Авторский блог Роман Илющенко 11:36 1 июня 2017

Северный флот – грани зарождения

Этот флот России самый мощный в Вооруженных силах на сегодняшний день. И самый молодой. Официальной датой его «рождения» считается 1 июня 1933 года. Тогда соответствующим постановлением СНК СССР была создана Северная военная флотилия. Это - общедоступная информация. Но есть в его на первый взгляд краткой и боевой биографии не столь известные факты. Например, такой: среди «родителей» СФ, помимо партии и правительства, малоприятные сегодня «родственники» из системы ГУЛаг. Но обо всём по порядку.

Первый Пётр

Первыми из русских мореплавателей, кто осваивал северные морские просторы, конечно, следует считать бесстрашных поморов. Уже в конце XVI века Россия держала в северных водах свой флаг. К этому времени в русском Поморье строилось до 300 различных судов (в основном - кочей) в год для морской охоты, промысла и каботажного плавания. Но вот на военную,государеву службу первым их поставил царь Пётр Алексеевич. Впрочем, очарованный Западом, он не сумел по достоинству оценить их преимущества плавания в суровых водах Арктики и заложил в Соломбале первую на севере государственную верфь, где строились корабли по голландской технологии. И уже в 1694 году первый из шести построенных здесь кораблей - 24-пушечный фрегат «Святой Павел», вместе скупленным в Голландии 44-пушечным кораблём «Святое пророчество» и яхтой «Святой Пётр» во главе с Петром вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов.

Однако, после смерти Петра активность судостроения на Белом море практически сошла «на нет». В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает».

Взлёт и запустение

Как не покажется странным, но ситуация начинает меняться к лучшему с восшествием на российский престол племянницы Петра, курляндской принцессы Анны Иоанновны. В 1730 году военная коллегия приняла постановление об учреждении (фактическом восстановлении) Архангельской верфи для «постройки военных кораблей и содержания судов для крейсерованияв северных водах». И через 10 лет со стапелей архангельских верфей сошло несколько 66 пушечных фрегатов и два 54-пушечных корабля. Для их базирования была избрана удобная Екатерининская гавань в Кольском заливе. Так фактически была заложена первая русская военно-морская база (ВМБ) в Заполярье.

К началу Первой мировой в г.Александровске (ныне г.Полярный) имелась постоянно действующая ВМБ флотилии Северного Ледовитого океана, которая соединялась железной дорогой с только что построенным незамерзающим портом Романовым на Мурмане (ныне г.Мурманск). Формирование флотилии началось в сентябре 1916 года. На начало 1917 года в ней числилось 66 боевых и вспомогательных судов, среди которых линкор, два крейсера, шесть эсминцев и подлодка. Находился в их числе и легендарный «Варяг», выкупленный у Японии. Во время войны большой активности флотилия не проявляла, занимаясь в основном конвоированием судов союзников.

После октября 1917-го р-р-революционные братишки подняли было красные флаги на кораблях, но им не повезло, революция сюда пришла позже. Гораздо раньше пришли интервенты – бывшие союзники России по Антанте. Они фактически и приватизировали оставшиеся без экипажей суда. Можно сказать, что флотилия прекратила своё существование, на боеспособных судах которой эвакуировались за границу командующий Северным фронтом генерал Миллер с остатками своей немногочисленной армии.

К концу 1920 года Рабоче-Крестьянскому Красному Флоту на Белом море досталось лишь несколько эсминцев и тральщиков. По окончанию Гражданской войны все непригодные к службе и устаревшие суда были исключены из строя, а ледоколы были переданы торговым портам. Несколько тральщиков передали в состав морских погранчастей ОГПУ. Однако, вымпел флотилии не спускали. Из её остатков сформировалась Беломорская флотилия идаже были проведены учения. Однако, уже в 1922 году её таки расформировали по весьма банальной причине… отсутствия средств на её содержание.

Под эгидой ОГПУ

Вернуться к вопросу возрождения флота на Крайнем Севере пришлось к концу 20-х годов, когда международная обстановка начала резко осложняться и остро встал вопрос защиты морских рубежей страны Советов. Возвращение России на Север должно было положить так же конец произволу, творимому в наших территориальных водах, норвежскими и британскими рыбаками. Правительство тогда посчитало, что перебрасывать суда из Балтики – основного донора возрождаемой флотилии безопаснее будет по внутрибереговому пути, избегая небезопасного плавания вдоль враждебных берегов Северной Европы.

Весной 1930 года в Совете труда и обороны (СТО) СССР была подготовлена докладная записка «О сооружении Беломорско-Балтийского водного пути» (ББВП), необходимого по военно-политическим и хозяйственно-экономическим соображениям. Сего строительством три флота из четырёх оказывались связанными между собой внутренней водной системой, что позволяло маневрировать ограниченными тогда силами. Предполагаемая глубина канала планировалась 18 футов (5,5 метров), допускающей, по мнению планировщиков, прохождение судов класса река-море. Протяжённость канала — 227 километров.Затраты на его постройку определялись в сумму 60-70 млн.рублей. Общее руководство строительством водного пути планировалось замкнуть на СТО (ответственный тов. Я. Рудзутак), непосредственно организацией работ должно было заниматься НКПС. Однако, уже на втором заседании СТО было признано, что рабочей силы в необходимых количествах НКПС предоставить не сможет. А посему было принято «мудрое» решение о выполнении всех тяжёлых работ силами заключённых. Таким образом, сначала на ОГПУ было возложено лишь обеспечение получившей статус всесоюзной стройки первой пятилетки, дармовой рабочей силой.Но, со временем и НКПС, и СТО фактически отошли от процесса и единственными кураторами стройки остались будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛага Матвей Берман.

Имени Сталина

Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, а длилось оно 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась практически без современной техники, в основном вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

Непосредственно строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»), а работавших на стройке арестантов системы, именовали заключёнными «каналоармейцами» - знаменитыми «зэка». Кроме них на строительстве канала на правах ссыльных работали спецпоселенцы и вольнонаёмные работники, в основном специалисты. Условия жизни заключённых были тяжёлыми, но ненамного отличались от условий проживания спецпоселенцев или даже «вольняшек». Норма питания первых (т. н. «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше заключённый вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей. Общая численность каналоармейцев, задействованных на строительствеодновременно не превышала 126 тысяч человек. Всего за все время строительства канала сюда было отправлено более четверти миллионаподневольных строителей. По данным архива УФСБ по Карелии, общее число погибших при строительстве и эксплуатации ББВПс 1930 по 1940 годзэков составило 86 тысяч человек. Сюда очевидно входят и заключённые, расстрелянные по приговорам «троек», которых насчитывается около 4000 человек.

За всё время строительства ими были выполнены земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, сооружены 37 км искусственных путей, в частности была перенесена Мурманская железная дорога, которая мешала проведению земляных работ. На строительство канала было потрачено 101316000 рублей, из которых 17316000 было покрыто за счёт выполнения Беломорстроем работ по договорённости с другими организациями.Датой открытия объекта, который получил гордое наименование Беломоро-Балтийский канал имени Сталина,считается август 1933 года.

Героями были все

Однако, не дожидаясь официального пуска, уже в мае по каналу начали свой переход боевые корабли Балтфлота. В состав первой экспедиции особого назначения (ЭОН 1) вошли эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подлодки «Декабрист» и «Народоволец». Переход сопровождался определёнными трудностями, связанными в основном с мелководьем канала и длился 2,5 месяца. Следом, пришла ЭОН -2 в составе эсминца «Карл Либкнехт», подлодки «Красногвардеец» и сторожевика «Гроза». Участвовавшие в переходе корабли и составили основу Северной военной флотилии. Однако, к началу Зимней войны с Финляндией из 54 эсминцев ВМФ СССР на Севере было только 8, а из 212 подводных лодок – всего 15. К 22 июня 1941 года по ББВП удалось переправить ещё 8 подлодок, а к её концу количество эсминцев увеличилось до 17, а сторожевиков до 51.

Подвиги моряков-североморцев в годы Великой Отечественной войны хорошо известны. В ходе неё силами Северного флота было уничтожено 413 судов транспортного флота общим тоннажем более 1 млн. брт. и 214 кораблей и вспомогательных судов кригсмарине; около 1300 самолетов противника. Кораблями СФ было перевезено 1,7 млн. тонн различных грузов;спасено 59 терпящих бедствие боевых корабля и транспортных судна, поднято со дна моря 196 кораблей и транспортов, извлечено с затонувших судов 22 тысячи тонн ценных грузов. Объем воинских перевозок составил более 1 млн. человек и более 1,6 млн. тонн грузов; транспортным флотом было перевезено около 2 млн. тонн народнохозяйственных грузов.Корабли флота провели по внутренним коммуникациям 2568 судов в 1471 конвое. При этом потери составили всего лишь 0,47 % общего количества транспортов.Родина оценила своих героев по достоинству. Первыми гвардейскими кораблями ВМФ СССР стали 4 североморские подлодки, а одна из них – Д-3 «Красногвардеец» стала ещё и первым Краснознамённым кораблём. Первым же соединением подводных лодок ВМФ СССР, награжденных орденом Красного Знамени, стала бригада подлодок СФ. Она же первой получила и орден Ушакова 1-й степени.

В заключении малоизвестный факт, который труднообъясним человеку с европейским менталитетом. В районе приграничного села Титовка, на берегу Баренцева моря перед войной строился аэродром, при строительстве которого использовались несколько сот зэков. С началом боевых действий, их эвакуировать в тыл не успели, и в первом же бою охрана лагеря была перебита. А дальше, согласно воспоминаний командира бригады охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота адмирала Василия Платонова случилось, на первый взгляд, неожиданное: «…несмотря на отсутствие стражи, репрессированные организованно отступили вместе с войсками к Западной Лице. Не один из них не сдался в плен, не остался у врага. Прибыв на кораблях в Полярный, они обратились к командованию с просьбой разрешить им сражаться против фашистов и честно воевали всю войну».

1.0x