Авторский блог Константин Луговой-Давыдов 15:20 21 июля 2019

Сбывающееся пророчество: дан старт подготовке ко второму антиконституционному перевороту

Это произошло сегодня. Власть имущие пошли на поводу у ключевых фигур «новой революции»: Г. Грефа, Э. Набиуллиной, П. Авена и Ко.

Правительство России одобрило законопроект о создании портала, на котором будет храниться информация обо всех гражданах страны. Об этом было сообщено на сайте кабинета министров 20 июля 2019 г.

Анализ этого явно лукавого законопроекта был дан примерно две недели назад Движением «Царский Крест», в котором я состою с некоторого времени. Привожу наиболее важные выдержки из этого правового анализа. И разбиваю их на две части.

1) ПФЗ о цифровом профиле – это антиконституционный переворот.

Проектом предусмотрено внесение изменений в ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно планируемой статье 14.3 «Цифровой профиль является совокупностью сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации» (часть 1).

При этом сказано, что «инфраструктура цифрового профиля создается в целях обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления» (часть 2 статьи 14.3).

ПФЗ о цифровом профиле не предусматривает получение согласия граждан на заполнение цифрового профиля сведениями о гражданах.

Согласно ПФЗ планируется лишь предусмотреть (причем, лишь в будущем и на уровне Правительства) некие случаи, в которых согласие граждан на «получение» сведений о них из профиля третьими лицами не требуется (часть 5 статьи 14.3). Иными словами, само наполнение цифрового профиля человека будет стопроцентно принудительным, автоматизированным, будет производиться в течение 15 секунд с момента получения информации о человеке соответствующими органами и организациями (часть 6 стать 14.3) и будет осуществляться из всех существующих информационных систем. Причем ПФЗ устанавливает ответственность органов (организаций) на случай несвоевременного (то есть, позже, чем в течение 15 секунд) исполнения обязанности по передаче данных в цифровой профиль человека (абзац 4 части 6 статьи 14.3).

Такой беспредел невозможно оправдать правом госорганов на обработку персональных данных для «оказания государственной услуги», предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 6 ФЗ РФ от 27.06.2006 г. № 152 «О персональных данных», поскольку само по себе наполнение «цифрового образа» гражданина сведениями из государственных информационных систем не является «исполнением» государственной функции («оказанием госуслуги»). Сбор данных ради сбора данных не является целью деятельности органа власти (организации). Удобство органов власти, банковских структур и иных организаций не может оправдывать принятие закона о принудительном сборе персональных данных в «цифровой образ» человека.

В результате принятия закона произойдет полная отмена статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).

2) ПФЗ о цифровом профиле противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152).

Согласно части 2 статьи 5 ФЗ № 152-ФЗ «Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных».

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ № 152 ФЗ «Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».

ПФЗ нарушает эти нормы, поскольку предусматривает электронную передачу в цифровой профиль персональных данных гражданина по факту обращения за любой государственной (муниципальной) услугой.

Какую цель преследует передача персональных данных в цифровой профиль при оказании государственной услуги? Это – простой сбор данных, никак не ограниченный по срокам и объему. Такая обработка персональных данных не соответствует цели обработки данных – оказанию конкретной государственной (муниципальной) услуги, а значит, нарушает принципы ФЗ № 152.

Кроме того, законопроект позволяет объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение принципиально, поскольку позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую цифровой профиль отменит.

3. Незаконная передача широчайших полномочий на уровень Правительства.

Согласно законопроекту планируется принятие постановлений Правительства РФ, предусматривающих:

«- утверждение положения о Цифровом профиле;

- случаи, размер и порядок осуществления платежей за направление запросов организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля;

- требования к удостоверению личности гражданина, в том числе допустимые формы удостоверения личности гражданина, состав полей удостоверения личности гражданина и состав сведений, включаемых в удостоверение личности гражданина, порядок внесения, изменения и исключения таких сведений, а также порядок прекращения действия удостоверения личности гражданина;

- порядок создания, развития и эксплуатации государственной информационной системы учета сведений, включаемых в удостоверение гражданина;

- состав сведений, предоставляемых государственной информационной системой учета сведений, включаемых в удостоверение гражданина, предоставляемых из такой системы, а также положение и оператор (операторы) указанной информационной системы;

- требования к организациям, уполномоченным на подтверждение верности идентификатора или ранее проведённой идентификации и аутентификации лица, порядок подтверждения соответствия организаций таким требованиям;

- случаи, когда результат идентификации и аутентификации лица при помощи информационно-технологических средств может подтверждаться электронным документом, предоставляемым посредством информационной системы, обеспечивающей дистанционную идентификацию и аутентификацию лица».

Большинство вышеуказанных положений приведут к серьезному ограничению прав граждан, которое по статье 55 Конституции РФ возможно только на основании федеральных законов и в четко установленных случаях.

Именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). В случае с ПФЗ о цифровом профиле объем полномочий, незаконно передаваемых Правительству, на порядок больше.

Такие нормы сами по себе являются основанием для отклонения законопроекта.

4. Переход реальной власти в стране банковскому сектору.

ПФЗ предусматривает торговлю данными цифрового профиля (часть 10 статьи 14.3). Размер платежей и порядок покупки данных граждан из их профиля должно по проекту установить Правительство.

Таким образом, Дума должна одобрить «кота в мешке». А Правительство потом сможет установить абсолютно любые случаи торговли «цифровыми образами» людей и любые ценники. Понятно, что именно банковские структуры в силу их возможностей получат полную картину частной жизни в отношении всех граждан страны.

Примечательно, что в первую очередь именно кредитные организации по закону наделены правом «подтверждать верность идентификатора» или «идентификации и аутентификации» лица (часть 5 статьи 14.4).

Кто владеет информацией – тот управляет. Не случайно цифровой профиль лоббируется ЦБ и Сбербанком, глава которого заявлял о недопустимости допуска к информации всех, «поскольку иначе сложно управлять».

В результате принятия закона произойдет утрата органами госвласти реальных рычагов управления страной и передача ее банковскому сектору.

При этом ранее уже произошла передача ряда госполномочий Центральному банку - по ФЗ № 482- ФЗ (закон «о биометрической идентификации») Правительство принимает решения по многим вопросам «по согласованию с Центральным банком».

5. Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина.

ПФЗ легализует внедрение электронных идентификаторов граждан и передает Правительству право определить «допустимые формы удостоверения личности» (ст. 14.4).

При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2). Это – предельно широкое определение, что само по себе согласно позиции Конституционного суда РФ говорит о антиконституционности регулирования.

Приведенная формулировка развязывает Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (хоть чипов, хоть меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения).

То есть, Дума должна и в данном вопросе одобрить «то, не знаю что», а чиновники из Правительства позже смогут решить любые вопросы «идентификации граждан». В частности, Правительство сможет и отменить традиционные бумажные паспорта, и превратить граждан в биообъекты, идентифицируемые по метке-идентификатору подобно товару в магазине, что является унижением достоинства человека и нарушением ст. 21 Конституции РФ.

Даже в случае будущих попыток Правительства оправдаться добровольностью сбора биометрии граждан в Единую биометрическую систему, нет никаких гарантий, что этому будет соответствовать практика. Уже сейчас ФЗ № 482-ФЗ «о биометрической идентификации» применяется банками страны в отношении граждан с применением шантажа и принуждения. И даже Генеральная прокуратура не усмотрела проблемы в отказа банка гражданину в заключении договора в случае отказа последнего от сдачи биометрии.

6. Пояснительная записка содержит ложную информацию.

В пояснительной записке к ПФЗ сказано: «Основной задачей законопроекта является установление правил и основных подходов к регулированию вопросов дистанционной идентификации и аутентификации лиц, носящей юридически значимый характер и однозначно порождающей правовые последствия, в случае если правоотношения складываются в сферах, НЕ относящихся к предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций».

Однако из текста законопроекта следует прямо противоположное: цифровой профиль гражданина будет автоматически заполняться при любом факте его взаимодействия с государственными органами в течение 15 секунд (часть 6 статьи 14.3).

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

1.0x