Сообщество «"Факультет"» 13:32 28 февраля 2017

Сознание, бытие определяющее!

«Всё своё ношу с собой!»

Да, именно так, а не наоборот! Именно сознание определяет бытие! Как бы мы того ни хотели, как бы ни пытались в угоду нашим стремлениям приспособить свои взгляды и убеждения, равно как и сам жизненный опыт, под являющуюся нам действительность и её, увы, ложную направленность (об этом будет сказано отдельно), но дело обстоит так, что первично именно сознание – от него и приходится плясать!

По здравому рассуждению: и бытие оказывает некоторое формирующее воздействие на сознание каждого из нас, и, наоборот, каждый из нас, имея сознание определённой направленности влияет на непосредственное бытие. Но, если исходить из марксистского перевёртыша, то следует признать пассивность сознания, его лишь впитывающую второстепенность, а не созидающее главенство над всем и вся! Ибо и камень придорожный, будучи составляющим элементом бытия, способен повлиять на него, в какой-то степени определить его (сознания) структуру! И как же тогда насчёт субъективности каждого из нас? Откуда она-то возьмётся? Ни дать, ни взять, мы в таком случае – лишь объекты, рабы действительности!

По рассуждению глубокому: не зря сказано в Библии: «В доме Отца Моего обителей много»! Выбирай любую! Но выберется и станет возможной именно та, что соответствует уровню и направленности твоего сознания! «Каждой сестре – да по серьгам»! то бишь – по заслугам, по развитости сознания! Фёдором Сологубом написаны замечательные строки, которые можно было бы с полным основанием приписать философу Шопенгауэру:

Воззвав к первоначальной силе,

Я бросил вызов небесам,

Но мне светила возвестили,

Что я природу создал сам…

Лишь вдумайтесь – «природу создал сам»! Вот в этих-то словах и содержится вся суть поднятого вопроса о первичности сознания (по большому-то счёту подсознания, но не будем уж слишком будоражить глубины!), которое в силу этого и является жизни-устроителем и созидателем личного и опять же общественного бытия! Сказать по правде, как было замечено чуть выше, и наличествующие личное и общественное бытие в свою очередь накладывают (куда же без этого!) свой отпечаток на сознание, откуда и явилось то изнаночное марксистское определение. Но они имеют не определяющее влияние, а как одни из великого множества векторов в векторной сумме! И поскольку Карл Маркс был не самым глубоким философом человеческого муравейника, то простим ему такое заблуждение и постараемся выяснить: каким образом оно могло возникнуть?

Конечно, жизненный опыт каждого из нас вроде бы очевидно говорит, что такие вещи, как среда (бытие), как хорошее (или наоборот) окружение, как хорошее (или наоборот) воспитание и иные факторы накладывают на каждого свой отпечаток. И тот же жизненный опыт формирует убеждение в том, что, в какой обстановке с детства находится человек, таким он и вырастает. Ошибка здесь заключается в том, что детское развитие a priori принимается «с чистого листа», не субъективного, а опять же, как уже было замечено выше, объективного пошиба, что ребёнок является в этот мир с нулевым духовным потенциалом (см. ниже P.S.) и лишь нарабатывает его по мере своего взросления. Но, увы, это совершенно не так! За каждым воплотившимся, словно хвост у кометы, тянется свой шлейф из предыдущих его воплощений! Вот этот «хвост» и способствует тому, что в одной семье братья вырастают совершенно разными людьми, порой, с диаметрально противоположными человеческими качествами! Вот этот-то самый «хвост» и выстраивает бытие конкретного воплотившегося! Ибо воплотился он именно в том бытии, какое определило ему направленность его сознания1, и детское становление (взросление) его является не только и не столько укреплением его духовно-физиологических параметров, сколько процессом приспособления (притирки) к относительно новым, но таким привычным ему обстоятельствам и условиям! У Николая Лосского есть этому подтверждение: «Каждый ребёнок приходит в этот мир с вполне сформированным характером и поведенческими наклонностями»!

Всякий из нас, в особенности, если он производственник, знает, что для того, чтобы нечто выстроить, нечто создать необходимо сначала задумку этого «нечто» изобразить в планах, чертежах, проектах, т.е. изобразить на бумаге, а уж потом претворять это в жизнь! Но кто же рискнёт утверждать, что в бытийственной жизни, которая неизмеримо более объёмнее и важнее жизни производственной, это обстоит иначе? Таким образом, несомненен тот факт, что человек, да и любое существо вообще!, вначале долго и кропотливо выстраивает (если хотите – вгоняет в гены на метафизическом уровне) «планировку» своего предстоящего бытия, и только потом, использует эти «чертежи», воплощая его! Если вы думаете, что мысли, мечтания и вот то самое чаще неосознанное планирование, которое даже на бумагу не наносится, слишком уж ненадёжно, слишком хлипкая-де это субстанция, то вы ошибаетесь, ибо нет ничего прочнее такого материала! То, что запечатлелось в духе каждого из нас (и его материальном эквиваленте – генах), то не может быть истребимо ничем! В.В. Розанов писал: «Нежная-то идея и переживает железные идеи. Порвутся рельсы. Поломаются машины. А что человеку "плачется" – это никогда не порвётся не истощится. Верьте, люди, в нежные идеи. Бросьте железо: оно паутина. Истинное железо – слёзы, вздохи и тоска. Истинное, что никогда не разрушится…». Вот вам и хлипкая субстанция!

Одним словом, каждым мысленным или актуальным шагом своей жизни мы закладываем фундамент в здание уже той жизни, в которой нам предстоит вскоре жить. Эти шаги как кирпичики в этом здании, от их качества, в конечном счёте, зависит и качество будущего нашего бытия, которое, как вы уже поняли, определяется нашим сознанием!..

Каковы преимущества такого взгляда на жизнь, когда всемогущее бытие свергнуто со своего пьедестала, когда личным сознанием каждого выстраивается прочное, хотя и без единого гвоздя (имеющего обыкновение поддаваться коррозии), здание этого бытия? Они есть. Это, прежде всего, то, что подобный взгляд позволяет быть своего рода созерцателем, позволяет несколько дистанцироваться от «тягучей гущи быта», не придавать всей этой являющейся камарильи «вещей в себе» слишком уж серьёзного, а тем более, определяющего веса и значения! Знать, что всё – в тебе, всё твоё богатство внутри (в сознании!), всегда помнить слова Спасителя о том, что «Царствие Небесное внутри вас»! И в этом смысле слова древнегреческого философа: «Всё своё ношу с собой!» имеют буквальное и непреходящее значение!

P.S. Вчитайтесь только в следующие проницательные строки А. Шопенгауэра: «…невозможно, чтобы миллионы самых различных живых существ, которые всякое мгновение в бесконечном разнообразии вступают в жизнь, наполненные силой и стремительностью, невозможно, чтобы они до акта своего рождения были ничем…

Если, руководствуясь этими соображениями, мы обратимся к самим себе и к человеческому роду и устремим свои взоры вперед, в отдаленное будущее; если мы попытаемся вообразить себе грядущее поколение в чуждой оболочке их обычаев и одежд и вдруг спросим себя: откуда же придут все эти существа, где они теперь, где то обильное лоно чреватое мирами, которое пока еще скрывает их в себе, эти грядущие поколения? То на такие вопросы не последует ли из улыбающихся уст ответ: "Где эти существа? Да где же иначе, как не там, где только и было и всегда будет реальное – в настоящем и его содержании! Иными словами, в тебе, ослепленный вопрошатель? В этом неведении собственного существа ты подобен листу на дереве, который осенью, увядая и опадая, сетует на свою гибель и не хочет искать утешения в надежде на свежую зелень, которая весною оденет дерево! Нет, он ропщет и вопиет: "Это буду уже не я! Это будут совсем другие листья!" О, глупый лист! Куда же ты думаешь уйти? И откуда могут появиться другие листья? Где то ничто, оскала которого ты боишься? Познай же твое собственное существо: ведь это именно оно столь исполнено жажды бытия! Познай его во внутренней, таинственной, зиждительной силе дерева, которая, будучи едина и тожественна во всех поколениях листьев, никогда не бывает доступна возникновению и гибели". (А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Т 2, Гл. XLI)…

___________________________________________________

1Именно, скажем, сознание курицы (а не родители, не вульгарно понимаемые гены, не прочие факторы!), помещает её в куриное бытие, сознание же человека предопределяет ему бытие человеческое (со множеством нюансов, характерных направленности сознания именно этого конкретного индивидуума!). Два эти столь разные бытия именно в силу несопоставимых уровней их сознаний являются совершенно несовместимыми и разнокачественными, хотя, как видим, порой и пересекающимися в пространственно-временном смысле! И, таким образом, эволюция всего материально существующего состоит в развитии сознания (духа), что в свою очередь влечёт за собою трансформацию плоти! Отсюда столь невероятное разнообразие классов, родов, видов живых существ!

1.0x