Сухомлинский и постмодерн
Авторский блог Антон Александров 13:59 10 сентября 2019

Сухомлинский и постмодерн

Как воспитывать ребенка в духе коллективизма, если никаких объективных предпосылок для существования "традиционного" коллектива уже нет?
15

Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский (1918-1970) действительно опередил свое время. Пикантность ситуации же заключается в том, что он первым начал внедрять принципы обучения, которые сегодня задним числом зовутся "педагогикой постмодерна".

Понятно, что слов таких Сухомлинский не знал и продвигал свои инновации под "крышей" коммунистической идеологии. Хотя с научной точки зрения, как ни странно, никаких противоречий тут нет. Дело в том, что формально коммунизм - это и есть постмодерн!

То есть у капитализма (который классический модерн) было несколько вариантов будущего (постмодерна), того, что придет на смену эпохе modernity. Первый вариант постмодерна - это условный либерализм, второй вариант - это условный коммунизм, третий вариант - это условный фашизм.

Теоретически этих вариантов больше. Просто я описал лишь те, которые по факту уже "случились" в истории человечества.  Вопрос - какой из этих постмодернов правильный, а какой кривой и косой - оставим для других статей. От себя лишь хочу напомнить, что все они "настоящие" и с этим надо считаться.

Таким образом факт того, что Сухомлинский следовал мировым трендам педагогики, не подозревая об этом - это нормально. Хотя, конечно, если бы ему сказали в 1959 году, что он де-факто "буржуазный" ученый, то Василий Александрович точно бы застрелился. Однако мы отвлеклись.

Сегодня нас интересует другой вопрос. Сухомлинский  остро чувствовал, как размывается "коллективная идентичность", как под ударами НТР рассыпается  традиционное общество. Он был одним из первых советских ученых, а возможно первым, кто поставил эту проблему. Пусть между строк, но вопрос прозвучал.

Как воспитывать ребенка в духе коллективизма, если никаких объективных предпосылок для существования "традиционного" коллектива уже нет? А объективных предпосылок для коммунистического коллективизма еще нет!  И что "нового человека" надо лепить искусственно -  в ручном режиме!

 Проще говоря, Сухомлинский контрабандой выдвинул абсолютно скандальный тезис о том, что никакого "предустановленного" коммунистического (классового) самосознания, куда  "попадает" человек, когда начинает добросовестно работать - его нет.  И чисто механически, за счет НТР, эту проблему не решить!

Так как открыто подобный вопрос прозвучать не мог, то Сухомлинский отвечал на него не с помощью теории, а за счет решения  практических кейсов. Что он сделал? Сухомлинский экспериментально попытался сформировать "коллективную идентичность" искусственно, как в лаборатории.

Детки сажали саженцы, собирали урожай, что-то там собирали в мастерской, дежурили и тд при соблюдении двух строгих условий:
1. Задача ставилась коллективу и могла быть выполнена только совместными усилиями.
2. Труд, который доверяли деткам, был исключительно "неотчужденным". Проще говоря, им поручали выполнять полный цикл производства. Они сажали саженцы, потом за ними ухаживали, сами дежурили, собирали урожай и забирали его себе, либо распределяли по ближайшему окружению.

Соответственно, на уроках детям приводились "неотчужденные" жизненные примеры из серии "один за всех и все за одного". То есть приоритет отдавался примерам про родственников, односельчан, которых можно "потрогать", примерить и проверить.

 двойной клик - редактировать изображение



Благодаря сельской специфике 40-50-х годов, эта схема обучения дала впечатляющие результаты. К началу 60-х годов у Сухомлинского (в отличие от кабинетных теоретиков) были статистические данные по двум поколениям учащихся. Он показывал двадцатилетнего Васю Петрова, ударника коммунистического труда и говорил - вот результат того, что Васю с семи лет учили по нашей методичке. Шах и мат.

И все бы хорошо, но в городских условиях 60-х, по понятным причинам, подобные эксперименты с треском провалились. По воспоминаниям современников, Сухомлинский к концу своей жизни тоже начал сомневаться,  осознавая, что все это время он вместо коммунизма строил "Самодержавие.Православие.Народность".

Меня, честно говоря, тоже не покидало ощущение, что Сухомлинский, рассказывая про коммунистическую деревню будущего, описывает Израильские Кибуцы.  Если бы ему сказали, что светлое будущее, к которому он так стремится, уже де-факто построено в еврейском кибуце, то он бы точно застре... ну вы поняли.

В 70-е у нас про Сухомлинского успешно забыли, а вот перед западными интеллектуалами  в то же самое время была поставлена задача, которую украинский педагог так и не решил. Как выстроить коллективную идентичность задним числом, как искусственно сгенерировать традиционное общество?

Так что дело Сухомлинского живет. Однако это уже совсем другая история.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
10 сентября 2019 в 11:28

Коммунизм,, это не элктификация, а, как оказалось, отмена золотопаритетности денег в 1976 г.
Земля, вода, воздух, общечеловеческие цели и такое прочее являются условиями коммунистического сплочения.
Но, после отмены золотопаритетности денег, исключительно мощным фактором коммунистического сплочения стал общий (коммунистический!) труд населения страны, составляющий сегодня порядка 90% во всем труде населения России и оцениваемым общими (коммунистическими!) выпускаемыми деньгами. Уходящими в России, увы, к ворью, к фглонистам, к частным банеирам, незаконно выпускающим себе деньги.

10 сентября 2019 в 11:47

А причем тута Сухомлинский????

10 сентября 2019 в 12:27

Просто прелесть, этот Александров!
Воспитание в коллективе, которое разрабатывал и внедрял Сухомлинский, - это коммунистическое воспитание.
См. книгу: Сухомлинский В.А. - Этюды о коммунистическом воспитании

10 сентября 2019 в 12:35

Я уже см. эту книгу, но про золотопаритетность там ни слова )))

10 сентября 2019 в 14:42

Дело в том, что формально коммунизм - это и есть постмодерн!
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
КоммунизЬм (постмодерн, если кто желает) = был бы возможен (на территории России) = лет через 50?, когда не надо пуп рвать, а всё машины делают (тем паче = Земли и полезных ископаемых = вАлом), НО:
1). РФ = НЕОДНОРОДНА Национально (НацТеррГосУстройство, пресловутое).
б). Границы Наши = открыты (ФАКТИЧЕСКИ).
А, значит, невозможно сие (даже ТЕОРЕТИЧЕСКИ, если не появится ВДРУГ капиталистический Сталин, который построит Коммунизм в отдельно взятой Стране)!

10 сентября 2019 в 18:30

443 - 899
Примитивно о коммунизме.
Избыточное производство предметов потребления
не преодолевают отчуждения от родовой сущности человека,
то есть не достигается свобода Труда.

10 сентября 2019 в 18:35

"Свобода труда"...вон оно, значит как?!
(Болтовня о труде = МОЖЕТ сгубить Россию?!)
Вы бы лучше, Лев Козленко, написали статью = имеет ли врач право на ТВОРЧЕСКУЮ ОШИБКУ?!

10 сентября 2019 в 18:24

Постмодерн - это дегенеративная линия в инволюции.
Он являет конец Проекта Человек.

За модерном, как прогрессивным явлением на первых порах,
но который не одолел ни эксплуатации, ни отчуждения
человека от его родовой сущности, то есть отказался от Проекта Человек,
должен идти сверхмодерн, но только после тщательного изучения
Советского уклада, его принципиальной новизны и просчётов,
приведших к отказу широких масс от социализма в его
конкретно историческом выражении.

10 сентября 2019 в 18:30

Лев Козленко
но только после тщательного изучения
Советского уклада
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
КТО изучать будет (пердаки)?
ВСЁ и ВСЯ - ясно (в целом), а на ТЕОРИЮ = НЕТ мозгов (уровня ТЕХ, ПРОШЛЫХ), а пшики сегодняшние = пшики и есть!

10 сентября 2019 в 20:08

"...как искусственно сгенирировать традиционное общество..." (!!!)-- вот это и есть "модерн" во всей своей кровавости. Традиционное (по- настоящему) общество всегда считало "коллективизм", как он выглядет теперь, своим злейшим врагом. Читаем русские сказки, былины, греческие, индийские, китайские мифы и вы увидите как одиночка, герой, богатырь борется с коллективными (многоглавыми) чудовищами и побеждает их. Не решив проблемы личности в обществе, всё остальное будет хаосом, что мы и видим.

10 сентября 2019 в 23:30

А современное общество тем и отличается от традиционного, что в нём все учения и мировоззрения, будь то светские или религиозные, направлены, так или иначе, на "коллективизм". Так проще осуществлять управление толпою. Да и в европе "индивидуализм" очень сомнительная штука. Мозги европейца хитро подготовлены демократическими СМИ к "тоталитарному коллективизму", что и доказало возникновение там фашизма, а тут большевизма. В конечном счёте теперь никто не знает что такое подлинная свобода и к ней даже в мыслях не стремиться. Так теперь скроено общественное глобалистское сознание.

11 сентября 2019 в 00:01

Дык общинность и коллективизм это главная масонская идея современного глобального управления народами, почерпнутая из прошлого(может даже допотопного). Вспомните, где коллективизм особо эффективен? Конечно, в армии. И правильно. Если солдат будет думать и обсуждать приказы, то отряд станет не боеспособен. Так эта идея работает в области войны и гибели. Там же, где нужна идея мирной жизни, устройство общества должно быть на иных принципах.

11 сентября 2019 в 10:43

"Коллективизм"-это тенденция к обезличиванию. "Это как двое из ларца, одинаковые с лица". Это как бы воспроизведение "того света", в конечном счёте

11 сентября 2019 в 11:28

а пример обезличивания можете привести??

11 сентября 2019 в 18:04

А вот вы сейчас знаете свою родословную(какого рода-племени)? Предания своего рода-племени? Где иконные земли или строения, что передали вам по наследству? Где капиталец ваших предков,...которым сколько веков? Вот вы русский, а предания (опыт жизни) своего народа знаете? И таких вопросов много. Но не об этом речь. Я говорю о "мифологии"этого явления. Для этого нужны доказательства? Мы ведь все жили при социализме