Одна из фундаментальных проблем современной России, препятствующая преодолению терзающего нас с 80-х годов XX в. острого системного кризиса, заключается в упорном стремлении элит разрушить цивилизационную матрицу, на основе которой века назад сложилась наша страна. Интенсивное разрушение исторической России во имя “возвращения на столбовую дорогу цивилизации”, начатое в годы перестройки и набравшее ужасающий размах в 90-е, несколько приостановилось лишь в последние несколько лет, да и то далеко не во всех сферах. В ситуации неустойчивого равновесия любой шаг властей, направленный на изменение базовых констант нашего бытия, способен как подтолкнуть общество к выходу из затяжного кризиса, так и наоборот – вогнать в него страну ещё глубже.
Выдвинутую Советом по межнациональным отношениям и поддержанную президентом РФ В.Путиным инициативу о подготовке законопроекта о “российской нации” можно рассматривать именно как заявку на глубокую ревизию самого подхода к национальному вопросу в РФ, на которую, в своё время, не решились даже в годы правления Б.Ельцина. Тогда, несмотря на проталкиваемые рядом общественных и научных деятелей (в особенности, директором Института этнологии и антропологии РАН В.Тишковым) концепции “российского плавильного тигля” по подобию США, ни в какие правительственные документы они всё же не воплощались. Но теперь, по сути, речь идёт не только об окончательном отказе от веками сложившегося принципа выстраивания межнациональных отношений в России, но и о вопиющем ущемлении прав крупнейшего и де-факто государствообразующего народа страны – русского народа. Ему инициаторы и разработчики законопроекта отказывают даже в праве на собственное имя.
Чем же понятие “российская нация” противоречит понятию “русская нация”, которое столь активно желают изъять из обихода? Всем!
Русская нация – это исторически сложившаяся в известных границах общность людей, объединённых общим происхождением и культурой, которая послужила ядром для формирования нашей государственности. Именно русские (русичи, русы, росы) люди дали название России - государству, в котором мы живём, а не наоборот. И именно русский народ был и остаётся становым хребтом страны, вокруг которого объединяются другие комплиментарные ему народы. Изыми этот стержень или, того хуже, сломай его – и рухнет Россия, как рухнул четверть века назад Советский Союз, лишившийся в 1990-1991 году своей главной республики-держательницы. Ведь ничто, за исключением русского магнита, якута с осетином или татарина с карелом вместе не соединит.
Концепция же “российской нации”, которую проталкивает Совет по межнациональным отношениям (членом коего является всё тот же В.Тишков), есть вульгарная калька с принятого в Соединённых Штатах или Франции понимания нации как простого согражданства. Данная концепция на деле отрицает колоссальную историческую роль русского народа, рассматривает русский народ лишь как своего рода химический элемент для получения “российского сплава”, один среди многих. В рамках такого подхода этническое происхождение гражданина игнорируется – принимается во внимание лишь его гражданская принадлежность. Имеешь, к примеру, французский паспорт - значит, француз. Если же, как Жерар Депардье, швырнул его на стол, возмутившись ростом налоговых ставок, считаться таковым перестал. Вот, собственно, и вся суть так называемой “гражданской нации”, о конструировании которой вели на Совете речь.
Сколь эффективным окажется подобное конструирование в плане преодоления реальных межнациональных противоречий, в какой мере оно может способствовать достижению межнационального согласия, к которым на словах стремятся авторы концепции “российства”, можно понять на примере той же Франции с её кровавыми терактами арабских “французов” или США, подробности расовых бунтов в которых ныне столь любят смаковать по российскому телевидению. И вот ту концепцию, которая уже завела в беспросветный тупик Францию и на глазах туда же заводит Штаты, собираются внедрять у нас, причём на самом что ни есть высоком государственном уровне.
Настаивая на определении нации как согражданства, члены Совета внедряют в наше общество глубоко чужеродный принцип. Наша страна исторически формировалась вокруг русского ядра, которое ни цари, ни советские генсеки никогда не пытались отрицать (вспомним хотя бы известную строку советского гимна – “Сплотила навеки Великая Русь”) и не ставили под сомнение его национальное содержимое. Оно было и остаётся одним – русским! Известные заявления Н.Хрущёва и Л.Брежнева о советском народе как “новой исторической общности”, которые сегодня многие высмеивают как вопиюще неадекватные, в действительности не отменяли национальных идентичностей внутри страны. В паспортах при СССР, замечу, указывались подлинные (“примордиальные”) национальности, и русских, равно как и татар, башкир, чувашей, удмуртов и т.д., переписывать в “советские” никому в голову не приходило. Но в Советском Союзе была хоть какая-то основа для заявлений о “новой исторической общности” – победа социалистического строя с его идеей пролетарского интернационализма, казавшаяся в тот период неоспоримой. А на каком, спрашивается, базисе намереваются собирать “российскую нацию” господа из Совета по межнациональным отношениям и поддержавший их президент? На экономическом базисе ельцинской приватизации да на предельно дискредитировавшей себя идее мультикультурализма?
Сегодня, когда многие в стране воодушевлены возвращением Крыма и ожидают от Кремля дальнейших шагов по укреплению русского начала России (например, давно назревшего придания русскому народу статуса государствообразующего), наша власть изготовилась двинуться в прямо противоположном направлении. Не к укреплению, а к размыванию, к фактическому отказу от него. Унижая русский народ самим обнародованием подобных концепций, ставя его в подчёркнуто ущемлённое положению по отношению к нацменьшинствам (о том, чтобы заодно упразднить национальные республики в РФ с их титульными нациями на заседании Совета не было сказано ни слова!), власть отталкивает свою главную опору внутри страны. Причём, отталкивает в нарочито оскорбительной манере. И это – в такой сложный исторический момент, когда страна втянута в две войны… Подобные ошибки обыкновенно обходятся очень дорого!
Разработчиков и апологетов законопроекта хочется спросить: как, в таком случае, Кремль собирается обосновывать необходимость помощи русским Донбасса? Ведь они, не являясь гражданами РФ, никак не могут быть причислены к “российской нации”. Следовательно, на абсолютно законном основании будут рассматриваться как чужие, посторонние люди, которым наши власти заведомо ничего не должны. Проблема преодоления разделённого русского народа при подобном подходе к национальному вопросу вообще снимается с повестки дня – воссоединять нечего. Этнические русские по другую сторону границы РФ и гражданская нация “россиян”, у которой из собственно русского останется разве что язык, между собой не стыкуются никак. Или проект "русского мира" решили в Кремле закрыть окончательно?
Впрочем, помимо игнорирования национальных проблем русского народа, в таких начинаниях видится и иной подтекст. Российские элитарии категорически не желают отказа от политического и идейного наследия 1991 года – что в экономике, что в национальном вопросе. Сама эта шулерская подмена русскости “российсскостью” уходит корнями как раз в ту эпоху, когда проекты реформ писали для ельцинского правительства американские консультанты. От ряда надиктованных ими рекомендаций власть предержащие не желают отказываться даже сейчас, когда Америка – давно не стратегический партнёр и почти уже военный противник. В сохранении заложенного при Ельцине идеологического фундамента элитарии видят залог сохранения собственной элитарности.
И, судя по многим признакам, готовы цепляться за него до последнего.