливают фазана.
Пожалуй, момент, когда подстреливают и ощипывают фазана — самый кровавый и жестокий эпизод фильма про войну. И очень сложно понять, что в этом фильме могло не понравиться украинским активистам, которые на премьере фильма в Португалии устроили акцию протеста — с пикетами, разбрасыванием листовок и попыткой устроить обструкцию в зале показов. Всё как мы любим.
Но если не знать, с какой линии боевых действий велась съёмка, то можно и не сразу понять, что происходит. По ту сторону фронта наверняка тоже не львовские парубки и киевские дурачки в «вышиванках» тащат лямку, а призывники или контрактники из Днепропетровска, где правит неизвестно как избранный мэр Филатов. Так и в Екатеринбурге: мэр был примерно такой же, и какие-то граждане этого неутомимого блогера избирали и тоже не совсем теперь понимают — как. Если продолжать не совсем уместные политические ассоциации, то это фильм про выживание условных рабочих Уралвагонзавода. Где нет гламура, строевого шага, инноваций и утомивших квадрокоптеров. С одной стороны фронта прилетело — на другую сторону улетело, жизнь как жизнь. Этот фильм должен был появиться году в четырнадцатом, но тогда был взят курс на истеричность провластных пропагандистов, что способны испохабить любую самую светлую идею, но не в состоянии снять нормальный фильм.
двойной клик - редактировать изображение
Возможно, не самое, но точно важное в фильме Алёны Полуниной, что объединяет видеоряд и героев — нормальность всего происходящего. Музыку слушают самую обычную, радио — не специальное, хотят сгонять на Казантип, во Вьетнам — отдохнуть, но зарплата — десять тысяч, на рынке больше зарабатывают, куда уж тут. Да, половину слов в диалогах приходится запикивать. Потому что «рабочие войны» не думают, насколько хорошо будут выглядеть в глазах режиссёра за видеокамерой, а думают о том, как выполнить поставленные боевые задачи.
Один из зрителей, бывавший в зоне боевых действий, опоздав к началу сеанса и увидев сцену ареста парня в камуфляже без знаков различия, решил, что это постановка с хорошими актёрами. Но нет, всё как есть, потому что — вполне цельные люди. Может, конечно, слишком долго и аккуратно пытались угомонить разбушевавшегося бойца, но угомонили.
Война в "Своей Республике" уже далека от «горячей фазы». Изматывающая и тягучая, без героизма и захватов, с целями, которые у каждого свои. Со светошумовыми гранатами, подвешенными в колючей проволоке, только что без контрольно-следовой полосы. Есть формальная граница, а дома у большинства из воюющих — по другую её сторону, и нарушитель — не заблудившийся пьяный турист, а, скорее всего, враг. Просто враг, по которому надо просто стрелять.
двойной клик - редактировать изображение
Хорошо, что у фильма Полуниной не отобрали прокатное удостоверение, как случилось когда-то с фильмом «Варя». Более того, теперь правообладатель фильма — Киностудия имени Горького. Правда, неясно уже хорошо это или плохо, потому что неизвестны планы дальнейшего проката. Но хотя бы не запретят. Вероятно, это моя блажь, но показалось, что финал произведения — открыт. Мне просто хочется чаще смотреть фильмы Алёны. Но и ей, вроде, понравилось снимать самой. Так, что, может быть, и не просто моя блажь.
P.S.
Необходимо выразить глубокую благодарность лучшему российскому фестивалю документальных фильмов «Докер» за московскую организацию показа.