Проблема моногородов сегодня стоит на слуху. Многие занимаются спасением моногородов. Некоторые на этом неплохо зарабатывают, представляя, под получение грантов, различные инвестиционные планы по переобучению рабочих, инженеров и ученых моногородов в торговцев в ларьках. Непонятно только: куда уж больше? Пройдите по улицам любого нашего моногорода и у вас создастся впечатление, что все население этого моногорода стало работать в ларьках и палатках, заполонивших улицы. В моногородах проводятся, в основном, косметические мероприятия пиарного плана, не решающие глубинные проблемы моногородов, а только для успокоения публики, встревоженной неладами в моногородах. Не способно пока, надо прямо сказать, сегодняшнее руководство страны решать никакие проблемы России, в том числе и проблемы моногородов.
Моногорода существуют и будут существовать во всем мире в течение всей истории человечества. Какая , скажем, была бы Россия, да и была бы, если бы не было в ней, например, Златоуста? Моногорода создавались и в России и в СССР как необходимый элемент экономики страны. В СССР это было связано с планами комплексного развития страны. В Пикалево, например, существовало производство высокочистого алюминия, которого больше не было нигде в мире и которое обеспечивало по этой позиции развитие электроники. В Северодвинске, например, строились ракетные атомные подводные лодки типа "Акула", каждой из которых было под силу уничтожить любого вероятного противника. И этот элемент остается необходимым и сегодня. И этого никто не отрицает. Просто в стране не существует планов комплексного развития на годы и десятилетия, в которых бы моногорода, если бы эти планы существовали, стали бы, несомненно, вновь необходимейшим звеном.
Правда, сегодня Минрегионов и Президент РФ требуют создания таких долгосрочных планов от моногородов. Но как может администрация на местах составлять долгосрочные планы, без учета планирования на федеральном уровне? Мы не говорим здесь об обобществлении или национализации предприятий. Любое частное или государственное предприятие в любой развитой стране в мире борется за участие в государственных программах, потому что это участие, как правило, обеспечивает процветание предприятия. Поэтому, ради спасения моногородов, ради спасения и развития страны, мы должны поставить перед федеральным руководством требование о создании таких программ развития страны в целом.
Но способно ли наше сегодняшнее управление государства создавать какие-либо, даже самые ближайшие, планы? Не способно. Потому что любой план сегодня должен начинаться с финансирования. По одежке надо протягивать ножки. А финансирование начинается с выпуска денег. А выпуск денег сегодня не принадлежит управлению государства. В стране, в нарушение статей Конституции РФ 71 и 75, законодательно (законом 86-ФЗ) не регулируется выпуск безналичных денег. Безналичные деньги у нас незаконно выпускаются ворьем, фглонистами,частными банкирами. А Центробанк РФ выпускает только наличные деньги, чтобы, выпускаемые частными банками безналичные деньги, могли обналичиваться. Именно поэтому управление государства не имеет отношения к выпускаемым деньгам, не имеет отношения к наращиванию финансирования в стране и не может планировать развитие страны. То есть, чтобы решить вопрос с планированием в стране, надо прежде наладить выпуск денег только государством и полное, открытое и законное (бюджетное) прохождение выпускаемых денег.
Но моногорода сегодня сносятся под корень не только из-за отсутствия планов развития страны и, соответственно, отсутствия в этих планах места для моногородов. В принципе, нет таких планов и места в них и для России в целом. И никто не рвет из-за этого, почему-то, на себе волосы? Определяющим здесь, для судьбы моногородов, является распространенное мнение, что моногорода являются «болевой точкой» российской экономики. Считается, что моногорода нерентабельны и убыточны, висят тяжким бременем на федеральном и местных бюджетах. Нет от них прибыли в бюджетах, одни убытки. Но не могут же все предприятия, дающие 40% ВВП в стране, стать в одночасье убыточными. Это, скорее, не вина предприятий, а системная погрешность, нарушение в системе подсчета прибыльности. И здесь мы вправе задать вопрос: а кто и когда подсчитывал у нас в стране прибыль? И есть ли у нас вообще понятие о прибыли? Как может получаться, что вся страна работает без прибыли? Не является ли упрек в неприбыльности градообразующих предприятий моногородов заведомо голословным и лживым? Не уничтожаются ли моногорода и вся Россия по причине заведомо искаженных представлений руководства страны о формировании прибыли в стране? И ответ на эти вопросы получается положительным. Моногорода сегодня лишены возможности получения прибыли, из-за ущербной для страны финансовой политики, намеренно или не намеренно, это другой вопрос, проводимой руководством страны.
Если в стране имеется в начале года Д денег, а в конце года появилось Д1 денег, то общая прибыль в стране составит Д1 - Д. То есть прибыль Д1 -Д в стране в целом и у каждого предприятия появляется только тогда, когда управлением государства будут выпущены деньги на разность Д1 - Д и доведены до всех предприятий и каждого. Но эти деньги государством и не выпускаются и не доводятся не только до предприятий, но и даже практически не проходят в федеральный бюджет. Хотя существуют формулы выпуска денег на ВВП, например, формула Фишера, кембриджское уравнение. Более того, страна имеет достаточно толковую Конституцию по части выпуска денег, но Конституция РФ не поддержана нормальным законодательством о выпуске денег. Выпуск безналичных денег в России не регламентируется законом?! А ведь выпуск денег на ВВП означает выпуск денег и на работу градообразующих предприятий моногородов. И учет этих выпускаемых денег в рентабельности градообразующих предприятий, значительно поднял бы эту рентабельность, создал бы в стране возможность работы предприятий с прибылью. А такого учета нет. То есть, прежде чем говорить о нерентабельности и бесприбыльности любых отечественных предприятий, в том числе и градообразующих предприятий моногородов, необходимо привести в порядок денежное обращение в стране, наладить государственный выпуск всех денег в стране, в том числе и безналичных или, как их еще называют, электронных денег, и наладить полную, открытую и законную (бюджетную) проводку выпускаемых денег к предприятиям на местах. Раньше деньги выпускались на золотой запас. Теперь деньги выпускаются на ВВП, создаваемый общим трудом населения страны, в том числе и работой предприятий. Конечно же, моногорода, производя 40% ВВП, имеют право на 40% выпускаемых денег в стране. В 2017 году это может составить, без учета инфляции, порядка 32 триллионов рублей. Станут эти деньги проходить в моногорода, они будут и спасены и расцветут.
Просто погибельная для нас беда здесь, в отсутствии понимания сути современной прибыли управлением государства.
Тяжелейшей проблемой для градообразующих предприятий моногородов являются их непроизводственные фонды, обеспечивающие, с одной стороны, необходимую инфраструктуру для нормальной жизни жителей моногородов, а, с другой стороны, тянущие градообразующие предприятия в пропасть банкротства, подрывающие их рентабельность.
Появление столь больших непроизводственных фондов в моногородах, связано, в основном, с так называемыми специальными накладными расходами, вводимыми в конце семидесятых годов прошлого столетия избирательно для некоторых предприятий в СССР, а в моногородах поголовно. Эти специальные накладные расходы в строительстве могли составлять до 98,8% от стоимости построенного. Построил дом и на счета стройтреста начислялось еще 98,8% от стоимости дома. То есть на стоимость добавляемого можно было построить еще такой же дом. В промышленности такие накладные расходы могли составлять до 350%. Построило в Северодвинске Северное машиностроительное предприятие атомную подводную лодку и на счет предприятия начислялась стоимость еще трех с половиной атомных подводных лодок. К этим специальным накладным расходам прилагалась Инструкция, как и на что можно было тратить эти деньги. Сколько на строительства жилья, сколько на спорт, сколько на среднее или высшее образование, сколько на развитие предприятия и т. д. Но, на деле, на эти деньги строили только жилье, детские садики, дома отдыха и т. п. Какой-либо контроль за использованием этих денег отсутствовал. Общественный контроль отсутствовал напрочь. Люди, как правило, ничего не знали об этих деньгах. Именно эти бесконтрольно вливаемые в денежное обращение деньги, поступавшие тогда на предприятия через эти специальные накладные расходы, опустошили магазинные полки в СССР в начале восьмидесятых годов. Другим последствием внедрения этих специальных накладных расходов стали раздутые, неподъемные для предприятий, непроизводственные фонды.
Вот, например, как описывал один из директоров предприятия в ракетно-космической отрасли, являющегося градообразующим предприятием моногорода, состояние с непроизводственными фондами на своем предприятии.
"Я 13 лет руководил предприятием с численностью 22 тысячи человек, имевшем на своем балансе 114 (в пересчете на сто квартирные) жилых дома, 15 детских садиков, три подсобных хозяйства, техникум, профтехучилище, цех строительства хозспособом, клуб Космонавтики, пионерский лагерь и две базы отдыха (суммарно на 1300 мест), профилакторий, три столовые и поликлинику на территории завода, фирменный магазин товаров народного потребления, подшефные школы, три кафедры ВУЗов и т.д. Кроме того, я вел ежегодное строительство 2 - 3 сто квартирных жилых домов с сопутствующей им инфраструктурой".
Описывая все это, директор хвалился созданием при предприятии мощнейших непроизводственных фондов, не понимая, что ни о какой рентабельности предприятия и речи здесь идти не может. И понятно отсюда, почему мы сорвали наше первенство по высадке человека на Луну, почти ушли из освоения космоса. Ведь этот директор, который являлся директором крупнейшего предприятия, занимавшегося именно проблемами космоса, занимался, как видите, не освоением космоса, а созданием и управлением непроизводственными фондами при своем предприятии.
И ведь до сих пор это положение с непроизводственными фондами и накладными расходами сохранилось на многих предприятиях. Более того, сегодня, из-за малого финансирования, чтобы спасти непроизводственные фонды, предприятия вынуждены поднимать эти накладные расходы до тысячи уже и более процентов. Часто, даже срывая государственные программы, направляя деньги, поступающие по государственным программам, на содержание жилья и прочего. И эти директора настоящие герои. Они знают, что их, как минимум, снимут с должности за самоуправство, за невыполнение программ, но они спасут и свой моногород и свое предприятие. А будут живы люди и если придут к управлению государством соображающие и болеющие за страну деятели, будут выполнены и государственные программы.
Именно здесь находится самая острая сегодня проблема моногородов, не решив которую нельзя перейти к решению других проблем. Пойдут, допустим, выпускаемые деньги в моногорода, но они тут же уйдут на содержание непроизводственных фондов, а продукция градообразующих предприятий, как была, так и останется нерентабельной, потому что в ее стоимости не будут учтены выпускаемые деньги. И эту проблему надо срочно решать. А простого решения здесь пока не видно. Есть, например, опыт передачи жилья на баланс города в Норильске. Но этот пример не годится для многих других моногородов, в которых, вслед за передаваемым жильем городу, в бюджет города не поступают такие большие денежные отчисления от предприятия, как в Норильске. Конечно, надо, чтобы спасти главное в моногородах, градообразующие предприятия, дающие жизнь там всему, дающие жизнь, во многом, России, идти и по этому пути. Но это не может быть окончательным решением, потому что непроизводственные фонды все равно останутся неподъемным бременем и для бюджетов моногородов. Тем более, что эти непроизводственные фонды сейчас требуют больших денег для их восстановления и развития. Изношенность коммуникаций в ЖКХ, например, просто катастрофична.
Выход здесь остается один, передача жилья и прочей непроизводственной инфраструктуры, принадлежащей градообразующим предприятиям моногородов, на балансы администрации городов или в личную и частную собственность жителей моногородов, при условии резкого и последовательного наращивания неинфляционных денежных доходов жителей моногородов, позволяющему, в любом случае, жителям моногородов принимать участие в создании и содержании необходимой инфраструктуры своими собственными средствами. А есть ли у нас, в России, понимание, как это, наращивание денежных доходов населения страны, делается и как это надо делать? И здесь мы вынуждены сделать вывод, что нет такого понимания, как и в случае с прибылью. Потому что наращивание денежных доходов населения страны, как раз и является наращиванием прибыли населения страны. Интересное дело! Все политики в стране хором обещают народу повысить его денежные доходы, то есть повысить зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. И ни один политик, на самом деле, не знает, как это делается, не знает, что повышение денежных доходов населения страны напрямую связано с выпуском денег.
Денежные доходы всех и каждого в стране увеличиваются только тогда, когда государство выпускает деньги на общий труд населения страны и доводит эти деньги до всех и каждого. То есть рост наших денежных доходов, всех и каждого, аксиоматически связан с выпуском денег. А этих выпускаемых денег у нас и нет, как бы, как уже говорилось выше. Хотя только официальная рублевая денежная масса М2 увеличилась в России с 1991 года в 40 000 раз, удваиваясь, примерно, ежегодно. Но нет у нас ежегодного удвоения денежных доходов всех и каждого. Официально выпущенных новых рублей почти нет в бюджете РФ, они не проходят к населению страны. Они прямиком проходят к ворью (к фглонистам), разворовывающему эти выпускаемые деньги прямо в их выпуске, незаконным и антиконституционным выпуском безналичных банковских денег.
То есть и самая острая проблема моногородов, проблема непроизводственных фондов, как и все остальные основные проблемы моногородов, может быть решена только разрешением проблемы с выпуском денег в стране, налаживанием выпуска денег только государством и полным, открытым и законным (бюджетным) направлением выпускаемых денег к населению страны, в том числе и к градообразующим предприятиям моногородов, в том числе и к населению моногородов.
ВЫПУСКАЕМЫЕ ДЕНЬГИ - В БЮДЖЕТ!