Авторский блог Фрол Владимиров 14:12 8 апреля 2018

РУССКАЯ ПРЕДКУЛЬТУРА И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (22.2 из 27)

О возможности прогностического исследования

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ (окончание)

Преодолению скованности русского мышления западным скепсисом и раскрытию его потенциала для усвоения метода Шпенглера призвана помочь мифофизика, раскрепощающая творческую интуицию просвещенного дилетанта, который, отдавая себе отчет в равноценности всех мифограмм, делает сознательный выбор в пользу одной из них, в данном случае в пользу морфологии всемирной истории. Это эпистемологическое решение помещает сознание в новую систему аксиом, главная из которых состоит в том, что

"Kulturen sind Organismen. Weltgeschichte ist ihre Gesamtbiographie"[1].

"Культуры суть организмы. История культуры — их биография"[2].

Из этого следует основной прогностический постулат:

"Jede Kultur durchläuft die Altersstufen des einzelnen Menschen. Jede hat ihre Kindheit, ihre Jugend, ihre Männlichkeit und ihr Greisentum. (…) Jede Kultur, jede Frühzeit, jeder Aufstieg und Niedergang, jede ihrer innerlich notwendigen Stufen und Perioden hat eine bestimmte, immer gleiche, immer mit dem Nachdruck eines Symbols wiederkehrende Dauer"[3].

"Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. (…) Каждая культура, каждое начало, каждый подъем и падение, каждая ее необходимая фаза имеют определенную, всегда равную, всегда со значительностью символа вновь возращающуюся длительность"[4].

Шпенглер настаивает на наличии морфологической структуры истории, которая позволяет преодолеть контингентность, но при этом не стремится «подогнать» структуру под наблюдаемые факты, в чем отличие его метода, например, от методов П. Сорокина или Л. Гумилева. Общество слишком системно, чтобы «поймать» его в структуру и слишком структурно, чтобы согласиться с интерпретацией истории как открытого проекта. Шпенглер избегает обеих крайностей, рассматривая фактическую поверхность системно, а семантические глубины — структурно. Структура — это органический цикл, акаузальная когерентность культуры, диапазон возможностей, наличествующих в ту или иную историческую эпоху. Структура истории темпоральна, темпоральность — структурна.

На основании мифограммы органического цикла высших культур Шпенглер создает свой метод сравнительного изучения исторических феноменов путем выявления их аналогии и гомологии:

"Als Homologie der Organe bezeichnet die Biologie deren morphologische Gleichwertigkeit im Gegensatz zur Analogie, die sich auf die Gleichwertigkeit ihrer Funktion bezieht. (…) Ich führe auch diesen Begriff in die historische Methode ein. (…) Homolog sind die Lunge der Landtiere und Schwimmblase der Fische, analog – in bezug auf den Gebrauch – sind Lunge und Kiemen. Hier äußert sich eine vertiefte, durch strengste Schulung des Blicks erworbene morphologische Begabung, die der heutigen Geschichtsforschung mit ihren oberflächlichen Vergleichen … völlig fremd ist. (…) Aus diesem Aspekt ergibt sich eine Möglichkeit, die weit über den Ehrgeiz aller bisherigen Geschichtsforschung hinausgeht, welcher sich im wesentlichen darauf beschränkte, Vergangenes, soweit man es kannte, zu ordnen, und zwar nach einem einreihigen Schema: die Möglichkeit nämlich, die Gegenwart als Grenze der Untersuchung zu überschreiten und auch die noch nicht abgelaufenen Zeitalter abendländischer Geschichte nach innerer Form, Dauer, Tempo, Sinn, Ergebnis vorauszubestimmen…"[5]

"Биология называет гомологией органов морфологическую равноценность, в противоположность аналогии органов, обозначающей равноценность функций. (…) Я ввожу также и это понятие в исторический метод. (…) Гомологичны легкое живущих на земле позвоночных и плавательный пузырь у рыб, аналогичны — в отношении употребления — легкое и жабры. Здесь проявляется углубленное, приобретенное строгой выучкой взгляда морфологическое дарование, совершенно чуждое теперешнему историческому исследованию… (…) С этой точки зрения открывается возможность идти гораздо дальше, чем это могло рисоваться честолюбию всего предшествующего исторического исследования, которое по существу довольствовалось тем, что приводило в последовательный порядок прошедшее, поскольку оно было известно, а именно: перешагнуть через настоящее, как предел исследования, и определить еще незакончившиеся фазы истории, устанавливая их тип, темп, смысл и результаты… "[6]

Поскольку нас интересует прогнозирование «внутренней формы, длительности, темпа, смысла, результата» евразийской истории, особенно трансформации предкультуры в высшую культуру, необходимо сосредоточить внимание на изучении аналогии и гомологии переходных столетий Магической (Арабской) и Фаустовской культур — о которых сохранилось достаточно сведений — и Русской предкультуры. Применяя метод морфологии всемирной истории, например, к событиям в России 1917 – 1922 гг., можно выявить гомологию этого периода и событий в Германии 1918 – 1933 годов и Франции 1789 – 1804 годов. Аналогичным, то есть функционально равноценным, периоду «революции» и «гражданской войны» в России, ставшей попыткой создания универсальной эсхатологической империи под знаком коммунизма, в Магической культуре является, по-видимому, время Маккавейского движения, у последователей которого «только всемирное торжество Правды Божией почиталось достойной целью»[7], а в Фаустовской культуре время создания империи Карла Великого, «которая должна была охватить весь мир и быть последней державой на земле. Империя должна быть градом Божьим на земле»[8]. В своем докладе, сделанном на Рейнско-вестфальском экономическом форуме в Эссене в феврале 1922 г., Шпенглер следующим образом соотносил морфологические возрасты России и Запада:

"Die russische Geschichte von 900 bis 1900 entspricht nicht der abendländischen in diesen Jahrhunderten, sondern derjenigen von der Römerzeit bis auf Karl den Großen und die Staufenkaiser. Unsre Heldendichtung von Arminius bis zum Hildebrand-, Roland- und Nibelungenlied wiederholt sich in den russischen Bylinen, Volksgesängen, die mit den Recken am Hofe des Fürsten Wladimir († 1015), mit Igors Heerfahrt und Ilja von Murom beginnen und über Iwan den Schrecklichen, Peter den Großen und den Brand von Moskau bis in die Gegenwart fruchtbar und lebendig geblieben sind"[9].

"Русская история от 900 г. до 1900 г. не соотносится с западной историей этих же столетий, но с веками, начинающимися римской эпохой и завершающимися Карлом Великим и императорами династии Штауфенов. Наш героический эпос от Арминия до песней о Хильдебранде, Роланде и Нибелунгах повторяется в русских былинах, народных песнопениях, которые берут начало с богатырей при дворе князя Владимира (ум. 1015), с похода Игоря, с Ильи Муромца, и, простираясь через эпохи Ивана Грозного, Петра Великого и пожара Москвы, остаются живы и плодовиты до настоящего времени"[10].

Отдельные акаузальные аттракторы, равно как и их совокупность — акаузальная когерентность, «судьба» — определяется глубинным смыслом культуры, раскрывающимся в пяти основных характеристиках: 1) прасимволе (Ursymbol), 2) религиозности, 3) пространстве, 4) темпоральности и 5) базовых социальных институтах — шпенглеровских «сословиях» (Stände) — через которые реализуется идея пространства («духовенство»[11]), времени («знать», «аристократ»[12]) и природы, т.е. «вечности» («крестьянство»[13]). Для построения прогноза, основанного на индикаторах акаузальной когерентности, необходимо раскрыть эти пять смысловых составляющих изучаемой культуры. Шпенглер проделал большую работу по описанию Русской предкультуры, и большинство его характеристик можно принять в качестве рабочей гипотезы, однако некоторые из них требуют уточнения и корректировки.


[1] Spengler O. Der Untergang des Abendlandes. S. 140.

[2] Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д., 1998. С. 181.

[3] Spengler, op. cit., S. 144, 148.

[4] Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д., 1998. С. 185 ,188.

[5] Spengler, op. cit., S. 149-152.

[6] Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д., 1998. C. 190, 193.

[7] Светлов Э. На пороге Нового Завета. Брюссель 1983. С. 327.

[8]Всемирная история: в 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. — Мн.: Литература, 1998. С. 331.

[9] Spengler O. Das Doppelantlitz Russlands und die deutschen Ostprobleme.

Vortrag, gehalten am 14. Februar 1922 auf der Rheinisch-westfälischen Wirtschaftstagung in Essen. URL: http://www.zeno.org/Philosophie/M/Spengler,+Oswald/Politische+Schriften/Das+Doppelantlitz+Russlands+und+die+deutschen+Ostprobleme.

[10] Перевод с немецкого Ф. Владимирова.

[11] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. Т. 2. С. 349.

[12] Там же. С. 350, 352.

[13]Там же. С. 345, 347.

1.0x