Авторский блог Александр Тюрин 14:07 26 мая 2019

Севморпуть - скоро круглогодичный. И это переворот в геополитике

С постройкой новых российских атомных ледоколов меняется геополитический расклад в мире

И вот очередная хорошая российская технологическая новость. Впрочем, не только технологическая, но и геополитическая. Питерским Балтийским заводом спущен на воду атомный двухосадочный ледокол "Урал" проекта 22220, который способен ломать и мощный океанский лед до 3 метров толщиной, и работать в мелководных устьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. У ледоколов этого проекта (трое из них спущено на воду, но еще не введено в эксплуатацию; два - в планах) замечательные характеристики: длина 173,3 м, водоизмещение 33 540 т, мощность на валах 60 МВт. Ввод в эксплуатацию "Урала" - 2022 год. Как известно, флот атомных ледоколов есть только у России. Ввод в строй "Урала", вместе с очень подходящими для нас климатическими изменениями, приближает тот момент, когда Севморпуть станет работать круглогодично. (Транспортный коридор "Восток-Запад" будет иметь, помимо морской составляющей - Севморпути, также и сухопутную, которая после завершения строительства будет включать Трансполярную магистраль, Северно-Сибирскую магистраль с БАМом и Транссиб.)

И очень скоро будет доведена до конца та работа по покорению Севера, которую русские проделывали с конца 15 века, с похода московской "судовой рати" в 1483 в Югорскую и Сибирскую землю, с плаваний безымянных промысловиков, которые ходили с Белого моря в устье Оби и Енисея, на Новую Землю и на Таймыр, походов казаков Реброва и Перфильева на Яну и Индигирку, Михаила Стадухина на Колыму, Семена Дежнева через пролив между Азией и Америкой на Анадырь, того же Стадухина с Анадыря в Охотское море и т.д. Осваивать Север - это вообще русская традиция.

Что дает Севморпуть в круглодичном или почти круглодичном варианте? Помимо освоения ресурсов Севера, это означает, что путь из Азии - нового мирового экономического центра - в Европу через Северный Ледовитый окажется в 1,5-2 раза короче, чем через Малаккский пролив и Суэцкий канал. А кто собственно контролирует океанские коммуникации (перевозки водой - самый дешевый вид перевозок), тот и контролирует мировую экономику. Это прекрасно знает Запад, который начал свою мировую экспансию именно с захвата океанских коммуникаций (как раз 510 лет тому, как португальцы довершили уничтожение самостоятельного индийского, малайского, арабского, персидского мореплавания, разгромив египетско-индийский флот в сражении у Диу - все пленные, кстати, были повешены - и взяли под свой контроль пути в Индийском океане).

Будет ли Запад доволен, что русские получат Северный Ледовитый океан, как огромный козырь в геополитике и геоэкономике. Конечно нет, у Запада и так проблем с русскими хватает, и вообще экономическая гегемония уходит к китайцам. В лоб Россию не возьмешь, у нее страшные вооружения и отменные вояки. Остается только разлагать её изнутри, разжигать там культ демонстративного потребления и стяжательства, который вообще изначально присущ мелкобуржуазным слоям общества, тем более, что информационно-идеологическая сфера в России совершенно беззащитна. Так что дотянем ли мы до того, что океан будет наш, не провалимся ли обратно в 90-е, не станет ли Ельцин-центр главным нашим "храмом" - это, увы, теперь вопрос...

* К числу других хороших российских технологических новостей последних дней можно отнести следующее:

- Российские ракетные войска стратегического назначения начали получать комплексы «Авангард» - гиперзвуковой крылатый боевой блок, способный маневрировать и развивать скорость до 27 Махов. Американцы о таком еще только мечтают, неэффективный затратный коррумпированный американский ВПК не позволяет им пока создать ничего подобного.

- Проходит летные испытания тяжелый ударный дрон "Охотник-Б". Масса 22 тонны, дальность полета не менее 3000 км. Может нести противокорабельные ракеты Х-35У с дальностью пуска до 260 км и ракеты Х-59МК2 "Овод" класса "воздух-поверхность", корректируемые авиабомбы массой до 500 кг. Замечен в компании с истребителем 5-го поколения "Су-57", так что предположительно будет связан с ним информационно-управляющей системой. В общем, и боевой "рой" на подходе.

- Блокирование поставок западных продуктов для производства композитных крыльев самолета МС-21 не повлияет на успех этого проекта, идет быстрое импортозамещение. Российские химики из компании «Унихимтек» и Института новых углеродных материалов и технологий, оказывается, уже создали по собственной инициативе систему материалов для производства такого крыла. Ну, а госкорпорация "Росатом" успешно делает ключевой компонент углепластика для крыла - углеродное волокно. Так что самолет, как и было намечено, получит сертификат в 2020 году.

- ИНЭУМ им. И.С.Брука, входящий в концерн «Автоматика» госкорпорации Ростех, совместно с группой компаний «РСК» разработал первый суперкомпьютер на российских 8-ядерных микропроцессорах «Эльбрус-8С». Он предназначен для обработки «больших данных». Одна серверная стойка суперкомпа, содержащая 153 вычислительных узла, может выполнять до 75 трлн операций с плавающей запятой за секунду. Итоговая мощность суперкомпьютера практически не ограничена, так как стойки можно наращивать в едином вычислительном кластере.

1.0x