Авторский блог Никита Голобоков 06:16 4 марта 2016

Севастополь не может позволить себе административный кризис

За два года нахождения Крыма в России в медиаповестке стало намного сильнее ощущаться отличие Севастополя от остального полуострова. Казалось бы, и Севастополь, и Крым после вхождения в состав Российской Федерации столкнулись с одними и теми же проблемами: необходимостью перехода на российское законодательство, знакомство местных предпринимателей с российскими правилами ведения бизнеса, политической культурой, противостоянием всевозможным украинским блокадам. Однако именно в Севастополе все эти бытовые проблемы всплыли на поверхность из-за открытого противостояния между законодательной и исполнительной властью города. Любые внутриэлитные разногласия, несомненно, отрицательно влияют на развитие такого сложного и значимого для России региона.

За два года нахождения Крыма в России в медиаповестке стало намного сильнее ощущаться отличие Севастополя от остального полуострова. Казалось бы, и Севастополь, и Крым после вхождения в состав Российской Федерации столкнулись с одними и теми же проблемами: необходимостью перехода на российское законодательство, знакомство местных предпринимателей с российскими правилами ведения бизнеса, политической культурой, противостоянием всевозможным украинским блокадам. Однако именно в Севастополе все эти бытовые проблемы всплыли на поверхность из-за открытого противостояния между законодательной и исполнительной властью города. Любые внутриэлитные разногласия, несомненно, отрицательно влияют на развитие такого сложного и значимого для России региона. Сейчас, например, одним из наглядных примеров негативного влияния конфликта на ситуацию в городе являются многочисленные проволочки в борьбе с незаконной застройкой. Известно, что еще в период, когда город находился на территории Украины, бизнесмены по договоренности с чиновниками захватили множество объектов, имеющих культурно-историческое значение. Так, только на территории музея-заповедника Херсонес-Таврический было возведено более трехсот коммерческих построек, и только в феврале был наконец-то принят закон об их ликвидации. Многие аналогичные законопроекты сейчас ждут соответствующего утверждения в заксобрании по полгода.

На данный момент, вроде бы официально подавший в отставку, но по факту находящийся в отпуске, глава Заксобрания Алексей Чалый призывает к прямым выборам губернатора Севастополя в сентябре этого года. Кроме того, подконтрольные Чалому СМИ не перестают мутить воду и спекулировать на многих действительно важных проблемах, раздувая их до апокалипсического уровня, а также дискредитировать действующего губернатора города Сергея Меняйло. Ситуация находится в подвешенном состоянии, и, несмотря на то, что сам Меняйло всячески уклоняется от конфликта и стремится сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, до сих пор неизвестно, удастся ли Кремлю добиться консенсуса между противоборствующими сторонами. Уйдет ли Чалый в им же объявленную отставку, или конфликт продолжится в виде уличных акций и саботажа деятельности органов власти города. На фоне остального Крыма, где и элиты, и общественные движения продемонстрировали большую прагматичность и зрелость, происходящее в Севастополе кажется сейчас маленьким филиалом Майдана.

Разбирая происходящий в Севастополе политический карнавал, не стоит забывать о главном и очевидном факторе: Севастополь - база военно-морского флота (ВМФ) России. Именно наличие базы Черноморского флота сыграло ключевую роль в присоединении Крыма. Подчеркну, что как раз закрытия этой базы и расторжения договора с Россией систематически добивались от Украины США и НАТО. Поэтому тот факт, что, на фоне спокойной политической ситуации в Симферополе, в Севастополе определенные силы продолжают активно мутить воду, вызывает некоторые подозрения. Тем более странными выглядят предложения Чалого отобрать у флота часть его собственности. Напомним, что концепция развития Севастополя, предложенная Агентством социально-экономического развития под руководством Чалого летом 2014 года, предусматривает перенос логистической площадки и административного центра Черноморского флота вглубь Северной бухты в район Килен -балки, а также изъятие части собственности флота под гражданские нужды. Более подозрительно выглядит наличие в команде Чалого сомнительных персонажей, например, в прошлом активного члена секты методологов и сторонника Евромайдана, а в настоящем главы аппарата заксобрания Севастополя Сергея Градировского). Или возглавившего на днях севастопольское отделение «Правого дела» бизнесмена Олега Николаева, криминальный шлейф за которым тянется еще со времен его коммерческой деятельности в Санкт-Петербурге. Все это заставляет задуматься о том, что, если не сам герой Русской весны Алексей Чалый, то часть из примкнувшей к нему «группы поддержки» из севастопольских элит и заезжих управленцев, не только не отвыкли от украинских методов ведения политической борьбы с митингами, пиар кампаниями и саботажем, но и прямо или косвенно курируются извне. Если к Крыму, как к недавно присоединенному к России региону, находящемуся под давлением Украины и всего мирового сообщества, внимание Кремля сейчас приковано вдвойне, то к Севастополю оно должно быть приковано втройне. В городе находится база Черноморского флота России, и, как бы кто этого не хотел, никуда она не уедет, и, по-хорошему, тот же вопрос о собственности ВМФ на территории города должен решаться напрямую Минобороны и Кремлем.

Поэтому в качестве первого шага для стабилизации обстановки в Севастополе логично было бы перевести город в прямое подчинение Кремлю, законодательно зафиксировав назначение губернатора напрямую Москвой хотя бы на некий переходный период. Также необходимо вспомнить советское время, когда город был по факту закрытым. По крайней мере, решения о приобретении или конфискации собственности и деятельности тех или иных предпринимателей в городе должны напрямую координироваться Министерством обороны. И уже в дальнейшем налаживать диалог с общественными движениями Севастополя, представителями разных ветвей власти и бизнес элиты города. Любой консенсус сейчас может быть достигнут только после введения прямого управления. В нынешней внутри - и внешнеполитической ситуации даже стагнация административного кризиса в городе русской военно-морской славы для России слишком дорогое, небезопасное и сомнительное удовольствие. Поэтому сейчас необходимо перейти в режим ручного управления и пресечь разгорающийся конфликт на корню.

1.0x