Сообщество «На русском направлении» 00:15 19 июля 2023

Симонович-Никшич

Хоругвь Спасения

Рубрика «Наши Светочи» в «Завтра» – это огромный список известных людей, сотрудничавших с нашей газетой. Когда я задал вопрос «Есть ли в этом списке Л.Д. Симонович-Никшич?», мне ответили: «Надо уточнить. У нас там, в основном, деятели культуры, а он сам был ходячей культурой».

Если, как принято говорить, «в каждой шутке есть доля правды», то в этой шутке доля правды составляет все 100%. Ибо культура (в отличие от искусства, которое искусственно) по определению выстраивается на фундаменте Культа. А уж по поводу хождения – вряд ли есть в России хоть одна тропа, по которой не прошёл бы Донатович Крестным ходом…

Леонид Донатович Симонович-Никшич (30.05.1946 – 19.03.2022) потомок древнего сербского рода, был главой Союза православных братств, членом руководства Союза Русского Народа, Союза «Христианское Возрождение», Общества русско-сербской дружбы и многих других организаций. Но самым главным и самым известным его детищем, его образом жизни и её смыслом, конечно же, стал Союз Православных Хоругвеносцев. Само это название сделалось нарицательным: паролем, отличающим своих от чужих. Для наших – казалось бы немыслимым в реалиях современного социума эталоном веры Христовой, а для отребья – предметом для иронии, стёба, троллинга, хамства и чернухи – обычным набором либерастической травли оппонентов.

Хоругвеносцы всегда дистанцировались от политики, точнее, от того что сейчас, на западный манер, принято считать политикой. Они не желали и не желают быть использованы какими-то силами и быть втянутыми в бесотолковую межпартийную грызню. Однако в критических ситуациях хоругвеносцы всегда оказывались на правильной стороне баррикад, потому что их кредо: никогда не идти против Бога, русской государственности и русского народа. А это значит, что вырожденческий либерализм неприемлем ни в каком его проявлении, следовательно, всё то, что не является либеральным, всё оно лучше оного. И думается, что настоящей политикой заняты-то как раз они, хоругвеносцы. Именно такой она и должна быть: исполненная молитв, знамений и пророчеств; политика мироточивых икон, священных мест, где даже природа является частью богослужения; политика светлых и добрых людей. Настоящая небополитика, памятуя слова митрополита Иоанна (Снычёва) «Россия – есть Небо земное», где единственной приемлемой идеологией является богомiровоззрение.

А «нарратологи» строили предположения. Чьих он? На кого работает? Какая у него корысть? Какие амбиции? Не найдя ответа, они, по принятому ныне у «аналитиков» правилу, просто выдумывали ответы на эти вопросы. Закон бритвы Оккама гласит, что самое простое объяснение и является самым правильным. Простое, понимаете? Сиречь элементарное, банальное, тривиальное, азбучное. Но почему-то современный человек, под «простым» обязательно понимает грязь. Ведь бритва Оккама – лишь инструмент, и как с любым инструментом важно, в чьих руках он находится. И ответы очевидны: Донатович – Божий, а корысть его в том, что он собирает богатство своё на Небесах, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матфея, 6:20).

Да. Представьте себе. Такое возможно и в XXI веке от Рождества Христова.

И амбиции Донатовича гораздо шире, чем вы можете себе нафантазировать. Его амбиции – единение всех народов нашей огромной страны в одно великое, соборное братство, в котором, как сформулировал однажды А.А. Проханов, «человек человеку бог». А тогда и Христос снизойдёт и поселится средь нас.

Важно, что в полемике с иными «монархистами», призывающими нас к покаянию в цареубийстве, Симонович-Никшич всегда твёрдо отстаивал позицию: русскому народу каяться не в чем, наш народ Царя не убивал, нет на русских такого греха. А вот настоящие цареубийцы должны ответить за содеянное. Но кому под силу наказать виновных, как, когда, при каких обстоятельствах может свершиться это праведное возмездие, без которого все мечты об обществе справедливости так и останутся мечтами? В одном из своих стихотворений Леонид Донатович (для многих весьма неожиданно) сообщает, с какого события всё начнётся: «Скоро встанет из гроба Сталин».

Это метафора. И подлинные царисты – державники и исповедники – понимающе согласно кивают, услышав подобный вердикт, а эстетствующие мальчико-девочки, книжные начётчики и фарисеи от монархизма – в сторонке нервно хрустят известными булками.

***

Когда собираются вместе православные, из числа тех, что пришли ко Христу задолго «до того, как это стало модным», они обязательно помянут добрым словом «Всея Руси Хоругвеносца» (так в «Завтра» было озаглавлено сообщение о его кончине). И обязательно кто-нибудь в сердцах скажет: «Донатыч, моли Бога о нас!» Ведь ни у кого не возникает и тени сомнения, где сейчас пребывает его безсмертная душа.

Вообще-то так и почитают местночтимых святых. Но сам Леонид Донатович с такой своей характеристикой вряд ли бы согласился. Он бы усмехнулся (а он умел абсолютно серьёзно усмехаться), махнул бы рукой (его жестикуляция невыразимым образом соединяла в себе мягкость и жёсткость, и всегда напоминала направленное вовне крестное знамение, одновременно и указующее, и, словно оберег, защищающее), сказал бы: «Сейчас "святые", это, вон – Грета Тунберг…» и встал бы под иконы, земными поклонами смирять гордыню.

Он был рождён русской культурой, он был живой русской культурой, он ушёл в русскую культуру. И в самый критический миг, в самый страшный момент уготованного нам грядущего, поднятая им хоругвь явит нам спасительный ориентир.

1.0x