Авторский блог Виктор  Власов 17:54 10 июня 2018

Социальное партнёрство как условие духовно-нравственного воспитания дошколёнка

Естественно, что ребёнок в детском саду должен знакомиться с новыми людьми

Естественно, что ребёнок в детском саду должен знакомиться с новыми людьми, с их творчеством, например, взаимодействовать с новыми коллективами, которых приглашают на совместные мероприятия представители общественных организаций, а также семьи самих воспитанников. По-моему, невозможно найти заведующего или воспитателя, который бы не воспользовался предоставленной возможностью помочь детям увидеть и осмыслить интересные вещи и принять участие в оригинальных событиях. Благодаря знакомству и общению дошколят с гостями непременно осуществляется важнейший процесс – развитие маленького человека, обогащение его внутреннего мира. Предлагаю поговорить со старшим воспитателем БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» Еленой Владимировной Нечипоренко о том, какие социальные партнёры оказывают культурную помощь детским садам, скажем, в родном Омске.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнёрства, – рассказывает Елена Владимировна. – Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнёрства.

Для повышения компетенции педагогов в области духовно-нравственного, патриотического воспитания БОУ г. Омска «СОШ № 99 с УИОП» заключили соглашения с Омским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» и с Омской епархией.

– Как замечательно, что мы живём в большой стране, имя которой Россия! – произносит старший воспитатель. – Очень важно с дошкольного возраста научить любить свою Родину, уважать предков. В детском саду мы рассказываем детям о том, что в России живут люди, которые нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Мы все разные, но мы вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Именно эта тема стала, например, основной целью Межрегионального фестиваля «Единство во имя мира», организованное Омским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» и Омской епархией Русской Православной Церкви.

С какими социальными партнёрами, Елена Владимировна, сотрудничают группы дошкольного образования? – спрашиваю старшего воспитателя уже на площадке, организованной в «Многопрофильной академии непрерывного образования» в рамках педагогических чтений.

– В стенах нашего учреждения дошкольники знакомятся с творчеством современного художника Татьяны Давыдовой, с её великолепной выставкой «Всюду жизнь». Наши дети, родители и гости могут полюбоваться творческими работами юных художников детской школы искусств № 13. Эти экспозиции вдохновляют воспитанников получать дополнительное образование по изобразительному искусству. Одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей являются экскурсии. Они охватывают все направления развития личности дошкольников (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, духовно-нравственное). Наши дети побывали в Омском Государственном Историко-Краеведческом музее, Музейном комплексе Воинской Славы Омичей, в музее Омского государственного театра кукол Арлекин.

– Как в развитии маленького человека помогает школа, на базе которой и находится группы дошкольного образования?

– Дошкольники имеют возможность окунуться в увлекательную школьную жизнь: познакомиться с учителями, посидеть за большой партой, принять участие в общешкольных мероприятиях. Воспитание духовно-нравственной сферы личности ребёнка сочетается с развитием физического здоровья воспитанников. Занятия в бассейне, которые проходят в здании школы, оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм. Детское плавание – своеобразный массаж для тела. И, конечно, самое главное – это радость ребёнка от общения с водой: занятия в бассейне дошкольных групп сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

– Как родители способствуют обогащению и развитию детей дошкольных групп?

– В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед детским садом – «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». В группах дошкольного образования родители – участники образовательного процесса. Они принимают участие в утренниках: играют роли, танцуют вместе с детьми, читают стихи. Родители помогают в оформлении групп, в учреждении, в организации тематических выставок. Ежегодно семьи воспитанников участвуют в Городском семейном марафоне, организованный департаментом образования Администрации города Омска и бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа». Особую значимость в нашем учреждении в настоящее время приобретают семейные проекты, которые способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в гармонии с окружающим миром: «День Матери», «Новогоднее превращение», «Мой счастливый выходной», «Россия-Родина моя, «Театр для всех».

Я помню, как на сцену ДК Сибиряк 1 ноября вышли дошкольники из дошкольных организаций Омска, Омской области. В программе галла-концерта фестиваля «Единство во имя мира» были представлены концертные номера, представляющие национальную культуру народов, населяющих территорию нашей страны. Фестиваль подарил всем большой и красивый праздник, объединил в единое целое детей, родителей, педагогов, журналистов, членов общественных организаций, духовных лиц. Для дошкольного образования состоялось важное событие. Участие в подобных мероприятиях формирует у детей и родителей миролюбие, любовь к Родине, Отчизне.

– Наше дошкольное образовательное учреждение не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, – заключает Елена Владимировна. – Опыт работы наших дошкольных групп с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Стоит добавить, что дошкольные группы школы № 99 заключили соглашение с Институтом развития образования Омской области для повышения профессиональной компетентности педагогов и развития доступного качественного образования. В рамках программы «Стажировка», организованное для слушателей курсов повышения квалификации, воспитатели могут делиться своим опытом в области духовно-нравственного воспитания.

Читает ли доклад Елена Владимировна перед педагогами, показывает ли презентацию или просто отвечает на вопросы, я понимаю, что рядом с детьми необходимый человек, компетентный воспитатель. Общаясь с Еленой Владимировной и слушая комментарии руководителя постоянно действующего семинара, организуемого Омской епархией Светланы Петровны Баранцевой, вспоминаю слова заслуженного педагога В. А. Сухомлинского:

– «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

На сегодняшний день я лично наблюдаю полезность участия социальных партнёров в духовно-нравственном воспитании детей. Будучи приглашённым на различные мероприятия в детские сады или другие организации, работающие с детьми, я замечаю, насколько важно взаимодействие гостей с воспитанниками этих заведений. Проходит ли в детском саду мастер-класс по изготовлению тряпичной игрушки или с благотворительной акцией в детские дома отправляются воскресные школы вместе с общественными организациями, нельзя недооценивать эту совместную работу. Отчёт о плодах здорового сотрудничества внутри образовательных организаций можно услышать на круглых столах, организованных Омской епархией Русской Православной Церкви, Департаментом образования Администрации города Омска, а также известной общественной организацией ОРО ООО «Российский комитет защиты мира».


1.0x