Сообщество «Экономика» 00:00 20 апреля 2021

Спугнуть инвесторов

США недовольны доходностью российских гособлигаций

В середине апреля 2021 года США ввели санкции против госдолга России. Американским компаниям теперь запрещено напрямую приобретать российские долговые ценные бумаги. На начало года иностранцы держали около 23% рублевых облигаций России.

Санкции не случайно введены именно сейчас. Буквально за несколько дней до этого были опубликованы данные об исполнении федеральных бюджетов США и России за I квартал. Эти данные красноречиво говорят о росте вероятности полноценного бюджетного кризиса в США на фоне очередного рекорда по бюджетному дефициту. Тогда как Россия единственная из стран "Большой двадцатки" свела федеральный бюджет с небольшим профицитом, не нуждаясь в наращивании государственного долга. В этих условиях завуалировать и отсрочить бюджетный кризис в США можно только пиаром псевдоуспехов стимулирующего плана Байдена и нагнетанием негатива в отношении России.

Федеральный бюджет России в I квартале был исполнен по доходам на 5,3 трлн руб. и по расходам на 5,1 трлн руб., то есть с профицитом 4%. Этот профицит сложился благодаря восстановившимся мировым ценам на нефть (хотя объёмы экспорта нефти и газа из-за локдауна и рецессии в Западной Европе немного снизились) и традиционному торможению в начале года расходов на госзакупки и госинвестиции.

В США Бюджетный офис Конгресса даже убрал из своего мартовского отчёта традиционную ранее колонку за последний месяц, дав цифры за два квартала (бюджетный год в США начинается 1 октября). За половину бюджетного года доходы составили 1703 млрд долл., расходы — 3408 млрд долл., дефицит — 1705 млрд долл., т.е. за счёт эмиссии денег и гособлигаций был профинансирован каждый второй доллар расходов. Цифры только за март легко получаются сравнением отчётов за февраль и март, показывая беспрецедентный бюджетный дефицит на каждые 7 из 10 долларов расходов. В марте 2021 года доходы составили 269 млрд долл., расходы — 926 млрд долл., дефицит — 657 млрд долл., вдвое больше дефицита марта прошлого года.

Госдолг США на конец марта достиг 28,1 трлн долл. (на 4,4 трлн больше долга годичной давности) и 127% ВВП. Прирост госдолга временно притормаживался в январе-феврале, на которые обычно приходится пик расчётов по налогам за прошлый год. Однако в марте прирост госдолга ускорился, достигнув 400 млрд долл., с ожиданием ещё большего ускорения в следующие месяцы. Основаниями увеличения госдолга являются утвержденная годичная программа стимулов на 1,9 трлн долл. и анонсированная вторая десятилетняя программа на 2,3 трлн долл., плюсом к обычному структурному дефициту в 1,5 трлн долл.

Цифра отношения госдолга к ВВП в 127% выглядит абстрактной и всем изрядно надоевшей по типу известной притчи “волки-волки”. Но инвесторам обычно говорят о первичном бюджетном дефиците, который не учитывает выплат по государственным облигациям. Более наглядным является соотношение потребности в новых выпусках облигаций к бюджетным доходам за год. США необходимо каждый год погашать 5,5 трлн долл. ранее выпущенных гособлигаций (точнее, убеждать инвесторов на повторные вложения) плюс финансировать структурный и кризисный (ковидный) дефициты на 4,4 трлн долл. на текущий год. То есть при плановых доходах бюджета на текущий год в 3,8 трлн долл., США необходимо ещё выпустить облигаций на 10 трлн долл., т.е. в соотношении 1:3.

Для сравнения, государственный долг России после внушительного роста в ковидном 2020 году на 4,6 трлн руб. остановился на отметке 18% ВВП и практически прекратил рост в I квартале. То есть на фоне гигантских бюджетных дефицитов и огромных долгов США и других крупных стран Россия реально остается тихой гаванью.

Любой здравомыслящий инвестор пугается американских бюджетных перекосов. Статистики США утверждают, что ВВП I квартала восстановился до доковидного уровня годичной давности в реальном выражении и превзошёл доковидный уровень в номинальном инфлированном выражении. В прежние годы это означало сворачивание бюджетных стимулов и нормализацию бюджетного дефицита, но вместо нормализации март показал скачок бюджетного дефицита.

В теории американские гособлигации считаются безрисковыми и являются основой резервов других стран, которые могут достать деньги из этих облигаций во время кризиса и поддержать свои экономики. Однако в кризисном 2020 году выдач крупных сумм из американских гособлигаций иностранным инвесторам почти не было. Так, согласно данным Минфина США, общая сумма вложений иностранцев в американские гособлигации за 2020 год выросла с 6,8 до 7,1 трлн долл. Из 20 крупнейших стран-кредиторов США, обеспечивающих 85% всех иностранных вложений, только 7 стран немного сократили эти вложения суммарно на 155 млрд долл., при этом вложения других крупнейших инвесторов выросли.

В XX веке США дважды проходили через выборочные дефолты: в 1933 и в 1971 годах. При первом дефолте доллар разово девальвировал к золоту с 20 до 33 долларов за унцию, с системным запретом обычным инвесторам официально держать золото. После закрытия Никсоном “золотого окна” в 1971 году, золото к 1979 году подорожало с 33 до 630 долларов за унцию. Для тех дефолтов была характерна не только девальвация доллара к золоту, но и негласные ограничения выдач золота до официального объявления дефолта. Такие ограничения стали проявляться в переговорах с крупнейшими инвесторами еще в 1929 и 1968 годах, а в 1933 и 1971 годах они лишь стали очевидными и были признаны официально.

США важно не допустить перетока инвесторов из американского госдолга в российский, вернее, сделать этот переток точечным, для нужных инвесторов. Так, российский госдолг теперь запрещено покупать именно американским инвесторам и только в ходе первичного размещения облигаций. Минфин США отдельно оговорил, что ограничений на покупку российских облигаций на вторичном рынке, то есть у других инвесторов, нет (быть может, пока нет). Следя за выполнением санкций, Минфин США часто выдаёт индивидуальные исключения и очень избирательно преследует за нарушение санкций буквально единичные организации. Это характерно не только для санкций против России, но и для других многочисленных американских санкций. Значит и сейчас, по аналогии с ранее принятыми санкциями, будут исключения.

России же наращивание государственного долга ради спасения отдельных американских инвесторов ни к чему, как ни к чему и свои вложения в американские гособлигации. Хорошие цены на нефть вполне позволяют не только обходиться без наращивания долга в рамках принятого бюджета, но и позволяют разумно увеличить расходы для стимулирования нашей экономики. Санкции против российского госдолга дают России моральное право симметричного запрета на вложения в американские активы, возможно, и не только в государственные. Как бы то ни было, антироссийский пиар и санкции со стороны США будут усиливаться по мере дальнейшего роста американского госдолга и выхода этой проблемы из скрытой фазы в открытую.

1.0x