«Самостоянье человека, залог величия его». (А.С.Пушкин)
С возвышенного места, куда мы добрались с Жоркой, моим неизменным лохматым другом, видны бесконечные дали. Зима. Крепкий морозец. Вокруг серебряные кружева и почти недвижимые над селениями серебряные дымы.
Безотчетно радуешься, что год открывается снеговыми просторами – без конца и края белоснежной зимой, где русский характер обнажается среди «печали полей» с непреложной очевидностью. Особенно в тех местах России, где, чернея островками, тонут в снегах деревеньки, погосты, одичавшие сады и пустынные поля. И рождается внутри странное чувство, которое невозможно объяснить каким-нибудь словом. Наверное, это чувство, похожее на проснувшуюся любовь к старушке матери, которую оставили дети, и, прозрев, увидели её немощной, несправедливо забытой, опечаленной и необычайно всепрощающей в своих страданиях, которые она пытается скрыть, чтобы не нанести обиду детям. А уже проснувшаяся у детей совесть грызет их беспощадно, безжалостно….
Такое чувство, похожее на проснувшуюся и запоздалую любовь к матери, проявляется так же и к покинутым, заброшенным краям. Это любовь до боли сердечной, до жгучих слёз, которые не видны никому. Только морозный ветер, леденя, иссушает их, серебря ресницы.
Вероятно, такое чувство свойственно людям разных национальностей, стран и территорий. Но почти у каждого русского человека оно, это чувство, живет без отрыва от его сердца, от его души и заставляет ту скорбеть, печалиться, тосковать, окажись этот русский человек далеко от родимых мест. Должно быть, в этом и заключается особенность русской души, не разгаданная никем её тайна.
Первым, кто дал название этому состоянию, то есть придал через новое слово объяснение тому внутреннему чувству, с которым и живет истинно русский человек, был А.С.Пушкин. Это слово – САМОСТОЯНЬЕ.
Нынешний, 2019, – Пушкинский год. И природа начинает год свой, как и полагается. То есть так, как, очевидно, всегда и желал наш национальный поэт. Зима. Снега. Белые просторы, и над ними висит, застя дали, серебряная печаль, которая вселяется в душу, и её не гонишь, а любишь непонятной, необъяснимой любовью.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величие его.
Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
Как безотрадная пустыня
И как алтарь без Божества.
Трудно объяснить, почему мне пришли на ум в зимнюю пору эти строки поэта. Показалось, что зимний день вернее иного дня объяснит мне тайну пушкинского слова САМОСТОЯНИЕ; что сумею зарядиться колоссальной энергией этого любопытного словесного открытия поэта…
Впрочем, каждый, кто русский, вобрав энергетику изобретенного поэтом слова, сможет, мне кажется, многое сделать, чтобы спасти Землю со всеми проблемами и заботами живущих на ней людей.
Две первых строфы мы с Жоркой начертали на свежей пороше большими буквами. Кто-нибудь из отдыхающих пройдет и прочтет: «На них основано от века / По воле Бога самого / САМОСТОЯНЬЕ человека, /Залог величия его». Тогда и Природа возликует, обрадуется, что не зря она даровала человеку Свободу…
*Иллюстрация из Интернета