Авторский блог Александр Климов 12:48 19 апреля 2018

СВИДЕТЕЛЬ

ГОЛЫЙ ОСТРОВ--ЛЮБЛЯНА--РИМ--МИЛАН-- ЛОЗАННА--ПРАГА--МОСКВА--САРАТОВ

Начинаю публикацию небольшой книги известного югославского партизана Бранко Арсениевича (1925--2002).

Во время Второй Мировой войны он успел побывать еще и итальянским партизаном и советским танкистом. В 1948 году, будучи югославским журналистом, он отказался осудить Сталина и получил за это 10 лет каторги на Голом острове в Адриатическом море. Начало книги соответствует 1958 году, когда Бранко Арсениевич вернулся с каторги.

Книгу печатаю по изданию 2003 года с минимальными техническими правками.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Закончился период небывалой идеологической конфронтации Сталин--Тито. Сталина не стало. Его мумия будет вытащена из Мавзолея и предана сожжению, его жизненная деятельность будет предана анафеме. Начался медовый месяц нового советского лидера Н.Хрущева и его антисталинского приятеля Тито. Хрущев часто прилетает в Бриони (резиденцию Тито), чтобы договориться--как быть дальше. Думаю, что идея знаменитого доклада по разоблачению культа личности Сталина--плод кропотливой работы двух лидеров. Как бы там ни было, возглавляемый Тито Союз коммунистов праздновал великую победу. Нас, узников Голого острова, одного из самых зловещих лагерей двадцатого века, после десятилетнего истязания амнистировали и выпустили на свободу. Там нас встречали как заблудившихся невежд--со смешанными чувствами презрения и жалости. Нас жалели в основном друзья и родственники. Жалели как участников войны и революции, чья жизнь была искалечена. А презирали за то, что своими деяниями мы осмелились посягнуть на святая святых--на самого Тито.

Сила политзаключенных--в сострадании--пусть тихом, негласном. Мы, югославские каторжники, остались без поддержки советского руководства, когда-то призвавшего нас на беспощадную борьбу с предательской кликой Тито.

Теперь Тито признают самым отважным, самым последовательным среди коммунистических лидеров, набравшихся смелости бросить вызов самому Сталину при его жизни.

Что до нас, самых преданных идее дружбы наших народов,, откликнувшихся на призыв Кремля бороться с Тито, то теперь нас считают отщепенцами, предателями социализма и лично товарища Тито. Мы оказались побежденными, униженными, отброшенными на свалку истории не только как политическое движение, но и как личности. И вот при таких обстоятельствах мои друзья по каторге делают попытку создания новой ленинско-марксистско-антиревизионистской КПЮ.

Делают все как положено--согласно основополагающему принципу демократического централизма--сначала ЦК, Политбюро, потом руководители республиканских организаций. Их просто назначают. Мне досталась должность секретаря словенского подразделения этой самой КПЮ--правда, без моего согласия и даже ведома. Все это делает группа известных каторжников, бывших активистов КПЮ.

Как это часто бывает в условиях подпольной деятельности, настоящие выборы, съезд, пленум ЦК откладываются на потом. Мне сообщили о происшедшем где-то в конце апреля 1958 года. После полуночи ко мне в Любляну из Белграда приехали двое-В.Дапчевич и М.Джурич. Разговор состоялся короткий, информативный. Суть информации была примерно такова--создана новая марксистско-ленинская КПЮ. Я вхожу в высший состав ее руководства. Но увы--продержаться в условиях тотальной диктатуры на нелегальных условиях мы долго не сможем. Нас разоблачат и отправят обратно на Голый остров. Поэтому в случае малейшей угрозы надо пересечь границу и добиваться международного признания нового антитовского движения. И оттуда--из Праги, Тираны, Софии и Бухареста надо руководить движением. Из всего сказанного у меня в голове остались слова В СЛУЧАЕ МАЛЕЙШЕЙ УГРОЗЫ. И я спросил:--Как это мы узнаем о засекреченных намерениях власти начать аресты? Оба моих собеседника, многозначительно улыбнувшись, ответили, дополняя друг друга:--Об этом не надо беспокоиться. Есть у нас в руководстве свой надежный товарищ, который вовремя подаст сигнал тревоги. Этот товарищ проверен, сомневаться в его преданности нашему движению не приходится. Кстати, он--член руководства нашего движения. Дальше обсуждались условия пересечения границы. После получения зашифрованной телеграммы ТОВАРИЩ ПЕРИША СКОНЧАЛСЯ. ПОХОРОНЫ ПОСЛЕЗАВТРА в течение двух суток мы должны собраться в назначенном месте. Пересечение югославско-албанской границы состоится где-то в районе Печи--Андриевицы. Канал надежный. С этой стороны нас будут сопровождать проверенные товарищи, члены нашего движения, большие знатоки местности. С албанской стороны встреча будет организована на высшем государственном уровне.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

1.0x