Я сижу у Вадима Туманова дома.
Это жилое здание со шпилем, "Сталинская высотка" как гостиница "Украина". Огромные холлы и очень маленькие комнатки.
Передо мной маленького роста крепыш с большой головй и "набитыми" кулаками. Костяшек на кулаках нет, они заплыли "набивкой". Он бодр, весел и ему чуть более шестидесяти.
Я уже знаю о нем все- из рассказов из друзей- колымщиков, из книги (подаренной мне его приисковым механиком) "Черная свеча".
Смотрю фотки на стене, альбомы, слушаю диалог "давно невидавшихся" - его и моего товарища.
Пока молчу. Мне и так все интересно. Живая легенда и первый миллионер. Я внимаю.
рассказывает о квартире: при ремонте - все стены были в жучках, при Сталине дверь "в черный коридор" закрывать на замок было нельзя...ну чтоб не отвлекать "прибывших за телом".
Я еще не блогер и не писатель, поэтому вопросов не задаю, а просто поддерживаю дружескую беседу и "решаем дела".
После чая перешли на Высоцкого.
Есть озлобление в глазах, есть печаль. Особенно корил себя, ругал друзей поэта-песенника за то, что так и не смог вывести его к себе на прииски, в леса...что бы он там работал. Не пел и сочинял, а вкалывал со всеми. И забыл бы про свои дурные наклонности.
И билеты купил уже....но...судьба распорядилась по другому- она забрала больного друга.
Много чего рассказал Туманов.
Я же приведу для краткости зарисовку, как мне кажется, раскрывающую всего Высоцкого, с его противоречиями и целостностью.
"Идем по Москве, вечер. Холодно. Кажется поздняя осень. На встречу два солдатика. Узнают Высоцкого, потупившись и стесняясь просят автограф. Высоцкий резко посылает их, не глядя, и идет дальше.
Подходим к машине. Сели.
Я ему- выходи из машины, а то сейчас приложусь по физиономии...И так далее. Резкий короткий разговор.
Он вышел.
Поздно ночью звонок в дверь.
Открываю.
Стоит, замерзший, мокрый, сияющий, но с повинной.
-Где был? Откуда ? Что надо?
- Ходил по улицам, раздавал людям автографы.
- Заходи. "
Такая вот история.
Я не буду разбирать ее на составляющие и анализировать. Кто как это поймет, пусть так и будет.
Скажу одно- я знаком с этими людьми с приисков. Они живут в своем мире и попасть туда , войти в друзья- непросто. Высоцкий смог покорить их сердца.
И это очень большой показатель величины его личности.
Гоняющих по северам с "чосами" артистов всегда полно, там богатые заработки, веселая отзывчивая публика.
Только друзьями становятся не все. Потому что в грязи, на морозе, среди мата и мрачности очень тяжело помнить об образе и фальшь постепенно улетучивается...и ты остаешься как бы голым.
Я это чувствовал на себе много лет. С ними тяжело.
Хотя...с кем легко?
Высоцкого понимаю как очень тяжелого человека. Одна челюсть чего стоит.
Но зато, какая улыбка!
И не знаю что для меня ближе: или его дремучая какая то озлобленность и "в себе себя сам", или открытая улыбка рубахи-парня.
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Запомнил кулаки Туманова. Перечитал книжку.
Люди-гвозди, люди-камни...
Механик Туманова- дядя Миша, после загона артели уехал с братвой в Сьрра-Леоне по контракту от "Казахзолото".
Почти все умерли, несколько человек живы, но инвалиды. Климат не тот.
Дяде Мише заменили суставы ног на железки-протезы.
двойной клик - редактировать изображение
Таскал его на себе, сидел на операции и думал:
"Ну ведь не ради денег они все это на себе тащат. Что то в душе есть..неспокойствие ? Или там им спокойней? Без нас всех, с нашими житейскими заботочками, амбициями, любовями-морковями. Там только ты, твоя братва и природа, в которую ты вторгаешься. Она либо борется и мстит, либо поддается...но тоже мстит."
2014. Гагарка.
двойной клик - редактировать изображение
"Когда я оказывался свидетелем его мучений, когда он виновато клялся, что это больше не повторится, а потом все начиналось снова, от отчаяния из моей глотки вырывалась грубая брань. Он виновато улыбался в ответ. Единственное, что его заставило задуматься всерьез, это проявленная мною однажды жестокость. Может быть, непростительная. Я сказал: «Володька, ты стал хуже писать. Ты деградируешь…».
В.Туманов.