Авторский блог Василий Шахов 08:21 26 мая 2019

"Сгиньте, клеветники и ненавистники России..."

"ГУМАНИТАРНОЕ КОСМОСОЗНАНИЕ". Троицк-в-Москве. "Учебный космос России". "Учебная книга России"

...СГИНЬТЕ, КЛЕВЕТНИКИ И НЕНАВИСТНИКИ РОССИИ...

................................................................................................................................................................

... Дьячок московской церкви Богоявления (что в Елохове) взял в руки метрическую книгу, раскрыл её и гусиное перо начертало: «Мая 27. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево моэора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня. Воспреемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума вдова Ольга Васильевна Пушкина».

Сразу же возникает естественное недоумение: почему 27 мая, а не 26-го? Оказывается, по церковному традиционному обычаю младенцев, появлявшихся на свет Божий после захода солнца (после вечерней службы) записывали следующим (завтрашним) днём. Родился будущий светоч русской поэзии в четверг, в день Вознесения Господня. На Руси святой издревле заведено приглашать в воспреемники людей самых уважаемых, близких, ценимых, почитаемых...

........................................................................................................................................................

ПУШКИНСКИЕ ТАЙНЫ. ОТ ЕРМИЛА

ДО ВЛАДИМИРА КОСТРОВЫХ

.....................................................................................................................

Мне, регионоведу-энциклопедисту с более чем полувековым опытом работы в крупнейших архивах страны, с биобиблиографическими источниками, приходилось рекомендовать наиболее весомые и фундаментальные источники. Среди них: антология "Русская поэзия. ХХ век" (Олма-Пресс, 1999). Составитель и ответственный редактор - ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ КОСТРОВ. Не будет преувеличением отметить выдающуюся заслугу В.С. Кострова в изучении, популяризации русского слова, русского языка, духовной русскости. Назовём хотя бы костровские переводы Фёдора Тютчева, создавшего несколько стихотворений на французском языке; костровские переводы авторов многих стран мира.

................................................................................................................................

Почтенна старости власами

И древностию лет горда,

Обильна славными делами

И крепостью сынов тверда.

Москва, ты рамена воздвигни.

Главою облаков достигни.

Восторгами наполни грудь:

Еще тебе венцы лавровы

И мирты с пальмами готовы

Еще к блаженству новый путь.

Ты мать градов; остави ревность,

Что позже прочих новый свет

Твою приосеняти древность

От трона мудрости течет:

Творцу Богиня подражает,

Когда что ново созидает;

Так первый начат мира век;

И небо, и земля, и море

Престали быть в мятежном споре

Тогда и создан человек…

С холмов на холмы, с гор на горы

Гремящая молва летит.

С долиной луг подъемлют взоры;

Веселый всюду зрится вид,

Вещает каждая стихия:

Венчалась ныне вся Россия,

Венчая славою Москву:

Москва исполнена отрады,

На прочие взирает грады,

Подъяв венчанную главу…

Е р м и л К о с т р о в. О д а на открытие губернии

В столичном граде Москве, сочиненная октября 5 дня 1782 года.


Карамзинские «тропы» и маршруты.

Калужская застава. Калужский тракт. Имения и селения по пути в Остафьево, где многие годы жил Николай Михайлович Карамзин, где он обдумывал, создавал, совершенствовал, окончательно редактировал большую часть своей легендарной

«Истории государства Российского». Истоки и горизонты могучего вдохновенного труда… Краеведам и регионоведам предстоит ещё по-новому перечитать карамзинские тексты, мемуары его современников, провести (в рамках Большой новой Москвы) архивные и биобиблиографические разыскания, чтобы по-новому «высветить» карамзинские юго-западные маршруты и «тропы» (связанные с теми же Вороновым, Красной Пахрой).

Спецпроект москвоведения. Обоснование к а р а м з и н с к о г о (юго-западного)

«маршрута», «проспекта», сохранения «карамзинских достопамятностей».

Историческое эхо Большой Москвы и Подмосковья… Дела давно минувших дней, протекавших в московском Подолье и Серпухове, Коломне и Кашире, Зарайске и Волоколамске, Егорьевске и Троице-Сергиевой лавре. Страница – за страницей. Том – за томом… Раздумья об исторических горизонтах и перспективах Отечества… Не только правители, законодатели, но и «простой гражданин должен читать историю», полагал Карамзин, ибо история «мирит его с несовершенством видимого порядка вещей…

Утешает в государственных бедствиях… питает нравственное чувство». Роль истории, опыта предков благотворна («История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум и питают чувствительность»).

Карамзин и Большая Москва… Николай Михайлович находил подтверждение своим мыслям под сводами монастырей и церквей, расположенных на живописных берегах Москвы-реки и Оки, Клязьмы, Нары, Десны, Красной Пахры. К белокаменной столице вели древние тракты, шляхи, старинные пути и перепутья… Судьбы россиян, жителей благословенной Московии… - «Личность каждого связана с отечеством: любим его, ибо любим себя… имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё ещё сильнее бьётся за Пожарского, нежели за Фемистокла и Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые приметы – красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами», - карамзинское мудрое слово звучит горькой укоризной «не пормнящим родства», начинающим лжеисчисление какими-нибудь полутора-двумя столетиями.

Примосковье, «хижины Ельца», берега Москвы-реки и Истры, Нары и Пахры, Оки и Клязьмы в историко-эпическом повествовании Карамзина – нравственный урок, этически ёмкий и весомый завет. Карамзин полагает, что изучающий историю Отечества «должен знать всю цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать право великого». Духовно-этические уроки приобщения к опыту предков несомненны («…добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..»).

Пушкинские юго-западные маршруты. Пушкинские

достопамятности в Большой Москве.

Московская Пушкиниана несомненно обогатится культуролого-региональной

информацией о «пушкинских тропах». Хотел бы отослать к своим книгам: «Русское подстепье – прародина Александра Сергеевича Пушкина», «Кореневщино», «Липецкий венок А.С. Пушкину», «Липецкие тропы к Пушкину». Московские, рязанские, тульские, тамбовские, воронежские, орловские, калужские, тверские краеведы и регионоведы ввели в научно-просветительский обиход уникальные данные о Пушкиных, Ржевских, Ганнибалах, Гончаровых, сопутниках великого сына России. Калужское Примосковье помнит молодую чету Пушкиных, поездки Александра Пушкина в Полотняный Завод.

Новые и малоизвестные факты юго-западной Пушкинианы… Крёстным отцом

великого русского поэта был Артемий Иванович Воронцов, владевший имением Вороново (теперь это в границах Большой Москвы).

8 июня 1799 года дьячок московской церкви Богоявления (что в Елохове) взял в руки метрическую книгу, раскрыл её и гусиное перо начертало: «Мая 27. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево моэора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня. Воспреемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума вдова Ольга Васильевна Пушкина».

Сразу же возникает естественное недоумение: почему 27 мая, а не 26-го? Оказывается, по церковному традиционному обычаю младенцев, появлявшихся на свет Божий после захода солнца (после вечерней службы) записывали следующим (завтрашним) днём. Родился будущий светоч русской поэзии в четверг, в день Вознесения Господня. На Руси святой издревле заведено приглашать в воспреемники людей самых уважаемых, близких, ценимых, почитаемых.

Артемий Иванович Воронцов к тому же доводился Пушкиным отнюдь не самой дальней роднёй. Жена его Прасковья Фёдоровна (урожденная Квашнина-Самарина) - двоюродная сестра Марии Алексеевны Ганнибал-Пушкиной, бабушки новорожденного. Сам он – троюродный брат М.А. Ганнибал. А.И. Воронцов и Сергей Львович Пушкин были женаты на сёстрах. Артемий Иванович – внук А.П. Волынского (крупного государственного деятеля эпохи Анны Иоанновны), двоюродный брат княгини Е.Р. Дашковой.

Известно несколько портретов крёстного отца А.С. Пушкина. Среди наиболее ценимых искусствоведами и культурологами «Портрет графа А.И. Воронцова» знаменитого живописца Д.Г. Левицкого. «Проникать во внутренность души» стремился Ф.С. Рокотов в своём «Портрете графа А.И. Воронцова».

Заслуживают обстоятельного изучения страницы «юго-западной» Пушкинианы, связанные с «вороновской эпохой» биографии Евдокии Ростопчиной, оставившей

уникальные (по психологизму. и художественной пластике) лирические воспоминания

об её общении с гением отечественной поэзии. «О! не забуду я, что П у ш к и н а улыбкой вдохновенной Был награжден мой простодушный стих» («Памяти Пушкина»). Лирико-психологическое развитие сюжета «Двух встреч» ( В пасхально-праздничном многолюдьи – сам Пушкин!.. «И мне сказали: «Он идет! Он, наш поэт, он наша слава, Любимец общий…»). Память поэтессы как бы портретирует далёкое-близкое («Я отгадала, поняла На нем и гения сиянье, И тайну высшего призванья, И пламенных страстей поры, И смелость дум… Уж он прошёл, а я в волненьи Мечтала о своем виденьи, - И долго, долго в грезах сна Им мысль моя была полна! Мне образ памятный являлся, Арапский профиль рисовался, Блистал молниеносный взор, Взор, выражающий укор!..»).

А.С. ПУШКИН О ПАРИЖЕ, ФРАНЦИИ,

НАПОЛЕОНЕ И «ВЕТХОЙ ГЛАВЕ ЕВРОПЫ»

Утихла брань племен; в пределах отдаленных

Не слышен битвы шум и голос труб военных;

С небесной высоты, при звуке стройных лир,

На землю мрачную нисходит светлый Мир.

Свершилось!.. Русский царь, достиг ты славной цели!

Вотще надменные на родину летели;

Вотще впреди знамен бесчисленных дружин

В могущей дерзости венчанный исполин

На гибель грозно шел, влек цепи за собою:

Меч огненный блеснул над дымною Москвою!

Звезда губителя потухла в вечной мгле,

И пламенный венец померкнул на челе!

Содрогся счастья сын, и, брошенный судьбою,

Он землю русскую не взвидел под собою. –

Бежит… и мести гром слетел ему во след;

И с трона гордый пал… и вновь восстал… и нет!».

Двести лет назад написано это стихотворение шестнадцатилетнего Александра Пушкина… Пафосная о д а… Восторженно-романтическое воодушевление и одухотворение… Император Александр Первый и русское воинство с триумфом возвращались в пределы Отечества…

«Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье! Когда полки врагов покрыли отдаленье,

Во броню ополчась, взложив пернатый шлем, Колена преклонив пред вышним алтарем,

Ты бранный меч извлек и клятву дал святую От ига оградить страну свою родную. Мы вняли клятве сей; и гордые сердца В восторге пламенном летели вслед отца И смертью роковой горели и дрожали; И россы пред врагом твердыней грозной стали!..».

Это было одно из первых созданных юным гением произведений, запечатлевших великий подвиг русского народа, спасшего Европу от порабощения…

«К мечам!» раздался клик, и вихрем понеслись; Знамены, восшумев, по ветру развились;

Обнялся с братом брат; и милым дали руку Младые ратники на грустную разлуку;

Сразились. Воспылал свободы ярый бой, И смерть хватала их холодною рукой!..

А я… вдали громов, в сени твоей надежной… Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный! Увы! Мне не судил таинственный предел Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!.. Сыны Бородина, о Кульмские герои! Я видел, как на брань летели ваши строи: Душой восторженной за братьями спешил. Почто, сжимая меч младенческой рукою, Покрытый ранами, не пал я пред тобою И славы под крылом наутре не почил? Почто великих дел свидетелем не был?».

В юношеском сочинении Александра Пушкина – влияние и дыхание мощной философско-эпической традиции Ломоносова, Державина, Карамзина, Жуковского с его «Певцом во стане русских воинов»…

«О, сколь величествен, бессмертный, ты явился, Когда на сильного с сынами устремился; И, челы преподняв из мрачности гробов, Народы, падшие под бременем оков, Тяжелой цепию с восторгом потрясали И с робкой радостью друг друга вопрошали: «Ужель свободны мы?.. Ужели грозный пал?.. Кто смелый? Кто в громах на севере восстал?» И ветхую главу Европа преклонила, Царя-спасителя колена преклонила, Освобожденною от рабских уз рукой, И власть мятежная исчезла пред тобой!».

Конечно же, истинные поклонники и любители отечественной словесности не могут «пропустить» без должного внимания 200-летие появления замечательного пушкинского произведения. Это как раз тот самый случай, когда нравственно-эстетический поиск

устремляется «за страницы учебника»… Напомним, что стихотворение увидело свет в «Трудах Общества любителей Российской Словесности при имп. Московском Университете» и входило во все собрания сочинений Пушкина, начиная с издания

П.В. Анненкова.

И ныне ты к сынам, о царь наш, возвратился, И край полуночи восторгом озарился! Склони на свой народ смиренья полный взгляд – Все лица радостью, любовию блестят. Внемли – повсюду весть отрадная несется, Повсюду гордый клик веселья раздается; По стогнам шум, везде сияет торжество, И ты среди толпы, России божество! Встречать вождя побед летят твои дружины. Старик, счастливый век забыв Екатерины, Взирает на тебя с безмолвною слезой… Оставь же шлем стальной И грозный меч войны, и щит - ограду нашу; Излей пред Янусом священну мира чашу, И, брани сокрушив могущею рукой, Вселенну осенит желанной тишиной!.».

Война и мир… Мирная земля под мирным небом… Пушкинская Россия…

«И придут времена спокойствия златые, Покроет шлемы ржа, и стрелы каленые, В колчанах скрытые, забудут свой полет; Счастливый селянин, не зная бурных бед, По нивам повлечет плуг, миром изощренный; Суда летучие, торговлей окриленны, Кормами рассекут свободный океан, И юные сыны воинственных славян Спокойной праздности с досадой предадутся, И молча некогда вкруг старца соберутся, Преклонят жадный слух, и ветхим костылем И стан, и ратный строй, и дальний бор с холмом На прахе начертит он медленно пред ними, Словами истины, свободными, простыми, Им славу прошлых лет в рассказах оживит…».

Любители отечественной словесности и истории не могут пройти мимо ещё одной даты, как то: 200-летия создания пушкинского стихотворения «Наполеон на Эльбе».

«Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина, Сквозь тучи бледные тихонько пробегала Туманная луна; Уже на западе седой, одетый мглою, С равниной синих вод сливался небосклон. Один во тьме ночной над дикою скалою Сидел Наполеон. В уме губителя теснились мрачны думы, Он новую в мечтах Европе цепь ковал И, к дальним берегам возведши взор угрюмый, свирепо прошептал…»

«Уж лежит в оковах предо мной!.. И троны в прах низвергну я громами И сокрушу Европы дивный щит!..» «…царем воссяду на гробахъ»

«Но туча грозная нависла над Москвою, И грянул мести гром…»

«Простерлась тишина над бездною седою, Мрачится неба свод, гроза во мгле висит, Всё смолкло… трепещи! Погибель над тобою, И жребий твой еще сокрыт!"

1.0x