Авторский блог Блог Изборского клуба 21:04 25 октября 2017

«Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду…»

круглый стол в Крыму с участием С.Аксёнова, В.Константинова, С.Глазьева, М.Делягина и А.Проханова

Делегация Изборского клуба побывала в Крыму, посетила стройку века — Керченский мост, который возводят наши строители. Состоялись встречи изборян с руководством Республики, прошли открытые заседания клуба с участием общественности.

Сергей АКСЁНОВ, глава Республики Крым.

Уважаемый Александр Андреевич, уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить Изборский клуб за решение посетить Республику Крым, провести здесь заседание. Ваша патриотическая организация пользуется заслуженным авторитетом в стране, ваша деятельность вызывает уважение. Я поддерживаю, Александр Андреевич, вашу позицию, которую вы высказываете в интервью, выступлениях. И та работа Изборского клуба по патриотическому воспитанию, которую он проводит, работа по формированию общественного осознания важности и необходимости для Российского государства собирания земель — эта работа значима. И идеи русского мира, которые вы проповедуете, над которыми работаете, вызывают поддержку и одобрение подавляющей части российских граждан.

Крым сегодня — развивающийся субъект Российской Федерации, и мы благодарны, что вами было принято решение открыть здесь региональное отделение. Уверен, что по целому ряду направлений мы сможем конструктивно работать, и работа будет основана на взаимном уважении, доверии. Изборский клуб собрал опытных политиков, идеологов, людей небезразличных, и я убеждён, что мы сможем организовать деятельность и нашего регионального отделения на высоком уровне. Крымская общественность готова участвовать в дальнейшей совместной работе. Со стороны правительства Республики Крым вам будет оказано полное содействие. Благодарим вас и ещё раз хотим подтвердить нашу настроенность на конструктивную работу.

Александр ПРОХАНОВ.

Крым — это особое место не только для России. У каждого народа есть национальные коды — тот набор таинственных свойств и форм, ради которых Господь создал народ. А если есть коды, которые отличают этот народ от всех других народов и живут в его недрах, то народ существует, несёт свою миссию, своё неповторимое бремя существования в человечестве.

Русский народ имеет глубокие коды. Некоторые коды сформулированы, другие живут очень глубоко и веют своими внутренними тайнами.

После 1991 года пришедшие к власти либералы решили перекодировать русский народ. Гайдар так и говорил: мы должны перекодировать русский народ, сменить его коды, потому что русская история всех предшествующих лет была тупикова, абсурдна, русские вожди были либо палачи, либо дегенераты. Русский народ нерентабелен, он занимался делами, не нужными человечеству, потому нужно стереть, сбить коды, которые говорят русским, что они неповторимы, у них особый путь, они уникальны, — и включить их в другие цивилизации: устоявшиеся, могучие, победительные. И вот в период перестройки и во все девяностые годы сбивали наши русские коды, как угонщики сбивают зубилом номера на моторе автомобиля. Но национальные коды проникают очень глубоко в материи, субстанции и живут там. И порой нужно лишь какое-то дуновение, чтобы эти коды опять вспыхнули, просияли.

Такой вспышкой была Крымская весна. Этот лучезарный, могучий поток света, огонь сжёг всю ржавчину, патину, всю грязь, которая эти коды закрыла. И они проступили во всей своей первозданной красоте. Это изумило нас, русских людей, отвыкших от того, что в наших сердцах сверкают небесные звёзды.

И задача интеллектуалов, ясновидящих, философов — разгадать тайну этой вспышки. Потому что она, однажды воссияв, живёт. Может быть, немного замутнилась, на неё надвинулась тень наших сегодняшних невзгод, но это огромный ресурс, он дороже углеводородов, мощнее любого оружия. Этот ресурс нам дан. Кем? Нашей историей, Господом, или он дан самим Крымом, сам Крым извлёк из своих глубин и недр эту потрясающую вспышку?

Что это за коды нашей русской жизни, которые проступили в том числе и в результате крымской вспышки? Русский народ имеет несколько поклонений, несколько вероисповеданий. Четыре я бы выделил. Первое исповедание — это православие, наша религия, наш божественный дар, который мы получили от небес.

Второй дар — наша природа, в которой мы создавались, она нас родила среди холмов, степей, "среди зелёных волн, лобзающих Тавриду…", Чёрного русского моря. Третий дар — наша словесность, русский язык. Русский язык — тоже тайна, которая словно спущена с небес. В русском языке наш народ из неведомого набирает такие представления о себе самом, которые делают нас русскими. Мы в той степени русские, в какой владеем русским языком. Это русский язык сделал нас непобедимыми, наивными, верящими, трудолюбивыми, бесстрашными, иногда слишком апатичными к злу, а в какой-то момент, когда это зло преступает все пределы, мы становимся героями. Это русский язык сделал нас народом-хлебопашцем и народом-меченосцем.

И четвёртое вероисповедание — государство. Для русского человека государственная идея — это религия, он к государству относится религиозно. Государство в России всегда очень жёсткое, иногда жестокое по отношению к своим подданным. Но человек терпит всё от своего государства. Он прощает ему многое, потому что в глубине души понимает, что государство для нас, для огромной страны между трёх океанов, является единственным способом, посредством которого русские люди реализуют своё историческое творчество, реализуют своё пребывание в истории, пребывание в русском времени. Государство — это способ существования под русским небом и уверенность, что мы не пропадём, что в час беды мы опять соберёмся в нашу артель, в наши батальоны и построим идеальное общество. Русское государство несёт задачу построить небывалое бытие, небывалое царство, небывалые отношения между людьми, о чём мечтали русские государственники от самых древних времён.

И Крым все эти четыре верования исповедует. Во-первых, Крым — это место, откуда полыхнуло православие в русский мир: он был создан в тот момент, когда князь Владимир своими стопами ступил в купель. Мгновенно образовался русский мир, состоящий из земной, реальной России и небесной, не подверженной тлению. Эта небесная русская бесконечность спасает нас в самых страшных, тёмных земных реалиях. Одни народы уходят из русского мира, другие приходят, территории наши сжимаются почти до ноля, а потом опять капает какая-то божественная капля, и мы вновь превращаемся в могучую державу, могучую империю. И Херсонес — не только достояние Крыма, а достояние России, всего русского мира.

А русская природа? В чём тайна Айвазовского, в музее которого мы побывали? Он написал океан, который был на земле, когда ещё не было суши. Он восхищён и пленён пучиной мира. Когда Господь создал планету и залил её водой — этим зелёно-голубым рассолом — его лик отражался в водах. И всё, что я видел на картинах Айвазовского, — это как божественный лик отражается в мировых водах. Крым даёт русским людям ощущение бесконечной мировой стихии.

А русская словесность! Коктебель. Там каждый камень говорит языком Грина, Волошина, Чехова, не счесть русских и советских писателей, которые свили себе гнездо в Коктебеле или приезжали писать свои великие творения!

И государство. В Крымской земле лежат кости великих безымянных государственников. Тысячи и тысячи лежащих в Мамаевом кургане, Сапун-горе, в керченских каменоломнях — это мощи. Крым — огромный мощевик. Всё здесь наполнено русскими костями. Пройдись по этим холмам, припади к этим землям, целуй эти мощи — и ты наполнишься святостью и благодатью.

Черноморский флот — это господство и контроль на Чёрном море. Выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное. Мы можем ставить в Средиземном море свои эскадры и прикрываем чудовищную дыру в нашей обороне, которая образовалась после 1991 года. Крым — это государство, это идея служения государству.

И с вашей помощью мы, изборяне, могли бы сформулировать уникальную для всей России идеологию Крыма — крымскую мечту. Мечту, в которой крымчане хотят видеть своё будущее, а через это будущее и Россия видит своё будущее. Мы были на строительстве Крымского моста. Это мост в русское грядущее, в русскую мечту, в Царствие Небесное, которое начинается там, где кончается Россия. Это пафосные слова. Но о святом нельзя говорить непафосно.

Владимир КОНСТАНТИНОВ, председатель Государственного совета Республики Крым.

Уважаемые друзья! Приветствую всех на территории Республики Крым. Мы говорим о Крымском мосте, о русской мечте, и это задевает за живое каждого крымчанина. Это наша жизнь — моя, Сергея Валерьевича Аксёнова, людей, которые стояли у истоков проведения референдума, каждого, кто принимал решение о его проведении, содействовал этому. Этот очень непростой выбор, иногда даже драматичный, касался каждого человека. Некоторые семьи даже распались в результате, поскольку порой линия раскола прошла прямо по семье. И то, что случилось, — божий промысел, очень короткая вспышка, которая редко бывает в истории. Нам посчастливилось быть участниками этих эпохальных событий.

Крымский мост для крымчанина — это соединение со своей родиной. Мечта о воссоединении жила в нас много-много лет. Порой это было неосознанно, и люди могли быть носителями этой мечты, даже не осознавая. Несмотря на двадцать пять лет жёсткой агитации со стороны Украины, пропаганды, внедрения западных стандартов, люди в подавляющем большинстве не изменили своим принципам, идеалам. Это удивительно в современном мире потребления, где всё быстро меняется, в мире, где нравственные ценности, кажется, не имеют значения, где запущен бесконечный цикл потребления. Но люди во время нашего референдума ни одного экономического условия не поставили, и лишь одно было требование: хотим на родину. Больше ничего не хотим!

Крымчане немало претерпели. Несправедливое решение о ликвидации республиканского статуса Крыма. Потом передача Хрущёвым Крыма Украине без согласия на то жителей. А ведь Крым — один из регионов Советского Союза, по которому война прокатилась особенно беспощадно. Сколько крови пролито! 260 тысяч мирных жителей было уничтожено, целые семьи, рода исчезли в той мясорубке, на территории нашего полуострова — более миллиона погибших солдат, здесь немцами было устроено сто концентрационных лагерей. Вспоминаю разговоры, которые слышал, когда был мальчишкой, особенно среди фронтовиков: почему, по какому праву Хрущёв передавал Крым… Даже в рамках одной страны то решение не воспринималось однозначно.

А потом — развал Союза, вселенская драма, которую мы с вами пережили: мы потеряли великую страну. И у русского человека возник комплекс неполноценности, потому что людей унижали. Мы испытывали это унижение в составе Украины, где оказались совершенно случайно! Ведь мы последовательно и чётко показывали, чего хотим. На памятном референдуме мы голосовали за восстановление Советского Союза. Потом эти данные попросту исчезли. А референдум, который проходил в Советском Союзе с привлечением западных наблюдателей? И прошло заседание Верховного Совета СССР, на котором были утверждены итоги референдума. То есть всё было юридически оформлено. И мы уже были страной, которая должна была стать полноценным участником подписания союзного договора, и ещё в 1992 году мы могли стать субъектом РФ, для этого были все нормативно-правовые предпосылки. Но воли политической в той правящей элите не было, и Россия не вступилась за Крым. Мы были брошены, оказались в составе Украины. А ведь страны "Украина" в бюллетене на референдуме не было.

Украинская элита того периода боялась Крым, и всё украинское руководство приезжало в наш парламент, уговаривали нас: мы вам дадим максимальные полномочия… Но Украина не выдержала испытание Крымом. Потому что Крым — это, как сказал президент Владимир Путин, сакральное место для всего русского мира. Это святость, и она требует особого отношения. А новые украинские элиты совершенно не понимали, что к сакральному Крыму нужно относиться особенным образом. Даже не понимали экономических возможностей Крыма, который мог стать площадкой развития Украины, а не площадкой, с которой начался отсчёт её фактической деградации.

Крымчане постоянно на себе чувствовали давление государства, унижение. Шла тотальная украинизация. Я даже перестал ходить в кинотеатры, потому что просто не понимал, что происходит. Дети не понимали, какие исторические события происходили, потому что исчезли нормальные учебники. И всё шло к захвату последнего бастиона.

Крымчане чувствовали себя притесняемыми, но терпеливо ко всему относились. Внутри всё вынашивалось. А ведь комплекс национального меньшинства для русского мира не свойственен. К тому же ты должен за что-то оправдываться. Но и это испытание крымчане выдержали с честью. В том числе благодаря той части граждан, которые явились активом крымского референдума. Очень важно, что здравое зерно, сила Крыма оказалась сохранена и фактически стала основным двигателем референдума.

Для меня последней каплей было то, что я увидел нацистов, идущих по городу-герою с немецкими автоматами. Я понял, что происходит трагедия, но люди это не воспринимают как трагедию: сидят в кафе, мирно беседуют. Я понял, что близится вселенская драма, но её не видят. Мы проигрывали, подпускали врагов всё ближе к своим границам, отдавая без боя один город за другим. Ждать было больше нельзя. И мы не стали ждать.

Крымский мост — это большое событие для нас, знак. Мы разворачиваемся. У меня большая личная радость: уже второй внук родился в России. Мои внуки будут знать свою родину — Россию. Крымский мост — начало большого интеграционного процесса. Россия должна узнать Крым, крымчане должны узнать Россию, свою родную мать. Со всеми противоречиями — это наша мать. Когда приезжаешь из армии домой и встречаешь свою мать, знаешь, что она твоя, какая есть, никакой другой тебе не надо. Так мы должны воспринимать родину.

Иногда журналисты задают вопрос: а вы довольны, что вернулись? Как будто мы возвращались на родину для того, чтобы получить удовольствие. Это естественный процесс, в нём нет ничего искусственного, технологичного, это естественное сближение. Нами двигало совершенно эмоциональное чувство.

Я рад участвовать в дискуссиях Изборского клуба. Знаю, здесь все люди — мои единомышленники.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента РФ, академик РАН.

С Крымским мостом мы связываем будущее, развитие нашей страны: мост неразрывно соединит Крым с материком. Я уверен, что и сухопутный мост скоро заработает, мы и Новороссию освободим от нацистов. Не будем наших братьев оставлять под оккупантами. Наша общая задача — сеять разумное, доброе, вечное и бороться со злом, которое принесено американцами на Украину и превратило эту территорию в оккупированную зону сплошного зла, насилия, произвола.

Я хотел в своём выступлении пофантазировать, как могло бы строиться развитие Крыма и в социально-экономической части, с опорой на наши традиционные духовные ценности с учётом современных институтов функционирования и развития экономики. Может быть, что-то из сказанного мной покажется фантастическим, но я уверен, что при желании наш человек осилит любой сложности дорогу, мы сумеем воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет современная эпоха.

Не только в России, но и во всём мире происходят сразу две большие революции. Это технологическая революция, связанная с переходом к новому технологическому укладу, и институциональная революция, вызванная переходом к новому мирохозяйственному укладу, к новой системе институтов, обеспечивающих организацию работы мировой экономики. Хотелось бы, опираясь на прогрессивный мировой опыт и наше понимание закономерностей современного экономического развития, разработать для Крыма такую концепцию развития, которая сочетала бы самое передовое, новое и современное и с точки зрения технологии, и с точки зрения институтов, механизмов управления, способов организации производства.

Новый технологический уклад — это комплекс взаимосвязанных технологий, технологически сопряжённых производств, который сегодня растёт, в среднем, темпом 35% в год, по разным направлениям от 20% до 80% ежегодного прироста продукции в ядре нового технологического уклада. Ядром этого бурно растущего уклада являются, прежде всего, нанотехнологии, биоинженерные технологии, информационно-коммуникационные и аддитивные технологии. С учётом уникальных особенностей Крыма эти технологические вызовы ему вполне посильны. (Не случайно символом уходящего технологического уклада, успеха является Кремниевая долина в Калифорнии, где климатические условия похожи на Крым).

Нужно учесть, что важнейшей частью требований к производству нового технологического уклада является чистота, буквально стерильность. Если мы сумеем провести оздоровление окружающей среды, обеспечить высокие экологические стандарты в Крыму, это станет серьёзным конкурентным преимуществом. Новые ядра технологического развития создаются сегодня не в мегаполисах. Они создаются в чистых, комфортных, удобных для проживания местах, где люди могут творить, работать, реализовывать свои способности в хороших условиях. Крым — уникальное место, и его огромное преимущество в том, что самой большой отраслью нового технологического уклада становится здравоохранение. На долю его будет приходиться около 20% использования валового продукта. А Крым был всесоюзной здравницей, сейчас — всероссийская здравница. Наращивание этого конкурентного преимущества с помощью современных технологий — важнейшее направление развития.

Второй по масштабу отраслью экономики становится образование. В совокупности отрасли, которые обеспечивают воспроизводство человеческого капитала, — здравоохранение, образование, культура, наука — будут занимать более половины использования валового продукта. Для всех этих сфер деятельности в Крыму прекрасные возможности. Но требуются инвестиции в инфраструктуру, которые должны дать основу для того, чтобы люди могли комфортно выстраивать свою жизнь, развивать предприятия, опираясь на возможности нового технологического уклада.

А для крымской энергетики новый технологический уклад означает, прежде всего, гелиевую энергетику, которая сегодня, благодаря достижениям в сфере нанотехнологий, по стоимости удельной мощности генерации электроэнергии становится дешевле тепловой. Это магистральное направление, которое с учётом объективных проблем с энергообеспечением должно дать существенный толчок в экономическом развитии.

Так же, как и использование эффекта сверхпроводимости. К сожалению, упущены серьёзные возможности: когда строили электромост с материка в Крым, использовали импортные кабели, а можно было провести наши сверхпроводниковые кабели. Наша промышленность способна делать лучшие в мире сверхпроводниковые ленты, и мы бы тогда одновременно решали проблему энергообеспечения и дали мощный толчок развитию новых передовых технологий. Очень важно, чтобы, когда такие крупномасштабные инфраструктурные проекты планируются, изначально закладывались самые передовые технические решение.

Наряду с технологической идёт институциональная революция — переход к новой социально-экономической формации. Речь о переходе передовых стран к новой системе институтов, обеспечивающих организацию производства и развитие экономики, с опорой на те достижения, которые мы отрабатывали в течение предыдущего мирохозяйственного уклада, что развивался в соревновании двух крупных империй: советской и западной. Это был уклад крупных организаций, мощных иерархических структур. Сегодня он олицетворён американоцентричной либеральной глобализацией, которая основывается на воспроизводстве крупных транснациональных корпораций. В основном американских, также европейских и японских. Этот хозяйственный уклад уходит в прошлое. Попытки у нас в 90-е годы сесть в этот поезд предпринимались без понимания того, что это уходящий поезд, который сегодня уже зашёл в тупик, несмотря на лихорадочные попытки спасти способность этого уклада к развитию.

Этот мирохозяйственный уклад пробуксовывает, и мир находится в состоянии перехода к интегральному мирохозяйственному укладу, который в Советском Союзе мог бы прорасти. У нас была теория конвергенции, теория смешанной экономики, но она так и осталась в академических кабинетах. А вот Китай реализовал этот мирохозяйственный уклад в полном объёме, вобрав в себя все те достижения, которые были характерны и для Советского Союза с системой планирования и созданием фиатных денег, работающих на развитие производства. Китай создал сложную конвергентную экономику, в которой гармонично развивается, тридцать лет лидирует в мире по темпам экономического роста, и уже сегодня американцы экономическую конкуренцию проиграли: Китай производит материально больше, больше продаёт высокотехнологической продукции. Вслед за Китаем по этому пути идут страны Индокитая, Африки, Индия. Везде, где этот мирохозяйственный уклад реализуется, мы видим взрыв в экономическом развитии.

Смысл этой новой системы институтов заключается в гармонизации разных начал, которые у нас оказались несовместимыми. Это централизованное индикативное планирование, с одной стороны, — рыночная самоорганизация, с другой — это частное предпринимательство с опорой на государственную инфраструктуру, государственные финансы, государственные институты развития. И роль государства в этой системе отношений заключается не в том, чтобы командовать всеми, и не в том, чтобы обеспечивать крупному бизнесу сверхприбыли любой ценой, а в гармонизации интересов. Государство, как модератор, собирает разные социальные группы, формирует единую социально-экономическую политику, в которой механизм государственного регулирования заставляет бизнес работать в интересах общественного благосостояния.

Как в Крыму этот мирохозяйственный уклад может быть реализован? В Крыму сейчас бум планирования: принимаются генеральные планы, разрабатываются стратегии развития. Очень важно, чтобы в эту ткань планирования изначально вписывались интересы всех участников процесса хозяйственной деятельности, и важно, чтобы эти планы подкреплялись механизмами частного государственного партнёрства. Очень важна правовая среда и строгое соблюдение обязательств. Ведь новый мирохозяйственный уклад — это прежде всего правовая экономика. Мы привыкли говорить "правовое государство". Но правового государства, как мы сегодня убедились, нет ни в Европе, ни в Америке, и в Советском Союзе, в сущности, не было. Это административная система, где право было служанкой административных командных методов управления.

В новом мирохозяйственном укладе важно обеспечивать взаимное соблюдение обязательств, прежде всего в инвестиционной деятельности. Если инвестиционные контракты подписываются, если инвестиционные конкурсы выигрываются — они должны соблюдаться. Очень важно доверие, оно является основой новой системы отношений: доверие между бизнесом, государством, между государством и людьми, между разными участниками экономического процесса. Именно инвестиционная деятельность — совместные усилия государства, бизнеса и людей по наращиванию инвестиций — лежит в основе китайского экономического чуда.

Но самый главный и самый пикантный вопрос: где взять деньги на эти цели? Крым оторван от нашей банковской системы. Но не лиха беда, потому что российская банковская система сегодня не работает вообще как банковская система. "Благодаря" деятельности Центрального банка у нас полностью заблокирован трансмиссионный механизм банковской системы. И банки, включая государственные, занимаются чем угодно, только не кредитованием инвестиций. Доля кредитов в производственные инвестиции во всей российской банковской системе составляет всего 5%. Если мы возьмём средний разрез по предприятиям, доля банковских кредитов у предприятия, финансирование инвестиций составляет не более 7%. То есть наши банки откачивают деньги из производственной сферы в спекуляции и дальше, значительная часть уходит за границу. Крым оторван от нашей государственной банковской системы. Тут работают, конечно, банки, в том числе созданные при помощи государства, но крупнейшие банковские институты в Крым так и не зашли. С одной стороны, это плохо, но с другой стороны, какой регион ни возьмите, кроме Москвы, если посмотрите баланс работы банков, то увидите, что для большинства регионов он отрицательный. То есть банки собирают деньги у населения в большей степени, чем вкладывают обратно в развитие региона. Куда деньги деваются? Самый больший насос — это Московская биржа, там объём операций вырос пятикратно за эти годы. То есть они высасывают деньги из реального сектора спекуляциями.

И возникла идея: сделать Крым передовым регионом в освоении цифровых технологий. Цифровые технологии в денежном обращении позволяют сегодня создавать платёжные средства для автономных хозяйственных систем, которые бы работали через системы так называемых криптоденег (это деньги, создаваемые с использованием цифровых технологий, контроль за которыми можно обеспечить, они прозрачны). Их целевое использование можно гарантировать. Через механизмы блокчейна обеспечивается взаимный контроль за движением этих денег. Поскольку есть позиция президента страны Владимира Путина насчёт развития цифровых технологий, но в то же время есть отставание нашего регулятора в регулировании этой сферы, можно было бы, с учётом искусственной изоляции Крыма от банковской системы, добиться, чтобы именно в Крыму мы попытались отработать механизмы цифровых технологий в денежном обращении, что обеспечило бы насыщение крымской экономики платёжными средствами, дало возможности для привлечения новых инструментов финансирования, в том числе инвестиций. И эти технологии действуют без банков, это означает, что желающие инвестировать в Крым могут это делать, не боясь санкций, потому что банки о них не сообщат никому, в том числе для зарубежных инвесторов это весьма важно.

Хочу отметить, что российские традиционные духовные ценности очень хорошо вписываются в новый мирохозяйственный уклад. И солидарность, и коллективизм, и первенство духовного перед материальным, и желание сплочённо работать для достижения высоких целей — всё это может быть легко реализовано в рамках институтов нового мирохозяйственного уклада, дать большой экономический эффект. И Крым мог бы стать образцом для страны.

Сакральный центр — это не только памятники истории и культуры. Сакральный центр — это, прежде всего, источник духовной энергии. Этот источник духовной энергии должен вливаться в духовные мехи. Мы должны, опираясь на нашу многовековую духовную сокровищницу, хранительницу наших традиций в Крыму в виде и архитектуры, и географии, и исторических памятников, и музеев, попытаться в условиях революционных перемен, происходящих в мире, найти свою траекторию успешного развития. В этом я бы видел смысл деятельности крымского отделения Изборского клуба.

Ирина КИВИКО, министр финансов Республики Крым.

Я начну с известных слов Тютчева, потому что вижу в них сакральный смысл России: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить". В этой фразе заключён особый путь русского развития. Тютчев был дипломатом, бывал во многих европейских странах и понимал, что развитие России идёт по особым законам, которые не доступны логике европейца. Почему? Потому что русские, наверное, больше всего отдаются воле божией. На протяжении веков складывался уникальный национальный характер. И русскость — это состояние души, когда каждый русский выбирает между добром и злом и всегда выбирает добро. Главная особенность русского человека — поступать по велению сердца. И мы, крымчане, в 2014 году, когда проходил референдум, именно по велению сердца поступили.

Слова "в Россию можно только верить" — очень глубоки. Вера в Россию подтверждена всей нашей историей, всеми войнами, которые были. Порой люди могли идти невооружёнными на танки и побеждали! Главное спасение русского народа — это безграничная вера в свою родину, в отечество и в Бога. Я думаю, что русская национальная идея живёт в душах всех россиян, и крещение Руси, которое было у нас в Крыму, — это духовная пуповина, которая соединила Россию с прародиной. Спустя 234 года после присоединения Крыма к России русская культура настолько укоренилась на крымской земле, включив её в свой генетический код, что началась пространственная самоорганизация. Подтверждением чему и является русская самобытность Крыма. И Крымский мост станет усилителем русской мечты, он укрепит духовность России всей своей исторической и культурной мощью.

Михаил ДЕЛЯГИН, академик Российской Академии естественных наук.

Позвольте мне обратить ваше внимание на то, что Крымский мост, которым мы так гордимся, с высокой степенью вероятности окажется первой очередью значительно более крупного проекта, причём вынужденно. Дело в том, что наш восточный сосед Китай ждёт конфликта с США. Причём открытого конфликта в Южно-Китайском море в 2020 году (через 3 года) и удара в спину от исламистов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе как части этого большого конфликта. Это то, к чему они реально готовятся, на что ориентирована значительная часть их государственной политики.

Если это произойдёт, морские коммуникации будут под ударом, американский рынок для Китая будет потерян, значительная часть имеющихся сухопутных путей, по крайней мере, на время, будет разорвана, а значимость рынка Европы для них качественно возрастёт. Тогда возникнет тема, что ни один сухопутный путь в Европу не может быть надёжным, потому что, если он будет однозначным, если он не будет вариативным, может быть организован государственный переворот в той или иной небольшой стране, особенно в Восточной Европе, и этот путь будет закрыт. И тогда Крым объективно станет центром дистрибуции китайских товаров для всей южной, восточной и центральной Европы. То есть транспортные пути, которые будут обеспечивать интересы нескольких миллионов человек, окажутся призванными обеспечивать интересы четверти миллиарда человек. И их придётся быстро и масштабно наращивать. Эта реальность перед нами стоит, потому что три года — это практически завтра. К этой задаче надо готовиться, хотя масштаб её пугает. Особенно на фоне тех задач, которые перед нами стоят и которые решаются слабо, а иногда даже и не ставятся.

Год назад Павел Дуров (программист, один из создателей социальной сети ВКонтакте) поставил вопрос о свободной интеллектуальной зоне, о том, что, поскольку Крым выведен из международного права, которое носит репрессивный характер, этим надо пользоваться, и можно объявить уже сегодня Крым территорией, где не действуют патенты, признаётся недействительной патентная защита стран, которые ввели против России санкции. Это будет означать, что здесь можно заниматься свободным развитием программного обеспечения, свободным развитием обычных технологий, и без всяких инвестиций Крым превратится достаточно быстро в нашу Кремниевую долину, потому что он и так уже выведен из международного права.

Виталий АВЕРЬЯНОВ, доктор философских наук.

Русская мечта — очень важная позиция, её далеко не все до конца понимают. Речь идёт о ключевом свойстве человеческого духа, потому что именно из мечты рождается вся человеческая культура, всё творчески-ценное. Из этой, казалось бы, пустоты, которую создаёт в себе человек в досуге, во сне, может быть в каких-то пограничных состояниях, происходит всё самое важное, что потом человек дарит своим окружающим, своему народу и миру.

Сам феномен "русской весны" стал воплощением национальной мечты, которая томилась в недрах русского сознания в течение десятилетий. Ведь как создавался Изборский клуб, по какому принципу? Это было собирание мыслителей, общественных деятелей и учёных, которые в течение десятилетий вопреки всем обстоятельствам ковали, создавали внутри России новую идеологическую платформу — уже не советскую, но восстанавливающую связи времён. В оптике большинства членов Изборского клуба должен был наступить этот момент. Я бы не стал называть это реваншем, я бы назвал это началом восстановления справедливости или устранения вопиющей исторической несправедливости, когда было искусственно разорвано наше геостратегическое пространство, а вместе с ним разделён русский народ. Вера в то, что несмотря на все потрясения мы вернёмся в своё русло, является главной для Изборского клуба. Эту веру можно назвать волевой мечтой.

Подобная волевая мечта была явлена в песне "Заветный камень" с её удивительным сакральным подтекстом, которая была написана в 1943 году, когда Крым находился ещё в руках фашистов, и смысл которой сбылся в течение года, в ходе героического освобождения Крыма и Севастополя. Русский мир — это пульсар, который, даже когда сжимается, не смиряется с тем, что произошло. Наши поражения и отступления — это всегда сжатия перед новым наступлением, новой победой и новой славой.

Александр ПРОХАНОВ.

Дорогие друзья, я горжусь тем, что Крым принял нас. Что мы будем здесь работать, привлечём к нашим деяниям крымских философов, духовидцев, интеллектуалов, священников, политиков. И мы хотим, чтобы наше крымское деяние помогало и правительству Крыма, лидеру Крыма, чтобы мы были все по-братски друг другу полезны.

1.0x