Сообщество «Историческая память» 00:07 1 марта 2021

В переломное время

Василий Шульгин и Россия в 1917 году

Шульгин В.В. Россия в 1917 году: избранные работы / Составитель, автор вступительной статьи и комментариев А.В. Репников. М. Посев. 2020. – 848 с., илл.

Василий Шульгин – русский общественных и политический деятель Российской Империи, депутат трех Государственных Дум Российской империи, публицист, журналист.

Начало 1917 года он встретил как оппозиционер власти. Василий Шульгин полагал, что с существующим на тот момент правительством, Россия не сможет одержать победу в войне. Эта позиция была основана и на его личных наблюдениях. Он сам побывал на фронте и был ранен. Его оппозиционное отношение к власти оформлялось не сразу и укрепилось в ходе войны. К концу 1916 года оно достигло максимального пика, который только был возможен для человека, еще недавно называвшего себя монархистом и позиционировавшего себя как русский националист. Свои взгляды Шульгин выражал, как в ходе выступлений в Государственной Думе, так и на страницах своей газеты "Киевлянин". Не случайно, что в начале 1917 года его статьи в "Киевлянине" снимались цензурой. Мало кто сейчас знает, что такое «белые квадраты» в газетах того времени. В книге можно увидеть изображение номера газеты "Киевлянин" от 31 января 1917 г. Передовая статья В.В. Шульгина снята цензурой. Оставлены только первая строчка «Киев, 30-го января 1917 г.» и фамилия автора, а все остальное — пустое место, те самые «белые квадраты». В начале 1917 года Шульгин блокировался с оппонентами самодержавия, был из тех, кто призывал «валить власть» и затем лично наблюдал, как происходило отречение от престола Николая II.

В конце 1917 года Шульгин стал активным участником нарождавшегося белого движения, а в 1918 году опубликовал серию статей под заголовком «Монархисты». О том, какие метаморфозы происходили со страной и с Шульгиным в 1917 году рассказывает третья, последняя книга серии его избранных работ. В нее вошли знаменитые "Дни" — воспоминания Шульгина о Февральской революции, впервые снабженные столь подробными комментариями. Второй блок книги составили тексты большинства статей и выступлений Шульгина в 1917 году. Наиболее интересны его тексты, опубликованные в газете "Киевлянин". Это моментальная реакция на события в Петрограде, Киеве и России. Революционные события, действия Временного правительства и его оппонентов, ширящийся развал армии. Особое место в статьях занимают национальные вопросы. Во всех этих статьях Шульгина есть неизменная константа — война до победного конца, критика украинского национализма и укрепление российской государственности. Шульгин не принимает возможность заключения мира с Германией, хотя вполне понимает плачевное состояние русской армии: «Хаос, создавшийся в государстве, превосходит всякие пределы… На фронте — неизвестные никому личности ведут переговоры о мире неизвестно от кого, а вполне известные дивизии и полки ведут тоже переговоры, каждый от своего имени… Во всей картине отрадно одно: все “комбинации”, которые только можно изобрести, мы проделываем разом. Когда весь этот бред пройдет, Россия, если выживет, получит прививку от всех “прожектов”».

Помимо статей Шульгина в сборнике впервые переизданы и некоторые статьи его жены, писавшей под псевдонимом в "Киевлянине". Она родилась в семье известного публициста Г.К. Градовского и ее литературная и политическая деятельность была связана с Киевом. Здесь она работала в газете "Киевлянин", где вела рубрику "Впечатления". Печаталась под псевдонимами «Алексей Ежов», «А. Ежов», «Е.А.». Ее статьи проникнуты лиризмом и эмоционально насыщены. Например, в статье «У алтаря» она пишет:

«Можно ли оскорбить Святыню?

И кто может оскорбить Ее?

Мою святыню могу оскорбить только я сам, тогда, когда окажусь недостойным ее.

Как бы ни оскорбляли ее другие – она только будет сверкать для меня все более прекрасным сиянием, и каждое новое оскорбление будет новым драгоценным алмазом вплетаться в ее венец.

Пусть оскорбители и осквернители дерзнут разрушить мой храм до основания, пусть отдадут пыль его всем ветрам, и эти ветры развеют ее по всем странам.

Я благоговейно, тщательно и терпеливо соберу самые мелкие обломки, я отниму у ветров последнюю унесенную ими пылинку и опять воздвигну мое святилище.

Но если я, недостойный и небрежный жрец, допущу угаснуть священному фимиаму моей любви, – тогда погаснет мой алтарь, иссякнут благоуханные струи и обветшают прекрасные своды, готовясь похоронить меня под своими развалинами».

Написала жена Шульгина и статью по поводу демонтажа памятника П.А. Столыпину. Этот памятник был открыт в Киеве 6 сентября 1913 на Думской площади напротив здания городской думы. После свержения самодержавия ходили слухи, что памятник Столыпина снимут, а поставят на его месте перед думой памятник Толстому. 15 марта 1917 года Исполнительный комитет объединенных общественных организаций Киева постановил снести памятник. Статуя была поднята на блоках и цепях, так она и провисела во время «праздника свободы» 16 марта. Снос памятника широко обсуждался в местной прессе. После сноса статуя, до того, как она была переплавлена, некоторое время пролежала на заводе "Арсенал". Скульптуры "Витязя" и "Женщины-России", украшавшие пьедестал, тоже находились на "Арсенале", но позднее их было решено передать в Лаврский музейный заповедник, где следы их затерялись. Через два года после разрушения памятника Столыпину на его месте был воздвигнут памятник Карлу Марксу, разрушенный впоследствии деникинцами.

Вот как отреагировала газета "Киевлянин" на снос памятника Столыпину: «Каждый, в ком есть хотя бы след культурности и хотя бы намек на порядочность, должен понять, что ночные похищения и разрушения памятников, кем бы то ни было поставленных, что осквернение могил – есть нечто глубоко унижающее тех, кто этим занимается.

Месть живых, месть только для мести – унижает победителей.

Месть же мёртвым внушает отвращение».

Вышедшая книга Шульгина богато иллюстрирована (только цветных иллюстраций в ней более 350) и содержит сотни фотографий, изображений открыток и сатирических рисунков революционного 1917го года, позволяющих современному читателю в полной мере ощутить это переломное время.

1.0x