Авторский блог Василий Шахов 13:18 11 октября 2018

Светская культура и духовность

Заметки о злободневном
3

 

                                               СВЕТСКАЯ  КУЛЬТУРА  И  ДУХОВНОСТЬ

 

"Коммунистом  стать можно лишь тогда, когда обогатишь

 свою память знанием ВСЕХ тех богатств, которые выработало ЧЕЛОВЕЧЕСТВО".       В.И. Ленин.

 

«Багров, огнен, смертелен закон революции, но это смерть — для зачатия новой жизни, звезды. И холоден, синь, как лед, <…> закон энтропии. Пламя из багрового становится розовым, ровным, теплым, не смертельным, а комфортабельным; солнце стареет в планету, удобную для шоссе, магазинов, постелей, проституток, тюрем: это — закон. И чтобы снова зажечь молодостью планету — нужно зажечь ее, нужно столкнуть ее с плавного шоссе эволюции: это — закон»

****************************************************

«Мир жив только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры — ересь, завтра — непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль» .: «Христос на Голгофе, между двумя разбойниками, истекающий кровью по каплям,— победитель, потому что Он распят, практически побежден… Но Христос, практически победивший,— Великий Инквизитор».

**************************************************************

«…миф об ангеле, восставшем против своего владыки,— прекраснейший из всех мифов, самый гордый, самый революционный, самый бессмертный из них».

                                                                   ЕВГЕНИЙ   З А М Я Т И Н.

***********************************************************************************

С в е т с к а я   к у  л  ь  т  у  р  а 

 и   д у х о в н о с т ь

             

Стало  модой  цитировать  слова, которые  Эрнест  Хемингуэй  предпослал эпиграфом к  своему  роману «По ком  звонит  колокол»: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем  Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Это  слова  английского поэта  Джона Донна.

Блоковское:  «Вхожу  я  в  темные  храмы,  Совершаю  бедный  обряд. Там  жду  я  Прекрасной  Дамы  В  мерцаньи  красных  лампад.  В  тени  у  высокой  колонны  Дрожу  от  скрипа  дверей.  А  в  лицо  мне  глядит, озаренный, Только  образ, лишь  сон  о  Ней…  О, Святая, как ласковы  свечи, Как отрадны  Твои  черты!  Мне  не  слышны ни  вздохи, ни  речи, Но  я  верю:  Милая  -  ты.   Девушка  пела  в церковном  хоре О  всех  усталых  в  чужом  краю, О  всех  кораблях, ушедших  в  море, О  всех, забывших радость  свою».  Высокое чувство духовности, нравственно-эстетического идеала (« Так  пел её  голос, тонок, И  только  высоко,  у  Царских  Врат, Причастный  Тайнам, - плакал  ребёнок О  том, что  никто  не  придёт  назад, летящий  в  купол, И  луч  сиял  на  белом  плече, И  каждый  из  мрака  смотрел  и  слушал, Как  белое  платье  пело  в  луче. И  всем  казалось, что  радость  будет, Что  в  тихой  заводи  все  корабли, Что  на  чужбине  усталые  люди Светлую  жизнь  себе   обрели…»).

Михаил  Дудин   во вступительном    слове  «Ветер  времени  и  поэт»   к  блоковскому  шеститомному  собранию  сочинений, обращаясь  к  этому   написанному  в  августе  1905  года  стихотворению, констатировал, что Блок   создавал его  «как памятник  и как  молитву, исполненную  сочувствия  утратам  и  жертвам. Написал  его  как  песню  утешения.  И  она  утешала, утешает  и  не  раз  ещё  утешит  человеческие  души  в  минуты  скорби  и  печали. Стихотворение  было  очень  дорого  и самому Блоку. Каждое  своё публичное  выступление  он  заканчивал  именно этим, отмеченным  какой-то  особой  чистотой  и  уравновешенностью  вздохом» ( т. 1, Л.,  1980,  с. 9).

Всё тревожнее  звучат  Колокола Совести. Гибнут  надежды. Гибнут дети человеческие. Гибнут по злому умыслу, уходят из  жизни из-за чьей-то подлости,

чьего-то равнодушия.

Не только скорбь, не только стон  в колокольных звонах; много дум пробуждают эти полузабытые, но ревностно возрождаемые звоны, собиравшие россиян во дни торжеств и бед народных.

                                  

Вечерний звон,  вечерний звон!

                                   Как много дум наводит он

                                   О юных днях в краю родном,

                                   Где я любил, где отчий  дом,

                                   И как  я,  с  ним  навек  простясь,

                                   Там  слушал  звон  в  последний  раз!

 

                                   Уже  не  зреть  мне  светлых  дней

                                   Весны обманчивой  моей!

                                   И  сколько  нет  теперь  в  живых

                                   Тогда  весёлых, молодых!

                                   И крепок  их  могильный  сон, -

                                   Не  слышен  им  вечерний  звон.

 

                                   Лежать  и  мне  в  земле сырой!

                                   Напев унылый  надо  мной

                                   В  долине ветер разнесёт;

                                   Другой  певец по ней пройдёт.

                                   И  уж  не  я, а  будет  он

                                   В  раздумье петь  вечерний звон!

 

Написанные  по мотивам Т. Мура  талантливым  Иваном Ивановичем Козловым ещё  в 1828 году  слова  стали  основой  популярной песни. Лишилcя  зрения  в ранней молодости…      «Несчастие  сделало его  поэтом»,- говорил Жуковский.

У Николая Рубцова есть  д е т с к о е  стихотворение для взрослых о ласточке, оказавшейся в беде («Ласточка носится  с  криком, Выпал птенец  из гнезда. Дети окрестные мигом  Все прибежали сюда»). На первый взгляд, незамысловатое, но исполненное подлинного трагизма лирическое повествование («Взял  я осколок металла, Вырыл могилку птенцу. Ласточка рядом летала, Словно не  веря концу»).

 

                                   Долго носилась, рыдая,

                                   Под мезонином своим…

                                   Ласточка! Что  ж  ты, родная,

                                   Плохо смотрела  за  ним?

 

Пронзительна боль в  словах лирического героя(«Ласточка! Что  ж  ты, родная…»). Боль -  укоризна. Боль - предостережение («Что  ж  ты, родная, плохо смотрела за ним?»).

Лирическая притча Н. Рубцова несёт в  себе общечеловеческий смысл, тревожит, побуждает к размышлениям, нравственным  выводам. Всегда  ли  мы достаточно внимательны  к  подрастающему поколению? Не слишком ли  уповаем  на  школу, на  общество, забывая  о  своих обязанностях? Или наоборот: не балуем ли, не отучаем ли  от труда, не перекармливаем ли наших отроков  и отроковиц,  ложно  истолковывая  необходимость  заботливости  и  попечительства?

Один из мудрых просветителей-педагогов  минувшего настаивал  «не мешать  ребёнку  саморазвиваться  правильно».

Действительно, растиражированы учебники, методические пособия, не только  не пробуждающие  мысль, но нередко -  затуманивающие её. Из хрестоматий, из круга детского и юношеского   чтения    буквально  «изгнаны»  прекрасные  мастера; вместо классики  нередко подсовываются   изыски коньюнктурные, ложнопафосные, далёкие от художественного  совершенства, а то  и вовсе нравственно ущербные, «спидоносные». Бездумно ( а порой и не без   «соросовского»  коварства)  «изгнаны»  Кольцов  и Суриков, Никитин  и Фет, Тютчев  и Полонский, Есенин, Цветаева, Пришвин. А Иван Бунин, прекраснейший русский  поэт, мастер лирической, «музыкальной» прозы?  Помните  бунинский  завет-размышление: «Молчат гробницы, мумии  и кости. Лишь слову  жизнь

дана…  Умейте  же  беречь, Хоть  в  меру  сил, В дни злобы  и страданья, Наш  дар  бесценный - Речь» ?!

Посмотрите, послушайте, подумайте…  Стоит ли удивляться чёрствости, даже цинизму, вкравшимся в детские души, если взрослые дяди  и тёти так варварски  относятся к памятникам культуры, религии, истории?  Видео  и игровые салоны  весьма обогащают, но лишь рублями, а что происходит с юными  душами тех, кого «приобщают»  к  бесстыдству, патологическому  накопительству, порнографии. Видеоигла не менее опасна, чем игла наркомана. А кино  и телеэкраны, которые омывают мутные волны пошлости? А как коверкается русский язык, оскверняется словоблудием, матершиной?  Не забываем ли мы, что загрязнение душ, опошление сердец - страшнее по своим последствиям загрязнения среды обитания.

 

                                   Ласточка! Что  ж  ты, родная,

                                   Плохо  смотрела  за  ним?..

 

-          продолжает сокрушаться лирический герой Н. Рубцова; и

 эта  боль сливается  с  болью  есенинской («Покатились глаза  собачьи Золотыми звёздами  в  снег»).

Пожалуй, один из самых существенных дефицитов  дня сегодняшнего - дефицит духовности. Умеем ли  мы ценить  созданное, наработанное  человечеством? Наше отношение  друг  к  другу?  К  традициям?  Доколе быть  нам  Иванами, не помнящими родства? Приумножаем ли  мы разумное, доброе, вечное  или бездумно транжирим то, что по праву принадлежит внукам и правнукам ?..

                                         (продолжение следует)

Комментарии Написать свой комментарий
11 октября 2018 в 20:21

Советская культура как минимум душевна и как максимум ДУХОВНА.
Оценка феномена СК впереди.

11 октября 2018 в 21:12

...Учитывая происки стамбульско-константинопольско-бандеровско-американские, проблемы православные, духовно-этические приобретают особую злободневность...

12 октября 2018 в 09:31

Н.А. Морозов. «Светоч».

Искал он к правде путь далекий
В юдоли лжи и пошлых дел,
Его окутал мрак глубокий,
А с неба светоч не горел.
Но в мире гнета и стяжанья,
Где трудно к истине идти,
Он видел в трепетном сиянье
Могилы павших на пути.
И с них любви нетленный пламень
Ему дорогу осветил,
И не споткнулся он о камень
В хаосе зла и темных сил.
(вторая половина 1870-х годов)