"БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ АЛЕКСЕЯ ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКОГО И ФЁДОРА РОСТОПЧИНА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1812 ГОДА РОССИЙСКАЯ КАВАЛЕРИЯ ВСТРЕТИЛА "НА КОНЕ". ДЕСЯТКИ КОННЫХ ЗАВОДОВ СТРАНЫ ПРОИЗВОДИЛИ ПРЕКРАСНУЮ АРМЕЙСКУЮ ЛОШАДЬ НА ОСНОВЕ ВЕРХОВОЙ И РОСТОПЧИНСКОЙ ПОРОДЫ", - весомая констатация одного из фундаментальных научно-исторических трудов.
"ОРЛОВСКАЯ ПОРОДА"... "РОСТОПЧИНСКАЯ ПОРОДА"... "ОРЛОВО-РОСТОПЧИНСКАЯ ПОРОДА"... Не только в России, не только в Европе, но во многих странах мира знали и ценили эти породы. Высших наград международных выставок и состязаний многократно удостаивались триумфальные победы этих чудо-коней.
"ОРЛОВО-РОСТОПЧИНСКАЯ" - есть прямое указание на имя её создателей. КОННОЗАВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАФА ФЁДОРА ВАСИЛЬЕВИЧА РОСТОПЧИНА И ГРАФА АЛЕКСЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКОГО ПОСЛУЖИЛИ ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ ЭТОЙ ПРЕКРАСНОЙ АРМЕЙСКОЙ ВЕРХОВОЙ ЛОШАДИ", - уважительный научно-культурологический комментарий о государственно значимых трудах двух выдающихся деятелей России.
* * *
... "Слово о полку Игореве"... - "Или так бы пел, вещий Боян, внук Велесов: "КОНИ РЖУТ за Сулой - звенит слава в Киеве"... И сказал ему Буй Тур Всеволод: "...Седлай же, брат, своих БОРЗЫХ КОНЕЙ, а мои готовы, уже оседланы у Курска...".
"Задонщина. Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая". - "Звенит слава по всей земле Русской: В МОСКВЕ КОНИ РЖУТ, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого...".
Устно-поэтическое творчество русского народа одухотворило, вочеловечило КОНЯ КАК ВЕРНОГО ДРУГА-СПУТНИКА ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА, ЗЕМЛЕПАШЦА, СЕЯТЕЛЯ И ВАЯТЕЛЯ...
...Фёдор Ростопчин с живейшим интересом изучал всё, что было связано с коневодством, коннозаводством... Пришлась по сердцу Ростопчину читанная лично автором "КОЛЕСНИЦА" Гавриила Романовича Державина. "Золотая колесница", мчащаяся "по расцвеченным полям" ("Седящий, правящий возница. По конским натянув хребтам блестящщи вожжи, держит стройно, искусством сравнивая их... Возница вожжи ослабляет, смиренством коней убедясь").
На родной Орловщине, под Воронежем, Ельцом, Калугой, Тулой, Рязанью, Подмосковьем Фёдор Петрович с детства и отрочества воспринимал пришедшие из глубин тысячелетий "крылатое слово", пословицы, поговорки, присловья ("Ржет конь к печали, ногою топает к погонке"; "Ржет конь на бору - хочет он ко двору"; "Ретивая лошадка недолго живет"; "Выше меры и конь не скачет"; "Пеший конному не товарищ"; "На чужой лошади погоняй, не стой"). Бытие и быт русича, неразрывными нитями связанные с коневодством, запечатлели народные речения, причиндалы-подковырки ("Сбруя при рати недруга карати"; "Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу"; "Кабы на коня не лысина, цены бы ему не было"; "Конь горбат, да не мерину брат"; "Куды конь с копытом, а рак тут же с клешней"; "Кума шла пеша, кумоням лехче"; "Лошадь в хомуте везет по могуте"; "Корм коня лучше"; "Знай ямскую по столбам"). Поэзия земледельческого труда, "власть земли", "власть тьмы", "горе сёл, дорог и городов" - в сложных и противоречивых коллизиях, нашедших своё художественно-метафорическое выражение в пословицах и поговорках.
"Толковый словарь живого великорусского языка" ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ предлагает читателю целое "гнездо" омонимов (лошадь, лошадка, лошадочка, лошадушка, лошадёнка, лошадёночка). По употреблению, лошади бывают: упряжные, верховые, коренные, пристяжные, дышловые, выносные (подседельные, подручные).
... Ростопчинские кони восторгали ПЕТРА АНДРЕЕВИЧА ВЯЗЕМСКОГО (1792 - 1878), романтичного знатока коннозаводства, великолепного "портретиста", запечатлевшего "добрых коней", "верных коней", "резвых коней", "красавцев удалых" в своих лирических шедеврах ("Тройка").
..."Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля обстоятельно комментирует ономастическое "гнездо", относящееся к слову К О Н Ь (старинное КОМОНЬ): рысак, стригун, тарпан, скакун, иноходец, жеребец, мерин.
...Ростопчинские и орловские чудо-кони восхищали ФЁДОРА НИКОЛАЕВИЧА ГЛИНКУ (1786 - 1880), запечатлевшего в своей "Погоне" волшебно-былинную притягательность РУСИ КОННОЙ ("Кони, кони вороные! Вы не выдайте меня...").
..."Конный эпос" России талантливо пополнил ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ БЕНЕДИКТОВ (1807 - 1873); динамична и выразительна его "Степь"("Мчись, мой конь..."). "Конный эпос" России трудно представить себе без художественно-живописных полотен НИКОЛАЯ ЕГОРОВИЧА СВЕРЧКОВА (1817 - 1898).
Воронцовско-ростопчинское Вороново... Троицкое... Красное... Пахра... Валуево... Станы... Московское Подолье...
Здешние быт и бытие, природные метаморфозы, дела и дни селян и горожан могут быть "реконструированы" посредством изобразительно-выразительной сюжетики замечательного мастера кисти...
продолжение следует