Авторский блог Василий Шахов 13:14 1 июля 2018

Стыдно не помнить: подвиг Палицына

Не быть Иванами, родства не помнящими... Авраамий Палицын - сподвижник Пожарского и Минина

СТЫДНО НЕ ПОМНИТЬ: ПОДВИГ ПАЛИЦЫНА

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН – СПОДВИЖНИК

ПОЖАРСКОГО И МИНИНА

«Поэтому в ближайшее время российским идеологам, российским политологам, российским специалистам по информационным войнам необходимо сделать две вещи:

Во-первых, сфокусировать, сформулировать и проинтегрировать все американские, западные воздействия на Россию, сложив их в ясный полный концепт этих воздействий. Причём эти воздействия, повторяю, включают в себя не только психологические, экономические, военные формы давления, но, по-видимому, и парапсихологические, и давление на российские архетипы, на русские представления о собственной истории;

Во-вторых, конечно, России необходимо немедленно создать антидот на основании интегрального понимания западных воздействий, создать свою систему действий, как отражающих это воздействие, так и переходящих в наступление».

А. А. П Р О Х А Н О В.

«…Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами! Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине МининаНарод русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют».

Александр I «Манифест о созыве народного ополчения против агрессии Наполеона» 18 июля 1812 года

«…Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

За полный разгром немецких захватчиков!

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!

Под знаменем Ленина – вперед, к победе!».

И. В. С Т А Л И Н. «Правда». 8 ноября 1941.года.

…Вспоминаются 1950 – 60 годы… Знаменитый опыт «ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЫ»… Со всех концов СССР устремляются на берега Воронежа педагоги, чтобы ознакомиться с творческой инициативой липчан-новаторов. Гостей было так много, что в областном центре, районных центрах все школьные уроки и занятия объявлялись о т к р ы т ы м и. Конечно же, учителям приходилось готовиться к «липецким урокам» особенно тщательно… Об этом повествуется, в частности, в фундаментально-энциклопедическом труде «ЛИПЕЦКАЯ ШКОЛА» (составитель и научный редактор проф. В.В. Шахов, гл. редактор В.Е. Тонких; издательство «Гэлион», Рязань-Липецк, 1994-1995; 100 учетно-издательских листов).

…Организуя (на электронной базе газеты государства Российского «Завтра» А.А. Проханова и А. А. Фефелова) просветительско-культурологическое сообщество «УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ», мы ставим перед собой задачу: оказать реальную методологическую и методическую помощь учителям, педагогам, библиотекарям, культпросветработникам в подготовке к занятиям, урокам, лекциям, «круглым столам», Чтениям…

Каким может и должен быть современный школьный урок?.. Это – тема специального разговора… Много воды утекло… «Сгиб эпох» ознаменовался событиями противоречивыми, нередко драматическими и трагическими… Что случилось со страной? Что случилось с обществом? Что произошло со школой? В чьих руках оказалась судьба молодого поколения? Почему расцвело чуждобесие и чужебесие? Как и чем помочь школе?..

Естественно, в первую очередь – добротной нравственно-духовной информацией… Информацией к размышлению… Информацией – к формированию активной нравственно-духовной, подлинно патриотической жизненной позиции? Информацией – к преодолению беспамятства, манкуртизма, бесовски-чуждых стандартов? Воспоминание о будущем… Естественно, сам педагог, сам просветитель-подвижник должен быть достаточно эрудированным, основательно информированном, нравственно-духовно пассионарным, с активно-патриотической жизненной позицией…

…Размышляю о втором очерке, продолжающем эссе : «Тема урока: Пожарский. Палицын. Минин»… Очень кстати, появился свежий номер «Завтра» с материалами Изборского Клуба…

…За алтари и очаги. «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»…Никто не забыт, ничто не забыто… На Красной площади незадолго до роковых («окаянных») событий Февраля 1917 года предполагали поставить памятник СПАСИТЕЛЯМ РОССИИ (среди них – Авраамий Палицын)… Роковые события… Артём Весёлый напишет роман-эпопею «Россия, кровью умытая»…

* * *

ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ:

Александр НАГОРНЫЙ, политолог, заместитель главного редактора газеты "ЗАВТРА".

«… То, что сегодня происходит в нашей стране и вокруг неё, требует не только анализа и оценки, но, в первую очередь, максимально точного прогноза дальнейшего развития событий. Мы видим, что "коллективный Запад" во главе с США не просто переживает какую-то истерику, обвиняя Россию и её президента во всех мыслимых и немыслимых грехах, от якобы совершаемых в Сирии военных преступлений до попыток привести к власти в Вашингтоне своего ставленника Дональда Трампа, — мы видим, что ни американские, ни европейские политики вообще не хотят и не могут отвечать за свои слова и поступки, все они внезапно стали абсолютно недоговороспособны и неадекватны в отношениях с Кремлём. Что стоит за этой недоговороспособностью и неадекватностью? "Страхи", о которых говорил Путин? Глобальный системный кризис, который, несомненно, затрагивает и военно-политические структуры современного мира, продуцируя конфликты на всех уровнях, включая нынешнюю президентскую кампанию в США? Реальная подготовка к масштабной войне против нашей страны? Всё это вместе и что-то ещё?»…

Александр ПРОХАНОВ, писатель, главный редактор газеты "ЗАВТРА".

Осложнение в отношениях между Россией и Западом нарастает лавинообразно и во многом хаотично. Американские аналитики грозят России ядерной войной и утверждают, что они в этой ядерной войне победят. Это прямой вызов, провоцирующий ядерный ответ России. В Сирии американцы готовы начать бомбардировки сирийских авиационных баз, на которых расположены также и наши самолёты. Это говорит о том, что возможно прямое боестолкновение американских самолётов с нашими самолётами или системами противовоздушной обороны. Американцы готовы обвинить русских, русских военных, а, по-видимому, и президента, в военных преступлениях. По существу разворачивается новый вариант Гаагского трибунала, и этим самым демонизация президента России достигает новых высот и нового уровня.

Война на Донбассе почти неизбежна, потому что украинцы не просто концентрируют там свои войска и обстреливают со всё большей интенсивностью города Донбасса, но последние взрывы, террористические в том числе взрывы, и уничтожение кумира Донбасса Моторолы — является актом войны. Европейцы, Евросоюз готовят резолюцию, по которой российские СМИ, в том числе "Russia Today", будут запрещаться на Западе. Речь идёт о том, что западная цивилизация подвергается мощнейшему воздействию русских подрывных организаций.

* * *

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

В эпиграф вынесены слова из «Манифеста о созыве народного ополчения против агрессии Наполеона. 18 июля 1812 года». Император Александр Первый называет три великих имени. – Да встретит ворог в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина…

Знаменательна и судьбоносна «перекличка» со словами этого императорского 1812 года «Манифеста» речи Иосифа Сталина 7 ноября 1941-го, на военном параде в честь годовщины Великого Октября.

Традиции героизма, доблести, самоотверженности… Заветы духовности, нравственной красоты, безграничной любви к Отечеству… Вечный зов добротолюбия, гуманизма, справедливости, правды, духовной истины…

Примеры истинной духовности… Делать жизнь с кого?..

Леонид Леонов. «Слава России»…

«Вот опять матёрый враг России пробует силу и крепость твою, русский человек. Он пристально ищет твоё сердце поверх мушки своей винтовки, или в прицельной трубке орудия, или из смотровой танковой щели. Неутомимую бессонную ненависть читаешь ты в его прищуренном глазу. Это и есть тот, убить которого повелела тебе родина. Не горячись, бей с холодком; холодная ярость метче. Закрой его навеки, тусклое, похабное око зверя!
Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу державу, и они подскажут тебе, как поступать, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля…».

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

«ПУСТЬ ОСЕНИТ НАС…»

…28 января 1725г. умер первый российский император - Петр Алексеевич Романов. «Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» – эти слова произнес Феофан Прокопович. Один из самых преданных сподвижников Петра 1. Одни восхищаются Петром. А для других он «злодей», «деспот», «тиран». Комплекс реформ первой четверти 18 века стал поворотным моментом истории российского государства. Реформы Петра Великого оценивались по – разному, но мало кто рисковал отрицать их значимость. На уроках нам предстоит ещё последовательно разобрать основные преобразования Петра и дать оценку деятельности Петра.

……………………………………………………………………………….

«О литературе, революции, энтропии и прочем» Е. Замятина: «…Мир живёт только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры – ересь: завтра – непременно ересь для сегодня, обращенного в соляной столп, для вчера, рассыпавшегося в пыль. Сегодня отрицает вчера, но является отрицанием отрицания – завтра: всё тот же диалектический путь, грандиозной параболой уносящий мир в бесконечность. Тезис – вчера, антитезис – сегодня, и синтез – завтра».

………………………………………………………………………………………

…Художественно-исторический эпос, раскрывающий «земли родной минувшую судьбу»… Фёдор Тютчев. «Н Е М А Н»…

Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет, с такою славой,
России верный часовой?..
Один лишь раз, по воле Бога,
Ты супостата к ней впустил —
И целость русского порога
Ты тем навеки утвердил...

Ты помнишь ли былое, Неман?
Тот день годины роковой,
Когда стоял он над тобой,
Он сам, могучий, южный демон —
И ты, как ныне, протекал,
Шумя под вражьими мостами,
И он струю твою ласкал
Своими чудными очами?..

Победно шли его полки,
Знамена весело шумели,
На солнце искрились штыки,
Мосты под пушками гремели —
И с высоты, как некий бог,
Казалось, он парил над ними
И двигал всем и все стерег
Очами чудными своими...

Лишь одного он не видал...
Не видел он, воитель дивный,
Что там, на стороне противной,
Стоял Другой — стоял... и ждал...
И мимо проходила рать —
Всё грозно-боевые лица...
И неизбежная Десница
Клала на них свою печать...

А так победно шли полки —
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались...
Несметно было их число —
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое число
Клеймо минуло роковое...

…Перед русской кампанией Наполеон откровенничал с Меттернихом: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом через Неман…». Его обуревали амбициозные планы завоевания Москвы. В частности, рассказывают, что в беседе с французским послом в Варшаве Прадтом (накануне вторжения) Бонапарт говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию». Весьма красноречиво и другое высказывание Наполеона: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердц

В конце июня 1812 года в Россию вторглась небывало огромная армия — свыше 600 тысяч войск, собранных Бонапартом со всей Европы. Силы агрессора более чем в три раза превосходили численность русских армий у западных границ. Посему менее чем через месяц после начала войны, 18 июля (6 июля по старому стилю) 1812-го, находясь в действующей армии (в лагере у Полоцка) , царь Александр I принял решение: для помощи регулярной армии созвать народное ополчение. Последовал царский манифест , в котором император смог найти нужные слова, не скрывая всю сложность положения. - «Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России… — констатировалось в обращении монарха к народу. — Мы не можем и не должны скрывать от верных наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики… При всей твердой надежде на храброе наше воинство, полагаем мы за необходимо-нужное собрать внутри государства новые силы, которые нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех». В этом обращении венценосца к своим подданным и прозвучали (вынесенные в эпиграф) слова: «Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами! Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине МининаНарод русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют».

Заветы и нравственно-духовные уроки

Авраамия Палицына

ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ

НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО…

А. С. П У Ш К И Н.

Келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания об осаде Троицкого монастыря поляками» Авраамий Палицын (в мире Аверкий Иванович) родился в середине XVI века в селе Протасьеве, близ Ростова, умер 13 сентября 1627 г. Авраамий происходил из древнего дворянского рода Палицыных (вышедших в 1373 г. из Литвы). В детстве и отрочестве он не получил должного образования («училища николиже видех»). Уже иноком, восполнил он недостаток образования усердным освоением книг, хранившихся в библиотеках Соловецкого и Троицкого монастырей. Один из его современников (Арсений Глухой) говорит о нем, как о человеке, весьма и весьма начитанном, образованном. Царская служба не удалась, Палицын подвергся (в 1588-ом) серьёзной опале (имение его было отобрано в казну). Биографы предполагают, что , что опала сия находилась в определённой связи с опалою в 1587 г. Шуйских от Бориса Годунова. Впрочем, достоверные свидетельства неизвестны. Ссылка в Соловецкий монастырь, где он жил в нем «на своем обещании». Добровольно постригся в монахи. В 1594-ом Авраамий (вместе с другими соловецкими иноками) переведен в Троице-Сергиев монастырь. В 1600-ом с Палицына окончательно снята опала и возвращена часть конфискованного имения. В следующем году он был послан с поручением в Богородицкий Свияжский монастырь (позже – в Казанской губернии), зависевший от Троицкой Лавры. Здесь он - уже «старец» (старший из монастырских братий). Около 1608 г. Авраамий возвращается в лавру и занимает ответственную и важную в то время должность келаря.. Начавшаяся вскоре Смута (и особенно осада лавры поляками) выдвинули Авраамия на арену политической деятельности. Палицын проявил свои незаурядные административные способности. и связал свое имя с одной из достопамятнейших страниц истории Отечества.

Троице-Сергиев монастырь в период Смуты

Художественное чтение на уроке,

посвященном Авраамию Палицыну…

Радимов П. Осада Лавры.

Осаде нет конца. Неумолим Сапега.
А в Лавре хворь— цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит,
Но услыхал дозор, и не шумна тревога.
Здесь, осенив крестом себя во имя Бога,
Два грозные бойца с зажженым фитилем
В прокопанный проход спускаются навстречу
Подземным шорохом, они не примут сечу,
Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем.
Вот шнур уже зажжен — и грозный грохнул гром.
Всем смерть заказана, она и недалече.
Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком
И плющит головы врагам и грудь, и плечи.

Источники (для занятий научного кружка школьников и студентов):

Поэтические произведения
о Смутном времени

"Порой историк вводит в заблужденье,

Но песнь народная звучит в сердцах людей".

Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Михаил Скопин: [историческая песня] // Исторические песни. Баллады / сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н. Аэбелева. — М.: Современник, 1991. — С. 257— 264. — (Сокровища русского фольклора).
Дмитриев, И.И. Освобождение Москвы: [стихотворение] / И.И. Дмитриев // Полное собрание стихотворений / вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г.П. Макогоненко. — Л.: Ленингр. отд. изд-ва «Сов. писатель», 1967. — С. 82— 87. — (Серия «Библиотека поэта. Основана М. Горьким»)
Ростопчина, Е.П. Посещая московскую Оружейную палату: [стиховорение] / Е.П. Ростопчина // Царицы муз: Русские поэтессы Х1Х — начала ХХ вв.: [сборник] / сост., автор вступ. ст. и коммент. В.В. Ученова. — М.: Современник, 1989. — С. 85 — 86.
Рылеев, К. Борис Годунов. Димитрий Самозванец: [думы] / К. Рылеев // Сочинения / сост. Г.А. Колосовой; вступ. ст. и примеч. А.М. Пескова. — М.: Правда, 1983. — С. 167 — 173.

Толстой, А.К. Ночь перед приступом: [стихотворение] / А.К. Толстой // Собр. соч. в 4— х т. Т. 1 / сост. и общ. ред. И.Г. Ямпольского. — М.: «Правда», 1980. — С. 143 — 146.
Муравьева, И. «Монах и келарь Троицкий Аверкий»: [стихотворение] / И. Муравьева // Поэты Сергиева Посада: ХХ век: антология / сост.: Н.А. Бухарин, И.Ф. Кудрявцев, В.Н. Сосин. — Сергиев Посад: « Весь Сергиев Посад », 1999. — С. 328 — 329. .

Радимов, П. Лавра. Осада Лавры. Крестьянин Суета. Могила Годунова: [стихотворения] / П. Радимов // Поэты Сергиева Посада: ХХ век: антология / сост.: Н.А. Бухарин, И.Ф. Кудрявцев, В.Н. Сосин. — Сергиев Посад, «Все для Вас», 1999. — С. 24— 26.

Информация к размышлению:

Русский историк С.Ф.Платонов писал: «Находясь вблизи столицы и на одной из главных дорог всего государства, блистая великим именем своего основателя, Сергиева обитель была одним из заметнейших мест всей страны». 16-месячная осада Троице - Сергиева монастыря польско-литовскими захватчиками в 1608-1610 гг. стала важнейшим событием Смутного времени. Трудно было русским людям разобраться в кровавой сумятице Смуты. Лишь немногие смогли в ту трагическую пору принять правильное решение. К их числу принадлежат защитники Троице - Сергиева монастыря. Они вписали в историю «русской смуты» одну из самых ярких страниц, указав народу своим подвигом путь к спасению.

Сказание Авраамия Палицына // Хрестоматия по древней русской литературе XI -XVII веков: учеб. пособие / сост. Н.К. Гудзий. - Изд. 6-е, испр. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 323-331.

Сказание Авраамия Палицына // Пламенное слово : проза и поэзия Древней Руси / сост.: В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. – М.: Моск. рабочий, 1978. – С. 138-152.

Сказание Авраамия Палицына / подгот. текста и примеч. Н.Ф. Дробленковой //«Изборник» : сборник произведений литературы Древней Руси /[сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва; вступ. ст. Д.С.Лихачёва]. – М.: Худож. лит., 1969. – С. 487-508. – (Б-ка всемирной литературы. Серия первая. Литература Древнего Востока, Античного мира, Сред. Веков, Возрождения, XVII и XVIII вв. Т. 15).

«Сказание» охватывает существенный отрезок отечественной истории – с 1584 по 1618 год. Произведение это состоит из 77 глав. Центральная часть – о знаменитой осаде Троице -Сергиева монастыря. Само же повествование доведёно до Деулинского перемирия (1618 г.). Заметим кстати, что в заключении сего перемирия сам Авраамий Палицын принимал деятельное участие. Обстоятельное художественно-документальное описание осады. Дано историко-философское объяснение причин «чего ради Троицкий монастырь бысть в осаде», приведены и прокомментированы сведения о вооружении, приёмах защиты и организации вылазок. Рассказ Палицына о стойкости и мужестве защитников монастыря, его внимание к человеческой личности, к подвигам отдельных героев-патриотов, их вкладу в спасение Родины – всё это сделало «Сказание» виднейшим литературным явлением начала XVII века.

Исследователи проанализировали художественные, жанрово-стилевые особенности «Сказания». Колоритен образ самого автобиографического рассказчика-повествователя, в чём-то напоминающего ПИМЕНА из пушкинского «Бориса Годунова»:

Из оперы М. Мусоргского "Борис Годунов"
Текст - А. Пушкин (в редакции М. Мусоргского)


Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих
Свидетелем Господь меня поставил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, -
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною,
Волнуется, как море-окиян.
Давно ль оно неслось событий полно -
Теперь оно спокойно и безмолвно.
Однако близок день, лампада догорает -
Еще одно, последнее сказанье…

* * *

Старшеклассникам (тем более – студентам) сообщаются сведения по ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЮ, БИБЛИОГРАФИИ, РЕФЕРИРОВАНИЮ:

Балдин, В.И. Уничтожение посада. Героическая оборона монастыря-крепости (1608-1610) / В.И. Балдин // Загорск. История города и его планировки. – М.: Стройиздат, 1981. – С. 20-24. – (Памятники зодчества).

Баранов, Ю. Троицкое сидение / Ю. Баранов // Ежедневные новости. Подмосковье. – 2006. – 18 августа (№151). - С. 7. Рассказывается о героизме защитников Троицкой крепости.

Голубинский, Е.Е. Преподобный Сергiй Радонежскiй и создание имъ Троицкой Лавры. Жизнеописанiе Преподобного Сергiя и путеводитель по Лавре / Е.Е. Голубинский; сост. и ст. доп. М.Б. Данилушкиной. – Изд. 3-е, с новыми доп. – СПб, 2007. – С. 355–386. Отдельный раздел книги посвящён осаде монастыря в 1608-1610 гг. Репринтное издание 1909 года.

Горловский, А.С. Подвиг запечатлённый / А.С. Горловский // Вперёд. – 1983. – 20 января (№ 9). – С. 3. Одним из самых ярких свидетельств защиты Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов в период Смуты было «Сказание Авраамия Палицына». Автор статьи воспроизводит те главы, которые помогают воочию представить и саму осаду, и её героев, имена которых не должны уйти в забвение.

Горский, А.В. Осада / А.В. Горский // Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Репр. изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. - С.93-108.

Иловайский, Д.И. Троицкая осада и Скопин-Шуйский / Д.И. Иловайский // Великие российские историки о Смутном времени: [сб.]. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – С. 568-621. – (Историческая библиотека).

История на пепелищах Смутного времени // Впёред. – 2002. – 19 октября (№112). – С. 6. Статья написана к 390-летию со дня изгнания из Москвы польско-литовских интервентов, первый отпор которым дали защитники Троице-Сергиева монастыря, закрывая захватчикам путь на север и в среднее Поволжье.

Карамзин, Н.М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре / Н.М. Карамзин // Записки старого московского жителя: избранная проза / сост., вступ. ст. и примеч. Вл.Б. Муравьева. – М.: Моск. рабочий, 1988. – С. 285-309. Собирая материалы для своего главного труда «История государства Российского», Н.М. Карамзин много путешествовал. Особое его внимание привлекала Троице – Сергиева лавра, её интереснейшее прошлое, чарующее великолепие храмов, башен и стен, богатейшие собрания лаврской библиотеки. Карамзин посетил Лавру, а также сёла Воздвиженское и Деулино в 1803 году. Рассказывая об истории Лавры, её архитектурных памятниках, Карамзин вспоминает и о мужестве «троицких сидельцев», и о патриотических воззваниях к гражданам России, которые привели к созданию народного ополчения и Деулинскому миру.

Карамзин, Н.М. История государства Российского. ХII томов в 4-х кн. Кн. 4. Тома Х-ХII / Н. М. Карамзин; вступ. ст., коммент. к письмам А.Ф. Смирнова; сост., коммент., указатель А.М. Кузнецова. – М.: «РИПОЛ-КЛАССИК», 1998. – С. 375-385. В главе II знаменитого труда несколько страниц посвящено осаде Троице - Сергиева монастыря.

Колыванов, Г. «Не убоимся, братие, врагов Божиих...» / Г. Колыванов // Подмосковный летописец. – 2005. - № 4. – С. 46-57. Данная статья о самоотверженности монахов и защитников обители, их жертвенном служении Отечеству – с оружием в руках и в духе веры Христовой.

Костомаров, Н.И. Осада Троицы / Н.И. Костомаров // Смутное время Московского государства в начале ХVII столетия. 1604-1613. – М.: «Чарли», 1994. – С. 412-42.

* * *

И л л ю с т р а ц и и:

Авраамий Палицын на памятнике «1000-летие России» в Новгороде; цикл живописных полотен, связанных с подвижническо-просветительской деятельностью Авраамия Палицына.

Дополнительные материалы:

Поэт Василий Михайлович Чуфарин и его стихотворение «Минин и Пожарский», 1897 год.
Отрывок из стихотворения «Минин и Пожарский»
Обращение Кузьмы Минина к народу

«Мир православный! – начал он – Страдает Родина Святая, Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская. Иноплеменники гурьбой Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей И нас себе порабощают. Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами, И ставят в храмы лошадей, Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля Враги скопляются толпами; Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками. Царя на русском троне нет, Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед Врагу невольно присягает. Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха Не признает позорный плен И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам Он посылает повеленья: «Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!» Мир православный! Иль у нас Нет чувств и вялы мы сердцами? Восстанем, дорог каждый час! Восстанем, все пойдут за нами! Освободим страну родную, Или за Родину Святую Все до единого умрем!» Велик ты русский наш народ! Когда ты Родину спасешь – Ты богатырь, от всех забот Для ней себя освобождаешь! Ты слаб, пока отвага спит, Но если духом ты проснешься, То бурей в битву понесешься, Тебя никто не победит!»

Из «Истории русской литературы в четырех томах. Том первый. Редакторы тома Д.С. Лихачев, Г.П. Макогоненко. Ленинград. «Наука». 1980.

«Одно из самых популярных в ХУ11 в. И самых обширных сочинений о Смуте, 77-главное «Сказание», вышло из-под пера монаха Авраамия Палицына, келаря Троицко-Сергиева монастыря.

Издание текста и исследование см.: Сказание Авраамия Палицына. Подгот. Текста и коммент. О.А. Державаиной и Е.В. Колосовой. М.-Л., 1955. «СЧказание» состоит из нескольких азновременных слоев, о датировке которых до сих пор идут споры, см.: Солодкин Я.Г. О датировке начальных глав «Истории» Авраамия Палицына. – ТОДРЛ, т. 32. Л., 1977, с. 290-304».

…Авраамий Палицын постоянно подчеркивает, что сам «д е л а е т и с т о р и ю», например в рассказе о том, как ездил в Ипатьтевский монастырь за Михаилом Романовым, как затем встречал его у Троицы и т.д. Авраамий Палицын един в двух лицах: он и хронист, исторический писатель, он и исторический герой».

(стр. 304-305).

Во иночестве – старец Авраамий –

Служа исправно православной церкви,

Владел изрядно книжными словами.

И он пенял неправедно живущим,

И обличал он сильных мира козни.

И отказал писанье в память сущим

Родам, а также тем, что будут после.

М. Муравьёва «Монах и келарь Троицкий Аверкий»

На долю Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, выпало тяжёлое время всеобщей российской Смуты и великое предназначение стать летописцем своей эпохи.

  • Аверкий Иванович Палицын. 1550-1627 //История государства Российского: жизнеописания: ХVII век / авт.-сост.: А.В. Шевцов, С.Н. Синегубов, М.Н. Опалинская; ред. С.Н. Синегубов; Рос. нац. б-ка. – М.: Изд-во «Кн. палата», 1997. – С. 114-123.

Б.Н.М. Авраамий (Палицын Аверкий Иванович) / Б.Н.М. // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Т. 1. А – Алексий Студит. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – С. 170-171.

Глухов, А.Г. «Сказание» Авраамия Палицына /А.Г. Глухов // Мир библиографии. – 2007. - № 3. – С. 71-75.

Лещинский, А.Н. Авраамий Палицын / А.Н. Лещинский // Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней. – Сергиев Посад, Культурно-коммерческая фирма «Тонус»,1993. – С. 35-40.

  • Палагин, Ю. Н. Палицын Авраамий / Ю. Н. Палагин // Писатели и книжники ХIV – ХVIII веков в Сергиевом Посаде. Ч. 1. – Сергиев Посад, 1997. – С. 79-119.
  • Палицын, Авраамий. История в память предыдущим родом, да не забвенна будут / Авраамий Палицын // Жизнь и бытие Сергия Радонежского /сост., послесл. и коммент. В.В.Колесова; подгот. текста В.В. Колесова, Т.П. Рогожниковой. – М.: Сов. Россия, 1991. – С. 110-118.
  • Попов, Г. Уроки смутного времени / Г. Попов // Наука и жизнь. – 2003. - № 8. – С. 30-39.

По мнению автора статьи, Смутное время на Руси началось и год за годом продолжалось, когда не удавалось реализовать выбранный курс. Нужна была новая стратегия. Её нашли идеологи православной церкви, и среди них – Авраамий Палицын. О его вкладе в освобождение Троице-Сергиева монастыря от интервентов можно узнать из предлагаемой статьи.

  • Якутин, Н. «Лишь бы помочь Отечеству» /Н. Якутин, Н. Любова, А. Князев // Экономика и жизнь. – 2007. - № 44. – С. 36.

«По всей же Росии вси православнии христиане моляхуся Богу о сем, прилежно постящеся три дьни … и сперва убо начашя помышляти …[и затем] написавше о избрании царьском великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца койждо своего чину писание, та же приходят в Богоявленской монастырь на подворье Святыя Живоначальныя Троица Сергиева монастыря к келарю старцу Авраамию Палицыну многие дворяне и дети боярские и гости многих розных городов, и атаманы и казаки, и открывают ему совет свой и благое изволение. Принесошя же и писаниа своя о избрании царьском и молят его, да шед возвестит о сем державствующим тогда бояром и воеводам. Старец же о сем возрадовася и много похвалив благий совет их и от радости многих слез исполнився; и вскорe шед, возвещает всему освященному собору, и бояром, и воеводам, и царьскому синьклиту. Они же, слышавше, благодариша Бога о преславном начинании. [приведено с сохранением орфографии и пунктуации по изданию 1909 г.]

* * *

Человек незаурядный, и судьба у него непростая. Иван Федорович Ушаков сказал об этом так: "Жизнь Аверкия-Авраамия Палицына полна взлетов и падений, удалений и приближений, радостей и скорбей". Похоже, память о нем постигла та же участь.

В начале прошлого столетия незадолго до Октябрьской революции проектировалось создание памятника на Красной площади спасителям России. Среди них, отметил Иван Ушаков, был назван и Авраамий Палицын. "Но пока единственным и прочным памятником ему является "Сказание"…

В 2002 году в Коле была открыта памятная доска ее первому воеводе. Несомненно, северяне могут гордиться тем, что на их земле память об Авраамии Палицыне, пусть и в малой мере, но увековечена.

1.0x