Официальным поводом для такого новшества, предложенного Саудовской Аравией как страной-председателем G20, стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и связанные с этим обстоятельством соображения безопасности. Получилось, что называется, дёшево и сердито: никто никуда не летит, не заселяет VIP-апартаменты, не тратится на охрану и прочие статусные "мигалки", — сели у мониторов и за два-три часа всё обсудили. Но некоторые моменты данного мероприятия, конечно, не могли не вызывать вопросов.
Прежде всего, оно проходило ровно через 20 дней после разрыва соглашения ОПЕК+, на фоне катастрофического падения фондовых и сырьевых бирж по всему миру. В частности, цена нефти рухнула ниже 30 долл. за баррель вследствие агрессивного демпинга со стороны той же Саудовской Аравии, но эта тема якобы не обсуждалась на саммите, который был созван сразу после известия о закупке Китаем сразу 1,6 млн. тонн российской нефти с поставкой в конце мартаначале апреля. То есть угроза коронавируса для саудитов сегодня важнее проблем на рынке "чёрного золота"? Поверить сложновато, но пусть будет так.
Далее, саммит проходил в полностью закрытом для СМИ режиме, так что даже полный состав его участников остаётся неизвестным. Организаторы заранее сообщили, что к членам G20 присоединятся лидеры "приглашенных стран": Испании, Иордании, Сингапура и Швейцарии, — а также представители девяти международных организаций: ООН, Группы Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной торговой организации (ВТО), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Совета по финансовой стабильности, Международной организации труда (МОТ), Международного валютного фонда (МВФ), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Состав более чем представительный, но, возможно, там был и "кто-то ещё". С другой стороны, известно, что Альберто Фернандес, президент Аргентины, страны, входящей в состав G20, в работе этого онлайн-саммита не участвовал — не допустили. Конечно, это уже не "Большая двадцатка" как таковая, а нечто несколько иное или даже совсем иное. Что?
Гипотетическое "мировое правительство", о необходимости формирования которого заявил бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун? Или менее масштабная и претенциозная попытка под "шубой" обсуждения коронавирусной пандемии устроить некую сварку интересов крупнейших держав современности, в том числе — нефтедобывающих держав? Среди участников саммита "двадцатки" без труда обнаруживаются четыре из пяти ведущих экспортёров "чёрного золота": Саудовская Аравия (1-е место в 2019 году), Россия (2-е место), США (3-е место) и Канада (5-е место). Эта "четвёрка" в совокупности производит свыше 41,4 млн. баррелей в день (б/д), или более 50% мировой нефтедобычи, составившей в 2019 году 80,6 млн. б/д. А "нефтедоллар", не будем забывать, является основой нынешней глобальной финансовой системы, поэтому любое падение цен на нефть означает сокращение "площади опоры" американской (и заодно — главной мировой) валюты, что ведёт к дестабилизации и дисбалансам всей экономики.
Поэтому, вопреки многочисленным экспертным оценкам, США объективно заинтересованы в "дорогой" нефти, а политику "дешёвой" нефти проводят только в тех случаях (и на протяжении не слишком длительного времени), когда это позволяет им решать другие жизненно важные и значимые задачи. Пока с этой задачей справлялся ОПЕК+, американцы делали "покерфейс" и бурили всё новые сотни "сланцевых" скважин на своей территории. Когда же ОПЕК+ развалился, Вашингтон в лице Дональда Трампа открытым текстом потребовал от Эр-Рияда не допустить обвального снижения нефтяных цен. Не помогло. Возможно, на онлайн-саммите G20 каким-то образом и проверялась возможность соглашения ОПЕК++ — уже с участием США (и примыкающей к ним Канады). Поскольку без участия американской стороны Россия, как уже неоднократно было заявлено, не видит смысла в заключении каких-то картельных соглашений по нефтедобыче. А в Вашингтоне к этому — в том числе, из-за президентской кампании — пока не готовы. Но понимают, что в перспективе от этого варианта им, скорее всего, не уйти. А потому — присматриваются…
Единственным известным итогом саммита стало выделение 5 трлн. долл. "для противодействия социальным, экономическим и финансовым последствиям пандемии". Правда, без какой-либо расшифровки того, кто из участников, когда, сколько и на каких условиях эти деньги предоставит, как они будут распределяться и так далее. Надо сказать, что в опубликованном сайтом kremlin.ru тексте выступления президента России фигурировали более конкретные условия. Путин предложил создать специальный фонд под эгидой МВФ, средства для которого должны быть выделены центробанками стран-эмитентов валют, входящих в "корзину" МВФ, с предоставлением любому члену МВФ права заимствовать оттуда средства пропорционально его доле в мировой экономике (без указания на характер этой доли: номинальный ВВП или рассчитанный по паритету покупательной способности) с нулевой ставкой и на длительный срок.
Иными словами, российский лидер предложил Федрезерву США, Европейскому центробанку, Банку Англии и Банку Японии поделиться частью их денег с остальным миром. Народный банк Китая тоже входит в число валютных эмитентов, но, поскольку его доля в валютной корзине МВФ меньше его доли в мировой экономике, КНР была бы нетто-бенефициаром данной схемы, а не донором её. Трудно сказать, насколько итоговое решение онлайн-саммита G20 соответствует путинскому предложению, но оно явно принималось с оглядкой на позицию российского лидера. Во всяком случае, теперь 5 трлн. долл. из общей эмиссии пяти мировых центробанков, можно сказать, "легализованы коронавирусом".
Но практически за неделю, прошедшую со дня саммита G20, никаких существенных подвижек на мировых рынках не произошло: правда, фондовые индексы в целом стабилизировались, в частности Доу-Джонс — выше 22000 пунктов, но нефтяные цены продолжают падать и уже "тестируют" отметку в 20 долл. за баррель. Примерно то же самое ралли наблюдается и на других сырьевых рынках, включая — вот парадокс! — и рынок золота. При этом о дефиците реального "царского металла" уже официально заявили и в США, и в Великобритании, а российский ЦБ, напротив, прекратил скупку золота на внутреннем рынке в отечественный ЗВР, чем постоянно занимался с 2014 года, то есть с момента воссоединения Крыма и введения "коллективным Западом" антироссийских санкций. Понятно, что это не может быть случайным совпадением — особенно на фоне того, что экспорт золота из России в 2019 году, как известно, вырос в 8 раз, до 5,7 млрд. долл., причем 93,5% этого объёма купила Великобритания. Теперь же к числу претендентов на покупку российского золота добавятся и США, и другие страны мира — всё же 79-й элемент таблицы Менделеева является признанным антикризисным активом-"убежищем" на все времена.
Надо полагать, что по данному поводу достигнуты некие соглашения, и они уже выполняются российской стороной. Вряд ли — на безвозмездной основе и вне более широких рамочных соглашений, затрагивающих весь спектр взаимодействия нашей страны с западными и прочими внешнеполитическими "партнёрами". Тем более, в экономической и политической жизни подавляющего большинства этих "партнёров" сейчас происходят фундаментальные, можно даже сказать — тектонические, изменения, и мир, который формируется на наших глазах, будет сильно отличаться от привычного нам мира. Впрочем, уже сейчас, как мы видим, "большая двадцатка" — уже не "двадцатка", "большая семёрка" просто исчезла с политической карты мира, а послевоенные международные институты, которые, по словам российского президента, сказанным буквально в лицо представителям этих самых институтов, не справляются с вызовами современности, ждёт реорганизация.