Авторский блог Антон Александров 09:23 22 января 2019

Советские комедии, которые вовсе не комедии

Если спросить - какие известные комедии 50-х годов на самом деле являются "мотивационными", то в первую очередь вспоминают про "Иван Бровкин на целине". Однако мы рассмотрим еще более тонко законспирированные фильмы, которые сегодня без знания контекста тех времен, в принципе, не дешифруются.
20

Если спросить - какие известные комедии 50-х годов на самом деле являются "мотивационными", то в первую очередь вспоминают про "Иван Бровкин на целине". Однако мы рассмотрим еще более тонко законспирированные фильмы, которые сегодня без знания контекста тех времен, в принципе, не дешифруются.

Итак, февраль 1957 года. Пленум ЦК КПСС выносит постановление о создании Совнархозов, что предполагает создание новой структуры управления промышленностью со всеми вытекающими -  сломом старой системы управления, значительными сокращениями административного аппарата, сопротивлением этого самого аппарата и, в целом, путаницей, которая сопровождает любой сложный процесс.

Так или иначе, эти реформы затронули сотни тысяч людей и очевидно, что надо было как-то объяснить народу, что произошло и зачем им надо срочно-пресрочно перестраивать работу. Тут же, не отходя от кассы, штампуются многочисленные статьи в СМИ, организуются всенародные обсуждения и "письма в редакцию", снимаются документальные фильмы и даже полнометражные художественные произведения.

Наверное, самое известное кино "про совнархозы"  - это фильм Эльдара Рязанова  "Девушка без адреса". Вызвали нашего свободолюбивого режиссера к руководству,  поставили задачу - комсомол ответил: есть!  Однако к тому времени сценарий был готов и фильм уже находился в производстве, поэтому вставки про "неэффективный менеджмент" делали прямо по ходу сьемок.

Таким образом, пиар-вставки никак на сюжет фильма не влияют, но жару, так сказать, поддают.

 

Лиха беда начало. Если Рязанов вписался в эту веселую историю по касательной, то Сергей Михалков (папа нашего великого Никиты Сергеича) встрял по полной программе. Ему поручили написать сценарий комедийного фильма, полностью посвященного пиару совнархозов и критике старой административной структуры. И у него получилось! Комедия называется "Шофер поневоле". Этот классический роуд-муви начинается и заканчивается нативной рекламой совнархозов, но снято настолько классно, что этого просто не замечаешь!

Вот вам фрагмент из того, что есть в ютубе. Порочный начальник "лишней конторы" с показательной фамилией Свистунов.

Ну и напоследок  расскажем о пиар-компании самой болезненной реформы Хрущева - сокращения армии.  Как известно, советские вооруженные силы сокращали в несколько этапов и первый же блин вышел комом. Офицерский корпус, мягко говоря, не очень понял, почему их так жестко "списывают в утиль". А ведь военные это вам не чиновники, они могут и жахнуть. Поэтому было решено второй этап сокращения рекламировать заранее и по полной программе, чтобы люди не сильно волновались.

15 января 1960 года выходит закон о дальнейшем сокращении армии на миллион двести тысяч человек, а 19 декабря 1959 состоялась премьера кинокомедии "Ссора в Лукашах". Совпадение? Не думаю.

 двойной клик - редактировать изображение

Сюжет фильма строится на том, что молодой лейтенант думает бросить (и в итоге, бросает) военную службу, чтобы стать большим боссом в своей деревне. Подобный сюжет еще лет пять назад был бы просто немыслим, ибо такой поступок кадрового офицера банально считался позорным дезертирством. Далее, все хорошие люди в деревне уговаривают его бросить службу, а все плохие персонажи, наоборот, настаивают, чтобы он из армии не уходил и делал карьеру. Зритель, очевидно, становится на сторону хороших людей и ожидаемо поддерживает демобилизацию главного героя.

Что меня удивило, так это лобовой посыл фильма, без всяких там полутонов. Ребята, на гражданке классно, давайте поднимать народное хозяйство, а в армии ловить нечего. Это, видимо, самый первый демотивационный фильм о советской армии.

В итоге, оказалось, что product placement и нативная реклама - это все наше, родное и ничего мы у Запада не перенимали. Так что будем любить Родину, какая она есть - другой у нас нету.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
22 января 2019 в 10:18

Эти фильмы буквально на днях по Звезде показывали Не знаю что такое нативная реклама а роуд муви могу перевести но не хочу

22 января 2019 в 10:24

роуд муви-- это дорожные приключения )))

22 января 2019 в 11:00

"В итоге, оказалось, что product placement и нативная реклама - это все наше, родное и ничего мы у Запада не перенимали. Так что будем любить Родину, какая она есть - другой у нас нету."
___________________
Есть существенная разница: тогда это делалось во имя общего, а сейчас - во имя своего личного обогащения. Существенная.

Как говорят психологи: основное - это мотив действия, а не само действие. Именно мотив ведет по Жизни.

22 января 2019 в 11:51

так никто с психологами и не спорит ))

22 января 2019 в 15:06

А смысл?)))

23 января 2019 в 04:52

Да, предприниматель открывает дело ради собственного обогащения, но при эом он создает рабочие места, пополняет бюджет налогами, а в некоторых случаях решает и стратегические задачи (создал ферму - внес вклад в решение проблемы продовольственной безопасности).

22 января 2019 в 12:54

Я в заметке другое вычитал. Зрителем с детства был внимательным, уж кино, тем более с анонсом "комедия" старался не пропускать. Раз пять видел "Девушку без адреса", если бы не эта заметка, никогда бы не подумал, что смотрел фильм "про совнархозы", не замечал "пиар-вставок" и уж конечно, кроме как смеха над "нерадивыми" типажами - никаких "политических" мыслей фильм у меня не вызывал. Наверное, гений режиссера и талантливая игра актеров сыграли злую шутку с моим восприятием "нативной рекламы"...

А вот что с двумя другими фильмами... Я их не видел не по телику, не в кинотеатре; более того, - и аншлагов на них не встречал. Еще более того: у меня был прекрасный шанс в краевом кинохранилище в 80-е покопаться: выбрать в рейс (поручение такое было) фильмы, на три месяца экспедиции. Естественно, "приоритет" в выборе всегда к кинокомедиям, помню, до дыр засмотренный "Полосатый рейс" крутил не менее трех раз для экспедиции и пяти для экипажа...

Чем объяснить такую "черную дыру"? Могу предположить, что это фильмы с ПОЛКИ. То-есть, прошли после выпуска (на экранах или в ТВ), особого отклика у зрителей не нашли, и ушли спокойно на отдых в хранилища. Думаю, в них не было "крамолы", за которую в запасники некоторые востребованные ленты отправлялись. А было просто дрянь качество. Может, как раз в силу "заказухи" и не искренности работы авторов над детищами. Так что говорить о их некоем "пропагандистском" стриме... не совсем правильно, что ли?

И вывод: следила советская власть за КАЧЕСТВОМ кинопродукции, помнила слова Вождя: "Из всех искусств для нас главнейшим является кино". Современность это ясно доказывает: такого РАСТЛЕНИЯ МОРАЛИ, которое принес нам вражеский кинематограф, боевики и мыльные оперы, не смогли бы принести и тысячи подкованных идеологов-гебельсов.

22 января 2019 в 13:13

Девушка без адреса - 35 млн зрителей

Ссора в Лукашах - 30 млн зрителей

Шофер поневоле - 25 млн зрителей

так что это все хиты...

22 января 2019 в 13:58

Увы... опять мимо меня прошло кино...

22 января 2019 в 14:29

Нагоняйте, все лежит в ютубе с нормальным качеством!

22 января 2019 в 15:45

В стране с 200-миллионым населением 25-35 миллионов зрителей набирал любой фильм, тем более если его анонсировали, как кинокомедию, любимы жанр у всех народов.

22 января 2019 в 16:42

Не понимаю, где можно найти статистику просмотров, но в 80-е ходил в клуб любителей кино "Контакт", оттуда сохранил память об одном выступлении киноведа: "фантастическим" он назвал успех проката в СССР фильма "Мазандаранский тигр", иранский фильм. Цифру запомнил 40 миллионов зрителей, насколько понимаю, тогда не могло быть копий сделано на много кинотеатров... Это было в районе 1970 года (прокат, конечно).

22 января 2019 в 17:01

на сайте "кинопоиск"

22 января 2019 в 21:22

В 1955г в колхозы и совхозы было направлено 30 тыс офицеров председателями и директорами. Так что фильм можно было поставить.
Они-то и подняли сельское хозяйство.

Предвижу возражение. На Украине в этом году собрали зерна 67 млн.тонн. И больше половины кукуруза.

23 января 2019 в 07:45

а что не так в 67 млн тоннах зерна и кукурузе???

23 января 2019 в 11:05

Не наш человек. Не хочу растолковывать новизну информации.

23 января 2019 в 11:39

гордость - это грех )))

23 января 2019 в 11:41

Нет. Гордыня - это грех. А гордость - это классно!
Когда гордятся собой - это гордыня.
Когда гордятся страной, народом, его достижениями (у всех народов они есть) - это гордость.

23 января 2019 в 14:30

опять подловили )))

23 января 2019 в 14:41

Значит Шнур передрал идею: "Девушка без адреса"

Когда переехал, не помню,
Наверное был я бухой,
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес сегодня такой: