В предыдущей статье я писал о том, что несмотря на постоянные мантры нашей власти о необходимости снижения зависимости России от иностранной валюты, долларизация сохраняется и даже усиливается (я употребляю слово «долларизация» в широком смысле, имея в виду не только доллары США, но и любые другие иностранные валюты).
Особо я отметил такую тенденцию, как усиливающийся спрос в России на наличную валюту. За пять лет (2014–2019 гг.) наличная денежная масса в виде иностранной валюты увеличилась в стране в 2,75 раза! Заметим, что это официальные данные Банка России, которые не учитывают валюту, которая проникает в страну по контрабандным каналам.
Из общего объёма наличной иностранной валюты в 83,88 млрд долл. (на 1 января 2019 года) в банках находилось 13,18 млрд долл., а за пределами банковской системы (в сейфах, стеклянных банках и под матрасами) – 70,70 млрд долл. Наличной валюты в кассах банков сравнительно немного, учитывая растущий аппетит клиентов на наличную валюту. Валюта, находящаяся на банковских депозитах, активно конвертируется клиентами в банкноты иностранного происхождения.
Подпитку касс коммерческих банков наличной валютой осуществляет Центральный банк. С учётом роста спроса на бумажные банкноты он вынужден наращивать свои закрома наличных денежных знаков. В предыдущей статье я писал, что согласно оценкам отечественных экспертов, в этих закромах в настоящее время может находиться эквивалент примерно 40 млрд долл. в виде наличных долларов, евро, британских фунтов, швейцарских франков и других иностранных валют. Для сравнения: на 1 января 2015 года эти запасы были равны 1,4 млрд. долл. Видимо, Банк России полагает, что противостоять усиливающимся экономическим санкциям Запада поможет наличная валюта.
Упразднение банкноты в 500 евро: антироссийский привкус
Но Запад умеет играть в подобные игры, и там уже продуманы несколько следующих ходов, позволяющих поставить российскому «королю» «шах и мат». Контролировать операции российских физических и юридических лиц с использованием наличных долларов, евро и других валют Западу, конечно, сложно. Но он может нанести удар, выведя из обращения крупные денежные купюры, которыми привыкли пользоваться нерезиденты, включая российских нерезидентов. Конечно, кто-то может сказать, что это стрельба из пушки по воробьям. Но западные эксперты приводят оценки, которые показывают, что на Россию приходится весьма значительная часть долларов США и евро, обращающихся за пределами территорий их официального обращения. В 2006–2010 годах казначейство США проводило соответствующее исследование. Оказалось, что именно Россия (вместе с Китаем и Аргентиной) активнее всех использует наличные доллары. Было объявлено, что в России находится порядка 80 млрд долл. А это, между прочим, примерно в два раза больше общего объёма всех наличных иностранных валют, который находился тогда в российской экономике по официальным данным Банка России.
ЕЦБ оценил, что за пределами Европейского союза находится примерно 350 млрд евро. Треть этой массы осела в Швейцарии, за ней следует Россия, на которую в настоящее время приходится 20%, или около 70 млрд евро. Есть и другие оценки, их много, а общий вывод, который напрашивается в результате их изучения: официальные данные Банка России по объёму наличной иностранной валюты в нашей стране сильно занижены, как минимум в два раза.
В общем, с точки зрения Запада, Россия – не «воробей», а крупная и очень опасная «птица», по которой можно и нужно пальнуть из «пушки».
Первым пальнул Европейский центральный банк. С 1 января нынешнего года и ЕЦБ, и входящие в еврозону Центробанки прекратили эмиссию банкноты номиналом в 500 евро (для Бундесбанка и Банка Австрии сделано послабление – они полностью прекратят такую эмиссию в конце текущего месяца). Данная мера была задумана ещё несколько лет назад. Главным аргументом её стало то, что купюра в 500 евро, одна из самых крупных в мире среди находящихся в свободном обращении, – идеальный инструмент для финансирования терроризма, отмывания денег и всяких прочих нехороших дел. Интересно, что бо́льшая часть таких купюр сразу же покидает пределы еврозоны, европейцы вполне обходятся без них.
Последним поводом для скорейшей отмены крупной купюры стала скандальная история с нашим олигархом Сулейманом Керимовым, разразившаяся в конце 2017 года.
Если верить французским СМИ, ему удалось ввезти во Францию в общей сложности 750 млн евро, причём в наличной форме, в чемоданах. В каждом из чемоданов помещалось до 20 млн евро банкнотами по 500 евро. В российских СМИ шутили, что пора вводить новую единицу измерения денежных средств – ЧК («чемодан Керимова»). Наличные деньги бизнесмен использовал для скупки недвижимости.
Конечно, обращение банкнот достоинством в 500 евро будет продолжаться и далее. Никаких временны́х ограничений не установлено, будет происходить «естественное» выбытие купюр. Одновременно Брюссель планирует уже в этом году установить жёсткий контроль ввоза и вывоза наличных евро, особенно крупного достоинства. Также ужесточается контроль внутри ЕС: к человеку, который попытается использовать крупную купюру для оплаты, будет проявлен повышенный интерес вплоть до требования предъявить документы, обосновывающие происхождение денег.
Да, в Европе действует принцип презумпции виновности в отношении людей, пользующихся купюрами в 500 евро, и граждане России, попавшие в Европу, иногда оказываются в неловкой ситуации. Как бы там ни было, но ряд политиков и экспертов в Европе расценивают отмену денежного знака в 500 евро как своеобразную санкционную меру против России.
100 долларов на очереди?
Америка, которая считает себя оплотом демократии и порядка в мире, восприняла отмену банкноты в 500 евро очень серьёзно и попыталась перехватить инициативу. Главным инструментом финансирования терроризма, отмывания грязных денег и всяких прочих нехороших дел была объявлена банкнота ФРС США в 100 долларов. Все силы зла, по мнению американских борцов с этими силами, переключатся с европейской банкноты на бумажку с изображением отца-основателя Америки Бенджамина Франклина.
Разговоры о необходимости прекратить выпуск такой бумажки ведутся уже давно. Среди наиболее рьяных противников кэша с крупными номиналами – бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс. Он ещё в 2016 году опубликовал в газете The Washington Post резонансную статью под названием «It’s time to kill the $100 bill», что в переводе означает «Время уничтожить 100-долларовые банкноты». Другой активист на американском фронте борьбы с наличными деньгами – Кеннет Рогофф, бывший главный экономист МВФ, а ныне профессор экономики Гарвардского университета. Он написал книгу «Проклятие наличности», которая была хорошо раскручена в США и за их пределами, а в прошлом году её издали и в России.
Сторонники отмены купюры в 100 долларов напоминают, что именно Америка является первопроходцем в деле ликвидации наличных денег с крупными номиналами. Действительно, ещё в 1969 году был отменён выпуск банкнот номиналом в 500, 1000, 5000 и 10000 долларов (уже тогда звучала мысль, что это поможет борьбе с криминалом).
По мнению сторонников ликвидации «Бенджамина» (так называют 100-долларовую купюру), позитивный эффект от предлагаемой меры будет даже больший, чем от ликвидации купюры в 500 евро. В общей наличной массе евро купюра в 500 евро занимает примерно 25% по стоимостному объёму, а вот на 100-долларовую купюру приходится примерно всей 75-80% всей массы наличных долларов, причём за пределами США доля таких банкнот ещё выше. ФРС США озвучила план выпуска наличных денег на 2019 год: общий объём банкнот всех номиналов – 207 млрд долл., в том числе 100-долларовых банкнот – 154 млрд долл., или 74,4%.
Пограничный контроль и конфискации
Не знаю, когда Америка откажется от купюры в 100 долларов. Дело это достаточное непростое, и в самой Америке есть противники подобного решения. Президент Дональд Трамп пока никак не проявил своего отношения к данному предложению. Но, думаю, что, ещё не дожидаясь такой отмены, Вашингтон ужесточит контроль над ввозом и вывозом наличных долларов.
Европа уже в этом году начинает внедрять новые процедуры ввоза и вывоза наличных денег, которые предусматривают представление гражданами на границе документов, подтверждающих законность происхождения денег. Отсутствие необходимых подтверждений будет вести к конфискации валюты прямо на границе. Думаю, что-то подобное в ближайшее время может внедрить и Вашингтон, и к гражданам России совершенно точно будет проявляться повышенный интерес – принцип презумпции виновности при проведении процедур валютного контроля на границе.
В рукаве у Вашингтона имеются и иные заготовки. Например, лет десять за океаном всерьёз обсуждали проект создания североамериканской валюты под названием «амеро». Она должна была стать единой валютой для трёх государств – США, Канады и Мексики. Проект предусматривал специальные процедуры обмена старых наличных долларов на новые купюры амеро. Предполагалось, что владельцы долларов должны будут представить веские доказательства легитимности происхождения предъявляемых денежных знаков. Эксперты тогда полагали, что проект может превратиться в самую настоящую конфискационную денежную реформу, ибо Америка будет очень строго подходить к документам, обосновывающим легитимность зелёной бумаги. В ходе обмена было бы уничтожено до 90% наличной долларовой валюты.
Проект тогда не был реализован. Но почему бы Америке не попробовать вновь рассмотреть проект подобной конфискационной или ликвидационной денежной реформы в каком-то ином варианте?
С учётом сказанного можно отметить, что защита от санкций с помощью ухода в валютный кэш, на который так рассчитывают Центробанк, коммерческие банки, бизнес и граждане России, является лишь полумерой. Чем-то мне всё это напоминает поведение страуса, который пытается поглубже засунуть голову в песок. Страусам это не помогает. Нам нужна стратегия, предусматривающая радикальную перестройку всей нынешней валютно-финансовой и банковской системы. Но об этом как-нибудь в следующий раз.