Авторский блог Игорь Латунский 15:32 5 августа 2014

Агенты и предатели

Не так давно калугинская фирма активно обрабатывала Саакашвили и грузинскую элиту. "Революция роз" 2004 года - во многом, дело рук Калугина и его фирмы. Через фирму Калугина ЦРУ активно воздействует на Казахстан. Эта республика находится в чрезвычайно интересном для Вашингтона геополитическом пространстве. Тем более, в Казахстане находится космодром Байконур - бывший военно-космический щит СССР, позволявший Москве следить за военными действиями США в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии. У Байконура была еще одна функция: он позволял следить за возможным размещением и запуском ядерных ракет США с Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Гриф "Совершенно секретно" - это не просто штамп на пылящемся в архиве деле или папке. Этот хрестоматийный гриф лежит на всей работе спецслужб. Деятельность спецслужб Советского Союза проходила под двойным "секретным" грифом. "Секретили" не только методы работы, но и личную жизнь разведчиков.

Вплоть до распада СССР Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка) считалось одной из самых мощных и засекреченных спецслужб мира. Все, что там происходило (вплоть до семейной жизни сотрудников), там же и оставалось. Каким образом сотрудники советской внешней разведки добывали информацию и находили изменников и предателей в своих рядах в интервью "Завтра" рассказал Александр Соколов - ветеран советской внешней разведки, работавший с 1966 по 1971 годы в вашингтонской резидентуре Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

«ЗАВТРА». Александр Александрович, как известно, провалы агентов ПГУ КГБ СССР случались из-за измены работников спецслужб нашей страны. Самым известным изменником, пожалуй, является небезызвестный Олег Калугин - Ваш бывший начальник по управлению "К". В 90-х годах Олег Данилович Калугин из коммуниста переквалифицировался в "демократа" и активно содействовал развалу советских спецслужб, после чего уехал в США, где и пребывает до сих пор на привилегированном положении. Расскажите читателям о методах "работы" этого человека.

Александр СОКОЛОВ. В 1994 году Калугин выдал американцам Олдрича Эймса - начальника русского отдела ЦРУ США, который был нашим агентом. В 1984 году Калугин выдал советского агента Джона Уокера - офицера морской разведки Военно - морских сил США. А в 1966 году от рук Калугина пал советский агент Роберт Липка, служащий Агентства национальной безопаности США.

Эймса осудили на пожизненный срок. Его жена Мария получила 5 лет. Роберту Липке дали 18 лет. Наиболее плачевно сложилась судьба Джона Уокера: вместе с ним пострадали и его родные. Советскому разведчику Уокеру американская Фемида дала пожизненный срок. Его брат Артур получил три пожизненных срока и 40 лет тюрьмы "сверху". Майкл, сын Джона Уокера - 25 лет без права на досрочное освобождение. В 90- м году Калугин дал дополнительные показания против уже арестованных советских агентов. Их дела были пересмотрены, и все они получили дополнительные сроки заключения.

Теперь о методах работы Калугина. Судя по всему, он организовывал процесс утечки информации и занимался персональной разработкой тех лиц, которые ему были "интересны". Например, как он вышел на Джона Уокера? Достаточно было знать, что Уокер служит в шифровальном подразделении аналитического центра подводного флота США, занимается тем - то и тем - то. Калугин знал, чем занимается Уокер. О том, как он разрабатывал Уокера, бывший шеф управления "К" писал в своей книге. Скажу более: на первом этапе разработки Калугину можно было не знать фамилии Уокера. Достаточно было иметь в руках "зацепку" - какой-нибудь материал, который проходил через руки нашего агента. Определить по этой "зацепке" человека для опытного разведчика - вопрос не очень долгого времени. Что касается Эймса, то здесь он мог действовать втёмную: обманув источник информации, получить от этого источника материалы по Эймсу. Достаточно было сказать, что есть агент советской разведки в советском отделе ЦРУ США, вот и все. Тем более, что американцы подозревали об утечке материалов и знали, что в СССР идут аресты сотрудников ЦРУ.

«ЗАВТРА». Получается, что и КГБ, и ЦРУ могли заранее знать, есть ли в их стане вражеский "крот"?

Александр СОКОЛОВ. В ЦРУ США до сих пор помнят Джеймса Энглтона - руководителя управления контрразведки офиса в Лэнгли с 1954 по 1975 годы. На этом посту Энглтон пережил шестерых директоров ЦРУ. Энглтон на протяжении своей службы был одержим мыслью найти среди своих коллег советского "крота". Этот "крот" был у него идеей- фикс. Одержимость Энглтона выросла не на пустом месте: он знал, что в советской разведке работают американские "кроты", и не верил, что Советы в отместку не зашлют в Штаты своих. Теперь посмотрим на эту проблему под определенным углом. В 1973 году Калугин становится руководителем управления "К" - должность, аналогичную той, которую занимал в ЦРУ Энглтон. И тот, и другой руководят внешней контрразведкой с противоположных полюсов холодной войны. Оба одинаково посвящены в секреты своих ведомств. И вдруг в 1975 году Энглтона увольняют со службы. Принято считать, что Энглтона уличили в незаконной слежке за личной жизнью граждан США. Я думаю, что тут все не так просто. Мне кажется, что руководство офиса в Лэнгли получило сведения о том, что никакого советского "крота" в ЦРУ нет. Тем самым, на Энглтона падала тень некомпетентности и даже пустой траты денег из федерального бюджета США. Практичные американцы не любят, когда кто-то тратит вверенные ему чужие деньги на пустые прожекты. Кроме того, если разведчик долгие годы вовлечен в одну разработку, а эта разработка на поверку оказывается блефом, то такой разведчик сразу падает под подозрение. Его могут не только уволить, но и сурово наказать.

Кто смог уверить американцев в отсутствии советского "крота"? Не поверите, Калугин. Став начальником управления "К", он получил доступ ко многим государственным секретам СССР. Удостоверившись в отсутствии в ЦРУ советского "крота", он на условиях полного доверия сливает эту информацию американцам. Тем самым, Калугин убил двух зайцев: убрал Энглтона и получил в своем советском личном деле "плюс", и еще сообщил американцам особо секретную информацию, за что получил преференции уже от Вашингтона.

«ЗАВТРА». А сколько по времени идет разработка спецслужбой внедренного вражеского агента?

Александр СОКОЛОВ. Если американцы подозревают, что в ЦРУ или АНБ работает нелояльный сотрудник, то разработка этого сотрудника идет восемь - девять месяцев. Посмотрим, как заокеанские разведчики "вели" Джона Уокера. Калугин выдал Уокера в 1983 году, сразу после смерти Андропова. Арестовали нашего агента 20 мая 1985 года. Исходя из этого, разработка Уокера закончилась в 1984 году. Известно, когда вокруг нашего агента стала сжиматься петля. 11 мая 1984 года в отдел жалоб отделения ФБР в Сан-Франциско пришло напечатанное на машинке анонимное письмо со следующим текстом: "Дорогой сэр, я уже несколько лет занимаюсь шпионажем и передал совершенно секретные кодовые книги, технические инструкции к шифровальным машинам, секретные телеграммы и т. д. До определенного момента я не знал, что эта информация уходила в Советский Союз, с тех пор меня мучит раскаяние. Цель этого письма – дать возможность ФБР вскрыть важнейшую шпионскую сеть". Автор анонимки подписался псевдонимом "Рус". В ФБР долго не могли понять, кто же это. Автором оказался Джерри Уитуорт - друг и товарищ Уокера по службе в разведке ВМС США. Уокер вовлек Уитуорта в работу на Советы, и Джерри взялся помогать советскому резиденту. В 1984 году, на момент написания анонимного доноса в ФБР, Уитуорт уже был в отставке. После ареста Уокера доносчик был рассекречен, изобличен и впоследствии приговорен к 365 годам тюрьмы. Но до этого еще далеко. Получив анонимку, американцы еще потратили много времени на изобличение законспирировавшегося агента. Уокера они искали долго и нашли, я думаю, только благодаря Калугину. Потом появилась версия о том, что Уокера выдала его жена Барбара, которая якобы была алкоголичкой и в очередном подпитии решила выполнить долг порядочной американки. Но эта версия не выдерживает никакой критики.

«ЗАВТРА». Александр Александрович, расскажите о загадочном советском разведчике Артамонове - Ларке, погибшем в 1975 году при загадочных обстоятельствах. Чем он занимался? И, если вам известно, почему он погиб?

Александр СОКОЛОВ. В 50-х годах Николай Артамонов был советским морским офицером, которому прочили блестящую карьеру. В 1959 году корабль Артамонова находился с дружеским визитом в польском городе Гдыня. В один из летних дней советский морской офицер вышел в море на служебном катере под предлогом рыбалки и бежал на нем в Швецию с двадцатидвухлетней полькой Евой Гурой - своей любовницей. В Швеции он попросил политического убежища, попал в руки стокгольмской резидентуры ЦРУ, был вывезен для опроса в ФРГ, затем в США. Артамонов выдал американцам все, что было ему известно по роду службы. Военной коллегией Верховного суда СССР он был приговорен за измену Родине к высшей мере наказания. После предоставления Артамонову секретным решением конгресса США американского гражданства ЦРУ устроило его на постоянную работу в одно из аналитических подразделений Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО). Он также стал консультантом-контрактником ЦРУ по военно-морскому флоту СССР. В 1966 году наша резидентура в США вышла на перебежчика и завербовала его, присвоив псевдоним "Ларк". Это был больший успех для нас. В 1975 году наши сотрудники вызвали Ларка в Вену. В столице Австрии Ларка усыпили и повезли в сторону Чехословакии, для того, чтобы транспортировать его на территорию СССР. На границе Австрии и Чехословакии Ларка уже ждала группа под руководством Олега Калугина. Когда действие снотворного кончилось, Артамонов - Ларк пришел на некоторое время в себя, осознал, что его насильно куда - то везут, начал протестовать и вырываться. Калугин накинул на лицо Ларка салфетку с хлороформом. Через некоторое время Ларк затих. Навеки. Доза хлороформа в салфетке оказалась смертельной.

Позже Калугин в своих воспоминаниях напишет: советские чекисты волокли Артамонова на брезенте и потом остановились на небольшой привал. После остановки вся группа увидела, что Артамонов уже мёртв, но я точно знаю, что Артамонов - Ларк умер не на привале, а в машине, в районе Праги. Мне до сих пор точно неясно, откуда у Калугина взялся хлороформ такой убийственной силы: у наших чекистов такого не водилось. Я уж не говорю, что в глушении Артамонова хлороформом не было оперативной необходимости. Скорее всего, смертоносную салфетку "крот" где-нибудь в Австрии, от своих "друзей" из ЦРУ.

Скорее всего, смертоносную салфетку "крот" получил где-нибудь в Австрии, от своих "друзей" из ЦРУ. Я также склоняюсь к следующей версии. ЦРУ хотела нейтрализовать Ларка еще в Вене, когда тот прибыл на встречу с советскими разведчиками. Способом нейтрализации служил замаскированный под снотворное яд, который советские разведчики согласно инструкции из Москвы должны были дать Ларку. Но у американцев что-то не сработало, и вместо яда Ларк получил снотворное средство. От американцев Ларка "вёл" Калугин, который одновременно входил в оперативную группу советских разведчиков, занятых транспортировкой Ларка. Так вот, Калугин обнаружил, что Ларк жив, и понял, что задание срывается. Отдать Ларка живым в руки КГБ американцы никак не хотели, иначе бы он "раскололся" и нанес национальным интересам США непоправимый ущерб. Поэтому Олег Данилович воспользовался мимолетным бессознательным буйством Ларка и пустил в ход салфетку со смертельной дозой хлороформа, которую всю дорогу держал при себе.

«ЗАВТРА». Известно, что в работе на советском направлении в США участвовало не только ЦРУ, но и Федеральное бюро расследований. Как эти спецслужбы уживались друг с другом? Различались ли в чем-нибудь их методы? И какие операции с участием ФБР стоило бы вспомнить?

Александр СОКОЛОВ. Во-первых, эти две спецслужбы Соединенных Штатов Америки на протяжении своего существования жили, как кошка с собакой, а у их сотрудников была неприязнь друг к другу. Я выше говорил о деле Ларка - Артамонова, он достался ЦРУ США. Контрразведывательную работу по советскому посольству на территории США вело ФБР. Если кто-то, из перебежчиков из спецслужб США искал встречи с сотрудниками посольства СССР и попадался в руки ФБР, то этому перебежчику приходилось отнюдь не сладко. Методы дознания ФБР говорят о полном пренебрежении этой спецслужбой всех прав человека. Расскажу, как сотрудники Федерального бюро расследований обращались с ушедшим в феврале 1963 года на Запад Юрием Носенко, сотрудником Второго главного управления КГБ СССР (контрразведка). Носенко был помещен фэбээровцами на непригодный для жилья чердак на окраине Вашингтона. К нему применяли сильнодействующие лекарственные препараты, уколы с наркотическими веществами. Замечу: насильственное удержание под стражей человека без приговора суда противоречит основам законодательства Соединенных Штатов.

«ЗАВТРА». Самое святое в работе спецслужб - это сохранение конфиденциальности своего источника. Насколько ЦРУ США берегли своих агентов и насколько внимательно спецслужбы США относились к проблемам, возникавшим у их источника?

Александр СОКОЛОВ. Это очень важный вопрос. Чтобы не быть голословным, расскажу о своей работе. Я занимался в Вашингтоне выявлением предателей в среде спецслужб, и охраной государственной безопасности. Моя работа заключалась в установлении места жительства предателей и выявлении того, каким образом спецслужбы США его используют в своей работе. Это называлось "вести агентурную разработку". Таким образом я агентурно разработал предателей Голицына и Носенко. Майор Анатолий Голицын - сотрудник нашей резидентуры в Финляндии, который в 1961 году завербовался к американцам. Капитан Юрий Носенко, сотрудник Второго "главка" КГБ, в 1964 году перешел к американцам на территории Швейцарии. Не без помощи Ларка – Артамонова, который хорошо знал Голицына и Носенко, стало известно, где живет Голицын, какая марка и номер его машины. Устранить его после этого ничего не стоило. А установку Голицына проводил лично я, и видел его именно я.

И из всего мной выше сказанного можно сделать вывод, что ЦРУ США сдало нам свою агентуру.

«ЗАВТРА». Почему же американцы так поступили со своими агентами?

Александр СОКОЛОВ. Затем, чтобы работники резидентуры ПГУ КГБ СССР сами их устранили. По моему глубочайшему мнению, по заданию Калугин и устранил, а проще говоря убил Ларка - Артамонова. Это вопрос о демократичности спецслужб самой демократической страны в мире. Для сравнения: спецслужбы СССР своих агентов берегли, помогали им. Хотя у того же Кима Филби были серьезные проблемы с алкоголем, его поддерживали. лечили, устроили в СССР на хорошую работу. Перебравшийся в 1985 году в СССР сотрудник ЦРУ Эдвард Ли Ховард тоже был подвержен алкогольной зависимости. Но в СССР ему помогли, и он дожил до начала двадцать первого века. Хотя Калугин в своей книге пишет, что Ховард в СССР совсем спился и вскоре после оседания в советской стране умер.

Калугин еще писал, что КГБ хотел устранить Голицына и Носенко. Если Вы до сих пор не поняли: устранить в значении "убить". Если честно, я сам тогда предполагал, что Центр скомандует убрать перебежчиков, после чего мы проведем по отношению к ним так называемое "спецмероприятие". Время шло, а команда так и не поступила. Я по этому поводу связывался с тогдашним начальником управления «К» Григорием Григоренко, и начальником управления «С» (нелегальная разведка) Вадимом Кирпиченко. Они заявили мне: КГБ СССР решил ограничиться работой по наблюдению за объектами, а в их физическом устранении особой необходимости нет. Конечно, господин Калугин утверждает, что это неправда.

«ЗАВТРА». В 1994 году, находясь в Лондоне, Калугин давал интервью одному из британских каналов. Он, в частности, поведал о том, как управление "К" в 1978 году нейтрализовало болгарского диссидента Георгия Маркова, работавшего на радиостанции ВВС. Вскоре после этого интервью Калугин был арестован спецслужбами Британии. По сути дела, британские контрразведчики арестовали важного агента их союзника - ЦРУ. Вам этот арест не кажется странным?

Александр СОКОЛОВ. Возможно, британцы таким образом прикрывали Калугина. В своих статьях, интервью нашим и зарубежным газетам, и в книге «Прощай, Лубянка» доказывал, что в устранении Маркова участвовало его родное управление "К". Во время ликвидации этого болгарина управлением "К" кто руководил? Правильно, господин Калугин. Его арест был связан с его интервью, в котором он сам подтвердил, что руководил службой, проведший операцию по ликвидации Маркова. На момент своей смерти Марков был подданным британской короны, мужем англичанки Аннабель Дилайк, прилежным налогоплательщиком. Какой был бы исход после откровений Калугина? Согласно международным нормам, власти Великобритании должны были арестовать Калугина за участие в совершенном на территории Британии террористическом акте, направленном против британского подданного. Потом сотрудник Скотланд-Ярда провел с Калугиным долгую беседу. Бывшему советскому разведчику сказали, чтобы тот на будущее знал, кому и о чем говорить публично. Из этого следует вывод: арестовывая Калугина, британцы, по сути, спасали его жизнь и свободу.

«ЗАВТРА». Калугин в 90-х годах был директором американской консалтинговой фирмы, которая активно работала на постсоветском пространстве. Как считаете, не продвигал ли он через свою консалтинговую фирму интересы американских спецслужб?

Александр СОКОЛОВ. Не только продвигал, но и сейчас продвигает. Калугин не скрывает, что через свою фирму оказывает влияние на политические элиты государств бывшего СССР. Например, он активно действовал на президента Азербайджана Ильхама Алиева. У США есть кровный интерес в азербайджанской нефти, следовательно, им нужно влияние на Алиева. Не так давно калугинская фирма активно обрабатывала Саакашвили и грузинскую элиту. "Революция роз" 2004 года - во многом, дело рук Калугина и его фирмы. Через фирму Калугина ЦРУ активно воздействует на Казахстан. Эта республика находится в чрезвычайно интересном для Вашингтона геополитическом пространстве. Тем более, в Казахстане находится космодром Байконур - бывший военно-космический щит СССР, позволявший Москве следить за военными действиями США в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии. У Байконура была еще одна функция: он позволял следить за возможным размещением и запуском ядерных ракет США с Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Консалтинг - это очень хорошая" крыша" для ЦРУ. Эта "крыша" позволяет бесконтрольно собирать и анализировать политическую информацию о постсоветском пространстве. Через эту "крышу" ЦРУ выдает Госдепу и президенту США советы насчет того, как можно помешать России добиться упрочения своего влияния на глав республик постсоветского пространства.

1.0x