Севморпуть - скоро круглогодичный. И это переворот в геополитике
Авторский блог Александр Тюрин 21:51 29 мая 2019

Севморпуть - скоро круглогодичный. И это переворот в геополитике

С постройкой новых российских атомных ледоколов меняется геополитический расклад в мире
22

И вот очередная хорошая российская технологическая новость. Впрочем, не только технологическая, но и геополитическая. Питерским Балтийским заводом спущен на воду атомный двухосадочный ледокол "Урал" проекта 22220, который способен ломать и мощный океанский лед до 3 метров толщиной, и работать в мелководных устьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. У ледоколов этого проекта (трое из них спущено на воду, но еще не введено в эксплуатацию; два - в планах) замечательные характеристики: длина 173,3 м, водоизмещение 33 540 т, мощность на валах 60 МВт. Ввод в эксплуатацию "Урала" - 2022 год. Как известно, флот атомных ледоколов есть только у России. Ввод в строй "Урала", вместе с очень подходящими для нас климатическими изменениями, приближает тот момент, когда Севморпуть станет работать круглогодично. (Транспортный коридор "Восток-Запад" будет иметь, помимо морской составляющей - Севморпути, также и сухопутную, которая после завершения строительства будет включать Трансполярную магистраль, Северно-Сибирскую магистраль с БАМом и Транссиб.)

И очень скоро будет доведена до конца та работа по покорению Севера, которую русские проделывали с конца 15 века, с похода московской "судовой рати" в 1483 в Югорскую и Сибирскую землю, с плаваний безымянных промысловиков, которые ходили с Белого моря в устье Оби и Енисея, на Новую Землю и на Таймыр, походов казаков Реброва и Перфильева на Яну и Индигирку, Михаила Стадухина на Колыму, Семена Дежнева через пролив между Азией и Америкой на Анадырь, того же Стадухина с Анадыря в Охотское море и т.д. Осваивать Север - это вообще русская традиция.

Что дает Севморпуть в круглодичном или почти круглодичном варианте? Помимо освоения ресурсов Севера, это означает, что путь из Азии - нового мирового экономического центра - в Европу через Северный Ледовитый окажется в 1,5-2 раза короче, чем через Малаккский пролив и Суэцкий канал. А кто собственно контролирует океанские коммуникации (перевозки водой - самый дешевый вид перевозок), тот и контролирует мировую экономику. Это прекрасно знает Запад, который начал свою мировую экспансию именно с захвата океанских коммуникаций (как раз 510 лет тому, как португальцы довершили уничтожение самостоятельного индийского, малайского, арабского, персидского мореплавания, разгромив египетско-индийский флот в сражении у Диу - все пленные, кстати, были повешены - и взяли под свой контроль пути в Индийском океане).

Будет ли Запад доволен, что русские получат Северный Ледовитый океан, как огромный козырь в геополитике и геоэкономике. Конечно нет, у Запада и так проблем с русскими хватает, и вообще экономическая гегемония уходит к китайцам. В лоб Россию не возьмешь, у нее страшные вооружения и отменные вояки. Остается только разлагать её изнутри, разжигать там культ демонстративного потребления и стяжательства, который вообще изначально присущ мелкобуржуазным слоям общества, тем более, что информационно-идеологическая сфера в России совершенно беззащитна. Так что дотянем ли мы до того, что океан будет наш, не провалимся ли обратно в 90-е, не станет ли Ельцин-центр главным нашим "храмом" - это, увы, теперь вопрос...

 

* К числу других хороших российских технологических новостей последних дней можно отнести следующее:

- Российские ракетные войска стратегического назначения начали получать комплексы «Авангард» - гиперзвуковой крылатый боевой блок, способный маневрировать и развивать скорость до 27 Махов. Американцы о таком еще только мечтают, неэффективный затратный коррумпированный американский ВПК не позволяет им пока создать ничего подобного.

- Проходит летные испытания тяжелый ударный дрон "Охотник-Б".  Масса 22 тонны, дальность полета не менее 3000 км. Может нести противокорабельные ракеты Х-35У с дальностью пуска до 260 км и ракеты Х-59МК2 "Овод" класса "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы массой до 500 кг. Замечен в компании с истребителем 5-го поколения "Су-57", так что предположительно будет связан с ним информационно-управляющей системой. В общем, и боевой "рой" на подходе.

- Блокирование поставок западных продуктов для производства композитных крыльев самолета МС-21 не повлияет на успех этого проекта, идет быстрое импортозамещение. Российские химики из компании «Унихимтек» и Института новых углеродных материалов и технологий, оказывается, уже создали по собственной инициативе систему материалов для производства такого крыла. Ну, а госкорпорация "Росатом" успешно делает ключевой компонент углепластика для крыла - углеродное волокно. Так что самолет, как и было намечено, получит сертификат в 2020 году.

- ИНЭУМ им. И.С.Брука, входящий в концерн «Автоматика» госкорпорации Ростех, совместно с группой компаний «РСК» разработал первый суперкомпьютер на российских 8-ядерных микропроцессорах «Эльбрус-8С». Он предназначен для обработки «больших данных». Одна серверная стойка суперкомпа, содержащая 153 вычислительных узла, может выполнять до 75 трлн операций с плавающей запятой за секунду. Итоговая мощность суперкомпьютера практически не ограничена, так как стойки можно наращивать в едином вычислительном кластере.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
26 мая 2019 в 15:32

Ау-у, завтрачные красно-кислодрыщенцы?!
Давайте ваше "бу-бу-бу": всёпропало, дескать (и как цвелось-колосилось в СовеЦкой 1990-91го)!

26 мая 2019 в 15:35

Добрый день! Спасибо! Ледоколы достроят. В этом можно не сомневаться, хотя по своей многолетней практике знаю, что сейчас начинается самый сложный и менее эффектный, по сравнением со спуском на воду, период строительства этих замечательных судов.Но так было всегда во все времена и раньше , и сейчас. На Балтийском заводе работают несколько знакомых ребят, с кем раньше приходилось пересекаться на судостроительных перекрёстках, на просторах нашей необъятной страны. Всё у них получиться! Одна важная особенность и она успешна предусмотрена этим замечательным проектом! Ледоколы будут работать в устьях рек впадающих в Северный Ледовитый океан. Это как по всей видимости было всегда определённой проблемой, в том числе и в советское время, но тогда по моему построили в Финляндии и на том же судостроительном заводе им Серго Орджоникидзе мелкосидящий мощный ледокол, который решил эти вопросы!
С уважением и признательностью, А.Штибин

26 мая 2019 в 15:44

Александр Витальевич, приветствую!

26 мая 2019 в 23:01

Ледоколы достроят. В этом можно не сомневаться...

Да, действительно, какие могут быть сомнения. Ведь всё озвученное и сказанное (этой властью) было исполнено. За что не берётся, ну всё прям с опережением и в срок. ))) Такая мощная команда подобралась. Кадры решают всё! Вот они похоже всё уже и решили. )))

Можно не сомневаться...

26 мая 2019 в 15:42

Александр, всё это хорошо и позитивно и я всегда выступаю в том же ключе. У меня один вопрос. Тут на сайте статья Т.В. Воеводиной касательно элиты, которую надо выращивать и для этого якобы не обойтись без.... - тьфу, тьфу, тьфу - войны.

Вы привели примеры больших успешных проектов, - как вы думаете, может появиться нужная нам элита из людей, которые на них работают?

Да, конечно, сейчас налетят Всёпропало Путинслил.
Плевать.

26 мая 2019 в 20:47

Владимир, вопрос с элитами сегодня у России действительно крайне тяжелый. Можем страну потерять из-за их пропитанности товарно-денежными отношениями (грубо выражаясь, продажности) и западничества (ибо Запад и есть подлинный хозяин больших денег)... В отличие от уважаемой Т.Воеводиной, я различаю денежную аристократию/элиту и аристократию/элиту меча. Названия, конечно, достаточно условные, но первая аристократия формируется на основе капиталистического накопления, а вторая, в основном, на поле битвы, хотя к ней можно причислить и тех, кто воздвигал фортификации, оборонительные линии, строил города, осваивал новые земли и т.п. На Западе денежная аристократия поглотила аристократию меча еще на заре Нового времени. Дворяне и рыцари обуржуазились, сгоняя со своей земли крестьян и начиная вести чисто капиталистическое хозяйство; а удачливые торгаши, в том числе накопившие барыши на ограблении колоний, покупали себе дворянские титулы. Для колониальных захватов одного огня и меча было мало, надо было обратить захваченные там богатства в капиталистические накопления... В общем, сращивание на Западе денежной аристократии с аристократией меча придало ей устойчивость, и как замечает Фурсов, большинство знатных семей, известных нам по позднему средневековью, сохранились, преумножив свои богатства, и до самого новейшего времени.
В России те верховные правители, которые заботились о государстве, боролись против слияния денежной аристократии и аристократии меча, прекрасно понимая, что если люди меча обуржуазятся, то перестанут служить стране, а будут служить своей мошне и забугорным хозяевам больших денег. Иван III раздал вотчины новгородского боярства, заботящегося только о своих капиталах, государевым людям - под условие их службы. Иван IV всячески ограничивал права вотчинников (то есть частных владельцев) на наследование и покупку вотчин, обязывал частных владельцев служить государству за право владения землей. Так «Уложение о службе» 1556 г. четко ставило землевладение в зависимость от государственной службы. «Велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их». Тогда, кстати, появился и Земский собор, как представительство сословий, в том числе трудовых... Но всё-таки в итоге, уже к концу 19 века, аристократия меча стала денежной элитой и в России, да и к тому же полностью зависимой от Запада - ввиду того, что у нас утвердился периферийный капитализм. Начались революции. И снова возникла своего рода аристократия меча - партия, а также представительство трудовых сословий - Советы. Однако во времена перестройки аристократия меча опять обуржуазились, променяла служение государству на обогащение, присвоение природной ренты и потребительство... И все же я думаю, что возможно воссоздание на основе патриотической идеологии аристократии меча - некоего корпуса гражданских служащих, несущего индивидуальную и коллективную ответственность, эффективность которого должна измеряться результатами, значимыми для всего общества.

26 мая 2019 в 22:00

Спасибо, коллега, прочитал с интересом.

"хотя к ней можно причислить и тех, кто воздвигал фортификации, оборонительные линии, строил города, осваивал новые земли и т.п."

Также сюда следует добавить тех, кто создает оружие, то есть весь ОПК.

То есть вы согласны, что в этом котле - военные, спецслужбы, МЧС, плюс ВПК, плюс "первопроходцы" - можно сварить приличную элиту?

Было бы интересно почитать вашу фантастику, я большой был любитель, - моё это Кларк, Бредбери, Шекли, Азимов, Ефремов...
Но уже как-то и тяжело. Много читать нет желания, тутошних говорунов хватает.

27 мая 2019 в 19:45

Тюрин. В 1.5-2 раза короче говоришь. А что у тебя было в школе по географии?

26 мая 2019 в 23:19

Наконец-то коллега Трифонов отметился своей неподражаемой иронией:
"Ледоколы достроят. В этом можно не сомневаться... "

Коллега Трифонов, так может быть кроме ледоколов и все остальное, о чем в статье, тоже построят, создадут, откроют, воздвигнут...?

Или у вас есть сомнения?
Отриньте!

Понимаете, Трифонов, если мы все это не построим, не создадим, то сожрут нас. Разделят на "суверенные" княжества.
Такие проекты как СМП, космос, геперзвук они, кроме прочего, объединяют заводы, КБ, людей, города, регионы.
Скрепы это.
Так что ирония ваша неуместна.

27 мая 2019 в 00:49

"если мы все это не построим..."

Мы всё это уже не построили. Соответственно и не построим. И если бы только это... И если бы ещё и не разрушали параллельно опережающими темпами.

А когда если и вдруг чё-то случится построить, то это уже никому будет не нужно - что в воду пукнуть. Эволюция путинская, однако.

Хороша ложка к обеду, а путинская эволюция ко всему подойдёт. Жаль только без результатов. Разве что отрицательный результат - тоже результат.

Все ваши "скрепы" - это всего лишь имитация бурной деятельности. Строить здесь эта власть ничего не собиралась и не будет. А всё происходящее - тырканье, с целью попила и вывоза. Колония - она и в Африке колония. И колониальные "вожди" все на одно лицо.

27 мая 2019 в 07:48

Ладно, Трифонов, если вам так спокойнее, то и живите. Как говорят в Голливуде, - это ваша жизнь.
А как вы сами себя в этой, как вы пишите "колонии", ощущаете? Кем вы себя считаете?
Рабом, прислугой колонизаторов, борцом за свободу, пустобрехом?

А люди, которые ледоколы, самолеты, ракеты строят, они, по вашему, кто?
А многие из них искренне верят, что работают для независимости России.

27 мая 2019 в 14:03

Ну на борца я уже не тяну. Скорее сочувствующий борцам за свободу от колониального режима.

Люди без веры не могут. Каждый себе чего-нибудь да выберет.

Но и...
Не пропадет ваш (наш) скорбный труд
И дум высокое стремленье.

27 мая 2019 в 09:59

Расстояние от Гонконга до Роттердама:
- через СМП - 16300 км
- Малакку и Суэц - 18200 км
- через Канаду - 17400 км
Никаких "в 1.5-2 раза короче" нет и в помине.

27 мая 2019 в 12:24

Суэцкий канал не резиновый, и там арабы с евреями постоянно бузят, как бы вообще не закрыли дорогу, пираты опять же. Страховка дорогая.
А через Канаду придется везти по суше, две перегрузки делать. Вообще смысла нет.
СМП по любому надо развивать, там запасы углеводородов большие.

27 мая 2019 в 14:57

Так уж и нет?

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет около 14 тыс. км , через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км.

Расстояние от порта Мурманска до порта Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль (23760 км), а Северным морским путём — 5770 морских миль (10686 км).

А Канада тут не причем. Северо-Западный проход практически не используется из-за отсутствия у Канады и США серьезного ледокольного флота.

29 мая 2019 в 11:56

Уважаемый Александр! Безусловно, СМП более короткий путь в ту же Японию. С этим нне поспоришь. Вопрос не в длине пути, вопрос в том, а есть ли такое количество грузов , чтобы окупить все затраты? Только в этом. Вот, как только появятся караваны, груженые под завяззку и СПГ , и другими товарами, вот тогда он и заработает. В пока все усилия , как я понимаю, сделаны с расчетом на будущее. Это только начало. Понятно, что в первую очередь там пойдет СПГ, а также грузы для военных арктических российских баз.

27 мая 2019 в 23:22

Перспективы заманчивые, если только.... Есть короткий путь Восток-Запад -это БАМ. Если я правильно понял он загружен в основном потоком китайского ширпотреба в Европу. Однако свой " Шёлковый путь" Китай строит в обход России, что дальше и, видимо, дороже. Т.е. они, китайские " партнёры" предпочитают не рисковать, усматривая в нынешней России партнёра не надёжного. Тарифная же политика РЖД такова, что доставка грузов (рыбы) с Дальнего Востока в европейскую Россию, и других товаров обратно, для наших предпринимателей дороже кругосветного морского пути. К чему всё это... Не сгубит ли жадность, некомпетентность, нераспорядительность, неорганизованность и бюрократия столь перспективное дело. Примеров более чем достаточно.

28 мая 2019 в 09:03

Не сгубит ли? )))

Прямо и не знаю, что сказать? Всё ухайдакали. Разве что вот только именно это, в отдельно взятый период, в каком-то локальном пространстве не сгубят - конь в вакууме. К примеру в статистической отчётности. )))

Не хочется уже что-то конструктивное в этом паноптикуме высказывать, да уж ладно. Всё во времени. И если вы что-то не построили к определённому сроку, к необходимому событию, то считай, что выбросили на ветер. А они в "путинской эволюции" вообще никуда не торопятся. Им же нет ничто - указы хоть 2012, хоть 2018, да хоть 2025! Нищих что 20%, что 10 через шесть лет, что 40 через три года - какая им разница?

Они ничего не умеют, не могут и не хотят - им этого не надо. Ибо все планы, не привязанные к результатам и срокам, а так же последствиям за не выполнение - пустая болтовня для электората. И вы обратите внимание - у них на сейчас (в планах) только налоги, а все умозрительные блага когда-то лет через 5 - 10.

Вот это и есть "путинская эволюция" - примитивная лапша на уши.

28 мая 2019 в 09:07

"Однако свой " Шёлковый путь" Китай строит в обход России, что дальше и, видимо, дороже. Т.е. они, китайские " партнёры" предпочитают не рисковать, усматривая в нынешней России партнёра не надёжного."

Это вы так предполагаете, а что думают китайские партнеры вы не знаете.
Факторов много.

29 мая 2019 в 13:41

Уважаемый Владимир! Китай тянет свой путь по суше, так как он должен страховать блокировку морского пути. А блокировать амери канцы могут как в Малакском проливе, так и в Беринговом. А по суше, вроде как, по территории бывшего СССР. И это при том, что стоимость морских перевозок сильно дешевле, чем ж/д перевозки.

28 мая 2019 в 09:52

Если честно, то я вообще не понимаю, что хочет эта "власть" (с позволения сказать, но как-то надо это называть). Очевидно, что рост благосостояния населения в её планы не входит. Ну, лешей бы с ним с этим населением. Индустриальное и техническое развитие тоже ей не нужно - так получается. Ладно, пошли далее. Собственно что тогда остаётся? Экономическое какое-то развитие? На основе чего - выкачивания сырья? А потом на процентики от продажи сырья закупка валюты и золота. Тааак. Ну, фиг бы с ним. На эту валюту какую-то (наёмную) армию, полицию для своей охраны, и какое-то вооружение в каком-то количестве. А зачем? Не, ну так-то в целом оно понятно, но лично то им это зачем? Очевидно, что на таких основах страна сильной и великой никогда не станет. Чтобы только личные их домик, яхточку и машинку сохранить до конца жизни. Ну ещё говорят слаще власти нет...

Даааа - действительно "достойное" целеполагание "власти". Блин, паноптикум какой-то.