Сообщество «Круг чтения» 16:39 1 ноября 2017

Слово о Белове

памяти русского гения
16

Василию Ивановичу Белову 23 октября 2017 года исполнилось бы 85 лет. Мог бы и дожить, но народные русские беды сломили его раньше времени.

Василий Белов — народный русский гений второй половины ХХ века. Самое изначальное понимание крестьянской народной жизни, которая уходила в прошлое на наших глазах, дано им. Белов как бы закрыл глаза древней русской крестьянской цивилизации. Россия будет вечно, русские будут вечно, но такой крестьянской России уже никогда не будет. Так получилось, что Белову и его друзьям-коллегам — Валентину Распутину, Виктору Астафьеву, Фёдору Абрамову, Владимиру Личутину — довелось стать свидетелями великого крестьянского исхода с земли. Они сами и есть последний выдох русской крестьянской цивилизации. Беловский Иван Африканович из "Привычного дела" и есть последний народный традиционный русский герой.

Я хорошо знал Василия Ивановича, часто бывал у него и в Вологде, и в Тимонихе, парился в его деревенской баньке. Думаю написать о нём книгу в серии ЖЗЛ. Василий Иванович Белов и по жизни был очень интересным человеком, крупной личностью. В мировой литературе я бы сравнил его с Фолкнером или с Маркесом, такими же народными гениями. Он до самой старости был резковат, своеобразен, не стеснялся в выражениях. Спорил даже с друзьями. Уж тем более — с начальниками, которых вообще не признавал.

Неслучайно Белов не хотел уезжать из Вологды. Он и из Тимонихи своей бы не уезжал. Но там писателю тяжеловато жить: деревня достаточно далеко от Вологды, нет нужных условий для работы. Покинуть же Вологду и переехать в Москву — особенно в те времена, когда он стал всемирно знаменит, — Белов не захотел. Он и похоронить себя завещал в Тимонихе. На карте появилась ещё одна Ясная Поляна, ещё одна сакральная точка для русской души.

То, что написал Василий Белов, — настоящая русская классика. Он — великий русский писатель, его произведения — продолжение литературы Толстого, Лескова, Пришвина. Перечитывал накануне нынешнего юбилея писателя его "Привычное дело"… И вновь, спустя десятилетия, прочёл ту трагическую правду о русском крестьянине, которую не слышали, не хотели слышать долгие годы. Многое ли сегодня мы способны добавить к привычному уже для всех "Привычному делу"? Не говорю о художественности — любое художественное произведение неповторимо. Говорю о социальной правде, говорю о глубинном понимании нашей истории XX века.

Василий Белов прошёл свой долгий христианский путь к истине. Как мы увёртливо притворялись, чего только не сочиняли о героях Василия Белова, не стремясь понять его главной правды — о расчеловечивании человека в условиях правления безбожной власти! О боязни человека быть человеком. Какие только споры не вели мы о "Привычном деле", одни — идеализируя Ивана Африкановича, другие — обвиняя его в пассивности! Мы не хотели признавать, что жил он, как и вся русская деревня в те годы, — за чертой милосердия. Вспомним и по-человечески поймём, как нарастал, как каменел лютый гнев против каторжного, крепостного порядка у Ивана Африкановича. Какую оборону держал он за своё сено, накошенное по ночам, за свою корову, а глубинно — за народный уклад жизни, который как-то надо, пересилив себя, стишив себя, перенести через всех этих уполномоченных. И вот наш Стенька Разин, наш Африканыч "…сгрёб длинную согнутую из железного прута кочергу: ну!". Такая ненависть сидит изнутри у каждого мужика к несвободным формам правления, что о "рабском существовании" крестьянина говорить может лишь человек, не знающий ни сути крестьянской жизни, ни природной тяги к земле. И нет в нём никакой покорности и смирения. Но — во имя земли и смирялись, во имя земли и терпели. А взрывалось всё — и уходил мужик, уже лишённый всяческих понятий о нравственности, о долге, о работе — в барачное безразличие. И главнейший принцип Ивана Африкановича, принцип нравственный — стремление выжить как народ. Сберечь себя в человечности.

Василий Ивнович в памятной беседе со мной сформулировал: “Что есть главное в русской душе? Совестливость. И религиозность. Христианство — это и есть совестливость… Прежде всего, нам надо жить. Значит, противостоять дурному. Почему не можем мы побороться за семью? Или за русских, нынче разбросанных по всем независимым республикам, лишённых всяческих прав?

Ты должен нести свой крест в жизни, какой бы она ни была. В любых условиях… Сегодня как губили русский народ — так и губят. И проснётся ли русский народ от спячки своей — не знаю. Но мы обязаны будить. Я только этим и занимаюсь все годы. Всей прозой своей.

…Я желаю русскому народу победить. Я не думаю, что возможно какое-то восстание. Если бы было возможно, то уже и случилось бы. Все данные к тому, чтобы восставать народу, есть. Но поскольку мы — христиане, мы соблюдаем христианскую этику. Если придёт война на Россию, я и в свои семьдесят лет пойду на войну. И, как мой отец, погибну, может быть. Я молюсь за Россию каждый вечер и за свой русский народ, за родных и близких. Молюсь за спасение русских людей…

История России продолжается и сегодня. И литература наша русская продолжается. И нам надо делать сообща наше русское дело".

Прозу Василия Белова читают и любят в Японии и во Франции, в Китае и в Израиле, его переводили на все языки мира, ещё при жизни признали классиком. А что сейчас? Прошли годы после его смерти. Жива ещё его вдова Ольга Сергеевна, живы многие друзья, стоит в родном беловском селе Тимониха отстроенная им церковь… Но уже десятки раз местные писатели и поклонники таланта великого писателя ставят перед вологодским начальством вопрос о присвоении его имени одной из центральных улиц города — например, Октябрьской, на которой он жил, о библиотеке, об установке памятника. В Вологде в эти дни прошли всероссийские Беловские чтения — на них снова поднимались эти вопросы. Но в ответ — тишина.

Будто так уж много в Вологде великих писателей проживало!.. Да, характер у Василия Ивановича был не сахар (а у кого из больших писателей был мягкий характер?), с чиновниками он часто ругался, стыдил их. Может, до сих пор помнят и мстят? Тем более на Западе за него никто заступаться не будет, да и министр культуры Владимир Мединский вряд ли вспомнит о нём. Но, может быть, потому и тормозят установку памятника русскому гению, дабы не поддерживать стержневое народное направление в державной русской культуре. Президент что-то там глаголет, снизу что-то требуют, а чиновничья губернаторско-министерская серёдка привычно отмалчивается и гнёт своё. Ей-то Василий Белов не нужен и страшен даже, как символ русского дела. Не нужен им Лад в русской жизни.

Кто как не сам Белов в первую очередь дал суровую оценку всей деревенской жизни, кто ещё дал такой социальный анализ раскрестьянивания крестьянина? Поэтому так жалко. Поэтому мечтается, что было бы, если б по другому, праведному пути развивалась деревня. В любой легенде о Беловодье идеалы высочайшие простого мужика крупно видны. Потому — "сияй, прощальный свет" любви того же Василия Белова, не менее своих героев тоскующего по несбывшемуся.. Его герои не только спасли мир от фашизма, они и нас всех спасали, пока могли, от исчезновения как народа.

Настало время нам полюбить их (а давно бы пора!) и спасти, если ещё можем, русскую деревню. Вспомните, как любовно идеализировали дворяне в конце прошлого века мир исчезающей помещичьей усадьбы, как поэтизировали её быт. С нескрываемой любовью писали о "дворянских гнёздах" и Тургенев, и Бунин, и Гончаров, и Чехов. А ведь там и Салтычихи жили, в тех усадьбах, и крестьян регулярно пороли-продавали — в тех самых красивых-поэтичных. Что же мы для крестьянства нашего никаких уступок делать не хотим, никакой красоты признавать не желаем, от корней своих отворачиваемся?

Не стало Караваек, не модны и поэтические баллады о верности женского сердца, ждущего двадцать пять лет мужа с войны (рассказ "На Росстанном холме"), как-то скудеют люди, богатые сердцем на доброту, столь любимые Беловым. По признанию самого писателя, нет уже и Иванов Африкановичей… Поздно поэтизировать, идеализировать. Поздно анализировать, социологизировать. Поздно любить и прощать. Даже сельскую живность жалеть поздно. Даже драматизировать и очернять действительно — поздно.

Знать — не поздно. Понимать — не поздно. Чтобы то, что будет завтра, отличалось большей человечностью. Чтобы на земле появились, наконец, её настоящие народные хозяева. А земля передаст с неизбежностью людям, полюбившим её, знание о себе. Вот потому всегда необходим родной вологодской земле и всей России писатель Василий Белов. 

Cообщество
«Круг чтения»
14 1 179 728
Cообщество
«Круг чтения»
1 0 7 483
23 октября 2017
Cообщество
«Круг чтения»
0 0 5 628

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
1 ноября 2017 в 18:55

...Светлая память...

1 ноября 2017 в 20:00

Написана статья в привычном для Бондаренко "христианском" ключе: "Василий Белов прошёл свой долгий христианский путь к истине". Как же обойтись автору без христианства? Видимо Бондаренко засмотрелся позавчера на Гундяева у "Стены скорби"...

Не мог бело-коричневый Бондаренко удержаться, чтобы не напомнить себе "о расчеловечивании человека в условиях правления безбожной власти!" А сегодня власть "набожная", Владимир? Любите ее больше советской? Честно?

А что касается "боязни человека быть человеком" - это Вы о нынешних бомжах, нищих и полунищих в России. Неужели в годы Вашей жизни Вы видели таких людей на каждом углу при советской власти?

В конце Вы пишите: "Чтобы на земле появились, наконец, её настоящие народные хозяева". Это при нынешнем буржуазном режиме? При капитализме появятся "настоящие народные хозяева"? Это как понимать?

Вопросы, вопросы, вопросы...

3 ноября 2017 в 05:54

Почему-то Вы, Владимир, забыли рассказать о политическом кредо В. Белова, изложенное им в статье «Бесстыдство» почти 20 лет назад, когда, опьянев от ельцинской демократии и безнаказанности, возомнил себя великим политиком и "духовным лидером народа». Вы помните, как в ту пору он нагло требовал от председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова "...всенародно, искренне покаяться перед народом за раскулачивание и последующий колхозный грабеж мужика. Во-вторых, публично попросить у всей России прощения за многолетнее преследование православной религии. В-третьих, отказаться от марксистских догм и обязательно переименовать партию (в народную, социалистическую или какую иную) просто необходимо, потому что марксизм-коммунизм русскому народу, хотя бы крестьянству, давно набил оскомину». ("Завтра", БЕССТЫДСТВО, 11(224), март 1998)

Требовал покаяния за грехи, в совершении которых и сам участвовал, получая награды от советского правительства -ордена Ленина (16.11.1984, Трудового Красного Знамени (22.10.1982), медали и Государственную премию СССР (1981).

И требовал каяться не у "Стены скорби" в конце октября сего года, а 20 лет назад. А мы гадаем сегодня, кто это выдумал требовать покаяния у компартии, у всего народа русского. А почему народ не может потребовать покаяния за предательство от писателей и критиков, считающих себя русскими и принимавшими активнейшее участие и в развале СССР и в ельцинской демократизации России?

Что же Вы, Владимир, не вспомнили этот постыдный факт из жизни второразрядного писателя?

3 ноября 2017 в 23:43

Белов участвовал в раскулачивании? преследовал православие? исповедовал марксизм? Или советские награды он получил за литературу?
А уж эпитеты, которые Вы употребляете ("нагло", "возомнил", "второразрядный") не покойного Белова оскорбляют, а Вас позорят

4 ноября 2017 в 01:51

Что-то долго молчали, товарищ человек и редактор. Своих покрываете. Позорите и себя и Владимира Бондаренко. Пусть бы он ответил и мы могли бы с ним поспорить на фактах.

Кстати, известный советский критик Николай Федь в книге "ЛИТЕРАТУРА МЯТЕЖНОГО ВЕКА. Диалектика российской словесности. 1918–2001 гг.» давно высказал мысли, мною использованные в моем комменте. И Ваш начальник, вероятно, знает об этом исследовании. А если не знает, то стыдно не изучать популярные книги светских критиков и литературоведов. В. Бондаренко отнести к советским литературоведам не могу, хотя перечитал все его книги. Извините за несогласие с Вами.

4 ноября 2017 в 13:22

Извините, конечно, но мыслей не обнаружено. О каких фактах идёт речь?! О статье Белова, в которой он задевает КПРФ? А контекст помните? Вы статью-то Белова прочитали? Или у Федя цитатку взяли?

4 ноября 2017 в 21:49

А что Бондаренко онемел и не может вступить в спор сам без промежутка???

Он утверждает, что Белов - гений? "Гений созидания" или "гений разрушения" своей родины?

Разве может писатель считаться гением, если он произносит о себе такие слова:

"Нет и советской власти. Я понимаю, что и я приложил руку к ее уничтожению своими писаниями, своими радикальными призы- вами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели. И опять мне стыдно за свою деятельность: вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла еще большая. Как не стыдиться?"

Угадайте, чьи эти слова?... Откуда эта цитата взята мною? Спросите у шефа. Он Вам подскажет!

4 ноября 2017 в 22:46

А почему Вы считаете, что Бондаренко должен отвечать на какие странные комментарии? У какого шефа Вы всё время предлагаете мне что-то спросить?
Насчёт беловской цитаты - да, может считаться гением, тем более если произносит такие слова.
Никакой логики в Ваших подколах нет. У Вас вообще с логикой плохо. Вы - материалист, но не можете "простить церковникам отлучения Толстого" - а в чём беда, простите для Вас, ведь это проблема для религиозных людей? Наоборот, Вы должны радоваться, что связь Толстого и Церкви оборвана.
Кстати, а не хотите в Вашей же манере поискать скелеты в шкафу Горького? Например, как так получилось, что великий пролетарский писатель в 20-30 годы большую часть времени жил в Италии? Помните, наверное, какой тогда режим был в Риме?

5 ноября 2017 в 22:19

Вы хоть немного знакомы с историей литературы и критики? Какие Вы книги о Горьком читали, дружок?

7 ноября 2017 в 12:15

Вы на вопрос лучше ответьте, дружок.

4 ноября 2017 в 23:35

- А почему Вы считаете, что Бондаренко должен отвечать на какие странные комментарии?

Потому что он автор статьи, к которой Вы, между прочим, не имеете никакого отношения.

Потому что кроме комментариев, замечу, весьма странных для редактора, который кстати ОБЯЗАН знать тему своей работы, Вы ее не знаете!!!

- У какого шефа Вы всё время предлагаете мне что-то спросить?

У главного редактора, разумеется, если Вы редактор, а не подстава.

Насчёт беловской цитаты - это из разговора В. Бондаренко с В. Беловым. Может, Вам, редактору??? еще и источник указать???

Не бойтесь спросить у Бондаренко. Может, он вспомнит разговор двух "гениев"??

5 ноября 2017 в 12:58

Автор статьи не обязан отвечать на комментарии. Может, если захочет, но не у всех есть на это время. К слову, и желание не у всех есть, ибо значительная часть комментариев, к нашему большому сожалению, не имеет отношения к содержанию статей.
Я к этой статье имею прямое техническое отношение: выложил её на сайт.
Зачем мне с неясными целями обращаться к главному редактору - я так и не понял.
Насчёт цитаты Белова, я понял, что это Белов. На Ваш вопрос я-то ответил. А Вы на мои нет, ибо сказать Вам нечего

5 ноября 2017 в 17:40

Это Вам сказать нечего, дружок. Источник цитаты редактор должен найти, чтобы знать хотя бы о том, о чем идёт речь. Должен знать всю литературу на данную тему.

Если Вы только выставляете или по приказу шефа убираете статьи и комментарии, то Вы не редактор, а просто ЧЕЛОВЕК, мало разбирающийся в содержании материалов, попадающих в Ваши руки. Об этом Вы сами и говорите: "Я к этой статье имею прямое техническое отношение: выложил её на сайт".

То есть Вы - техник по Вашему признанию. Тогда почему Вы вступаете в диалог со мной? Я ведь тоже автор и комментариев и статей, а Вы нет. Вам, технику, какое дело до меня и моего мнения.

Вы: Автор статьи не обязан отвечать на комментарии.

Я: Согласен. Но и статьи писать не обязан. Если мнения читателей автора не интересуют, то зачем писать статьи и книги? Исключение составляют ГЕНИИ. И то --- умный гений обязательно следит за критикой...

А спрашивать, если чего-то не знаешь, надо. Это учеба. Не бойтесь спросить у Бондаренко. Может, он вспомнит разговор двух "гениев"?? Двух атнисоветчиков. Двух антикоммунистов в канун Великого Октября.

Они оба принимали активное участие в разрушении своей Великой державы. Белов признался в своей грубейшей ошибке в жизни, а Бондаренко все ещё порхает на крыльях белогвардейской славы своей. Об этом я и веду разговор.

7 ноября 2017 в 12:13

Мне неведом выдающийся публицист Горбунов. Завести блог и что-то печатать - в мире социальных сетей - мелочь. А сайт сделан как социальная сеть. И расскажите, дружок, как Вы спасали советскую власть, когда она рушилась? Что Вы делали в девяностые годы, когда Бондаренко делал газету "День"?

7 ноября 2017 в 19:21

Вы расскажите о своих подвигах вначале, а потом спрашивайте других. Жду!

7 ноября 2017 в 19:26

Уточню. А Бондаренко делал АНТИСОВЕТСКУЮ газету "День". И продолжает прославлять белогвардейский террор до наших дней вместе с церковными мракобесами вроде вечно крестящегося Душенова. Два сапога -- пара...