Авторский блог Борис Сергеев 13:58 9 мая 2016

Судят победителей

Может ли патриотизм быть "объединяющей идеей" при попытках создать его альтернативные версии
2

 

В  1991 году исчезла с небосклона Красная звезда, превратившая Советский Союз в мировую альтернативу «власти чистогана» и сделавшая жизни его граждан частью нечто большего -  строительства нового мира, в котором не было бы места нужде, неравенству и несправедливости. Строительство это было  иногда несовершенным, иногда подвергавшимся саботажу - а то и прямой агрессии - и осталось оно незавершенным, но в нем всегда присутствовала романтика. Звучащая, например, у героев повести «Школа»  Аркадия Гайдара:  «Ночь выслала в дозоры тысячи звезд, чтобы я еще раз посмотрел на них. И светлую луну выслал тоже. Думалось: «Чубук жил, и Цыганенок жил , и Хорек… Теперь их нет и меня не будет». Вспомнил, как один раз сказал мне Цыганенок:  «С тех пор я пошел искать светлую жизнь». - «И думаешь найти?»-спросил я.  Он ответил: «Один не нашел бы, а все вместе должны найми…Потому – охота большая».

-Да, да! Все вместе,- ухватившись за эту мысль, прошептал я, - обязательно все вместе.- Тут глаза закрылись , и долго думалось о чем-то незапоминаемом,  но хорошем-хорошем.»  

В мечте Цыганенка (как и в решениях партийных съездов,кстати) «светлая жизнь» не предназначалась только «избранным», «успешным»  или  «коренным» - она была уделом каждого, кто был готов ее строить.  Равенство и справедливость и делали ее силой, притягивающей к себе сторонников во всех концах земли.  Именно привлекательность этих сторон советской мечты не давала покоя еще одному гакдаровскому персонажу -Главному Буржуину из сказки о Мальчише-Кибальчише: «-Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумываются?»  

Тем не менее, по иронии судьбы не кто иной, как внук Егор- потомок краткого брака писателя с Лией ЛазаревнойСоломянской – и выступил одним из главных организаторов похорон этой Мечты, прибыв к нам из самого логова Главного Буржуина – Международного института  прикладного системного анализа в Лаксенбурге.   Могильный камень  над ней пытались поставить и запретом государственной идеологии, ставшим частью  Конституции, принятой по итогам расстрелов 1993 года.  Однако, по прошествии «тучных лет»,  закончившихся активными приготовлениями западных «партнеров» к прямому присвоению ресурсов России для решения своих проблем, даже представители власти стали осознавать, что совсем без объединяющей идеи все же не обойтись.  С учетом приобретающего все более отчетливые очертания военного противостояния с Западом, а также откликаясь на доминирующие общественные настроения в год выборовряд высших руководителей, включая самого президента,  не раз касались темы патриотизма, выдвигая его на роль «постсоветской идеи» или «российской мечты» .  « У нас … не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма…. Это и есть национальная идея»,- подытожилВ.В. Путин, выступая перед потомкам Цыганенка и Мальчиша-Кибальчиша, ныне оказавшимся в числе предпринимателей.

«И все бы хорошо, да что-то нехорошо»,- ответил бы президенту Мальчиш-Кибальчиш.   Нехорошо то, что правильные слова остаются словами, а совсем неправильные дела-делами.  Не президентский ли грант выделялся Фонду Марии Гайдар (еще один потомок писателя, воспользовавшаяся именем прадеда!), ставшей после его получения заместителем  Одесской государственной администрации, фактически оккупационной Администрации? (https://lenta.ru/news/2015/07/19/pamfilova/).  Не президентский ли грант выделялся и на проведение школьного конкурса  «Человек в истории. Россия – ХХ век», организованного обществом «Мемориал», являющимся «иностранным агентом»?(http://www.gazeta.ru/social/2016/04/28/8202437.shtml). Известен этот конкурс не только тем, что при вручении его наград зеленкой облили члена жюри Улицкую (какое отношение она имеет к истории и школе?), но и тем, что среди его победителей оказалась, например, ВасилинаРыбалкина из Новосибирска, рассказавшая со слов бабушки о своем прадедушке, Юрии Ямбиковедостоинства которого ограничивались прослушиванием «Голоса Америки», Би-би-си и «Немецкой волны».  Своих отпрысков ох научил «..критическому восприятию реальности. При этом давал понять, что не всегда стоит демонстрировать свое несогласие с теми, от кого зависит благополучие близких».   Поневоле возникает вопрос:  Неужели образцом человекаРоссии ХХ века является слушатель «Голоса Америки», а президентского гранта при этом достойны те, кто воспевает конформизм  носящих «фиг в кармане»?   Никто не спорит с тем, что аудитория у западных «радиоголосов» в Советском Союзе была, но эта ли публика определяла то, что стране удалось тогда достичь?  В чем ,собственно, заключались их достижения, кроме повторения чужих тезисов и предусмотрительно «поступится своими принципами»,  когда имеешь дело с «хозяевами жизни»?  Или таким образом остающиеся в тени режиссеры, проецируют прошлое на день сегодняшний, подсказывая старшеклассникам, как они должны себя вести по отношению к тем, от кого ныне «зависит благополучие ихблизких»?

И как нам быть с тем, что практически одновременно с проникновенными словами президента о патриотизме как «объединяющей идее»федеральный телеканал Россия 1 в качестве развлечения  показывает «танцы со звездами», вкоторых девушка - из тех, что в советское время «провожали на позицию бойца» - теперь кокетливо танцует с офицером вермахта в полной форме?  Руководство канала  потом  картинно всплескивало руками о том, что «номер …вызвал противоречивые эмоции у зрителей» и что  Александр Петров – любимый ученик Леонида Ефимовича Хейфица- только и  хотел, как рассказать нам о «трагической обреченной любви русской девушки и немца».  В таком случае остается заключить, что никаких противоречивых эмоций у самих руководителей телеэфира  этот номер не вызвал.  И то, что эти люди до сих пор остаются при своих должностях показывает, что их представления об уместном и допустимом в отношении нашей истории разделяются и теми,  кто их на эти должности назначал.      

Вот мы и подошли к не очень приятному, но увы, неизбежному  заключению о том, что никакой «объединяющей идеей» патриотизм служить не может, особенно в условиях,  создателям «альтернативных версий» истории  России ХХ и ХХI века предоставляются все возможности для озвучивания своих представлений .  Причем, во всех этих версиях судят как раз победителей, принимающих сейчас парад на Красной площади.  И самое неприятное  - то, что  люди, оплачивающие обливание победителей грязью,  сидят при этом рядом с ветеранами и даже жмут им руки.       

 

 

     

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
9 мая 2016 в 16:56

У-вы...

28 мая 2017 в 22:41

Победа, которую празднуем 9-го мая, была в первую очередь мировоззренческой, идеологической.
А этот аспект сегодня полностью игнорируется.
Это не честно. Мягко говоря.
Факт в том, что в 91 году мы потерпели идеологическое, мировоззренческое поражение. И это поражение был настолько сокрушительным, хорошо подготовленным, что мало кому позволено думать о возможном реванше. Потому что капитализм с потребительским мировосприятием навязывается как единственно-возможный образ жизни человека и человечества.
А на самом деле капитализм является способом самоуничтожения человечества, уничтожения способности человечества стать таким явлением, которому предназначена вечная жизнь во Вселенной.
Если не будет поставлена задача идеологического и мировоззренческого реванша, возвращения человеческих ценностей и человеческого достоинства, целей, смыслов, мы станем соучастниками самоубийства человечества. Вопреки той Победе, которую празднуем так помпезно.