Авторский блог Василий Шахов 13:18 11 октября 2018

Светская культура и духовность

Заметки о злободневном

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНОСТЬ

"Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь

свою память знанием ВСЕХ тех богатств, которые выработало ЧЕЛОВЕЧЕСТВО". В.И. Ленин.

«Багров, огнен, смертелен закон революции, но это смерть — для зачатия новой жизни, звезды. И холоден, синь, как лед, <…> закон энтропии. Пламя из багрового становится розовым, ровным, теплым, не смертельным, а комфортабельным; солнце стареет в планету, удобную для шоссе, магазинов, постелей, проституток, тюрем: это — закон. И чтобы снова зажечь молодостью планету — нужно зажечь ее, нужно столкнуть ее с плавного шоссе эволюции: это — закон»

****************************************************

«Мир жив только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры — ересь, завтра — непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль» .: «Христос на Голгофе, между двумя разбойниками, истекающий кровью по каплям,— победитель, потому что Он распят, практически побежден… Но Христос, практически победивший,— Великий Инквизитор».

**************************************************************

«…миф об ангеле, восставшем против своего владыки,— прекраснейший из всех мифов, самый гордый, самый революционный, самый бессмертный из них».

ЕВГЕНИЙ З А М Я Т И Н.

***********************************************************************************

С в е т с к а я к у л ь т у р а

и д у х о в н о с т ь

Стало модой цитировать слова, которые Эрнест Хемингуэй предпослал эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол»: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Это слова английского поэта Джона Донна.

Блоковское: «Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней… О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - ты. Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою». Высокое чувство духовности, нравственно-эстетического идеала (« Так пел её голос, тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам, - плакал ребёнок О том, что никто не придёт назад, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели…»).

Михаил Дудин во вступительном слове «Ветер времени и поэт» к блоковскому шеститомному собранию сочинений, обращаясь к этому написанному в августе 1905 года стихотворению, констатировал, что Блок создавал его «как памятник и как молитву, исполненную сочувствия утратам и жертвам. Написал его как песню утешения. И она утешала, утешает и не раз ещё утешит человеческие души в минуты скорби и печали. Стихотворение было очень дорого и самому Блоку. Каждое своё публичное выступление он заканчивал именно этим, отмеченным какой-то особой чистотой и уравновешенностью вздохом» ( т. 1, Л., 1980, с. 9).

Всё тревожнее звучат Колокола Совести. Гибнут надежды. Гибнут дети человеческие. Гибнут по злому умыслу, уходят из жизни из-за чьей-то подлости,

чьего-то равнодушия.

Не только скорбь, не только стон в колокольных звонах; много дум пробуждают эти полузабытые, но ревностно возрождаемые звоны, собиравшие россиян во дни торжеств и бед народных.

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда весёлых, молодых!

И крепок их могильный сон, -

Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесёт;

Другой певец по ней пройдёт.

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Написанные по мотивам Т. Мура талантливым Иваном Ивановичем Козловым ещё в 1828 году слова стали основой популярной песни. Лишилcя зрения в ранней молодости… «Несчастие сделало его поэтом»,- говорил Жуковский.

У Николая Рубцова есть д е т с к о е стихотворение для взрослых о ласточке, оказавшейся в беде («Ласточка носится с криком, Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда»). На первый взгляд, незамысловатое, но исполненное подлинного трагизма лирическое повествование («Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу. Ласточка рядом летала, Словно не веря концу»).

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Пронзительна боль в словах лирического героя(«Ласточка! Что ж ты, родная…»). Боль - укоризна. Боль - предостережение («Что ж ты, родная, плохо смотрела за ним?»).

Лирическая притча Н. Рубцова несёт в себе общечеловеческий смысл, тревожит, побуждает к размышлениям, нравственным выводам. Всегда ли мы достаточно внимательны к подрастающему поколению? Не слишком ли уповаем на школу, на общество, забывая о своих обязанностях? Или наоборот: не балуем ли, не отучаем ли от труда, не перекармливаем ли наших отроков и отроковиц, ложно истолковывая необходимость заботливости и попечительства?

Один из мудрых просветителей-педагогов минувшего настаивал «не мешать ребёнку саморазвиваться правильно».

Действительно, растиражированы учебники, методические пособия, не только не пробуждающие мысль, но нередко - затуманивающие её. Из хрестоматий, из круга детского и юношеского чтения буквально «изгнаны» прекрасные мастера; вместо классики нередко подсовываются изыски коньюнктурные, ложнопафосные, далёкие от художественного совершенства, а то и вовсе нравственно ущербные, «спидоносные». Бездумно ( а порой и не без «соросовского» коварства) «изгнаны» Кольцов и Суриков, Никитин и Фет, Тютчев и Полонский, Есенин, Цветаева, Пришвин. А Иван Бунин, прекраснейший русский поэт, мастер лирической, «музыкальной» прозы? Помните бунинский завет-размышление: «Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь

дана… Умейте же беречь, Хоть в меру сил, В дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - Речь» ?!

Посмотрите, послушайте, подумайте… Стоит ли удивляться чёрствости, даже цинизму, вкравшимся в детские души, если взрослые дяди и тёти так варварски относятся к памятникам культуры, религии, истории? Видео и игровые салоны весьма обогащают, но лишь рублями, а что происходит с юными душами тех, кого «приобщают» к бесстыдству, патологическому накопительству, порнографии. Видеоигла не менее опасна, чем игла наркомана. А кино и телеэкраны, которые омывают мутные волны пошлости? А как коверкается русский язык, оскверняется словоблудием, матершиной? Не забываем ли мы, что загрязнение душ, опошление сердец - страшнее по своим последствиям загрязнения среды обитания.

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?..

- продолжает сокрушаться лирический герой Н. Рубцова; и

эта боль сливается с болью есенинской («Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег»).

Пожалуй, один из самых существенных дефицитов дня сегодняшнего - дефицит духовности. Умеем ли мы ценить созданное, наработанное человечеством? Наше отношение друг к другу? К традициям? Доколе быть нам Иванами, не помнящими родства? Приумножаем ли мы разумное, доброе, вечное или бездумно транжирим то, что по праву принадлежит внукам и правнукам ?..

(продолжение следует)

1.0x