"Если сердце придёт в уныние, то вспомни что ты Донской казак, православный рыцарь, приосанься, грякни себя шашкой по бедру, плюнь на право и на лево, покачни шапку на ухо, затяни песню бравую казацкую, и кручина-злодейка из твоей буйной головы полетит в тёмный лес" (из заветов стариков молодым казакам, собранных полковником Михаилом Пудавовым, XIX век).
В мае на Дону — время шермиций. Красивое загадочное слово означает игры донских казаков, фестиваль казачьей обрядовой культуры. Исторически шермиции — "примерные бои с оружием", устраиваемые на праздниках донскими казаками. "В мае со всех станиц собирались казаки в окрестностях Черкасска, на высоком месте разбивали лагерь, решали юртовые споры, вопросы военных набегов, а после полудня устраивали игры и забавы конного и пешего характера, облавные охоты, скачки, примерные упражнения с оружием, а к вечеру боролись и бились на кулаки", — гласит предание.
Само слово "шермиции" — из военного лексикона XVIII века. Но уже в ХХ веке лингвист Алексей Миртов включает его в словарь донского диалекта, возводя к польскому заимствованию. Впрочем, близкие по звучанию словеса встречаются ещё в былинах киевского цикла.
Игры проводятся в Ростовской области с 2009 года. В этом году шермиции состоялись на территории Монастырского урочища, древней столицы донского казачества, главной базы Азовского похода 1637 года и места захоронения казаков, погибших при "Азовском сидении".
Шермиции — это правильное сочетание общественной инициативы и государственного участия. У Федерации казачьих воинских искусств значительные соратники: Всевеликое войско Донское, правительство Ростовской области, — и партнёры: Южный Федеральный Университет, фонд священника Илии Попова, ассоциация коневладельцев. Накануне шермиций в ЮФУ прошла научно-практическая конференция "Взаимодействие оседлых и кочевых культур в цивилизационном пространстве Юга России", — это придаёт играм и академическое значение.
А ещё на Дону почётные гости и регулярные участники — этноспортсмены из Калмыкии, Кабардино-Балкарии, то есть налицо реальная народная дипломатия, налаживание дружеских связей и добрососедских отношений с представителями других народов.
Словосочетание "народные гуляния" с детства вызывало тоску. Но шермиции — это одновременно и праздник, и игра, и мистерия, свидетелем которой довелось стать.
Следуя традиции, сначала крестный ход. После благодарственного молебна — чин освящения оружия и избрание атамана шермиций. А вот уже дети ловят ящерицу, и не просто так — оказывается, это целая обрядовая игра, открывающая фестиваль.
Были и тактические конные построения, и рассыпной строй, и конная эстафета, а в пешей части состязаний — стрельба из традиционного лука, рубка, фехтование на пиках и шашках, поясная борьба "на ломка" и кулачные бои.
Само собой, не обошлось без ярмарки донских мастеров, традиционного угощения и этнокультурной программы казачьих песен. Почётным гостем фестиваля стал Обуховский казачий народный хор, основанный ещё в 1936 году.
Шермиции устраиваются казаками и для казаков, и для всех, кому интересна казачья история и культура. Сверхзадача организаторов очевидна — в перспективе игры должны стать настоящим институтом традиционной культуры. Для заинтересованного наблюдателя это — яркое действо, настоящий туристический феномен Донского края.
За последние лет тридцать мы повидали много разных казаков и, к сожалению, "казаков". Но шермиции — это выдающийся местный колорит, напрочь лишённый ряженых, блеска самопальных орденов и партийных разборок. Здесь чтят предков, возвращают историческую память потомкам и возрождают уникальную казачью воинскую культуру.
Фото: Полина Фигловска