Авторский блог Андрей Аганин 15:02 17 ноября 2017

"Глубинное государство" и Китай

почему иногда "глубинное государство" становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах

двойной клик - редактировать изображение

1. Два слова хотелось бы сказать о судьбе «глубинного государства» у монголов. Его судьба во многом напоминает судьбу своего родового брата – «глубинного государства» у маньчжуров. Правда, есть некоторые отличия и особые детали. Во-первых, у монголов вспышка «глубинного государства» была ярчайшей – монголы создали Монгольскую империю (в различных источниках известную также как Степная империя, Орда, царство Ордынское, Ордынская империя, держава Чингизидов, империя Юань), государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от реки Дунай до Японского моря и отгорода Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь около 38 млн. квадратных километров), столицамикоторого были Каракорум (город в современной Монголии), а затем – Ханбалык (нынешний Пекин). Монгольская империя превзошла Маньчжурскую империю в период её расцвета.

Во-вторых, монгольская династия была основана внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году (начав это завоевание в 1271 году), и получив китайское название династия Юань. Династия Юань пала в результате восстания Красных повязок 1351 – 1368 годов, просуществовав как китайская правящая династия меньший период времени, чем у маньчжурская династия Цин. Общий период правления монголов в Китае был короче, чем у маньчжуров.

В-третьих, Монгольская династия рухнула, а монголы стали также исторически прозябать, как и маньчжуры, но в отличие от маньчжуров, они имеют своё суверенное государство Монголию (являющуюся членом ООН), а также два субъекта Российской Федерации (Республику Калмыкию и Республику Бурятию) и автономный район Внутренняя Монголия в КНР с титульным монголоязычным населением.

Но есть у их судеб и общее. Во-первых, Монгольская династия первой пришла в Пекин, точнее, она его основала под названием Ханбалык. Потом в Пекин пришли и маньчжуры. Во-вторых, Монгольская империя, также как и Маньчжурская империя, поглотала весь тогдашний Китай, сделав его своей частью, а Пекин –столицей своей империей. В-третьих, монгольская династия получила китайское название – Юань, также как и Цин – у маньчжуров. В четвёртых, и монголы, и маньчжуры были менее многочисленны, чем древние народы на юге современного Китая, но обладали властью над китайцами-ханьцами, а многие века беспокоили государства, располагавшиеся на китайских землях. И монголы, и маньчжуры (а ранее – чжурчжэни) имели свою собственную письменность и культуру, поэтому они вошли в историю, а близкие к вьетам (мон-кхмерская языковая семья) и чжуанам (тай-кадайская(тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) языковая семья) народы Южного Китая так никогда и не стали обладателями собственного «глубинного государства», несмотря даже на то, что имеют и в настоящее время порой большую численность населения, чем монголы и маньчжуры.

2. Китайский язык является не столько языком в привычном понимании этого термина, а языковой ветвью сино-тибетской языковой семьи, распространённой в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии и объединяющей около 300 языков.

Эта языковая ветвь состоит из разновидностей, которые являются взаимопонятными в различной степени или даже не взаимопонятными. Китайский язык является наиболее распространённым современным языком с общим числом говорящих более 1,3 млрд. человек. Китайская ветвь включает до 18 языков, традиционно считаемых диалектами китайского языка. Общая письменная традиция («язык-крыша») часто объединяет довольно далеко разошедшиеся или даже слабо родственные в прошлом идиомы (разновидности языка, «диалекты»).

Первоначально китайский язык был языком основной этнической группы Китая – народа хань. Китайцы-ханьцы занимают первое место по численности среди народов Земли (19 % общего населения), являются крупнейшим народом в Китае (91,51 % по переписи населения КНР 2010 года), а также в специальных административных районах КНР Гонконг (95 %) и Макао (96 %), в так называемой Китайской Республике (она же – провинция Тайвань в КНР, 98 %) и Сингапуре (76,8 %). Исторически в русском языке ханьцы могут именоваться как китайцы (также под китайцами могут подразумевать все народы Китая).

двойной клик - редактировать изображение

Выделяется 10 китайских диалектных групп: северная супергруппа (北бэй, самая многочисленная– свыше 800млн. говорящих), группы цзинь, хой, у (吴), сян (湘), гань (赣), хакка (客家), юэ (粤), пинхуа и супергруппа минь (闽). 10 диалектных групп объединяют 18 китайских языков, которые в свою очередь делятся на диалекты.Диалекты различаются фонетически (что затрудняет междиалектное общение, хотя диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями), лексикой и отчасти грамматикой, хотя основы их грамматики и словарного состава едины. Средством общения носителей разных диалектов служит нормативный китайский язык, каковой в КНР называется путунхуа (普通话 или общепонятный язык), в Сингапуре – хуаюй (华语),в Гонконге и на Тайване–гоюй (国语), между ними существуют очень незначительные различия в фонетике, на письме в путунхуа и хуаюй используются упрощённые иероглифы, а в гоюй–традиционные.

Распределение диалектных групп китайского языка по численности говорящих (данные КНР на 2015 год):

диалектная группа Мандарин (или Гуаньхуа, также – северная супергруппа бэй): 847,8 млн. чел. (70,9 %)

диалектная группа у: 77,2 млн. чел. (6,2 %)

диалектная группа (также супергруппа) минь: 71,8 млн. чел. (6,0 %)

диалектная группа юэ: 62,2 млн. чел. (5,2 %)

диалектная группа цзинь: 45 млн. чел. (3,8 %)

диалектная группа сян: 36 млн. чел. (3,0 %)

диалектная группа хакка: 30,1 млн. чел. (2,5 %)

диалектная группа гань: 20,6 млн. чел. (1,7 %)

диалектная группа хой: 3,2 млн. чел. (0,3 %)

диалектная группа пинхуа и другие диалектные группы: 4,6 млн. чел. (0,4 %).

Некоторые диалекты китайского языка, остающиеся неклассифицированными по диалектным группам, включают:

диалект даньчжоу (разговорный китайский язык в Даньчжоу, городе на северо-западе провинции Хайнань);

диалект уасянхуа (разговорный китайский язык на западе провинции Хунань);

диалект чаочжоутухуа (разговорный китайский язык на севере провинции Гуандун).

двойной клик - редактировать изображение

Распространение восьми основных диалектных ветвей северной супергруппы бэй в КНР.

Указатель:

东北северо-восточная ветвь

北京пекинская ветвь

冀鲁ветвь цзи-лу (хэбэйско-шаньдунская ветвь)

胶辽ветвь цзяо-ляо (ляодунско-шаньдунская ветвь)

中原чжунъюаньская ветвь

兰银ветвь лань-инь

江淮цзянхуайская ветвь

西南юго-западная ветвь

Такое разнообразие китайских языков и их диалектов объясняется этническими различиями народов, объединённых в прошлом силой представителей северной диалектной супергруппы бэй, исключительно на основе употребления единой китайской письменности и последующей общей судьбой проживания в едином государстве, начиная с периода правления династии Хань и в более поздние периоды. Предки носителей диалектов китайских языков, относящихся к диалектным группам пинхуа, юэ, хакка, минь,у сян, гань, хойимели в прошлом близость к предкам современных вьетов (кит.юэ, или кинь (кит. цзин)), чжуанов, мяо, яо и некоторых других народов, языки которых не относятся даже к сино-тибетской языковой семье.

Более того, эти отличия между северными китайцами (северная супергруппа бэй и группацзинь) и южными китайцами (группы у, юэ, сян, хакка, гань, хой, пинхуа и супергруппа минь) очень заметны не только в их родных языках, на которых они разговаривают у себя дома в повседневной жизни. Они заметно отличаются по организации сознания, поведения и психологии как примерно западные европейцы (южные китайцы) и восточные славяне (северные китайцы). Южные китайцы внутренне ориентированы жить строго по закону без понятий, северные китайцы – по понятиям вопреки требованиям законов. Южным китайцам свойственно двоичное (дуальное) сознание (белое – чёрное), северным китайцам – троичное сознание, как у православных (я – мои союзники – мои враги).

3. О китайской письменности следует сказать отдельно. Возраст китайской письменности постоянно уточняется. В 1962 году при раскопках неолитического поселения Цзяху на реке Хуанхэ обнаружены надписи на панцирях черепах, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы. Пиктограммы относят к VI тыс. до н.э., что ещё древнее, чем шумерская письменность, наиболее ранняя из известных систем письма. Ранее известный исследователь китайской письменности Тан Лань высказывал предположение, что китайская иероглифика возникла 4 – 5 тысяч лет назад.

Хотя письменность поселения Цзяху неолитической культуры Пэйлиган (около 6600 г. до н.э.) внешне напоминает современные китайские иероглифы, однако сходство обманчиво, поскольку древние прототипы современных китайских иероглифов выглядели иначе. Хронологической преемственности между символами Цзяху и древнейшими китайскими иероглифами нет – скорее всего, это была тупиковая ветвь письменности или вообще не письменность.

Согласно легендам, традиционные китайские иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан-ди, легендарного правителя Китая и мифического персонажа, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев. До этого китайцы якобы пользовались узелковым письмом, также носящим совершенно мифологический характер. Упоминание об этом есть в позднем трактате «Дао дэ цзине» и комментарии к «И цзину». Уж что-что, а китайцы являются признанными мастерами удлинения собственной истории, к чему их подвигает «глубинное государство» (深刻的状态), постепенно утвердившееся в последние 150 – 200 лет.

двойной клик - редактировать изображение

Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название цзягувэнь (甲骨文 или древнекитайский язык), относятся к XIV – XI векам дон.э. Первые образцы китайской письменности относятся к последнему периоду правления династии Шан (наиболее древние – к XVII веку до н.э.). Поэтому всякие прочие ссылки на более длительную историю китайской письменности являются успешно популяризируемой в мире мифологией.

4. Аналогично обстоят дела и с китайской историей. Так, в начале 1950-ых годов Государство Шан (商朝, альтернативное название Государство Инь (殷代) или государство Шан-Инь – государственное образование, существовавшее с 1600 года по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину) указывалась как наидревнейшее протокитайское раннеклассовое общество, от которого брался отсчёт китайской истории.

двойной клик - редактировать изображение

Но не позднее начала 1980-ых годов началом китайской истории стал считаться период существования племенного союза Ся (夏朝), впоследствии – полумифической уже императорской династии, правившей в древнем Китае около 2205 до н.э.– 1765 дон.э.(с нынешней «уточнённой» и более ранней датировкой (2070 до н.э. – 1600 до н.э.)).

В настоящее время историографы КНР «обнаружили» в китайской истории Эпоху трёх властителей и пяти императоров (三皇五帝), легендарных правителей древнейшего периода истории Китая, относящегося к III тысячелетию до н.э., носящих мифический характер. Периоды правления первых двух лиц из этой череды высших прапротокитайских руководителей из11 персон, Ю Чао (有巢) и Юй Жэнь(燧人) предшествовали 2852 году до н.э.

Как и Эпоха трёх властителей и пяти императоров, Династия Ся, вероятнее всего, является вымышленной. Желающие могут прочитать статью о списке китайских монархов и о легендарных временах https://zh.wikipedia.org/wiki/中国君主列表, которая содержит и большую экзотику, чем та о которой рассказал я.

Если китайские историографы не остановятся на достигнутом и их труды будут продолжены, то вполне возможно, что уже совсем скоро мы узнаем о китайских властителях, правивших архидревнейшим Китаем во времена, предшествовавшие появлению Кесайр (также Кессайр, правильная транскрипция – Кесар; древнеирл.Cesair, Cessair)–женщины в ирландской мифологии, являвшейся предводителемсамой первой волны поселенцев в Ирландии и дочерью Бита, сына библейского Ноя. Кесайр прибыла на остров за сорок дней до всемирного потопа, а за шесть дней до потопа она умерла в месте, которое якобы в её честь называлось Куль Кесрах в современном Коннахте (исторический регион Западной Ирландии). Все её остальные спутники погибли во время потопа. По мнению ирландского учёного Дж. Кэри, легенда о Кесайр и её 50 спутницах может отражать древний кельтский миф о Стране женщин. Согласно этой древнеирландской легенде Кесайр прибыла на остров Ирландия в 2242 году от сотворения мира, что соответствует 2952 до н.э.

двойной клик - редактировать изображение

5. Реальная, а не вымышленная китайская история не такая завораживающая, каковой она подаётся нынешними китайскими историографами.

двойной клик - редактировать изображение

Начиная со времён возникновения династии Шан (Инь) в XVII веке до н.э.на относительно небольшой территории, где возникло первое протокитайское государство и вокруг него, долгое время вплоть до периода правления Цинь Шихуанди (秦始皇帝, буквально: «великий император основатель Цинь», настоящее имя Ин Чжэн (嬴政, 259 год до н.э. – 210 год до н.э.) – правитель Государства Цинь (с 246 года до н.э.), положивший конец двухсотлетней Эпохе Воюющих Государств) шла длительная непрерывная борьба между собой племён и народностей различного этнического и генетического происхождения, а также первых раннеклассовых государств. К 221 году до н.э. Цинь Шихуанди установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

двойной клик - редактировать изображение

Цинь Шихуанди – величайшая личность китайской истории, сумевшая создать управленческую команду («глубинное государство» одного поколения) для реализации великой идеи – объединения разрозненных государств, племена и народы которых стали той массой, которая сформировала китайскую национальную идентичность в период правления династия Хань (漢朝/汉朝, 206 год до н.э. – 220 год н.э.). Процесс формирования идентичности общности китайцев-ханьцев осуществлялся по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смешение. Данная реализованная на практике за период правления династия Хань концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе как социальных, так и этнических. Объединяющей идеей для этих племён и народов стала общая китайская письменность и разговорная речь, давшая основу диалектам современной северной диалектной супергруппы бэй.

6. Возможно, что сформированное при Цинь Шихуанди «глубинное государство» одного поколения, просуществовало до конца правления династии Хань. Возможно, что это «глубинное государство» разложилось намного ранее, но после конца правления династии Хань (220 год н.э.) наступил длительнейший период «китайского безвременья» (中国的永恒), продолжавшийся до начала второй половины XIX века, когда за очередными китайскими поражениями стало просматриваться что-то непонятное, но с каким-то неопределённым намёком на выход из него.

На поверхностном уровне представляется, что в этот длительнейший период «китайского безвременья» «глубинное государство» погибло или приняло невообразимые формы, когда его трудно было обнаружить по причине собственной беспомощности из-за частого чередования расширения границ Китая с их сокращением и распадом единого китайского государства, попаданием Китая в зависимость от внешних сил и данничество, а также двукратную полную потерю суверенности: правления в Китае монгольской династии Юань (1271 год – 1368 год) и маньчжурской династии Цин (1644 год – 1911 год).

Так, Империя Сун выплачивала дань:

1) монголоязычным киданям (с 1004 года, дань была увеличена с 1042 года, в 1075 году отдана часть своей территории);

2) тангутам (с 1047 года, ранее отданы территории в их пользу);

3) признаёт себя вассалом чжурчжэньской Империи Цзинь (с 1141 года платит дань).

Но при более пристальном изучении вопроса о «глубинном государстве» создаётся впечатление, что оно, будучи фактически исключённым из управления государством во времена правления династии Цин, в длительнейший период «китайского безвременья» либо:

1) мутировало, приняв порой странные и парадоксальные формы;

2) распалось на фракции, зажившие жизнями новых самостоятельных «глубинных государств», возможно носящих систему филиалов исходного «глубинного государства»;

3) осуществляло различные проекты по расширению собственно китайского влияния на всё более и более широкие территории вокруг исконных китайских земель с поглощением всё новых и новых народов.

Возможно, что даже двукратная полная потеря суверенности (периоды правления в Китае монгольской династии Юань (1271 год – 1368 год) и маньчжурской династии Цин (1644 год – 1911 год)) были успешно реализованными проектами «глубинного государства» по вовлечению в состав китайцев значимых территорий и народов (монголов, тунгусо-маньчжуров и тюрков), предки которых представлялись китайцам-ханьцам, как доставляющие или оказывающиеим беспокойство на протяжении многих тысячелетий.

7. Попробуем проиллюстрировать сделанную гипотезу. Итак, в конце длительнейшего периода «китайского безвременья» стали возникать антивластные восстания против правления династии Цин и засилья иностранного влияния. Произошло Восстание тайпинов (1850 – 1864 годы) –крестьянская война китайцев-ханьцев против маньчжурской Империи Цин и иностранных колонизаторов во главе с христианином-китайцем южной субэтнической группы хакка Хуном Сюцюанем, который создал Тайпинское Небесное Царство – независимое китайское государство, существовавшее на территориях,занятых восставшими. Само название «Тайпин» означает «Великое Спокойствие» и перекликается с раннедаосской школой Тайпиндао времён Ханьской империи, а также с целым рядом девизов-правлений III – XIV веков, что и позволяет говорить о Восстании тайпинов в контексте «глубинного государства».

Стоит немного отдельно рассказать о хакка, многочисленной субэтнической группе китайцев-ханьцев, проживающей преимущественно на юго-востоке КНР (провинции Цзянси, Фуцзянь, Гуандун), на острове Тайвань, в Гонконге, Индонезии, Малайзии и других государствах Юго-Восточной Азии, а также США и Канады. Миллионы представителей этой субэтнической группы китайцев-ханьцев веками проживают не только в Азии, но и в Австралии, Океании и Северной Америке. Даже в современном Республике Узбекистан существует посёлок городского типа Хакка, расположенный на территории Мархаматского района Андижанской области в Ферганской долине, куда в XIX веке бежали китайцы-мусульмане (дунгане или хуэй), а ещё ранее переезжали китайцы-ханьцы во времена Империи Цин.

Считается, что этноним «хакка», звучащий в переложении на нормативный китайский язык путунхуа как «кэцзя», возник во времена династии Сун (960 год – 1279 год) и означает «гость дома» (также «пришлые семьи» или «гостевые семьи»). По мнению многих учёных, слово «хакка» не является самоназванием, но было дано этой субэтнической группе китайцев-ханьцев коренными жителями тех территорий, в которых мигрирующие хакка воспринимались исключительно как пришлые чужаки. Южными китайцами мон-кхмерского, тай-кадайского(тайско-кадайского, дун-тайского, паратайского) и мяо-яоского происхождения переезжавшие северные китайцы-ханьцы воспринимались именно как чужаки.

Современные хакка считаются потомками уроженцев северного Китая (провинции Шаньдун, Шаньси, Хэнань), переселившихся с севера на юг страны в Средние века, под влиянием войн и прочих исторических обстоятельств. От других представителей китайского этноса хакка отличаются собственным языковым диалектом кэцзяхуа (客家話/客家话), обычаями и традициями, некоторыми особенностями материальной культуры и высокой социальной сплочённостью. Кэцзяхуа на слух непонятен носителям стандартного китайского языка путунхуа, отдельной письменной формы кэцзяхуа не имеет. Из всех китайских диалектов хакка фонетически наиболее близок среднекитайскому языку (中古漢語/中古汉语).

Если сравнить диалектные группы хакка и юэ, то разница между ними примерно такая же, как и между португальским и испанским языками; путунхуа же тогда можно уподобить французскому языку, тем более, что его фонетика в такой же степени отличается от фонетики испанского и португальского. Так как миграция проходила постепенно и несколькими волнами, на диалектную группу хакка повлияли встреченные по пути говоры, включая диалектной группы минь и языковмяо-яо. Также есть мнение о том, что на хакка особенно повлиял язык шэ, относящийся к языкам мяо-яо.

Во многих странах, включая Тайвань, Индонезию и Малайзию, представители хакка издавна играют заметную роль в крупном бизнесе, общественной жизни и политике. По некоторым данным, в 2000 году во всём мире насчитывалось около 32млн.хакка. В частности, численность народности хакка на Тайване составляет сегодня около 5 млн. человек, или больше 20% населения острова.

К субэтнической группе китайцев-ханьцев хакка принадлежали многие знаменитые люди, например, первый президент Китайской Республики Сунь Ятсен, а также супруги Сунь Ятсена и Чан Кайши– сестры Сун Цинлин и Сун Мэйлин. К хакка относят себя бывшие президенты Китайской Республики Чэнь Шуйбянь, Ли Дэнхуэй, премьер (председатель исполнительного юаня) Китайской Республики Ю Сикунь и многие другие известные на острове Тайвань политики, бизнесмены и общественные деятели. Общины хакка также имеются в Гонконге, в Сингапуре (пример: бывший многолетний премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю) и в Канаде (пример: 26-й генерал-губернатор Канады и телеведущая Адриенна Кларксон).

Язык (диалект) хакка весьма близок к языку (диалекту) юэ, однако образ жизни этих двух этнических групп радикально отличается: среди юэ – много богатых торговцев в разных государствах Юго-Восточной Азии, тогда как хакка – консервативные и патриархальные «домоседы». Между юэ (практически – китаизированными вьетами) и хакка (с высокой долей вьетской крови) долго продолжались клановые войны за земли, так как их общее вьетское происхождение имеет свои последствия, завершившиеся кровавой резнёй 1855 –1867 годов. Хакка – гораздо более патриотичны в отношении всего Китая в целом, тогда как юэ – патриоты, прежде всего, провинции Гуандун и специальных административных районов Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). Но в США и Канаде юэ и хакка являются доминирующими китайскими диалектными группами.

Таким образом, происхождение субэтнической группы китайцев-ханьцев хакка достаточно сложное: мон-кхмерский, тай-кадайский (тайско-кадайский, дун-тайский, паратайский) и мяо-яоский субстрат ощущал себя завоёванным и покорённым со стороны представителей собственно китайской северной супергруппы бэй в период «китайского безвременья». Так, постепенно складывался особый тип сознания и психологии носителей диалектов диалектной группы хакка, во многом протестный по своему характеру и духу. Но в формировании этого особого типа регионального духа приняло участие и нескольких волн миграции с севера Китая на юг во время войн и беспорядков, среди которых наверняка были представители ядра «глубинного государства», наряду с угнетёнными группами населения бэй. Вопрос о мутации или распаде «глубинного государства» эпоха Цинь Шихуанди остаётся открытым и достаточно мало изученным.

8. Затем последовало Дунганское восстание(1862 – 1869 годы), двухочаговое восстание мусульман-китайцев в провинциях Шэньси и Ганьсу (первый очаг), а также Юньнань (второй очаг). Поражение восстания привело к переселению группы мусульман-китайцев на территорию Российской империи и в юго-западную Монголию, унеся жизни от 8 до 15 миллионов человек, это восстание стало одним из самых кровопролитных военных конфликтов в истории. Каждая гражданская смута в Китае приводила к миграции представителей диалектной супергруппы бэй за пределы территории её формирования и традиционного проживания, доходя даже до Центральной Азии. Это способствовало распространению китайской письменности и культуры за пределы территории формирования китайцев-ханьцев, а сами принципы китайской письменности и особенности национальной психологии китайцев-ханьцев способствовали постепенному расширению границ китайского государства через сохранение и закрепление китайцев-ханьцев на новых территориях без подверженности их процессам ассимиляции. Был ли этот процесс случайным и стихийным на протяжении почти полутора тысячелетий или планируемым и управляемым «глубинным государством»?

Оба эти восстания (Тайпинское и Дунганское) стоили жизни 20 миллионам человек,что обозначило тенденцию на запрос у китайцев-ханьцев собственного «глубинного государства» в тот период истории или же громкую манифестацию, осуществлённую им самим. Все эти бедствия привели к консолидации элит тогдашнего китайского общества и попыткам экстренных реформ в Империи Цин.

Ещё с первого тысячелетия до н.э. и до конца первого тысячелетия н.э. число приезжих на территорию на Юг современной КНР и на север СРВ китайцев-ханьцев росло. На этих территориях проживали древние китаизированные и некитаизированные племена – юэсцы, которых китайцы-ханьцы вытесняли на бедные земли и в горы. В отличие от кочевников Средней Азии хунну и сяньби, юэсцы никогда не были значительной угрозой китайцам-ханьцам.

В правление династии Хань различали два юэских народа: наньюэ на юге (современные провинция Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный район и СРВ); и миньюэ на юго-востоке, у реки Миньцзян в современной провинции Фуцзянь. Имеются разногласия относительно того, на каком языке говорили юэсцы, это мог быть язык тай-кадайской семьи, семьи мяо-яо, австроазиатской семьи.

Большинство юэских народов влились в китайский этнос, и ныне их потомки проживают в провинциях Чжэцзян и Гуандун, преимущественно тай-кадайские народы–шаны, лао, тайцы, вьеты, маонань, мулао, ли, дун, шуйцы, дайцы, чжуаны сохранили свою этническую обособленность. Некоторые из них мигрировали в мон-кхмерские районы от пришедшей китайской власти.

Ввиду изложенного протестность нынешних катайцев-ханьцев, говорящих на диалектах диалектной группы юэ становится особенно очевидной.

9. Следующим этапом манифестации «глубинного государства» стало Восстание ихэтуаней (или Боксёрское восстание, ихэтуань (буквально– «отряды гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Империи Цин в 1898 – 1901 годах), когда восемь иностранных держав вторглись в Империю Цин. Это восстание было поднято китайцами-ханьцами, представителями северной супергруппы бэй, главным образом в провинциях Шаньдун и Чжили (современное название – Хэбэй) и Маньчжурии. Стоит отметить, что Восстание ихэтуаней затронуло интересы Русской православной церкви и православных христиан-китайцев. «Глубинному государству» не понравилось приобщение китайцев к православию. В мае 1900 года ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Империи Цин, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене (Шэньяне) произошла череда убийств и нападений на иностранцев и православных христиан-китайцев. На третий день столкновений начались поджоги зданий европейских миссий и христианских храмов, восемь из которых сгорело. 14 мая 1900 года было сожжено здание Русской православной миссии в Бэйгуане.

10. Впоследствии Сунь Ятсен(хакка) и другие будущие синьхайские революционеры соревновались с такими реформаторами, как Лян Цичао(юэ) и монархистами вроде Кан Ювея(юэ) в своих попытках трансформировать Империю Цин в современное государство. Огромен политический вклад представителей субэтнических групп китайцев-ханьцев хакка и юэ в Синьхайскую революцию.

11 октября 1911 года начались волнения, которые переросли в Синьхайскую революцию. Пу И, последний император, отрёкся от престола 12 февраля 1912 года.

11.Синьхайская революция (辛亥革命) – революция в Империи Цин, начавшаяся с Уханьского восстания 1911 года (в год Металлической Свиньи – 48-й год (辛亥, читается «синь-хай») по 60-летнему циклическому китайскому календарю). Одним из важных геополитических результатов Синьхайской революции для России стало провозглашение независимости Внешней Монголии. Малозаселённая, но обширная Монголия вскоре стала важным буферным государством между Российской Империей и Китайской Республикой, а затем между СССР и КНР.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

1.0x