«Смузи - густой напиток в виде смешанных в блендере или миксере ягод, фруктов или овощей с добавлением сока...»
Из материалов Википедии.
Многажды говорено: ребята, наш формат - «кино не для всех». Тут мы всех рвём, как Тузик — грелку. Мы — это Достоевский, Тарковский и философское хождение по заброшенным дачам. Именно — философское, а не с ножичками и Ведьмой из Блэр. Это не насмешка — это просьба. Наше, русское, артхаусное, неповторимое. Опять же, народное синема — про спорт (советский) и космодромы (такие же) — выходит неплохо. Научились! Давайте уже туда — про яблони на Марсе и «ветку сирени в космосе» на фоне девочек-гимнасток и футболистов-гениев. Но! Ребята, не надо саспенса и тремора. В смысле — триллера. Эффекты и спецэффекты освоили, но не клеится thrill. И главное — не смешивайте полу-мистику с криминальными сводками. Такое можно смотреть только с водки. А я, как назло, не пью! Хотя, какая там водка? Смузи. Милое пойло гламурных дам, у которых с утра — йога-позитив, а вечером — алко-сейшен. И в остальном — смузи-смузи-смузи. Киви, сльдерей, клубника, йогурт — всё в блендер. Потягивать розовато-зеленоватый микс, глядя из окна пентхауса на малознакомый город-нагромождение. И вишенкой на торте — это селфи на фоне смузи. Я - и смузи. Старорежимная дама вопила: «Махайте на меня, махайте!»; эта стрекочет: «Лайкайте меня, лайкайте». Авторы смешали жанры и форматы, решив, наверное, угодить всем зрителям — и гламурненьким, и — не очень. Поэтому чад кутежа получился более-менее убедительным, а вот старенькая дача с набором классических пугалок — нет. Ну, не страшно. Не цепляет. В Голливуде это могут. Мы — ни разу. Тогда — зачем? Хотите пугать «заброшками»? Научитесь их подавать.
Впрочем! Картинку (оператор — Владислав Опельянц) сделали красивую — приятно видеть, что Moscow Never Sleeps — помните хит гремел в далёких-тучных 2000-х? Не помните. И правильно делаете. Ибо давно сие было, как и очень многое из того, что мы увидели в кинофильме «Селфи» (реж. Николай Хомерики). Нет, до хита про «Москоу не дрыхнет» создатели не докатились. Напротив, помимо операторской работы, хочется отметить великолепную музыку (композитор Игорь Вдовин). Пред нами столица, наполненная огнями реклам, автомобильных фар и улётных party. Здесь ещё одна песенка вспоминается: «Иду навстречу цветным витринам, / мимо пролетают дорогие лимузины. / Глотая воздух простуд и сквозняков, / с запахом бензина и дорогих духов». Где эта улица? Где этот дом? Где тот курс доллара? А где журналы Vogue и Marie Clair с непременной Пэрис Хилтон? А Ксения Собчак — взмыленная и шикарная, в чём-то коротком и розовом? Нету! Ушло. И даже Ксения Анатольевна — исключительно всерьёз. Но авторы «Селфи» упорно барахтаются в шампанском 2000-х. Не могут из него выплыть. Я их понимаю — тогдашний шик мне тоже нравился. Я бы сказала, что лучшие годы моего бытия — десятилетие Миллениума. Полагаю, для Хабенского, Бондарчука и автора сценария — Сергея Минаева (Духless) – тоже. На экране — люди и типы, которых давно уж нет. Повывелись, как вид хомо-фауны. Например, кого столь упорно изображает Константин Хабенский? Очень продвинутого писателя, а заодно — скандального, остренького телеведущего. Сейчас имеются такого рода «модные авторы»? Такие, чью книгу ждут? В нашем информационном потоке уже невозможно различать буквы, лица, идеи, роли. Само звание «писатель» - девальвировалось. Каждая вторая курица из Живого Журнала именует себя «популярным пи-са-те-лем». Каждый третий недо-менеджер вываливает своё чтиво в бездонные соцсети. Мало того! В интернете попадается реклама: «Мы напечатаем вашу книгу!». То бишь любой графоман, чью галиматью отвергли ушлые издательства, может реализовать своё право на Слово. Корректно-вежливые работники фирмы предложат вам самые разные варианты воплощения: от простенького на бросовой бумаге до роскошного - с золотыми обрезами. Ты, горделивый лузер, плати, а мы уж - постараемся. Быть писателем, держать на полочке своё произведеньице; мило, снисходительно кивать и одаривать родственников очередным чудо-томиком – это ли не счастье? Мы живём в информационном обществе, где нет «актуальных» писак и нет сумасшедших фанатов, способных на супер-хитромудрые комбинации — ради своего кумира.
Словечки, всё больше проникающие в наш язык — айфон, блогер, стартап, монетизация, коворкинг, и, разумеется, то самое селфи. И если стартап и коворкинг — это для юных, но уже бородатых хипстеров, то селфи умеют стряпать даже старики и дети. Что есть selfie? Буквально - «себяшечка». Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Я сам себя фотографирую, потому как Вселенная — это я сам. Не я — часть мира, а мир — часть меня. Современная цивилизация — гимн воинствующему антропоцентризму. Большие и малые «хочу» сделались вершиной помыслов, сверх-направлением, базисом. Объяснение - проще некуда: всякое «дай!» влечёт за собой усиленную гонку за объектом, а это чаще всего стоит денег. Общество потребления не может существовать в рамках духовно-аскетической парадигмы — кому в этом случае будут интересны айфоны с бриллиантовыми вензелями и сумочки по цене подержанного автомобиля? Но если бы всё вертелось вокруг пресловутого вещизма! Нет. Прежде всего, на кону стоят человеческие отношения. Хочешь быть счастливым — будь им! Ведь я этого достоин! Главная мыслеформа, точнее лозунг дня: «И пусть весь мир подождёт!» Дорогостоящий психолог буквально с порога вам сладенько прожурчит: «Ваша проблема - нелюбовь к себе!» Селфи — это и есть сконцентрированная любовь к себе-прекрасному или, как выдал персонаж одной из пьес Оскара Уайльда: «Любовь к себе – это начало романа, который длится всю жизнь...» Нам навязывается этот формат поведения: само-чествование. Само-прославление. Самовыдвижение по всем фронтам и пунктам. Мне-мне! Всё - мне! «Карету мне, карету!» Ощущение себя эксклюзивным, неповторимым, удивительным. Каждый готов прокричать: «Я не такой, как все! Я - не вы, я не со стадом, я на быдло сверху поплёвываю! Мы не рабы, рабы не мы. Мы – творческие дизайнеры и инженеры человеческих душ». Как говаривал в подобных случаях старина-Карандышев: «Мы, то есть образованные люди, а не бурлаки».
Селфи — это не просто фото, но — фото напоказ. Есть даже книги-пособия для «селфящихся». Профанов учат выбирать ракурсы, исследовать особенности лица и понимать, как ложится светотень. Тень. Фильм «Селфи» - это как «Тень» Евгения Шварца, разве что — наизнанку. Итак! У писателя Богданова появляется ...двойник. Он — безумен. Он полон зависти и — читательского обожания. Человек-тень сноровисто — как это могут исключительно маньяки - подменяет глав-героя везде — на ТВ, с любовницами и даже в семье. Но генеральная цель - ...вывести, выпихнуть заплутавшего Богданова на путь истинный. Идея-то у кинокартины - мощная и благая — показать, что современный хомо-сапиенс прячется за свои отредактированные фотки в Инстаграме. Показывает успех, а на деле — проруха. Замазывает фотошопом синяки — последствия вечеринок. А по факту, человечек — беззащитен и слаб. Клон-маньяк ...учит писателя Богданова ...добру и справедливости. Великолепный, сочный пассаж. Но исполнение — подвело, несмотря на Константина Хабенского, Фёдора Бондарчука и очень-очень проникновенную Анну Михалкову. Единственная, чей образ преотлично вписывается в реалии 2010-х — это секретарь Жанночка. Молодая актриса Юлия Хлынина вылепила узнаваемый типаж современной москвички - «роковую серость». Именно серость и да — роковую. Соединение интеллектуальной посредственности - с жаждой красивой, наполненной жизни. Тихая мышь в безукоризненном костюме оказывается ловкой пособницей. Линия Жанны, как ни странно, представляется наиболее интересной. Но даже и это не спасает картину. Создатели промахнулись с временами и - вкусами. Понимаю их болезненную ностальгию по 2000-м. Более того — разделяю её. Однако! Вместо крепкого «смешать, но не взбалтывать» получился пресноватый смузи.