Авторский блог Марина Алексинская 00:10 16 апреля 2023

«Шаляпин – это моя жизнь»

встреча с Юрием Тимофеевым

Юрий Тимофеев – из плеяды подвижников, на ком держится земля русская. Полковник в отставке, он тридцать лет отдал службе в рядах Военно-воздушных сил СССР, и вот уже почти полвека продолжает беспримерное служение русскому искусству, а именно – искусству артиста всех времён и народов, явление которого на сценах оперных Домов мира, ввергало публику в смятение, в экстатический восторг, в трепет. Да, конечно же, Шаляпину. Фёдору Ивановичу Шаляпину. «Крупнейшей звезде среди всех звёзд», «великану сцены», «сыну писаря, ставшим самым гениальным певцом мира».

«Великая национальная гордость рождается в душе каждого русского, когда произносится это громкое артистическое имя» (Максим Горький)… Но так было не всегда. В 1922 году, эмигрировав в Европу, Шаляпин – Первый Народный артист Республики, оказался на Родине фигурой умолчания, если не сказать – «врагом народа»; любой поступок кумира стал рассматриваться с точки зрения политики, Шаляпин подлежал забвению. И велика лепта Юрия Тимофеева, его родных, соратников-единомышленников – фигурантов «Шаляпинского центра» – в возвращении национального гения домой. Так что сегодня, в год славного юбилея, 150-летия артиста, мы говорим: «Какое счастье! Шаляпин опять наш!».

«ЗАВТРА». Юрий Иванович, вопрос вполне традиционный, что привело вас к Шаляпину?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Надо сказать, что для меня как офицера, и опера, и имя Шаляпина долгое время весьма далеки были. И привела меня к музыке и Шаляпину моя первая жена – Бэлла Нерсесовна, Закончив библиотечный факультет Одесского института культуры, она работала заведующей Детской библиотеки и любила… - Рахманинова. У неё было больное сердце. Предстояла сложная операция. Лечащий врач – замечательная была женщина – сказала: Бэллочка, знаю что вы любите Рахманинова, не переживайте, операция пройдет успешно, и я познакомлю вас с крестницей Рахманинова… И вот 23 декабря 1975 года мы идем знакомиться с крестницей Рахманинова. А это – дочка Шаляпина – Ирина.

«ЗАВТРА». Уже заинтриговали. Какое впечатление произвела на вас Ирина, где она жила в то время?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Ирина Шаляпина, по второму мужу Бакшеева, была милым, интересным человеком. Жила в доме на Кутузовском проспекте в двухкомнатной квартире, и одна комната была вся занята шаляпинскими материалами. Ирина продолжала артистическую деятельность, снялась в фильме «Цветы запоздалые» по мотивам одноименной повести Чехова, исполняла романсы; в общении была проста, с ней легко можно было решать вопросы.

«ЗАВТРА». Ирина – единственная, кто остался в России после того как Шаляпин покинул страну?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Оставалась с Ириной первая жена Шаляпина Иола Торнаги. И только в 1960-м Иола Торнаги уехала на свою родину, в Италию, где в 1964-м умерла. Пока Шаляпин был жив, Ирина выезжала к нему в Париж, ей давали разрешение на выезд, а после смерти отца делала всё возможное, чтобы увековечить о нём память. Так в Нижнем Новгороде есть школа №140, которую построил Шаляпин; в 1965-м Ирина открыла в этой школе музей Шаляпина, который и сейчас существует. Тогда это был первый в России, Советском Союзе музей Шаляпина. Благодаря Ирине музей Шаляпина был создан и открыт в Москве, Ирина передала материалы, что-то из посуды, памятные вещи, в том числе, венчальные свечи Шаляпина и Торнаги.

«ЗАВТРА». Можно сказать, встреча с Ириной Шаляпиной изменила вашу жизнь?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Кардинально. Я жил на Чкаловской (военный аэродром в Московской области – М.А.) и на протяжении тринадцати лет ездил в московские библиотеки, чтобы прочитать все возможные книги, статьи о Шаляпине.

«ЗАВТРА». Что особенное вас привлекло в Шаляпине?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Масштаб личности, его русскость, его всемирное величие. Будучи в эмиграции Шаляпин продолжал горячо любить Родину; и каждый свой концерт он заканчивал русской народной песней.

«ЗАВТРА». Вероятно, вы наслышаны о премьере на телеканале «Россия 1» сериала «Шаляпин», просмотрев который невольно приходишь к выводу: Шаляпин – из тех, кто щи лаптем хлебает, бабник и жмот. Ваше мнение?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Слава Богу, что Шаляпина вообще вспомнили! Но когда показывают, какой Шаляпин жадный, то надо помнить, что первый благотворительный концерт Шаляпин дал в семнадцать лет, а последний за полгода до смерти. Надо помнить, что в годы Первой мировой войны, Шаляпин организовал и полностью содержал два госпиталя: в Москве и Петербурге, где за больными ухаживали и жёны, и дети Шаляпина. Эти госпитали получили известность, добрую славу. Шаляпину предложили принимать и раненых офицеров, он ответил: это солдатские госпитали. Не надо забывать, что у Шаляпина было своих шесть детей, трое – от второй жены Марии Валентиновны, и еще он усыновил двоих. А в 1912 году на вокзале стал свидетелем трагедии: женщина попала под поезд, погибла, её сын Володя остался сиротой. Так Шаляпин взял мальчика в свою семью, выучил его, но в годы Гражданской войны Володя пропал без вести... Шаляпин – человек огромной русской души.

«ЗАВТРА». От интереса к Шаляпину вы перешли к действию.

Юрий ТИМОФЕЕВ. С инициативой собрать разрозненных поклонников Шаляпина я обратился в Международный союз музыкальных деятелей, которым руководила наша выдающаяся оперная певица Ирина Константиновна Архипова. И Ирина Константиновна поддержала меня. Существовавшие к тому времени три шаляпинских клуба: Московский, Санкт-Петербургский и Казанский, я официально зарегистрировал в Межрегиональную общественную организацию «Шаляпинский центр».

«ЗАВТРА». Интересно узнать подробнее о Центре, его деятельности.

Юрий ТИМОФЕЕВ. «Шаляпинский центр» - общественная организация, зарплаты здесь никто не получает, нас всех объединяет любовь к Шаляпину; и на сегодняшний день действуют тринадцать отделений Центра в России, три за рубежом: в Сербии, Латвии, Белоруссии; есть представительницы Центра в США, Канаде и Испании. С каждым годом мы наращиваем знания и дела, а к 140-летию Шаляпина выпустили мультимедийный альбом. Он уникальный. Здесь представлено собрание из 23 книг, 144-х произведений в исполнении Шаляпина, здесь впервые в мире собран репертуар для басов, и здесь документальные фильмы о Шаляпине, 3000 фотографий. Выпустили и специальную марку. И еще издали альбом из всех произведений Сергея Рахманинова, которые исполнял Шаляпин. Шесть отделений «Шаляпинского центра» издали свои календари, посвященные Шаляпину.

«ЗАВТРА». Каким образом вы формулируете политику Центра? Встречаетесь, обсуждая её? или ведете переписку?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Конечно, с представителями Центра за рубежом или в других городах ведем переписку, перезваниваемся, согласуем наши действия. В Москве два или три раза в год мы, «шаляпинцы», собираемся в доме Телешова, в котором бывал Шаляпин и Рахманинов, в котором устраивались небезызвестные писательские «Среды». Собираемся, подводим итоги содеянного, намечаем планы на будущее, устраиваем чаепития, на которые приглашаем и артистов – наших друзей. Интересно, что дом Телешова на сегодняшний день считается самым старым жилым домом, его хозяйка Татьяна Юрьевна – вдова внука Телешова – говорила, что купчая отмечена 1815 годом, а отремонтировали дом в 1817-м. Но вообще этот дом – дом купца Карзинкина. Телешов женился на дочери купца, и дом отдали в приданое; сохранилось два или три доходных дома самого Телешова, расположены недалеко от театра «Современник»… Еще одно направление деятельности Центра – не так давно мы решили устраивать концерты в музеях композиторов, с именем которых связано творчество Шаляпина. Это и музей Мусоргского в Карево-Наумово, и музей Глинки в Смоленске… с большим трудом мы нашли музей Бородина – автора «Князя Игоря», ученого-химика, этот музей совсем небольшой и мало кто о нём знает. Еще семнадцать лет мы дружим с музеем Рахманинова в Ивановке, устраиваем здесь концерты, в музее создали мемориальную комнату Шаляпина.

«ЗАВТРА». Вы проводите исключительно важную работу. Ощущаете ли помощь от государства?

Юрий ТИМОФЕЕВ. От государства помощи нет. Инициатива и помощь исходит от людей, таких же, как мы, поклонников Шаляпина.

«ЗАВТРА». Вероятно, на пути к Шаляпину вас ждали интересные встречи.

Юрий ТИМОФЕЕВ. Шаляпин подарил мне друзей. Прежде всего, через Ирину я познакомился с другими детьми Шаляпина, которые жили в эмиграции: сыном Федором Федоровичем, дочерью Мариной Федоровной… В 2003 году в Судаке мы провели концерт в Гроте Шаляпина, выступал знаменитый бас Паата Бурчуладзе… так на этот концерт из Италии приехала Марина Федоровна. Марину разместили в Форосе, и это неслучайно: до революции несколько домов в Форосе принадлежали её тёте, родной сестре второй жены Федора Ивановича – Луизе Валентиновне, и пятилетняя Марина гостила здесь.

«ЗАВТРА». Связь Грота Шаляпина с Шаляпиным?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Прямой связи нет. Грот Шаляпина – хозяйство князя Голицына, который с Шаляпиным дружил. Из-за графика гастролей Шаляпин не смог дать концерт в этом Гроте, тогда Голицын спросил: можно ли хотя бы назвать его именем Шаляпина?

«ЗАВТРА». Знаю, что вы были дружны и с бароном Фальц-Фейном.

Юрий ТИМОФЕЕВ. Да, с Эдуардом Александровичем Фальц-Фейном я дружил на протяжении двенадцати лет.

«ЗАВТРА». Каким образом познакомились?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Изучая в библиотеке газетные статьи о Шаляпине, я узнал, что в Париже, в доме родителей Эдуарда Александровича Фальц-Фейна бывали Шаляпин и Рахманинов. И когда Эдуард Александрович прибыл в Москву, он остановился в гостинице «Россия», у меня с ним состоялась встреча. Эдуард Александрович рассказывал, что в годы посещения Шаляпиным и Рахманиновым родительского дома, ни Шаляпин, ни Рахманинов его не интересовали. Важным был велосипед. Ведь он – чемпион Парижа, выиграл велогонку среди студентов, в последующие годы возглавлял Ассоциацию велосипедного спорта Лихтенштейна… Эдуард Александрович Фальц-Фейн из знатного рода, по матери – из Епанчиных, адмиралов русского флота; отец Александр Эдуардович Фальц-Фейн был братом основателя заповедника «Аскания-Нова» Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна, занимался развитием сельского хозяйства в России.

«ЗАВТРА». Ключевая веха – перезахоронение Шаляпина, которое состоялось не без участия Фальц-Фейна.

Юрий ТИМОФЕЕВ. Это так. Перезахоронение Шаляпина стало возможным благодаря Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну; ведь Шаляпин завещал похоронить себя в цинковом гробу в надежде, что прах его вернется на Родину. И первая попытка перезахоронения была предпринята в 1975 году, оказалась неудачной. Дело в том, что для разрешения на перезахоронение, необходимо было получить согласие всех родственников Шаляпина; единственная, кто выступила против, была Дасия (Дарья) – самая младшая дочь Шаляпина: её условием было получение некоторой суммы денег от России, лишившей в 1922 году отца всех его сбережений. Но получила отказ. Вторая попытка – 1983 год. Тогда в доме барона Фальц-Фейна в Лихтенштейне собрались три человека: Эдуард Александрович Фальц-Фейн, сын Шаляпина – Фёдор Федорович Шаляпин и Юлиан Семенов – друг Фальц-Фейна, к нему, в Лихтенштейн, приезжал он писать свои книги. Приняли решение: барон Фальц-Фейн берет на себя обязательство на получение разрешения на вскрытие могилы Шаляпина на кладбище Батиньоль в Париже, о чем он договорится с мэром Парижа и своим другом Жаком Шираком (по законам Франции вскрытие могилы не разрешалось), а также взял на себя всё финансирование перезахоронения. Фёдор Фёдорович Шаляпин должен был получить согласие родственников Шаляпина на перезахоронение. Юлиан Семенов – объявить в Москве о готовности переноса праха Шаляпина на Родину. И вот январь 1984 года, Семенов приезжает в Москву, и в Министерстве культуры ему говорят: вы что, врага народа хотите перезахоронить? И только благодаря личному обращению Семенова в Комитет государственной безопасности, перезахоронение стало возможным. В октябре 1984-го в присутствии родственников состоялась церемония перезахоронения Шаляпина на Новодевичьем кладбище. Но опять же, с подлостью. Ни барона Фальц-Фейна, ни Юлиана Семенова не пригласили.

«ЗАВТРА». Не проста история и с памятником Шаляпину на Новодевичьем кладбище.

Юрий ТИМОФЕЕВ. Да, этот памятник (скульптор Алексей Елецкий – М.А.) был создан для фойе Большого театра. Но ко времени перезахоронения Шаляпина кроме него ничего не было готово, так этот памятник и установили. Замечательна эпитафия: «Здесь похоронен великий сын земли русской».

«ЗАВТРА». При этом говорят о двух могилах Шаляпина, почему?

Юрий ТИМОФЕЕВ. На кладбище Батиньоль в Париже остается крест и надгробная плита с именем Шаляпина. По законам Франции её нельзя заменить, здесь же покоится и жена Шаляпина – Мария Валентиновна Петцольд.

«ЗАВТРА». Участвовал ли барон Фаль-Фейн в деятельности «Шаляпинского центра»?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Еще как! В дар Центру, а также и музеям передавал ценные материалы… Вспоминаю случай. В 1975 году после ремонта открывался музей Шаляпина в Петербурге, Ленинграде тогда. Были мы – «шаляпинцы», журналисты освещали событие, был приглашен Эдуард Александрович Фальц-Фейн. Передаваемая коллекция лежала на столе, и тогда Фальц-Фейн предложил мне: что хочешь, возьми себе. Я взял одну вещь. Папку с фотографиями похорон Шаляпина в Париже, 1938 год. Это реликвия.

N.B. «Париж, обычно так равнодушно относящийся к смерти самых выдающихся артистов, устроил Шаляпину грандиозные похороны. Вместо принятых в таких случаях небольших заметок во всех газетых и журналах появились большие статьи, воспоминания, портреты Шаляпина. Радио целыми днями транслировало арии и песни в него исполнении. «О, злая смерть, как мучишь ты жестоко…» - неслось из приёмников и как невыразимо горько было слушать эти слова – почти те же слова, какие он произнес перед смертью. Знаменитая французская актриса Сесиль Сорель в день коничны Шаляпина вышла в антракте спектакля на авансцену и обратилась к зриетлям: «Мы потеряли величайшего артиста нашей эпохи», - сказала она и опустилась на колени, а все присутствующие по её предложению почтили его память минутой молчания». (Г. Гуляницкая. Последний год)

Таких фотографий ни у кого нет, а у меня есть… передадим музею Шаляпина в Москве. Был и такой случай, курьезный. Май, Фальц-Фейн приезжает в Москву, звонит мне: «Юрочка, ты знаешь, куда я иду пить чай?» «Не могу знать». «Я иду пить чай в кагебе, у тебя есть вопросы к кагебе?» «Я пять раз писал в «кагебе», - отвечаю, - с просьбой показать шаляпинские архивы. И каждый раз получал ответ: ничего нет». На следующее утро снова звонок от Фальц-Фейна: «Юрочка, я в кагебе был, твое пожелание передал». И вдруг в сентябре меня приглашают в КГБ. И дарят письмо Шаляпина дочери Ирине, в котором пишет о желании вернуться в Россию: а позднее мне передали еще одно письмо: прокурор СССР Вышинский пишет министру иностранных дел Вячеслову Михайловичу Молотову о Рахманинове.

двойной клик - редактировать изображение

«ЗАВТРА». Вероятно, чудесный случай под звездой Шаляпина – не единственный?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Было время, когда с Татьяной Павловной (вторая супруга Юрия Ивановича Тимофеева – М.А.) мы много путешествовали на океанских лайнерах, и самое памятное путешествие – по Южной Америке, по странам, в которых выступал Шаляпин. И вот мы пришли в Аргентину, в Буэнос- Айрес…

«ЗАВТРА». Знаменитый оперный театр «Колон».

Юрий ТИМОФЕЕВ. Да. Открытие театра состоялось в 1903 году, с участием Шаляпина, он выступил в партиях Лепорелло, Дона Базилио и Мефистофеля. А в 1930 году в фойе театра был установлен бюст Шаляпина, тогда как на Родине первый бюст Шаляпина появился лишь в 1954-м, в музее в Москве. Сегодня один из директоров «Колон» – Лидия Сеньи с русской родословной, награждена Орденом дружбы, рядом с театром – площадь Российской Федерации. И было желание в честь 150-летия Шаляпина устроить в театре «Колон» большой концерт с участием и наших артистов, к сожалению, не получилось.

«ЗАВТРА». Ну что ж, будем надеяться на лучшее. Завершая беседу, хотела бы спросить: для вас – кто есть Шаляпин?

Юрий ТИМОФЕЕВ. Для меня Шаляпин – моя жизнь.

9 апреля 2024
1.0x