Германо-франко-бельгийский фильм Рауля Пека «Молодой Карл Маркс», рассказывающий о знакомстве и первых совместных действиях Маркса и Энгельса, вроде бы не делает никаких открытий.
Тем не менее, сам он в наше время является если не открытием, то событием, свидетельствующем… нет, не о пресловутом закате Европы, а, скорее, о поисках альтернативного пути развития общества. И пусть этот поиск уводит зрителя в прошлое, но вывод, сделанный в картине, однозначен: из мира капиталистической эксплуатации, где дешёвый труд рабочего обеспечивает высокие прибыли собственника-буржуа, выход есть только один – коммунизм.
Да, прошло уже более полутора веков с момента издания Манифеста Коммунистической партии, рабочие в странах Европы и США имеют социальные гарантии, а эксплуатируются теперь не европейцы или американцы, а граждане стран третьего мира, к числу коих теперь относимся и мы, русские, хищническая сущность капитализма изменилась мало. Главная цель капиталистического общества – максимально возможное извлечение прибыли и распределение её львиной доли среди немногих избранных, а не удовлетворение потребностей людей.
Позорно для России, первой вставшей на путь преобразования мира на иных, некапиталистических началах, что в год столетия революции подобные фильмы снимаются не у нас, а на Западе, с которым мы ведем свой потешный бой под теми же капиталистическими знамёнами…
Середина XIX века. В ряде государств Европы ещё господствуют абсолютные монархии и феодальный строй. Однако, в странах, переживших буржуазные революции, наращивает темпы капитализм, оказавшийся куда более агрессивным и ненасытным, чем феодализм.
Особенно стремительно этот процесс идёт в Англии, пережившей как социальную, так и промышленную революцию. Здесь на предприятиях используется женский и детский труд, естественно, низкооплачиваемый; устанавливаются всевозможные штрафы за сознательную или случайную порчу имущества собственника; малейшее неподчинение грозит незамедлительным увольнением.
Совладельцем такого предприятия в Манчестере является отец молодого Фридриха Энгельса. Там же Фридрих знакомится со своей будущей женой Мэри Бёрнс – представительницей низшего класса, дерзкой работницей-бунтаркой на фабрике, увольняемой на его глазах.
Молодой, известный лишь узкому кругу читающих интеллектуалов Карл Маркс вынужден за свои крамольные писания покинуть Родину и обосноваться в Париже.
Общественная жизнь в Европе кипит, только пар выпускается впустую, как из чайника.
Огромным авторитетом пользуется Прудон, чья образная метафора «собственность – это кража» ласкает слух рабочих, социалистов и анархистов, но мало впечатляет Маркса, тяготеющего не к красоте художественного слова, а к смысловой конкретике.
- Когда я краду чью-то собственность, у кого я краду, у вора? – спрашивает Маркс у Прудона и не получает ответа.
- Ваша фраза – это образ, который гоняется за своим хвостом, - иронически дополняет слова мужа Женни Маркс.
Собственно борьба идей, а не личностные характеристики её носителей или их частная жизнь, как это часто бывает в кино, является главной темой фильма. В то же время и Маркс, и Энгельс, только-только пробивающие себе дорогу в мире признанных авторитетов, и греющийся в лучах славы Прудон, и высокомерный Вейтлинг, чьи воззрения посмели оспорить два дерзких немца, – это не просто носители идей из учебника истории философии, это живые люди, каждый со своей жизненной позицией, мотивацией, характером и темпераментом.
Радушно принимает Маркса русский анархист Михаил Бакунин, для которого нет ни бога, ни короля, ни учителя. Но и учения, способного повести за собой не сотню людей во время беспорядков, а изменить мир, у Бакунина тоже нет. Нет такой теории и у Вейтлинга, мечтающего о народном счастье, но не желающего создавать новых теорий. Прудон же и вовсе удовлетворён собой и тем, что имеет, следовать далее в развитие своих идей он явно не желает.
Единственными, кому вся эта возня надоела и кто пытается выработать общие принципы борьбы с капиталом, становятся Маркс и Энгельс.
Зло (капитализм) крепнет с каждым днём, а противопоставить ему нечего, кроме абстрактных лозунгов о всеобщем равенстве и братстве, в буржуазную эпоху уже устаревших. Ведь не могут представители антагонистических классов нового общества быть братьями, говорит Энгельс в своей пламенной речи перед членами «Союза справедливых» - организации немецких политэмигрантов, созданной Вильгельмом Вейтлингом.
Характерна в этом плане случайная встреча Маркса и Энгельса с владельцем литейных заводов в Нейлором, во время которой капиталист недоумевает, почему он не вправе использовать любой труд (ночной, детский) для получения прибыли.
- Работа ночью не влияет на здоровье, - говорит Нейлор.
- На ваше здоровье, - уничтожающе парирует Мэри Бёрнс.
- Без детского труда наши цены были бы ниже рыночных, - продолжает Нейлор.
- Значит, вам пришлось бы платить справедливую заработную плату, - делает вывод и обвиняет Маркс.
Нейлор не хуже и не лучше других: это существующие производственные отношения делают его чудовищем. Изменить систему производственных отношений – такую задачу ставят Маркс и Энгельс и пытаются убедить в своей правоте остальных. Но поначалу не находят понимания ни у кого.
«Союз справедливых», несмотря на свою внешнюю суровость, оказывается организацией, чьи идеи сводятся опять-таки к абстракции: «Все люди - братья». Но Маркс и Энгельс настаивают на том, что нужны не просто красивые (но по сути неверные) лозунги. Нужна новая революционная теория.
Интересное суждение высказывает Маркс по поводу России в присутствии Павла Анненкова – в будущем известного русского литературного критика:
- Это единственное место для неопределённых альянсов между смутными пророками и учениками. Но в наших странах… ничего не может быть сделано без материалистической теории.
Да уж, «умом Россию не понять…». И революция в ней произошла не по Марксу, хотя и под знаменем марксизма. А в странах Европы социалистические революции захлебнулись. И несмотря на богатейшее теоретическое наследие, сегодня европейские левые лишь только бредят революцией.
Не получив поддержки от авторитетов социалистического движения, Маркс и Энгельс решают взорвать его изнутри. На конгрессе «Союза справедливых» Энгельс говорит не о доброте, вызывающей у людей слёзы, но о борьбе: «Сильные не плачут». Он показывает несостоятельность старых установок и старых лозунгов:
- Современная промышленная революция создала нового раба. Этот раб – пролетариат. Освободив себя, он принесёт свободу всему человечеству. И у этой свободы есть имя: коммунизм.
И вот на смену «Союзу справедливых» приходит «Союз коммунистов» с его лозунгом, не потерявшем своей актуальности и в наши дни: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Свою победу на конгрессе два молодых человека, вздумавшие изменить мир, закрепляют написанием Манифеста Коммунистической партии, первые строки которого звучат в фильме:
«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские…
Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».
Месяц спустя началась революция 1848 года…
Главный труд Маркса – уже не молодого, а зрелого, - фундаментальный «Капитал» остаётся незавершённым потому, что сам объект критики находится в постоянном движении, говорят нам финальные титры. А видеоряд, как будто дополняя эту мысль, демонстрирует события века двадцатого - натиск капитализма и оказываемое ему сопротивление: уличные демонстрации и столкновения с полицией, биржевую лихорадку и экономические кризисы, безработицу и голод, новые войны, развязанные капиталом, и новые революции, стремящиеся остановить всё это безумие…