Александр ПРОХАНОВ. Олег Анатольевич, вы — русский подвижник, собиратель наших великих духовных ценностей. Как вы определили бы смысл того грандиозного дела, которому посвятили всю свою жизнь?
Олег ПЛАТОНОВ. Я уверен, Александр Андреевич, что мы одинаково понимаем смысл и движущие силы той жизни, которую прожили. Мы, родившиеся незадолго до, во время и после Великой Отечественной, — дети поколения победителей. Наши отцы, которые победили в самой великой и жестокой войне в истории человечества, дали нам жизнь и формировали наше сознание. Война и Победа — первые воспоминания детства. Когда приходили друзья отца (он работал директором завода в Плесецке, около которого тогда строили город и космодром Мирный), война и победа упоминались часто. В моём детском сознании темы и войны, и космоса воплощались в образах битвы за страну и Отечество. Гораздо позднее это трансформировалось во мне в идею русской государственности и сохранения России.
Поколение победителей сыграло большую роль в развитии нашей страны. По мере того, как это поколение стало уходить, слабела и страна. Государственное преступление, именуемое "перестройкой" Горбачева, смогло случиться только после того, как главные представители поколения победителей покинули мир.
Для нас, осознающих себя наследниками победителей, главное в жизни — сохранение России, сохранение её духовных основ, традиций и идеалов, на которых было построено великое государство Российское, создана неповторимая цивилизация, внёсшая огромный вклад в развитие мировой культуры.
Сейчас для меня сохранение России — это, прежде всего, сохранение её мистических начал, воплощённых в понятии "Святая Русь". Мой духовный отец, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн, учил меня: "Святая Русь — особое благодатное свойство русского народа, делающее нас особенной общностью в составе человечества". Но, говорил он, это "избранничество" — не в смысле права на мировое господство, а в смысле жертвенного служения в борьбе против мирового зла, в созидательном пафосе жизни на основах добра, правды и справедливости.
России определено Богом особое служение, составляющее смысл русской жизни во всех её проявлениях. История русского народа есть история его призвания к этому служению, история борьбы русских против сил мирового зла, русофобии и расизма. Как нас учили славянофилы, Православие через Россию может привести к перестройке всей системы мировой культуры и хозяйства. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения — история даёт ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У России — особый путь. Её всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.
Во втором тысячелетии н.э. Россия сыграла главную роль в общечеловеческой борьбе против всех проявлений мирового зла, геноцида и агрессии. Именно русские совершили ряд грандиозных побед, изменивших положение в мире в пользу добра.
В Х веке русские наголову разгромили агрессивный Хазарский каганат, включив впоследствии его территорию в своё государство.
В начале XIII века русские остановили германскую католическую агрессию на Востоке, осуществляемую Тевтонским орденом путём массового геноцида славянских народов.
Противостояние русского народа и Золотой Орды закончилось крахом последней и включением большей части её территории в состав Русского государства.
В XVIII — XIX вв. Россия стала главной силой, приведшей к падению Османской империи, прославившейся геноцидом славян и других народов.
В 1812 — 1815 годах Россия сокрушила империю Наполеона. Из 600 тысяч французских солдат, пришедших завоёвывать Россию, в живых осталось менее 50 тысяч.
И, наконец, именно Россия поставила крест на существовании Третьего рейха. Из 10 миллионов немцев и их союзников, пришедших завоевать Россию, большая часть навсегда осталась в русской земле.
И до сих пор Россия является одним из главных удерживающих факторов для всех современных мировых агрессоров, прежде всего — США и их сателлитов по НАТО.
Битва за сохранение России не прекращалась никогда, продолжается она и сейчас.
Александр ПРОХАНОВ. Вы исследовали колоссальный массив знаний о человеке, о мире, о космосе, о душе, истории, о добре и зле. Эта русская духовная Вселенная, которую вы собрали, — что это: музей, хранилище, куда нет-нет, да и заглянет какой-нибудь любознательный историк или любопытствующий студент? Или это великий семенной фонд, собрание элитного духовного зерна, которое может быть посеяно в нашу жестокую почву и даст урожай?
Олег ПЛАТОНОВ. Институт русской цивилизации, который мы создали, — это не музей и не архив, это центр изучения, возрождения, сохранения и генерации духовных основ русской цивилизации, фундамент, на котором стоит государство Российское, развиваются русский и связанные с ним тысячелетним сотрудничеством и взаимопомощью другие народы. Да, это великий семенной фонд. Он постоянно создаёт условия для великих урожаев во всех отраслях нашей жизни, будь то космос, наука, культура, экономика, военное могущество и многое другое.
Каждая цивилизация, существующая на Земле, имеет свои духовные ценности и идеалы, в рамках которых осуществляется её развитие и создаётся жизненный тонус общества, в конечном счёте определяющие всю историю того или иного этноса. Исторический опыт показывает, что успех любой страны зависит от того, насколько её правительство, государственные и общественные организации учитывают духовные ценности и национальные идеалы. Страна терпит неизбежный крах, если идеалы её народа не учитываются и, более того, народу пытаются навязать духовные ценности и идеалы иных цивилизаций. Для меня совершенно очевидно, что главной причиной поразившей Россию национальной катастрофы 1980-х — 1990-х годов ХХ века стала попытка правящих кругов навязать народу чуждые ему духовные ценности и идеалы американской цивилизации.
Сегодня мировая христианская цивилизация стоит на краю пропасти. Произошло то, о чём уже давно предупреждали мир великие западные мыслители-славянофилы: "Начиная с эпохи Ренессанса вся культура Запада постепенно отходит от духовных ценностей Нового Завета". Меняются менталитет и психология европейца. Из христианина средний европеец превращается в жадного потребителя товаров и услуг, умело управляемого капиталистами-ростовщиками.
Вся система власти и экономики современной Европы (включая Россию) находится под контролем международных банков и корпораций, создавших закулисные рычаги управления массами с помощью продажных политиков и тайных организаций. Великую европейскую культуру шаг за шагом вытесняет американская антикультура, поп-культура. На наших глазах происходит депопуляция, денационализация и даже деградация европейских народов. Учёные Академии наук России подсчитали, что если ничего не изменить, то через четверть века англичане, французы, итальянцы, немцы станут национальными меньшинствами в своих странах, а их новыми типичными представителями будут люди с извращённой психикой и нетрадиционной сексуальной ориентацией. К сожалению, многие европейцы не хотят понять, что современный Евросоюз является главным орудием депопуляции, денационализации и деградации коренных народов западной Европы.
Тем же самым путем депопуляции, денационализации и деградации Запад пытается направить Россию и русский народ.
Остановить эти катастрофические процессы могут только организованные национальные силы, которые создадут твёрдую власть, способную противостоять враждебной, антинациональной деятельности мировой закулисы, могучую власть национального государства.
Александр ПРОХАНОВ. На протяжении тысячелетий русские ведут духовную схватку, испытывают на себе грандиозные удары. В этих схватках, под этими ударами рождается русская феноменология. Какие ценности отстаивает русское мышление в этой исторической схватке? Кто старается сломать, скомкать это восхитительное русское мировоззрение? Кто видит в нём угрозу?
Олег ПЛАТОНОВ. Особенность России, феноменология русского духа состоят в идеалах Святой Руси, в отрицании ветхого человека, в отрицании греха и, как итог, — в создании нового человека. Русь — Россия создала новую идеологию обновления и преображения мира.
Россия создала тысячелетнюю программу, проект торжества нового человека. На тысячелетнем пространстве слились воедино творческая мысль Владимира Святого, Ивана Грозного и Иосифа Сталина. Владимир Святой утвердил русскую государственность. Иван Грозный строил государство по завету и образцу Византийской империи. СССР строился Сталиным после войны по образцу Российской империи.
Главная идея, которая объединяла два этих великих проекта, — создание "нового человека" на основе христианских духовных ценностей. Помните, даже "кодекс строителя коммунизма", который обсуждался ещё при Сталине, но широко пропагандировался уже при Хрущёве, составлялся преимущественно на основе христианских ценностей.
Что такое проект создания "нового человека"? Это проект Святой Руси, проект "Москва — Третий Рим". Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своём Православии, в святости Руси. Царство Русское борется против мирового зла, оно есть последнее мировое царство, за которым наступит Вечное царство Христа. Русские патриоты гордятся своей мировой миссией, однако в этой гордости нет греховной гордыни, но есть бескорыстие и жертвенность, готовность положить свою жизнь в борьбе против мирового зла. Чем яснее русские люди понимали своё высшее предназначение и вселенскую миссию, тем больше врагов ополчалось на Русь. Влияние внешних врагов на Русь осуществлялось, прежде всего, через "пятую колонну" внутренних врагов, не понимающих и отрицающих вселенскую миссию русского народа. Внутренние враги похоронили проект "Нового человека" и заменили его идеологией торжествующего грешника, потребителя.
Проект "Новый человек" — это антизападный проект, это проект отрицания западных ценностей. Формация "Нового человека" заменила собой обветшавшие постулаты Запада: погоню за прибылью и потребительство. На каких основах создаётся новый человек? Это духовная цельность — неразрывность веры и жизни; добротолюбие, правда, справедливость как основные законы жизни; нестяжательство — преобладание духовно-нравственных ценностей над материальными; соборность — единение людей в Православной церкви, православном государстве, православном народе; монархическая государственность — власть как религиозное служение сверху донизу; патриотизм — после веры в Бога.
Суть истинной царской власти состоит в том, что эта власть — не избранная, не зависящая от народа, а представляющая нечто высшее — власть от Бога, в которую, как в Бога, верит добровольно подчиняющийся ей народ.
Власть от Бога дана русским самодержцам от Владимира Святого и Владимира Мономаха. Божиим произволением русское царство может включать в себя и другие царства и таким образом становиться основой для создания империи как царства царств.
Царская власть дана от Бога для поощрения добрых и кары злых. Царь должен быть первым в борьбе против мирового зла. Он был первым в идеологии "Москва — Третий Рим".
В отличие от божественной русской монархии, считал Иван Грозный, власть на Западе — "безбожная", ибо она не Богом дана, а создана мятежным "человеческим произволением, хотением" и зависит от мятежной знати. Только русская власть может спасти человечество, только русские выведут мир из того тупика, в который его завёл Запад.
Александр ПРОХАНОВ. Велик урон, который понесла русская философская мысль, русское мировоззрение в 1917 году. Повсеместно восторжествовала красная доктрина и отвергла все прочие формы философского мышления. Постепенно в недрах красной доктрины стал складываться новый духовный уклад, который можно назвать русско-советским. Появились писатели-деревенщики, стали возникать всевозможные общества по сохранению культурных ценностей, усилились национальные тенденции в недрах коммунистической партии, в недрах народа в целом. И этот пласт после 1991 года был разгромлен, русское сознание понесло огромный урон. Как преодолеть эти чудовищные разрушения? Есть ли сегодня интеллектуальная среда, готовая подхватить эстафету русского миросознания? В чём сегодня выражается возвышенная русская мысль? Как сегодня выглядит русская идея. Русская мечта?
Олег ПЛАТОНОВ. Разгром коренной русской мысли начался задолго до 1917 года и торжества красной доктрины. Уже с конца XVIII века в либеральной и социалистической общественной науке представления о русской национальной мысли подавались тенденциозно, искажённо. Очень подробно и в апологетическом духе изучалась только та часть общественной мысли, которая имела отношение к либеральным и социалистическим движениям, выступавшим против Царя, государства и Церкви: еретические, антиправославные, антирусские движения, вольнодумцы XVIII века, масоны, декабристы, революционеры, эсеры, кадеты, коммунистические вожди.
Вне внимания общественных наук оставались главные пласты русской национальной мысли, изучение которых закрывалось либералами и социалистами путём навешивания ярлыков "отсталого", "консервативного", "черносотенного". Либеральные и социалистические деятели, в силу своей зашоренности и научной ограниченности, сворачивали Россию со столбовой дороги развития, направляя её в тупик.
Катастрофические события XX века в России и в мире раскрыли ошибочность научных взглядов либералов и социалистов на развитие общества. "Рецепты", которые они предлагали для "улучшения" положения России, опрокинули нашу страну в пропасть. В то же время жизнь показала правоту выводов, предложений и прогнозов национальных русских мыслителей: великих русских святых, славянофилов, почвенников, охранителей, черносотенцев. Именно они с поражающей точностью предсказали бедственные результаты того тупикового пути, по которому направили Россию либералы и социалисты, а также сформулировали главные научные постулаты выхода российского общества из этого тупика.
Несмотря на крах, который потерпела либеральная и социалистическая мысль в России, её представители до сих пор продолжают свою вредную и опасную, далёкую от науки пропаганду. Извращают труды русских мыслителей, учёных и общественных деятелей.
В ответ на враждебные вызовы мы решили создать организацию, которая в какой-то степени способна исправить катастрофические деформации в русской идеологии. Для этого требовалось вернуть в научный оборот книги и тексты, выброшенные на обочину русского общественного сознания.
С этой целью нами и был создан Институт русской цивилизации, деятельность которого благословлена великим православным подвижником и богословом митрополитом Иоанном (Снычёвым).
Институт русской цивилизации — творческое объединение православных учёных и специалистов в области общественных наук. Сотрудничающие с Институтом учёные и специалисты занимаются исследованиями истории, философии, экономики, географии, этнографии, филологии, искусствоведения. Итогами деятельности Института являются подготовленные книги и монографии, выпущенные в свет труды классиков русской мысли, энциклопедии и словари.
Главная цель Института русской цивилизации — возвращение в русскую общественную мысль научных открытий и трудов великих русских мыслителей, учёных, государственных и общественных деятелей, чьими идеями и усилиями было создано Российское государство — образец державы, строившейся на православных началах добра, правды и справедливости.
Наш Институт объединил в своих проектах более 120 учёных и специалистов, занятых изучением русской истории и идеологии. С 1993 по 2020 год мы составили и выпустили в свет 28 энциклопедий и исторических словарей, более 210 томов самых выдающихся произведений великих русских мыслителей и учёных, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения и борьбу народов России против сил мирового зла, русофобии и расизма, выпущено 170 монографий и научных изданий по малоизученным проблемам русской истории и идеологии. Все наши энциклопедии, словари, книги и монографии выложены бесплатно в интернете. Каждый день с ними знакомятся тысячи человек, скачивают их. Это свидетельствует, что сегодня в России существует интеллектуальная среда, готовая подхватить эстафету русского миросознания. Многие считают, что идеи и мысли наших великих предков — прочная основа для развития современной России. Для истинно духовной элиты России первообразом общественной цели являются идеалы Святой Руси, о которых я уже говорил выше. Эти выводы, Александр Андреевич, совпадают с итогами вашего исследования — проектом о Русской Мечте. Русская идея и мечта являются эликсиром жизни для развития народа и, как вы совершенно точно отмечаете, формируют народ, направляя его движение на протяжении многих столетий, побуждая его преодолевать грандиозные препятствия и трудности. И сегодня идеал Русской Мечты — Святая Русь. Очень многих интересуют и вдохновляют понятия духовной цельности, неразрывность веры и жизни, соборности, нестяжательства, общины и артели.
Александр ПРОХАНОВ. В чём сегодня, по-вашему, состоит конфликт возвышенного русского мировоззрения и той реальности, которая сложилась в России? Ваша личная судьба демонстрирует этот конфликт, и вы чувствуете его на себе самом. Вы верите в чудо русского возрождения? Есть ли место русскому чуду среди глобальной экономики, цифровой реальности, духовного и эстетического интернационала.
Олег ПЛАТОНОВ. Конфликт с внутренним врагом Российского государства продолжает оставаться главным содержанием последних десятилетий. Русские патриоты-державники в этой схватке победили — хотя и заплатили за свою победу дорогую цену. Поддерживаемой Западом "пятой колонне" не удалось опрокинуть Россию.
Совершенно очевидно: для того, чтобы спасти Россию от разрушительной экспансии Запада, необходимо сохранить традиции и идеалы Святой Руси. Потенциал Русской Мечты должен быть основой государственной стратегии, ресурсом державы.
В этих условиях происходит неизбежный конфликт между возвышенным русским мировоззрением и взглядами "пятой колонны". Служащие Западу внутренние враги России: русофобы, либералы, сионисты, — делают всё возможное, чтобы дискредитировать русские духовные ценности и идеалы, подорвать веру в Русскую Мечту.
Идеалы Русской Мечты особенно жёстко столкнулись в области современной российской экономики.
В идеологии Русской Мечты рождаются новые взгляды на народное хозяйство, которое рассматривается как одна из главных форм духовной жизни. Позитивистскому и рационалистскому представлению хозяйственной деятельности как суммы трудовых функций, выполняемых ради прибыли, ради денег, русский идеал противопоставляет идею преимущественно духовного характера труда, имеющего значение универсальной всечеловеческой ценности, эффективность которого зависит от степени неразрывности веры и жизни, целостности соединения личности и окружающего её мира. Из этого абсолютного идеала логически вытекает целый ряд других идеалов русского хозяйства.
Идеал автаркии — ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом к замкнутости, самодостаточности, самоудовлетворённости. Основной поток эффективной хозяйственной деятельности направлен при этом не вовне, а внутрь хозяйственной системы.
Идеал самоограничения. Направленность хозяйства не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объёмов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности.
Трудовой идеал хозяйственной деятельности. Взгляд на труд как на добродетель. Экономический процесс направлен не на максимализацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.
Трудовой идеал в создании капитала. Собственность — функция труда, а не капитала. Капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический.
Идеал трудовой и производственной демократии, воплощаемый в общине и артели.
И, наконец, идеал трудовой и хозяйственной мотивации — преобладание моральных форм стимуляции к труду над материальными.
Община уводила от алчности, стяжательства и эгоизма, порождала способность к самоограничению, направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объёмов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение хозяйственной самодостаточности. Русский общинный тип хозяйства развивался на традиционных христианских ценностях соборности (даже в форме "коллективизма"), взаимопомощи, трудовой демократии, на местном самоуправлении. Эффективный труд мотивировался в ней не только материальными, но и в значительной степени моральными стимулами. Следует сказать, что главные идеалы русского хозяйства сегодня игнорируются. Насаждаются американские идеалы стяжания богатства любой ценой.
Главной целью жизни объявляется материальное преуспевание, нажива, стяжание денег и капитала любыми средствами, прежде всего — за счёт обмана и эксплуатации всех "избранными". Идеалы "избранных": "бери от жизни всё и сразу, не дай себе засохнуть", — формируют эгоистическую идеологию индивидуализма и предполагают "атомистическую концепцию общества", в котором конечным источником ценностей и их иерархии выступает некая избранная личность, а интересы любой конкретной общности определяются в эгоистической конкурентной борьбе множества собственников, среди которых лидируют "избранные личности", финансисты-ростовщики.
В результате подавляющая часть людей отчуждается от власти, рассматривая её как элемент навязанной им системы паразитизма.
Важно понять, что идеалы западной потребительской цивилизации не могут быть ориентирами для России. В гонке потребления, которую осуществляет западный мир, опираясь на неоплаченный труд и неравноправный обмен со странами-поставщиками сырья и топлива, наше место может быть только в лагере эксплуатируемых Западом. Более того, расточительство западной гонки потребления в условиях сокращающихся ресурсов ведёт человечество к гибели. Русский идеал хозяйства, ориентированный на автаркию, разумный достаток и способность к самоограничению, предоставляет человеку один из вариантов выживания.
Все реальные рычаги власти ныне сосредоточились в Администрации президента. Новая реформа выборной системы поставила точку на игре в демократию. Все оппозиционные движения сдвинуты на обочину и обессилены. Мы получили фактически диктатуру одной партии, умело владеющей методами закулисного управления массами.
Все остальные политические силы не имеют реального влияния на принятие властных решений. Сейчас "Единая Россия" — это политический реактор, в котором идёт развитие двух противоположных сил: национально-корпоративных и криминально-космополитических. Задача русских православных патриотов — поддерживать здоровые силы во власти. Не надо стесняться сотрудничать с той частью власти, интересы и задачи которой совпадают с нашими. Надо поддержать национально мыслящих чиновников и национальный капитал. Надо идти в "партию власти", которая сейчас выдвигает лозунги официального патриотизма, чтобы вдохнуть в эти лозунги жизнь и вытеснять из власти политиков и финансистов, связанных с мировой закулисой.
Мы не должны обманывать себя: "пятая колонна" в нашем государстве очень сильна, а во многих областях жизни, и особенно — в экономике, она считает себя хозяйкой нашей жизни, уверенно расставляя своих людей на ключевые места.
В последние годы наступление "пятой колонны" резко усилилось, и это ощутили на себе многие патриотические организации. Закрыт Международный славянский фонд. Ограничена деятельность целого ряда русских и славянских объединений и патриотических центров. Наш институт тоже стал жертвой провокации антирусских сил. С 2016 года деятельность нашей организации стали тормозить гласными и негласными проверками, запугиванием сотрудников и спонсоров, а вскоре возбудили против меня дело по 282-й статье за книги, которые были выпущены мной ещё в 1990-х годах и многократно переиздавались, в том числе — на иностранных языках. Были проведены обыски в моей квартире, на даче и в офисе. В последнем случае был устроен настоящий погром, зафиксированный документально. У нас были вывезены компьютеры, документы и книги.
Погром, осуществлённый в нашем Институте, я считаю одним из результатов деятельности антирусских, антиславянских сил в государственном аппарате, оживившихся в связи с предстоящей борьбой "за наследие 2024 года". "Пятая колонна" делает всё, чтобы поссорить власть с национально-патриотической общественностью, перевести патриотов в оппозиционный лагерь, парализовать деятельность патриотических сил. В этих условиях некоторая часть правоохранительных и судебных органов используется представителями пятой колонны в антигосударственных целях.
Александр ПРОХАНОВ. Олег Анатольевич, мы с вами — люди уже преклонного возраста, сегодня мы ещё здесь, а завтра нас не будет. Кто мы: последние или, может быть, первые? Что нам суждено: забвение среди новых нигилистов и скептиков, забывших о чудесной природе мироздания, или наше дело не будет пылиться в архивах и музейных запасниках, а выльется в энергию возрождения, которая озарит русское сознание XXI века и сознание всех остальных, алчущих истины народов?
Если Россия — роза мира, то весь прочий мир является чудесным садом, где суждено цвести этой божественной розе.
Олег ПЛАТОНОВ. Мнения новых нигилистов и скептиков, забывших о чудесной природе Божьего мира, — их огромная личная трагедия. Мы их можем только пожалеть. Те, кто оценивает свою жизнь категориями денег и прибыли, сколько бы он ни стяжал, уже несчастен.
Полноводная река корневой русской мысли течёт во времени и пространстве нашей Родины, преодолевая все препятствия и пороги. Непреодолимой силой она отметает всё на своём пути, попытки пустить её вспять или направить по другому руслу безуспешны.
Я уверен, Александр Андреевич, что мы идём по столбовой дороге русской идеи, Русской Мечты. Она была предопределена нам и нашему Отечеству Божиим Промыслом за две тысячи лет до рождения каждого из нас. Метафизика начала и конца Вечной России раскрывается в райском саду, райских кущах общего будущего человечества. И нам ли, представителям поколения победителей, желать большего?
***
29 января 2020 года в 18.30 в ЦДЛ состоится юбилейный вечер в честь 70-летия директора Института русской цивилизации, главного редактора газеты "Русский Вестник" Олега Платонова.
Планируются выступления: С.Н. Бабурина, В.В. Большакова, Л.Г. Ивашова, О.Н. Куликовской-Романовой, В.Ю. Катасонова, В.Н. Крупина, С.Ю. Куняева, о. Кирилла (Сахарова), В.В. Личутина, В.Н. Осипова, А.А. Проханова, А.Д. Степанова, В.В. Хатюшина. В концерте участвуют: Ирина Леонова, Василий Овсянников, Татьяна Петрова, Евгений Поликанин, Людмила Сафонова, Татьяна Филимонова. На вечере будет представлена выставка вышедших книг юбиляра с конца 1980-х годов до наших дней.
Проезд: ст. м. "Баррикадная", ул. Большая Никитская, д. 53, Центральный дом литераторов (Большой зал).