Авторский блог Артемий Степанов 09:55 5 августа 2014

Словесный хаос наших дней

Жан Бодрийяр в своей книге «Прозрачность зла» писал, что события происходят один раз, а после этого они выходят на орбиту и вращаются вокруг нас, то появляясь, то исчезая из нашего поля зрения. Точно также настоящие нацизм и настоящий фашизм уже однажды появились и исчезли в океане мировой истории. Однако их призраками, их неточными и извращенными копиями продолжают пугать с экранов телевизоров.

В глубокой древности наши предки с особым трепетом относились к языку, наделяя каждое слово и предмет, который оно обозначает, особым, магическим значением. Тот, кто знает настоящие имена предметов и знает их происхождение, тот может управлять миром- считали они. И были правы, ведь язык-это дом нашего бытия, как метко выразился немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер. Именно он есть та реальность, в которой мы живем и в рамках которой мы мыслим. Язык состоит из терминов, и значения этих терминов определяют то, как мыслит и воспринимает мир каждый из нас. Одной из причин многих заблуждений является терминологическая «свалка», которую из себя представляют подавляющее большинство телепередач и ток-шоу, транслируемых по центральным каналам, наиболее популярных печатных изданий и интернет-ресурсов. Наблюдая за средствами массовой информации, включая весьма читаемые сообщества в социальных сетях, можно предположить, что через их призму человеку, не имеющему достаточно знаний в гуманитарной области, трудно воспринимать политические события адекватно и объективно. В связи с событиями на Украине, которые так сильно волнуют практически всех, авторы статей, постов и публичных высказываний все меньше заботятся об уместности употребления слов, которые, к сожалению, превратились в размытые штампы. Любая война сеет хаос, и не только в виде человеческих жертв и разрушений домов, но и в виде заблуждений. Это связано с общим сильным накалом эмоций и страстей, а также с устоявшимися смысловыми искажениями, которые засели в головах. Нам необходимо понять, откуда берутся эти искажения и разобрать некоторые особо распространенные ошибки.

Прежде всего, терминам как таковым свойственно менять свое значение в разных контекстах. Например, слово «клетка» имеет множество значений, и при его употреблении все участники разговора должны понимать, что именно обозначает этот термин исходя из контекста. Нахождение в одном «дискурсе», т.е. контексте-это необходимое условие любого адекватного обсуждения. Проблема взаимопонимания есть проблема общечеловеческого масштаба, над которой бьются философы, лингвисты и психологи уже многие столетия. Живя в одно и то же время, говоря на одном языке и принадлежа к одной культуре, мы часто умудряемся спорить просто из-за разного понимания одних и тех же слов, а не из-за настоящих концептуальных противоречий, если это недопонимание ускользает от нашего внимания. Это есть главная проблема человеческого общения. Из-за чрезмерной глубины и неразрешимости нам лучше ее оставить, просто принимая во внимание ее наличие.

Еще одной проблемой является намеренное искажение значений терминов в угоду какой-либо идеологии или политической теории. Это создает дополнительные трудности. Нередко эти искажения становятся настолько привычными для нас, что мы даже не задумываемся. Например, сегодня, самым распространенным политическим ругательством является слово «фашизм». Мы уже привыкли слышать про «украинского фашиста Порошенко», «американский фашизм» и прочие обвинения в фашизме в чей-то адрес. Но дело в том, что ни Порошенко, ни Обама, ни Меркель фашистами не являются и быть ими не могут по определению этого термина. Можно сколько угодно критиковать их внешнюю или внутреннюю политику, но было бы разумно делать это правильно и называть вещи своими именами для того, чтобы иметь правильную картину мира, неискаженную всевозможными штампами, которые не имеют никакого отношения к реальности.

Итак, слово «фашизм» получило распространение в Советской России еще в двадцатые годы. 31 ноября 1921 года в газете «Известия» публикуется примечательное для нашего случая стихотворение великого Маяковского:

Товарищи фашисты, милости просим!
Вместе власть буржуев сбросим!
Фашисты и большевики-пролетарии братья,

Крепите над миром красные объятья!
Пролетарии, стройтесь в единую линию,
сегодня командуют Троцкий и Муссолини!
Красное знамя борьбы пролетариев,
сегодня развернуто от России до Италии.

В сознании большинства людей на постсоветском пространстве слово «фашизм» имеет исключительно негативный оттенок, а такое стихотворение вызовет к лучшем случае просто удивление. Дело в том, что фашизм как политическое движение изначально было задумано как антикапиталистическое. Что характерно, его создатель, Б. Муссолини, какое-то время состоял в Социалистической Партии Италии и даже лично был знаком с В.И. Лениным. Но Первая Мировая война, в которой он участвовал, покончила со всякими его ранними иллюзиями об интернационале и привела его к разрыву с марксистским движением. Экономическая составляющая фашизма переняла множество элементов именно из социалистической концепции, включая плановую экономику и широкие социальные гарантии для представителей рабочего класса. При всем при этом фашизм не стал социалистическим движением, так как в его основе лежит сотрудничество классов во имя процветания нации, а не классовая борьба. Социалистические элементы, точно так же, как и элементы капитализма, были поставлены на службу государству и обществу. Главным ценностным отличием фашизма от социализма состоит в том, что первичной ценностью фашистской идеологии является конкретная нация и государство как ее политическое оформление, а не Мировая Революция и освобождение мирового пролетариата.

Что касается национального вопроса, то итальянский фашизм включает в себя в большей степени гражданский и культурный национализм, нежели этнический. В Национальной Фашистской Партии Италии состояли даже этнические евреи, а давление на иудейскую общину было минимальным. Масштабные же преследования иудеев начались лишь только в 1938 году, да и то под давлением Третьего Рейха. Безусловно, элементы расизма также имели место: в Италии были запрещены браки между европеоидами и не-европеоидами, но, как мы знаем, в реалиях XX века это не было новшеством. В «демократических» Соединенных Штатах расовая дискриминация была куда более жестокой, чем в фашистской Италии. В экспансионистском характере своей международной политики фашизм основывается на жестком реализме и законах исторического развития народов. В «Доктрине фашизма», основном программном тексте фашистской партии, об этом пишется следующее: «Для фашизма стремление к империи, т.е. к национальному распространению, является жизненным проявлением; обратное, «сидение дома», есть признаки упадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются империалистами; умирающие народы отказываются от всяких претензий». К сожалению, или к счастью, но эти слова подтверждаются историческими фактами и политическими событиями. Фашисты лишь озвучили то, что понимают, но умалчивают те, кто называют себя либералами, демократами и «борцами за общечеловеческие ценности». Муссолини считал идею фашизма оптимальной для благоденствия итальянского народа в рамках его государства-империи, но ни о какой необходимости мирового господства этой идеологии он не говорил, в отличие от последователей универсалистских концепций, желающих осчастливить все человечество даже вопреки его желанию. Спецификой итальянских репрессий было то, что они были в большей степени политическими, нежели этническими. Это вообще характерно XX веку, веку столкновения идеологий. После окончания Второй Мировой, когда капиталистический и социалистический лагерь стали соревноваться в мнимой гуманности, репрессии продолжились с обеих сторон. Из всего этого можно сделать вывод, что фашизм есть идеология неприкрытого политического реализма, выдержанного в лучших традиция Макиавелли. Безусловно, такая идеология не могла спокойно уживаться в условиях всеобщей моды на риторику будущего преображения человечества и на разговоры об универсальных ценностях и правах человека. Примечателен и тот факт, что Италия участвовала в военных действиях в Европе, в том числе против СССР, только посредством небольшого военного контингента, за которым особых зверств замечено не было. Так почему же слово «фашизм» стало обозначением абсолютного зла для многих наших сограждан?

Причина кроется в том, что для обозначения идеологии главного врага Советского Союза, Нацистской Германии, слово «нацизм» не очень подходило с точки зрения пропаганды, которая в войнах эпохи Модерна стала мощнейшим орудием. Слово «нацизм» есть аббревиатура словосочетания «национал-социализм». Соответственно, оно содержит слово «социализм», что создавало определенные неудобства, ведь в сталинском СССР был именно социалистический строй. Во избежание неудобных вопросов и ненужных сомнений советские пропагандисты совершают подмену понятий, назвав Нацистскую Германию фашистской, а нацизм приравняв к фашизму. На деле же фашизм и нацизм имели ряд существенных различий. Одним из них было то, что национализм Третьего Рейха был этническим, а чуть позднее расовым, что и повлекло за собой массовое уничтожение евреев и цыган, которого не было в Италии.

По окончанию Второй Мировой, после исчезновения реальных фашистов, «фашистскими» стали называть любые антисоветские силы, и постепенно стало мало кого интересовать, являлись ли эти силы таковыми на самом деле. Еще перед военным вторжением Германии эта подмена понятий обретала совершенно удивительные проявления: Л.Д. Троцкого изображали в нацистской форме и называли фашистским шпионом. Вряд ли рационально можно понять, где проходят соответствия между троцкизмом, нацизмом и фашизмом. Позднее, после разрыва между Югославией и СССР, и Й.Б. Тито, главного руководителя красного сопротивления на Балканах, стали изображать точно таким же образом. Даже бывшие страны-союзники после Второй Мировой в советской прессе стали клеймиться фашистскими. Маразм крепчал, а термин «фашизм» окончательно оторвался от своего первоначального значения, превратившись в бессмысленное ругательство, содержащее лишь эмоциональную окраску политического противника.

Итак, можно ли назвать послемайдановскую Украину фашистской? Единственное, что ее может объединять с фашизмом -это цензура СМИ и жестокое подавление оппозиции. Хотя это черта и присуща фашизму, она не является отличительной, так как она присуща всем государствам в критический период для правительства и самой государственности. Даже в странах Евросоюза и США, которые позиционируют себя как главный оплот демократии в этом мире, любое по-настоящему опасное инакомыслие подавляется не менее жестоким образом. Социально-экономическое устройство Украины и близко не стоит к корпоративизму фашистской Италии и других по-настоящему фашистских стран XX века. Ни про какие реальные социальные гарантии, действительно работающие профсоюзы, плановую экономику и «союз классов» не идет и речи, так как весь крупный капитал находится в руках олигархии, включая правящего президента Порошенко. Что касается внешней политики, то Украина на деле даже не стремится не чтобы к государству-империи, но даже к обычному суверенитету. Украинский же национализм никогда не был созидательным, в отличие от итальянского, немецкого или русского. Он всегда был оружием в руках западноевропейских игроков, направленным на разрушение, но не на создание. Его главная формула- «Украина-не Россия», которая сама за себя говорит. Современные националистические украинские движения даже не находятся у власти, хотя позволяют собой пользоваться, в том числе в рамках подавления русского восстания в Новороссии. Так называемая украинская нация и ее благоденствие явно не входит в планы правящей элиты. Националистические лозунги, при чем направленные сугубо против России и русских - это всего лишь ширма, за которой скрывается борьба за сохранение и обретение капиталов олигархов. Напомню, что настоящая фашистская концепция предполагает подчинение экономики интересам нации, но не интересов нации нуждам экономики. Вместо Третьего пути, проходящего между Сциллой капитализма и Харибдой коммунизма, мы наблюдаем очередную марионеточную неолиберальную диктатуру, выражающую финансовые интересы узкого круга крупной буржуазии и геополитические амбиции блока НАТО.

Точно также Украину невозможно назвать нацистским государством. Ведь для того, чтобы быть «справжним украинцем», не обязательно иметь соответствующее этническое и расовое происхождение. Можно быть от рождения русским, армянином или даже ортодоксальным иудеем, и до тех пор, пока вы действуете в интересах этого неолиберального режима, о вашем кровном украинстве ни у кого не возникнет никаких вопросов. И ваша сексуальная ориентация тоже никого не будет интересовать (в Фашистской Италии и Третьем Рейхе гомосексуализм был жестко наказуем) до тех пор, пока не появится повода для ее использования в качестве обычного компромата. Достаточно посмотреть на национальный состав высших государственных чинов, военной элиты и даже украинского националистического движения, чтобы усомниться в существовании настоящего нацизма в Украине.

Французский философ Жан Бодрийяр в своей книге «Прозрачность зла» писал, что события происходят один раз, а после этого они выходят на орбиту и вращаются вокруг нас, то появляясь, то исчезая из нашего поля зрения. Точно также настоящие нацизм и настоящий фашизм уже однажды появились и исчезли в океане мировой истории. Однако их призраками, их неточными и извращенными копиями продолжают пугать с экранов телевизоров. Многие попадают под обаяние этих призраков, становятся жертвами подмены понятий, произошедшей многие десятилетия тому назад. Термины, лишенные своего первичного, подлинного значения, овладевают сознанием, встраиваются в мировоззрение и мешают воспринимать постоянно меняющийся мир таким, каким он нам является. Он преподносит нам новые события и новые вызовы, которые не поддаются старым категориям, тем более перетерпевшим сильное и намеренное искажение. Для того, чтобы исправляться с новыми испытаниями, которые приносит новая эпоха, мы должны избавиться от мешающих предрассудков и начать называть вещи своими именами, возможно даже новыми, во избежание еще большей путаницы.
Казалось бы, какая разница, что как называть?

Разница значительная. Слова - главная составляющая любой манипуляции сознанием, ведь каждое слово вызывает определенную ассоциацию. Но ассоциации у каждого могут быть совершенно противоположными. Намеренно и невольно мы манипулируем друг другом каждый день. Далеко за примерами ходить не надо: называя себя «антифашистским», пророссийское движение Новороссии настроило против себя наиболее глупых и узколобых представителей русского правого движения в России. Это произошло просто из-за того, что в среде российских правых слово «антифашизм» ассоциируется с теми антитрадиционными ценностями, которые отстаивает либеральный Запад и подконтрольные ему киевские власти, а для русского населения Украины оно обозначает главным образом противостояние насильственной украинизации и галичанскому шовинизму. Живя в разных условиях, разных политических дискурсах, они вкладывают в одно и то же слово совершенно разное смысловое содержание.

Надеюсь, пример более чем понятный и хорошо показывающий всю значимость правильного использования слов и элементарного взаимопонимания между людьми. Слово - великая сила, творящая нашу реальность, создающая и разрушающая целые миры. И никогда об этом не стоит забывать.

На фото: Квадратный Колизей, выстроен в 1938-43 годах по проекту архитектора Марчелло Пьячентини (http://www.kulturologia.ru/)

1.0x