Авторский блог Василий Шахов 23:00 22 февраля 2018

Сражались за Родину

Сражались за Родину. Опыт дистанционной просветительской монографии.

Василий Ш а х о в,

военный журналист

СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

«Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное, наиболее полное завещание - книгу. Поэтому любите книгу, храните её выше всякого другого достояния. Учитесь у старших преданности книге, знанию…»

Л. М. Л е о н о в

Как открывает новую планету

Среди небесной бездны астроном,

Так открывать приходится поэту

Весь этот мир. Ведь ни о чём ином -

Об этом, что ни миг, то в новом мире

Ведёт он нескончаемый рассказ,

И горизонты делаются шире

От этого у каждого из нас.

Л е о н и д М а р т ы н о в

Во фронтовой печати на Волховском и Карельском фронтах работал Павел Шубин ( 1914 - 1951 ).Сын мастерового из села Чернавы Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Измалковского района Липецкой области), выпускник Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, выпустил первый сборник стихотворений «Ветер в лицо» в 1937 году.

Особый неповторимый слог. Психологическая «самовитость». Звучат-пульсируют эти чарующе-звучные, берущие в духовный полон чуткие к прекрасному души, просветляющие и одухотворяющие строки-образы о родной земле («Приснившаяся вновь, Суровая и нежная, Как первая любовь»):

Какая судьба мою душу взяла

И с этой землёй побратала -

Забытых ли праотцев прах и зола,

Иль воля, достойная крыльев орла,

Весенний разлив краснотала. ……………………………………..

Я лягу мостом на дороге твоей,

Убью и умру для живого.

Здесь вся моя жизнь, и не надобно ей

Ни доли, ни счастья иного!

«Седую былинную Русь» Павел Шубин открыл для себя в степной деревне, бывшей некогда древним русским градом-крепостью.

Философско-психологическая новелла «Санная дорога до Чернавска», написанная 23 декабря 1941 года. Экспозиция стихотворного повествования(«Вьётся, Вьётся снежная пыльца; Свист саней от самого Ельца, Ветер - у лица. И - даль. И пляска Тонкого поддужного кольца… А в снегах - без края, без конца - Древняя, дремучая побаска, Всё звенит, всё бредит детской лаской, Лепетом младенца-бубенца; Да зари вечерней опояска Где-то там, у отчего крыльца». Дата создания произведения ( конец декабря трагического 1941-го года) проясняет многие мотивации этого лирического шедевра. Автобиографический герой повествователь, участник грозных событий, мысленно устремляется к родному Чернавску(«Дальнозоркой памятью увижу За сто вёрст отсюда на закат Низкую соломенную крышу, Вровень с ней - сугробы, а повыше - Дым над черепичною трубою: Башенкой белёсо-голубою В небо он уходит, языкат…». Образ родителя («У отца на это свой загад: Дым высокий - будет день хороший, Утро ляжет лёгкою порошей… Он коня выводит на раскат, К проруби на речке, к водопою. Ловит воду, заступив в ушат, Конь стоялый бархатной губою»). Сквозь вихревое, болевое, кроваво-непоправимое вот этих самых мгновений декабря 41-го года - памятные реалии домашнего быта, семейного уюта, деревенского бытия («Дома - Шкуры волчьи на распялках, Веники сухого чебреца, Кадка взвару, Мёду полкорца, Печь вполхаты, в петухах и галках Цвета молодого огурца - Мудрое художество отца… Ночь. Зелёный месяц на прогалках Стёкол, в рамах, тяжелей свинца. Тёплая, дремотная ленца, Отсвет лампы на дубовых балках». Вокруг - смертельная круговерть войны. В редкие минуты отдыха вновь нахлынут воспоминания о близком-далёком(«А селом - гармоника с Донца, Песни, песни - ничего не жалко! Кони - в лентах, сани - в бубенцах, Девушки в пуховых полушалках, - Встреться, И не вспомнишь об иных! Только Звёздный свет в глазах у них, Только губы - запах пьяных вишен… И навеки станет сердцу слышен Лёгкий бег кошевок расписных…»).

Итожат лирико-психологическую новеллу «Санная дорога до Чернавска» весомые, чеканные, философско ёмкие строки поэтического обобщения:

Родина! В подробностях простых

Для меня открылась ты однажды,

И тебе я внял кровинкой каждой

И навек запомнил, словно стих.

Ещё одно стихотворение 1941 года - «Я должен вернуться».Первые же строфы - сгусток трагедийно-болевого («Мы первого сна не успели ещё досмотреть, И в свадебном кубке искусанных губ не мочили, Когда пошатнулся наш дом, как рудничная клеть, И молнии врезались в камень, и нас разлучили. И понял я вечность в ту ночь, когда мёртвый сосед, Лицо запрокинувший в звёздное небо России, Молчаньем своим указал мне твой призрачный след От взорванных звонниц и стен Новгородской Софии»). Напряженный ритм. Сплав горестной исповедальности и печально-светлой надежды («Ты вёсны любила, а я не сберёг их, прости! Калёная вьюга нас встретила сразу за дверью, Цветами железными выстланы наши пути, Но я ещё крепче в живую любовь твою верю!»). Метафорическая антитеза: «железные цветы» - «живая любовь». Жестокость кровавой сиюминутности - и нежная ласковость воспоминаний («Как в лунные ночи черёмух настой серебрист, Как реки степные на плёсах ленивы и плавны!»). Извечное чудо прекрасного, гармония природы и человека, нарушенные и поруганные нашествием ворога («И ты ей сейчас по тревожному сердцу сестра, Ведь нам только грезились тайные дальние дали, В купальскую ночь мы не жгли колдовского костра, Над светлой рекой на заветных венках не гадали…»).

Автобиографический герой-повествователь обострённо чувствует былинно-отческую красоту, глубинно-родниковую силу прекрасного, со жгучей очевидностью осознавая смертельную опасность навязанного лютым недругом противоборства добра и зла, определяя своё место в боевом строю соотечественников:

И столько на свете цветёт заповедных долин,

И столько у зорь красоты, не увиденной нами,

Что снова и снова, со смертью один на один,

Я, трижды убитый, тянусь к её горлу руками.

Я должен услышать последний клокочущий всхлип

И вольное небо увидеть далече-далече,

И в бархатных мальвах,

и в белом кипении лип

Твой облик единственный, взгляд твой,

летящий навстречу.

Стихотворение «В секрете» (1942). Затаились в снегу - не слышны, не видны - в романовских дублёных полушубках солдаты:

В снегу лежат бойцы.

Они ещё своё недолюбили.

Но - родина, одна она, одна!

Волнистые поляны и луна,

Леса, седые от морозной пыли,

Где волчий след метелью занесён…

Берёзки - словно девочки босые -

Стоят в снегу. Как сиротлив их сон!

На сотни вёрст кругом горит Россия.

Трагедийна его «Верность» ( с пометой о месте и дате написания - «разъезд № 9 под ст. Небольчи. 11 декабря 1942 г.». Фашистский танк. Злобный прищур смотровой щели. Смертоносный огонь. Боец в окопчике - с гранатой в руке («И чёрный крест над пушкой тупорылой Как будто реял в воздухе пустом, Чтоб над его окопчиком-могилой Означиться кладбищенским крестом»). Многотонная масса горячего металла, начиненного погибелью, и - хрупкое человеческое существо, притаившееся в ожидании на опушке («Был зелен лес»). Солдат-соотечественник(«Но он стоял, упрямо сдвинув брови, Не чувствуя ни страха, ни тоски, И лишь толчки тяжелой, жаркой крови Далёким звоном полнили виски»).

Автор «Верности» предельно экономен в использовании изобразительно-выразительных средств. Психологическая «диалектика» подвига… Лишь «где-то смутно-смутно, на мгновенье» мелькнул родной городок, «окошко в сад, закрытое сиренью»:

…И он всем телом ринулся в бросок.

И, падая средь пламени и гула,

И чувствуя, как душит дурнота,

Успел заметить, как в дыму мелькнула

Броня с куском разбитого креста…

Финальные строфы «Верности» как бы «расширяют» временное и природно- бытийное пространство,открывают новые грани и перспективы с у д ь б ы ч е л о в е к а:

Прошли недели.

И дожди прошли.

И камыши пожухли на затоне.

И первые морозы обожгли

Кленовых листьев алые ладони.

Он просыпался. Он не замечал

Сестру, врача, иодоформа запах…

На грудь ему взбирался, грохоча,

Крестовый зверь на гусеничных лапах.

И он в десятый,

В сотый раз вставал,

Во тьме, в бреду - своей присяге верен,

Был сух в гранате яростный запал,

И летний день всё также был безмерен.

Река текла,

Прозрачная до дна…

…И набухала наволочка кровью.

Он слушал сон палаты. А война

Ещё гремела тут, у изголовья.

В чём тайна настоящего искусства? В чём секрет искромётно-примечательной детали? В чём загадка того или иного художественного приёма? В анафоре-единоначатии, в удачном сравнении, в риторическом вопросе или восклицании? В глубинном подтексте, лирической архитектонике? Пожалуй, нет необходимости (кроме учебных «штудий») искать ответ на эти вопросы, когда речь идёт о шедевре, о совершеннейшем жанре.

Несомненно, в золотой фонд отечественной лирико-философской классики войдут шубинские «Полмига» ( помета о месте и дате создания - «Юго-восточнее Мги. 3 августа 1943 г.»):

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её,

Врезать, как надо,

В четвырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

…Прожить бы мне эти полмига,

А там и сто лет проживу!

Под стихотворением «Моя песенка» - помета: «М. Вишера. 3 декабря 1943 г.». На первый взгляд - незамысловатая фольклорно-сказовая стилизация: плывут гуси-лебеди, в «тополином тихом трепете» - соловьи («За избёшкой в два оконышка, Не помня ни о чём, Возле пёнышка Алёнушка Смеялась над ручьём; И в её ладони смуглые Слетала бы с куста Удивлённая и круглая От радости звезда»). Но какой-то (ведомый лишь настоящему Мастеру-чародею) «магический кристалл» поэзии преобразует простенький сюжет в нечто гораздо более крупное, весомое, эпически и психологически глубокое(«Только песня есть красивее. Придумана не мной, И зовут её Россиею, - Родимой стороной»). Повествование выливается в образно-мудрое размышление о родном очаге и нравственно-эстетических святынях, о «малой» и «большой» родине («…за долами, за рощами, На все края - одна, Деревушка на Орловщине, Избушка в два окна. И за росами-берёзами, Одна на все края, Длиннокосая, курносая, Лукавая моя»). Тема «войны и мира», «мира и войны» наполняется особым смыслом(«Мне на Волхове без месяца Ночами не темно - Над рекой Окою светится Желанное окно. За боями, за фугасами - От сердца не далёк Тот немеркнущий, тот ласковый Волшебный огонёк, Тот, ведущий невидимкою Бойца среди свинца Шелковинкою-бровинкою Любимого лица…»). Логичен, психологически мотивирован

итоговый вывод «Моей песенки»:

Всё, что пройдено, не пройдено, -

Тобой озарено,

Милая навеки Родина, -

Далёкое окно!

П е с е н н о с т ь - одно из жанровых свойств шубинской лирики. Вошла в военно-поэтическую классику его знаменитая «Волховская застольная»:

Редко, друзья, нам встречаться приходится,

Но уж когда довелось,

Вспомним, что было, и выпьем, как водится,

Как на Руси повелось!

Выпьем за тех, кто неделями долгими

В мёрзлых лежал блиндажах,

Бился на Ладоге, дрался на Волхове,

Не отступал ни на шаг.

Этой песне суждено было стать поистине н а р о д н о й. Редко какое дружеское общение обходилось без грустно-величественного, пафосно-памятного, исповедального:

Выпьем за тех, кто командовал ротами,

Кто умирал на снегу,

Кто в Ленинград пробирался болотами,

Горло ломая врагу.

Будут навеки в преданьях прославлены

Под пулемётной пургой

Наши штыки на высотах Синявина,

Наши полки подо Мгой.

И в послевоенные годы шубинская песня редко обходила стороной любое застолье, любую встречу:

Пусть вместе с нами семья ленинградская

Рядом сидит у стола.

Вспомним, как русская сила солдатская

Немца за Тихвин гнала!

Встанем и чокнемся кружками стоя мы -

Братство друзей боевых,

Выпьем за мужество павших героями,

Выпьем за встречу живых!

…В памятной книге «Липчане - Великой Победе» есть раздел, посвященный БОРИСУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ К О Т О В У (1909 - 1943), уроженцу села Пахотный Угол Усманского района, павшему в рукопашном бою на огневом Днепровском плацдарме.

Особенности его довоенной лирики можно представить себе по его трогательно пафосной «Звезде на эстакаде»:

Осенними суровыми ночами,

Неколебима, жгуча и горда,

Горит непобедимыми лучами

Высокая и тёплая звезда.

Сквозь тучи, проносимые ветрами,

Проходит красный несравнимый свет

Над шахтою, над городом, над нами

До самых дальних и боьших планет.

Мы мчались штреком, мы трудились в лавах,

Тяжелые водили поезда,

Чтоб вестником победы, счастья, славы

Над эстакадой вспыхнула звезда.

И, нашей радостью всегда согрета,

Размножась сотнями больших огней,

Вошла бы в песни и в стихи поэтов

Величием простых и честных дней…

«Величие простых и честных дней» находилось под угрозой… «Когда нагрянет враг» - тревожное раздумье-предупреждение поэта-усманца («Ползёт лиловый вечер, Уж запад догорел. С косматой крышей ветер воюет на дворе. Скрипят, звенят осины, Гроза - как дальний бой. Суровые картины Встают передо мной…»). Проекция в неумолимо-суровое будущее («…Землянка давит спину, И звонок пули взлёт. За жидкою осиной Стрекочет пулемёт. Ночь сыплет жгучим градом,

Ночь сыплет в нас свинцом, А смерть тяжёлым взглядом Уставилась в лицо. И вспышками винтовок Весь мир кругом цветёт. И вдруг рванулось слово: «Вперёд!»). В чём-то начинающий лирик декларативен, романтически наивен, но стихотворные строки подкупают своей искренностью, убеждённостью, которые будут вскоре подтверждены самой жизнью выходца из села Пахотный Угол под Усманью:

Теперь всё в прошлом это:

Ночь, залпы и шрапнель,

Простреленная шапка,

Солдатская шинель.

Теперь иные звуки…

Но, коль нагрянет враг,

Возьму винтовку в руки

И выровняю шаг!

Конец тридцатых годов… События в Испании, которым Б.Котов посвятил стихотворение «За победу!». Фашистское беснование под Мадридом. «Гнев суровый затаив», сражается солдат-интернационалист. Энергичные строки обращения к борцу за свободу и независимость, за правое дело(«Чтоб среди глухих пожарищ Победить в большом бою, Я хочу сейчас, товарищ, Крепко руку сжать твою»).

Борис Котов был освобождён от воинской обязанности по состоянию здоровья. Но он ушёл добровольцем на Великую Отечественную… И его перо, и его штык сражались за Родину…

Котовская «Могила лётчика» («Здесь волнующие ели… В росах буйные кусты, Настороженный пропеллер Над могилою застыл»). Мятежно-патриотическое мечтанье лирического героя-повествователя(«…Мне бы крылья! С грозной силой Рвать туман и облака…»).

В Липецке с его незаурядной авиационной судьбой котовская «Могила лётчика» звучит с особой убедительностью(«Над суровою могилой Грусть нежданно коротка. Грусть срывается в бессилье, Гаснет искрой на ветру, Тает в громе эскадрильи, Проходящей поутру. О могиле в буйных травах, Где спокойный человек, Сохранится только слава, Укреплённая навек»).

…На липецко-елецкой, липецко-орловской, липецко-воронежской земле воевал талантливый лирик ЯКОВ ХЕЛЕМСКИЙ, из военных стихотворений которого можно составить своеобразный «л и п е ц к и й» цикл стихотворений.

Поэт-фронтовик запечатлел, философско-эстетически запечатлел происходившее в те суровые годы:

В погожий день на берегу бугристом

Случится вдруг минута тишины.

Не прозвучит ни очередь, ни выстрел,

Земля и небо звуков лишены.

Проходит осень по увядшим травам,

По скату обожженной высоты,

И обнимает лес и переправу,

Воронки, пни и ржавые кусты.

Зарывшись в землю, наблюдает взвод,

Как бабье лето медленно плывёт, -

Чуть видные серебряные нити,

И где-то в ослепительном зените

Жужжит неразличимый самолёт.

А желтизна в листве, как будто проседь,

И речка всё недвижней и ясней.

И если камень в эту воду бросить,

Едва ль круги покажутся на ней.

На собственное отраженье глядя,

Деревья всеми красками горят…

Но с близким визгом падает снаряд,

И дрожь проходит по студеной глади.

Верхушки кленов начисто обрив,

Гремит разрыв. За ним ещё разрыв.

Бушует эхо, по опушке грянув,

И срок заветной тишины истёк.

И сгустком крови, трепетный, багряный,

На бруствер тихо падает листок.

И лейтенант, готовый к битве новой,

Друзьям шепнул: «Умри - не отходи…»

Он прячет лист запекшийся кленовый,

Как маленькое знамя на груди.

Они сражались за Родину…

1.0x